- Преподавателю
- История
- Планирование по истории России 6 класс Пчелов Е. В. ФГОС
Планирование по истории России 6 класс Пчелов Е. В. ФГОС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Холзова Е.А. |
Дата | 05.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
38
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс.
Наименование раздела,
тема урока
Дата урока
Тип урока
Кол - во
часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Домашнее задание
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
УУД
личностные
УУД
1
Что такое Средние века?
2.09
Комбинированный
1
Знать: хронологические рамки средних веков.
Уметь: объяснить понятия «темные» и «светлые» века.
Исторический диктант,
с.3-6
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
2
Раздел I. Раннее средневековье.
Тема 1. Византийская империя.
Второй Рим.
7.09
Комбинированный
9
1
Знать: причины распада Римской империи и укрепление ее восточной части; особенности общества Византии; характерные черты императорской власти.
Уметь: работать с контурной картой; составлять характеристику с опорой на текст; выполнять тестовые задания.
Фронтальный опрос, знать термины, понятия,
& 1
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
3
Век Византии.
9.09
Комбинированный
1
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
Исторический диктант, знать термины, понятия, даты,
& 2
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
4
Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама.
Завоеватели-германцы.
14.09
Комбинированный
1
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Работа с документами,
& 3
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
5
Возникновение ислама.
16.09
Комбинированный
1
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Устные сообщения, подготовить сообщения об основных достижениях в науке и технике, образовании, литературе стран Арабского халифата, & 4
Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
6
Арабский халифат.
21.09
Комбинированный
1
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
& 5
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
7
Тема 3. Франкская империя.
Образование государства франков
23.09
Комбинированный
2
1
Знать: основные черты власти короля в период правления династии Меровингов; особенности характера Хлодвига; систему управления государством при Хлодвиге; причины и последствия принятия христианства в королевстве франков. Уметь: работать с картой; описывать процесс образования государства франков; выполнять тестовые задания.
Работа с документами,
& 6
Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
8
Империя Карла Великого и ее распад
28.09
Комбинированный
1
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.
Комментировать последствия Верденского раздела.
Фронтальный опрос,
& 7, 8
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
9
Тема 4. Северная Европа.
Северная Европа.
30.09
Комбинированный
2
1
Знать: направления завоевательных походов викингов; особенности жизни и быта скандинавов. Уметь: работать с картой; устанавливать хронологическую последовательность событий.
Устные сообщения, подготовиться к обобщающему уроку,
& 9
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
10
Раннее средневековье
5.10
Повторительно- обобщающий
1
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
Тестирование
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
11
Раздел II. Вершина средневековья.
Тема 1. Средневековые сословия.
Земля и власть.
7.10
Комбинированный
13
3
1
Знать: почему земля в средневековье являлась главной ценностью; основных держателей земли; особенности вассальных отношений.
Уметь: выстраивать феодальную лестницу; раскрывать суть феодальных отношений; характеризовать феодальное поместье; выполнять тестовые задания.
Анализ исторических документов, знать термины, понятия, даты,
& 10
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
12
Вечные труженики.
12.10
Комбинированный
1
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Фронтальный опрос, знать термины, понятия, даты,
& 11
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
13
Сословие воюющих.
14.10
Комбинированный
1
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Устные сообщения,
& 12
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
14
Тема 2. Власть духовная и светская. Крестовые походы.
Наследие Каролингов.
19.10
Комбинированный
2
1
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.
Фронтальный опрос, знать термины, понятия, даты,
& 13
Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
15-16
Крестовые походы.
21.10
26.10
Комбинированный
2
Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Тестовые задания, работа с документ,
& 14-15
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
17
Тема3. Средневековые города.
Рост городов в Западной Европе.
28.10
Комбинированный
3
1
Знать: пути образования городов в Европе; особенности процесса объединения ремесленников в цеха; какова роль ярмарок в средневековой Европе.
Уметь: работать с картой; рассказывать о городе как о торгово-ремесленном центре.
Анализ исторических документов, подготовка к семинару,
& 16
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
18
Средневековый город и его обитатели.
9.11
Комбинированный
1
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Фронтальный опрос, знать термины, понятия, даты,
& 17
Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
19
В поисках знаний.
11.11
Комбинированный
1
Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.
Тестовые задания, подготовить сообщения о городских школах в средние века,
& 18
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
20
Тема 4. Образование сословных монархий. Римская церковь и начало Реформации. Столетняя война. Христианское государство в Восточной и Южной Европе.
Католическая церковь в XII-XIII века.
16.11
Комбинированный
5
1
Знать: суть взаимоотношений светской и духовной власти; основные этапы борьбы римских пап и германских императоров; причины возникновения ереси; способы борьбы католической церкви с ересью.
Уметь: составлять сообщения с опорой на текст учебника; рассказывать о святых католической церкви.
Составление сравнительных таблиц,
& 19
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
21
На пути к цивилизации.
18.11
Комбинированный
1
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
Работа с картой, и историческими документами,
& 20
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
22
Тяжелые времена.
23.11
Комбинированный
1
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военномпротивостоянии сторон.
Устные сообщения,
& 21-22
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
23
На Востоке Европы.
25.11
Комбинированный
1
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Тестовые задания,
& 23
Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
24
Вершина средневековья
30.11
Повторительно-обобщающий
1
Объяснять смысл понятия «Средневековье».
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, представлять презентации.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья.
Тестирование
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
25
Раздел III. Мир за пределами Европы.
Тема 1. Неевропейские общества.
Во владениях Великого хана.
2.12
Комбинированный
6
6
1
Знать: особенности жизни монголов; основные направления завоевательных походов; характерные черты крупнейшего государства Востока; причины образования и распада монгольского государства.
Уметь: работать с картой; выполнять тестовые задания.
Исторический диктант,
& 24
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
26
Средневековая Индия.
7.12
Комбинированный
1
Показывать на карте и комментировать местоположение Индии.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Характеризовать религию индийцев - индуизм.
Называть особенности буддизма.
Проверочная работа, работа с историческими документами,
& 25
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
27
Китай в средние века. В стране Сипанго.
9.12
Комбинированный
1
Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Японии.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и
Фронтальный опрос, работа с историческими документами,
& 26
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
28
Мир за пределами Европы
14.12
Комбинированный
1
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Фронтальный опрос, работа с историческими документами,
& 28-29
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
30
Введение в историю России
16.12
Комбинированный
1
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
Работа с историческими документами,
с. 3-5
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
31
Раздел I. Древние жители нашей страны.
Первобытная эпоха.
21.12
Комбинированный
7
1
Знать: древнейшие поселения на территории нашей страны; основные занятия древних людей; типы хозяйств; процесс выделения языковых семей. Уметь: работать с картой; рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны; описывать первые орудия труда; выполнять тестовые задания.
Фронтальный опрос, понятия темы,
& 1
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
32
Народы и государства нашей страны в древности.
23.12
Комбинированный
1
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, , дань
Фронтальный опрос, понятия темы,
& 2
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
33
Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.
11.01
Комбинированный
1
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань
Самостоятельная работа, работа с документами,
& 3
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Россь.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
34
Восточные славяне в VI-VIII веках.
13.01
Комбинированный
1
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань
Индивидуальный опрос,
& 4
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
35
Родной край в древности.
18.01
Комбинированный
1
Знать: древнейшие поселения на территории нашей страны; основные занятия древних людей; типы хозяйств; процесс выделения языковых семей. Уметь: работать с картой; рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны; описывать первые орудия труда; выполнять тестовые задания.
Фронтальный опрос
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
36
Восточные славяне в древности
20.01
Повторительно- обобщающий
1
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань
Тестирование &4
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
37
Раздел II. Древняя Русь в IX-XII веках.
Образование Древнерусского государства.
25.01
Комбинированный
9
1
Знать: хронологические рамки образования Древнерусского государства; о первых свидетельствах древних летописцев; о возникновении торгового пути « Из варяг в греки»; процесс превращения поселков восточных славян в города; особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства.
Уметь: работать с картой; рассказывать о первых русских князьях; выполнять тестовые задания.
Индивидуальный опрос, знать термины и понятия темы,
& 5-6
Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода. Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
38
Первые русские князья
27.01
Урок получения новых знаний
1
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Фронтальный опрос,
& 7
Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа.
Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
39
Князь Владимир и крещение Руси.
1.02
Урок получения новых знаний
1
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Составлять характеристику Владимира Святославича.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
Давать оценку значения принятия христианства на Руси.
Объяснять смысл понятий митрополит, епископ
Фронтальный опрос, работа с документами,
& 8
Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
40
Киевская Русь при Ярославе Мудром.
3.02
Комбинированный
1
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
Фронтальный опрос,
& 9
Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
41
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол.
8.02
Комбинированный
1
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
Фронтальный опрос, знать новые понятия темы,
& 10
Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
42, 43
Общественный строй Древней Руси. Развитие городов и быт жителей.
10.02
15.02
Урок получения новых знаний
, комбинир
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
Индивидуальный опрос, составить рассказ о древнерусском городе,
& 11,12
Научатся определять термины: лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.
Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
44
Культура Киевской Руси.
17.02
Комбинированный
1
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие
Устные сообщения учащихся,
& 14,15
Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль. Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
45
Православная церковь в древней Руси
22.02
Комбинированный
1
Систематизировать исторический материал о русской православной церкви IX-XII вв.
Характеризовать черты и особенности.
Высказывать суждения о трудностях , с которыми сталкивались монахи в период утверждения христианства на Руси.
Индивидуальный опрос, &13
Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения, объяснять значения слов «митрополит», «епископ», «игумен»
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
46
Древняя Русь в IX-XII веках.
24.02
Повторительно- обобщающий
1
Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Тестирование
Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.».
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
47
Раздел III. Русские земли в XII- начале XIII века.
Удельный период русской истории.
1.03
Урок получения новых знаний
4
1
Знать: хронологические рамки периода политической раздробленности русских земель; закономерность политической раздробленности; причины раздробленности Руси.
Уметь: называть последствия раздробленности Руси; работать с картой.
Индивидуальный опрос, знать понятия темы,
& 16
Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
48-49
Главные политические центры Руси. Земли Юго-Западной и Южной Руси
3.03
7.03
Урок получения новых знаний
2
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.
Индивидуальный опрос,
& 17-18
Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.
Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
50
Русские земли в XII-начале XIII века. Новгородская земля
10.03
комбинированный
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Тестирование, & 19-20
Научатся определять термины: боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.
Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
51
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом.
Монгольское нашествие на Русь.
15.03
Урок получения новых знаний
5
1
Знать: даты сражений русского войска с иноземными захватчиками; завоевание Руси монголами; причины и последствия монгольского ига; принципы устройства державы Чингисхана; последствия зависимости Руси от Золотой Орды.
Уметь: работать с картой; выполнять тестовые задания.
Фронтальный опрос,
& 21
Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.
Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
52
Натиск с Запада.
17.03
Комбинированный
1
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского.
Фронтальный опрос, подготовить сообщения,
& 22
Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.
Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
53
Русские земли под властью Золотой Орды.
22.03
Семинар
1
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Завершить составление характеристики Александра Невского.
Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»
Фронтальный опрос,
& 23-24
Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.
Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач
54
Великое княжество Литовское и русские земли
24.03
Комбинированный
1
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому
Фронтальный опрос,
& 25
Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
общим способам решения задач
55
Русь между Востоком и Западом.
5.04
Повторительно- обобщающий
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Тестирование
Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная в ХП-ХШ вв.». Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
56
Раздел V. Русские земли в середине XIII-XVвв.
Судьбы Северо-Западной и Северо-восточной земель после монгольского нашествия
7.04
Урок получения новых знаний
12
1
Знать: имена князей Северо-Восточной Руси; политическую ситуацию на Руси в 14-15 в.; причины возвышения Москвы; основные сражения русского воинства против иноземных захватчиков; роль московских князей в объединении Руси и в борьбе против завоевателей.
Уметь: обозначать период становления Российского государства;
работать с картой; рассказывать о политической ситуации в Золотой Орде; рассказывать о Куликовской битве.
Устные сообщения учащихся,
& 26
Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве.
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
57
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой
12.04
Комбинированный
1
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея
Фронтальный опрос,
& 27
Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
58
Русские земли в конце XIV- первой половине XV в .
14.04
Урок получения новых знаний
1
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы
Фронтальный опрос,
& 28
Научатся определять термины: передовой, засадный полк. Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
59
Конец эпохи раздробленности.
19.04
Комбинированный
1
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Начать составление характеристики Ивана III.
Объяснять значение создания единого Русского государства
Фронтальный опрос, подготовить cообщения,
& 29
Научатся определять термины: феодальная война, уния.
Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе
60
От Великого княжества - к царству.
21.04
Комбин ированный
1
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье
Фронтальный опрос, подготовить сообщения,
& 29
Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
61
Русская православная церковь во второй пол. XIII - XIV вв
26.04
Комбинированный
1
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сороский) в истории Московской Руси
Фронтальный опрос, подготовиться к семинару,
& 30
Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
62
Русская православная церковь в XV середине XVI века.
28.04
Комбинированный
1
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сороский) в истории Московской Руси
Фронтальный опрос, презентации
Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
63
Русская культура во второй пол. XIII- середине XVI века. Письменность и литература
3.05
Комбинированный
1
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII-XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIII-XVI вв.
Фронтальный опрос,
& 31
Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
64
Русская культура во второй пол. XIII- середине XVI века. Архитектура.
5.05
Комбинированный
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII-XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Защита проектов, & 32
Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные архитектурные памятники данного периода
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
65
Русская культура во второй пол. XIII- середине XVI века. Живопись.
10.05
Комбинированный
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII-XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Защита проектов, & 32
Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные памятники изобразительного искусства данного периода
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
66
От Московского княжества к Московскому государству.
12.05
Повторительно- обобщающий
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития XIV-XVI вв. в России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия XTV-XVI вв. для современного общества.
Подготовиться к контрольной работе
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению
67
Русские земли с древнейших времен до начала XVI века
17.05
Повторительно- обобщающий
1
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Письменная работа
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению
68
Итоговая контрольная работа по курсу «Русские земли с древнейших времен до начала XVI века».
19.05/24.05
Урок получения новых знаний
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития XIII-XV вв. родного края.
Высказывать суждения о значении наследия XIII-XV вв. для современного общества.
Письменная работа
Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».
Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебнопознавательную мотивацию к учению