Урока Социально-экономическое развитие в годы нэпа

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-экономическое развитие в период НЭПа.

Цели: усвоение причин, сущности и итогов нэпа;

развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики "военного коммунизма" и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа; формирование навыков работы с текстом учебника, документами.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация

- Какой период истории нашей страны мы изучили на предыдущем уроке?

- Назовите основные итоги гражданской войны.

- Как вы думаете, какие пути выхода из кризиса существовали?

Урока Социально-экономическое развитие в годы нэпа

Большевиками был выбран третий путь через введение новой экономической политики, которую большевики начали проводить с 1921 года и осуществляли вплоть до конца 1920х годов. И сегодня мы рассмотрим социально-экономическое развитие советской России в период нэпа.

Объявляется и записывается тема урок.

- постановка целей и задач.

Урока Социально-экономическое развитие в годы нэпа

III.Новый материал

  1. Причины введения нэпа

Разобравшись с задачей сегодняшнего урока, переходим к выявлению причин нэпа. Но сначала давайте обратимся к эпиграфу (учитель зачитывает его). Два высказывания, две точки зрения на суть этой политики. Кто из них прав? - вопрос, на который мы попробуем ответить в конце урока.

Скольким идеалам смерть на кухне и под одеялом. В.Маяковский

Нэп - это новая волна здравого смысла… профессор-эмигрант Устрялов

Задание: прочитав факты о событиях 1920-1921 гг. определите

- к каким последствиям могли привести эти события?

- причины введения нэпа.

Причины введения нэпа:
1. глубокий социально-экономический кризис
2. массовые восстания в с/х местности, выступления в городах, в армии и флоте.
3. Крушение идеи введения социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений
4. Стремление большевиков удержать власть любой ценой
2. Сущность и цели введения непа

На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г . В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа.

В чём её сущность и каких целей она должна была добиться? Определить по выступлению Ленина (2 мин)

3.Мероприятия нэпа

- как же происходило социально экономическое развитие советской России в годы нэпа?

Работа с учебником §13 и документами заполнить таблицу + фрагменты

Меры

Нэп в сельском хозяйстве

Нэп в промышленности

Товарно-денежные отношения

В сфере экономики

Введение продналога (слайд 11)

Формирование кооперативов

Денационализация мелкой и средней промышленности

Разрешение аренды промышленных предприятий

Образование акционерных обществ (трестов), концессий.

Разрешена частная торговля

(слайд 16)

Финансовая реформа (слайд 18)

В социальной сфере

Расслоение крестьянства

(слайд 13)

Рост численности рабочего класса

Появление «новой буржуазии» (нэпманов) (слайды 20-21)

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

- какие итоги политики нэпа вы можете выделить.

быстрое восстановление с/х, промышленности и транспорта

возрождение торговли

повышение производительности труда рабочих

повышение уровня жизни

ускоренная социальная дифференциация в городе

появление «новой буржуазии»

ускорение расслоения крестьянства

нарастание экономической нестабильности

регулярные экономические кризисы

рост безработицы

6. Противоречия нэпа - определить с помощью учебника

IV.Закрепление.

Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп.

Вернёмся к эпиграфу сегодняшнего урока. Какая из двух точек зрения на ваш взгляд более верная? Почему?

V. Д.З.§13 вопросы 3. Выделить противоречия нэпа.пар 11 данилов.

Линии сравнения

Политика «военного коммунизма»

Новая экономическая политика

Меры в области сельского хозяйства

Введение продразверстки, запрещение аренды земли и наемного труда в с/х

Замена продразверстки продналогом

Введение кооперации

Меры в области товарно-денежных отношений

Запрещение частной торговли , натурализация и уравнительность в зарплате и бесплатность государственных услуг, попытка введения прямого продуктообмена между городом и деревней

Частная торговля разрешена

Образование трестов, концессий

Меры в области трудовых отношений, в финансовой сфере

Введение всеобщей трудовой повинности

Отменена трудовая повинность и введен рынок рабочей силы.

Проведена денежная реформа

Меры в области промышленного производства

Национализация предприятий

денационализация мелких и средних предприятий


Концессия - договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности; само предприятие, организованное на основе такого договора.

Факты

Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С её помощью не удалось преодолеть разруху, порождённую четырьмя годами участия России в I мировой войне и усугубленную тремя годами гражданской войны. С 1914 года потери населения составили 20 млн. человек (включая и эмиграцию), ещё почти 4,5 млн. человек стали инвалидами в рабочем возрасте. Производство с/х продукции уменьшилось на треть, промышленной - в 7 раз, крупной промышленности - в 8 раз. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция.

Если мы посмотрим на данные о положении важнейших отраслей народного хозяйства в 1920- 1921 г .г. (в % к 1913 г .), то увидим следующее. (таблица демонстрируется на доске).

1913 г .

1920 г .

1921 г .

Добыча угля

100

26,3

29,4

Добыча нефти

100

42,0

44,1

Выплавка чугуна

100

2,7

2,7

Производство х/б тканей

100

5,1

7,1

Валовая продукция с/х

100

67,0

____

в том числе земледелия

100

64,0

____

Посевные площади сократились на 25 %, т.к. крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства.

В 1921 году из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню. От голода погибло более 5 млн. человек. Писатель М. Осоргин отмечал, что людоедство тогда было «обыденным явлением. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни ещё не знавших, хотя в них проку было мало. Ели по отдельности, не за общим столом, и разговоров об этом не было».

Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразвёрстке, но и поднялись на вооружённую борьбу. С июля по сентябрь 1920 г . шло восстание комдива Сапожкова в Заволжье и на Урале. В марте 1921 г . вспыхнуло восстание в Западной Сибири. Исключительно упорно шло восстание на Тамбовщине, которое возглавил Антонов.

Недовольны были и рабочие своим скудным пайком. Поэтому в городах в конце 1920- нач. 1921 г .г. начались забастовки.

Окончательно толкнуло большевиков к резкому изменению курса восстание моряков в Кронштадте зимой 1921 г . В марте 1921 г . моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землёй и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразвёрстки.

Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами Х съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 10 часов штурмовые отряды вели бой. Лёд трескался, т.к. приближалась весна. Люди тонули десятками. Укрыться можно было лишь за трупами убитых ранее. 2,5 тысячи матросов было арестовано, 6-8 тыс. эмигрировало в Финляндию.

Документы

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» от 21 марта 1921 года.

Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств развёрстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом.

Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге (Полн. Собр. Соч. Т. 43.с.58)

«Что же такое свобода оборота? Свобода оборота это есть свобода торговли, а свобода торговли значит: назад, к капитализму. Это значит товарный обмен между отдельными сельскими хозяевами. Из этого оборота и свободы торговли неизбежно вытекает деление товаропроизводителя на владельца капитала и на владельца рабочих рук, разделение на капиталиста и наёмного рабочего, то есть воссоздание снова капиталистического наёмного рабства. Спрашивается, как же так, может ли коммунистическая партия признать свободу торговли? Можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно, ибо вопрос в мере. Мелкий земледелец, пока он остаётся мелким, должен иметь стимул, соответствующий его экономической базе, то есть мелкому хозяйству».

Задание: работая с учебником §13 и документами заполните таблицу «Социально-экономическое развитие в годы нэпа»

Меры

Нэп в сельском хозяйстве

Нэп в промышленности

Товарно-денежные отношения

В сфере экономики

В социальной сфере


Задание: работая с учебником §13 и документами заполните таблицу «Социально-экономическое развитие в годы нэпа»

Меры

Нэп в сельском хозяйстве

Нэп в промышленности

Товарно-денежные отношения

В сфере экономики

В социальной сфере


© 2010-2022