Конспект урока Первобытный строй

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Методическая разработка

повторительно-обобщающего урока

по курсу «История Древнего мира»

5 класс

Тема: Жизнь первобытных людей.





Повторительно - обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

(5 класс курс История Древнего мира)

Тема Урока

Тип урока

Технологии, оборудование

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания. Контроль)

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

«Жизнь первобытных

людей»

Урок развивающего контроля. Повторительно-обобщающий

Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности. Метод реконструкции способов производства орудий труда.

Оборудование:

1.Карты

2.Презентации:

"Первобытные охотники" "Первобытные художники"

3. "Кроссворд" (дидактический материал) "Орудия труда первобытных людей"

Почему ученые утверждают, что первобытный мир - это шаг вперед человечества? Закономерно ли его существование?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию изученного материала; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом

Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе

осмысления жизни и деяний древних людей; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. Овладеть основными понятиями: родовая община, соседская община, племя, религиозные верования, неравенство, неолитическая революция.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.

Регулятивные: осознавать самого

себя как движущую силу своего научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта - и к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения; выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач.



План

I. Введение в проблему.

1.Вводное слово учителя.

2. Краткая характеристика и периодизация каменного века. (опережающее задание, индивидуальная устная работа учащегося).

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "Первобытные охотники и собиратели".

1. Вопросы учителя по теме.

2. Практическая работа учащихся в паре. Составление аппликации "Орудия труда древнейших людей".

3. Практическая общеклассная работа с дидактическим материалом, решение кроссворда "Орудия труда древнейших людей".

4. Презентация "Первобытные охотники",(опережающее задание, индивидуальная устная работа учащегося).

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа. Реконструкция способа изготовления орудий труда: каменный топор, лук, стрелы. (Опережающее задание, индивидуальная практическая работа учащегося у демонстрационного стола).

III. Актуализация опорных знаний учащегося по теме: "Первобытные земледельцы и скотоводы"

1.Вступительное слово, вопросы учителя по теме.

2.Реконстукция способа изготовления глиняной посуды.(Парная практическая работа учащихся).

IV. Подведение итогов.

1.Оценка знаний учащихся на уроке.

2. Домашнее задание



Ход урока

Организационный момент.

1. Приветствие учителя.

2. Подготовка учащихся к уроку.

Введение. Слово учителя. В пятом классе вы приступили к изучению курса «История Древнего мира». Наиболее ранний период в истории человечества называется каменным веком . Сейчас мы послушаем краткую характеристику содержания этого периода и его периодизацию.

Сообщение учащегося по теме «Каменный век».

Часть первая.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первобытные охотники и собиратели».

Вопросы учителя:

1. Кого называют ученные-историки первобытными людьми?

(Первобытными называли людей , живших до изобретения письменности, больших городов и государств).

2. Где, когда, по предположению археологов, жили древнейшие люди?

(Восточная Африка. Более двух миллионов лет назад.)

Задание: покажите по карте территорию, которая служила прародиной человечества.

3. Опишите внешний облик древнейших людей.

4. Назовите главное отличие древнейших людей от животных.

(Умение изготавливать орудия труда - это главное отличие человека от животных).

5. Назовите, опишите главные занятия древнейших людей (охота и собирательство).

6. Какого типа было хозяйство первобытных охотников и собирателей?

Как оно называлось?

(Хозяйство первобытных охотников и собирателей называлось-присваивающим, т.к. они в готовом виде присваивали из природы все необходимое для жизни),

Задание:

1) Решить кроссворд «Орудия труда первобытных людей» ( общеклассная работа учащихся).

Задание:

1) Вспомните и опишите способы охоты древнейших людей. Презентация "Первобытные охотники .(опережающее задание, индивидуальная работа учащегося)

2)Решите задачу.

Задача 1.

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тысяч обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади-2, медведя-2, горного козла-767, леопарда-1.Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш.(Охота).

Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных(Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, медведей и леопардов.)

Вопрос учителя: как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик первобытного человека, увеличивался его мозг, возникла речь, мышление. Постепенно люди расселялись по холодным странам Европы и Азии.

1.Когда древнейшие люди появились на юге нынешней России?

(около 500 тысяч лет назад).

2. Что помогло им выжить суровыми морозными зимами?

(первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, сшить одежду, использовать копье, гарпуны).

3.Как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?

(Огонь обогревал, отпугивал диких зверей, освещал и использовался для приготовления пищи).

Задание.

Рассказать о строительстве жилищ. (слайд "Первобытная стоянка охотников ").

Вопросы учителя по теме:

1.Как назывался коллектив первобытных людей и когда он появился?

(Родовая община-появилась 40 тысяч лет назад).

2. Дайте определение понятию «Родовая община».

(Родовая община-это коллектив родичей, которые жили сообща, трудились сообща, имели общие орудие труда и результаты труда делили поровну).

Задание.

Опишите по картинке жизнь и занятия людей в родовой общине (чем заняты мужчины, женщины, дети). Слово учителя. Ребята, первобытное общество развивалось ,совершенствовались орудия труда и охоты. Человек изобрел лук и стрелы. Около 30 тысяч лет назад.

Задание.

1) На демонстрационном столе взять элементы орудий труда и методом реконструкции воспроизвести способ изготовления каменного топора, лука и стрел (индивидуальная работа учащегося).

2) Расскажите, в чем преимущество использования лука и стрел по сравнению с копьем и дубиной?

3) Где использовался каменный топор?

Часть вторая.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы».

Слово учителя

Ребята, первобытное общество развивалось, человечество совершило величайшие открытия! Назовите величайшие открытия. Когда они были сделаны?

-Земледелие

-Скотоводство

-Производство глиняной посуды

-Прядение

-Ткачество

Задание:

Расскажите:

1. Как и когда возникло земледелие?

(10 тысяч лет назад в Западной Азии из собирательства возникло земледелие).

2. Как и когда возникло скотоводство?

(10 тысяч лет назад в Западной Азии из охоты возникло скотоводство).

Задание.

На демонстрационном столе из глины методом реконструкции воспроизвести способ изготовления глиняной посуды. Рассказать о значении глиняной посуды в жизни первобытных людей.

3. Как земледелие и скотоводство изменило жизнь людей?

4. Что такое неолитическая революция (переход от присваивающего типа хозяйства к производящему ).

5. Когда и где появилось новое ремесло - обработка металлов?

(около 9000 лет назад в западной Азии).

6. Какой металл обрабатывали первым?

(медь).

7. Как изобретение плуга, использование тягловой силы животных, появление медных орудий труда повлияли на жизнь людей, жизнь родовой общины?

(отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях, произошел переход от родовой общины к соседской, возникло неравенство).

8. Дайте определение понятию соседская община.

(соседская община-это коллектив людей, которые жили семьями, трудились семьями, орудия труда принадлежали семье, результаты труда принадлежали семье).

Заключение: Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. На следующих уроках мы с вами будем говорить о переходе от первобытности к древнейшим цивилизациям, одной из которых является Древний Египет.

Подведение итогов.

1.Оценка знаний учащихся на уроке.

2. Домашнее задание.

Приложения.


1. Схема. Периодизация Каменного века.

2. Кроссворд по теме «Орудия труда первобытных людей».

3. Презентация «Первобытные охотники». Первобытные охотники.pptx

4. Презентация «Первобытные художники». Первобытные художники.pptx


Периодизация каменного века

2,5 млн. лет

Конспект урока Первобытный строй



Конспект урока Первобытный строй

По горизонтали:

  1. Древнейшее каменное орудие труда

  2. Деревянное метательное оружие с каменным или костяным наконечником

  3. Оружие для метания стрел

По вертикали:

4. Деревянное метательное орудие с острым зубчатым наконечником из камня или кости

5. Каменное орудие труда, предназначенное для пробивания дыр в шкурах животных

6. Каменное орудие труда, предназначенное для очистки внутренний стороны шкуры











© 2010-2022