Урок по истории России на тему Крестьянская реформа 1861 года (8 класс)

Урок для 8-го класса. Тема «Крестьянская реформа 1861 года». Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России в 19 веке. М.: Просвещение , 2008. Данный урок предназначен для изучения нового материала. Урок разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования, с соблюдением основных требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы, с применением системно-деятельностного подхода. К разработке урока прилагается приложение и презентация. Всё вышеиз...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Попова Лада Геннадьевна

Предмет История Класс 8

Тема урока Крестьянская реформа 1861 года.

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, значение этого процесса для разных слоёв населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А.Милютина в реформирование жизни общества, провести ассоциации происходящего с настоящим временем.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, умение анализировать исторические документы, произведения изобразительного искусства, статистические данные, извлекать из них информацию. высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; продолжать развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитание уважения к истории своего отечества, уважения к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Задачи урока:

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить развитие умений работать с историческими источниками, картой, решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать чувство эмпатии, умение понимать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке: понимать значение знаний для человека (личностные УУД), формулировать ответы на вопросы учителя (познавательные УУД)

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:

- организация внимания и внутренней готовности обучающихся;

- создание атмосферы доброжелательности и психологического комфорта;

- обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни обучающихся.

Методы: словесные, метод эмоционального стимулирования.

Вступительное слово учителя: (1 СЛАЙД)

Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего нашего урока посвящена одному из самых значимых, рубежных событий в российской истории: «Крестьянской реформе 1861 г.», отменившей крепостное право в России, в годы правления Александра 2.

Для работы на данном уроке, предварительно, учащиеся 8 класса были поделены на три малые группы.

Итак, мы начинаем наш урок.


Мотивация (2 СЛАЙД)

Ребята! Вы уже имеете представление о той эпохе, середины 19 века в России.

Сейчас вам будет представлено 3 инсценированных фрагмента данного периода.

Будьте внимательны!

(выступления учащихся 8 класса: 1) из речи генерала Валериана Платоновича Зарубаева, участника обороны Севастополя, из «Воспоминаний о Севастополе»;

2) отрывок из произведения Марко Вовчок «Институтка»; 3)информация о крестьянских волнениях и выступлениях середины 19 века в России с наглядной демонстрацией на карте.

(выступления 3-х учащихся)

Спасибо ребята за участие! Молодцы!

Какой вывод можно сделать на основе этих представленных инсценированных фрагментов?

Дайте оценку политического и экономического положения Российской империи на момент вступления на престол Александра 2. Какие в России назрели перемены?

(ответы учащихся)

Молодцы! Вы всё правильно оценили!

2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (актуализация опорных знаний), включающий:

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, которые необходимы для усвоения нового материала;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверка готовности к восприятию новой информации

Задачи: 1) организовать работу с раздаточным материалом.

2) обсудить вопросы домашнего задания

3) ликвидировать пробелы знаний.

4) подвести к пониманию нового материала через актуализацию опорных знаний

Методы: словесный, метод контроля (устные и письменные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками), метод стимулирования (похвала и разные виды оценки и самооценки).

Давайте поработаем в группах с изученным материалом:

Первая группа. 1.Что такое крепостное право? Перечислите этапы закрепощения

крестьян.

2. Кто такие крепостные крестьяне?

3. Кому принадлежала земля в России?

4. Какие повинности несли крестьяне?

5. Почему крепостные были плохими работниками?

6. Достаточно ли в России было свободных рабочих рук?

7. Поработайте с иллюстрацией на доске. Какое событие изобразил художник. Ваша

оценка этого события.

Вторая группа. 1. Опишите внешность Александра 2.

2. Из текста учебника определите, как к нему относятся авторы учебника?

3. Как к Александру 2 относились разные слои населения: столичное дворянство,

провинциальное дворянство, крестьянство?

4. Какие качества личности и черты характера Александра 2 вы хотели бы видеть в современных российских политиках?

5. Оцените слова из речи Александра 2: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам… гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Третья группа. Соотнесите колонки таблицы:

император

дата

документ

содержание док-та

Павел 1

1842г.

о вольных хлебопашцах

?

Александр 1

1797г.

о трёхдневной барщине

?

Николай 1

1803г.

об обязанных крестьянах

?

Почему власть шла на уступки крестьянам? Какой процесс характеризует положение России к моменту отмены крепостного права?

Молодцы, хорошо справились с заданиями.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, значение этого процесса для разных слоёв населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А.Милютина в реформирование жизни общества, провести ассоциации происходящего с настоящим временем.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, умение анализировать исторические документы, произведения изобразительного искусства, статистические данные, извлекать из них информацию. высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; продолжать развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитание уважения к истории своего отечества, уважения к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: овладение обучающимся новыми знаниями и способами действий через активизацию умственной деятельности; выявить уровень внимания и интереса обучающихся к изучаемой теме.

Методы - словесный (проблемная беседа, рассказ, сопровождаемые ТиАСО - компьютерная презентация), наглядный, метод стимулирования( похвала).

Мотивация - чередование видов деятельности с целью успешной актуализации новых знаний.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к учебному материалу:

«Высокий» - обучающиеся активны, поднятием руки высказывают желание отвечать, оценивать, высказывают желание добавить, поспорить, активно включаются в работу, анализируют полученную информацию.

«Средний» - обучающиеся активны, время от времени отвечают на вопросы по просьбе учителя, но не спешат высказывать свою позицию, во всем соглашаются с одноклассниками.

«Низкий» - обучающиеся не проявляют активности, спорные вопросы не вызывают у них интереса.

Итак, мы подошли к цели нашего урока, но сформулировать её, ребята, вы должны сами. (3 СЛАЙД)

В каких областях деятельности Россия остро нуждалась в переменах?

Александр 2 лично отметил о необходимости перемен свыше. Что он имел ввиду?

Что такое реформы? Просто ли проводить реформы?

Как вы думаете, что надо было учесть обязательно в решении крестьянского вопроса?

(учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока, учитель её озвучивает).

(4 СЛАЙД)Цель урока вы поставили правильно, поэтапно пойдём к её достижению.

(5 СЛАЙД) Тема нашего урока: «Крестьянская реформа 1861 года».

(6 СЛАЙД) План нашего урока: 1.Подготовка крестьянской реформы.

2. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

3. Значения отмены крепостного права.

(7 СЛАЙД)

И самое главное, проблемный вопрос нашего урока, который следует из предыдущего обсуждения темы урока: - Был ли решён крестьянский вопрос реформой 1861 года?

1. Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. (8 СЛАЙД)

Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. Государь ожидал от помещиков инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы, о чём в конце октября 1857 года, доложил императору виленский генерал-губернатор

В. И.Назимов. В ответ Александр II издал рескрипт генерал губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. В этом же году текст рескрипта Назимову В. И. появился в печати.

Таким образом подготовка крестьянской реформы стала гласной.

(9 СЛАЙД)

Из материала параграфа вам надо в таблицу вписать учреждения, которые были созданы для подготовки проведения Крестьянской реформы (заполнение таблицы).

УЧРЕЖДЕНИЯ

ОБЯЗАННОСТИ

Секретный комитет январь 1857г.

Обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян.

Губернские комитеты в 46 губерниях 1858г.

Разработка вариантов отмены крепостного права с учётом местных особенностей каждой губернии.

Главный комитет февраль 1858г.

Те же, что и в Секретном комитете.

Редакционные комиссии март 1859г.

Рассмотрение материалов,представлен-х губернскими комитетами, составление единого проекта закона.

Внесение поправок и изменений в проект.

Как вы думаете, почему Александр 2 так упорно добивался, чтобы просьба об отмене крепостного права исходила от помещиков?

(10 СЛАЙД)

Ребята, хочу обратить ваше внимание на замечательный состав Редакционных комиссий, которые возглавил Яков Иванович Ростовцев. Он привлёк к работе комиссий прогрессивных либеральных деятелей: Николая Алексеевича Милютина, Юрия Фёдоровича Самарина, Петра Петровича Семёнова (будущего Тян-Шанского).

Интересно было бы послушать дополнительную информацию, в виде рефератов о каждом из этих деятелей, но наше время ограничено. Заслушаем реферат о жизнедеятельности Якова Ивановича Ростовцева (реферат).

Обсуждение вопросов при подготовке отмены крепостного права вызывало горячие дискуссии (заполнение таблицы). (11 СЛАЙД)

Чернозёмные губернии

Нечернозёмные губернии

Форма эксплуатации - барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.

Форма эксплуатации - оброчная. В этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика.

К освобождению крестьян относились отрицательно.

К освобождению крестьян относились положительно.

Хотели получать выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет представлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т.е. за самих крестьян.

Хотели получать не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т.к. земля стоила недорого.

Проект: освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.

Проект: освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.

(12 СЛАЙД)

Помещики степных губерний больше склонялись к мнению помещиков нечернозёмных губерний. Надел получали только те крестьяне, которые его имели: чернозёмная полоса - от 2 до 6 десятин; нечернозёмная полоса - от 3 до 7 десятин; степная полоса - от 6 до 12 десятин (1 десятина - 1,092 га).

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, брат Александра 2, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

(13 СЛАЙД)

(Учащиеся читают документ "Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года" и по нему отвечают на поставленные вопросы, стр.143 уч.).

1. Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

2. О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы можно узнать из документа?

2. Переходим к обсуждению второго вопроса: Основные положения крестьянской реформы 1861г. (14 СЛАЙД)

19 февраля 1861 года - Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»:

(автор манифеста митрополит Филарет, противник отмены крепостного права).

(15 СЛАЙД) 1. Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами:

(1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

(2) открывать торговые и промышленные предприятия

(3) выступать от своего имени в суде

(4) не могут повергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда

(5) переходить в другие сословия

2. При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

3. Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы. Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму. Прирезки - земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы. Дарственный надел - ? часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65 % крестьян. Прирезки - у 3-15 % крестьян. Отрезки в среднем по стране составляли 20% от крестьянского надела; а некоторых губерниях - 30-40% от крестьянского надела. После реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы.

Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», ? от «высшей» нормы надела («нищенские», «сиротские»). Они составляли 1 десятину на человека и прокормиться с этой земли было невозможно.

4. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.

Порядок совершения выкупной сделки. (16 СЛАЙД)

Выкупные платежи. Казна выкупала у помещика каждую десятину за 38 руб. 50 коп., а продавала крестьянам за 63 руб. Чистая прибыль - 24 руб. 50 коп.


В 1.5 раза > реальной стоимости земли


80%-75%

государственная ссуда


20%-25% крестьянин

платил сам


Выплатил - собственник


не выплатил - временнообязанный


крестьянин

должен возвратить


полностью свободен


в течение

49 лет


временнообязанный (несет феодальные повинности)


начисление

6% годовых

(17 СЛАЙД)(выкупные платежи до 1907 г.)

Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины.

Временнообязанный - крестьянин, не расплатившийся за землю (9 лет)(20 лет)

5. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами(срок подписания-2 года)

6. За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники -

лица, контролировавшие проведение крестьянской реформы 1861 г. Регулировали поземельные отношения между помещиками и крестьянами, осуществляли надзор за крестьянским общественным самоуправлением, осуществляли судебное разбирательство мелких дел между крестьянами. (18 СЛАЙД)

Проведение физкультминутки «Исторический клубок». (19 СЛАЙД)

3. Итак, последний вопрос нашего плана: Значение отмены крепостного права.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наёмного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны.

2.Утвердило капиталистический уклад в экономике.

3. Отмена креп. права изменила соц. структуру общества и поставила вопрос о необх-ти провед. др. реформ.

1.Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.

2. В деревне сохранились крепостнические пережитки.

Александр 2 за проведение этой историче

прозвище царь - освободитель.

ской реформы получил

4.

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: закрепить полученные новые знания по данной теме: уметь структурировать полученные знания, дополнить и расширить имеющиеся знания, формулировать ответы, осуществлять поиск информации, проявляя интерес к предмету.

Цель, которую хочет достичь учитель: организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению полученных знаний и умений.

Задача: установить соответствие между задачами урока и его результатом, внести коррективы в полученные знания, использовать практические знания и умения (умение сравнивать, обобщать, составлять развёрнутый ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос, умение оценивать ответ товарища или умение самооценки ) на практике.

Методы организации работы обучающихся: словесный (беседа).





Рефлексия. Итоги урока.

Цель, которую хочет достичь учитель: обобщить, полученные на уроке сведения и проследить их связь с другими предметными областями.

Задача: проверить психоэмоциональное состояние обучающихся, эффективность мотивации деятельности, оценить обучающихся за работу на уроке.

Методы: словесный (беседа по вопросам учителя).

Цель, которую должны достичь обучающиеся: понимать значение знаний для человека и принимать его, развивать способности к самооценке, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Задача: ответить на вопросы учителя, определить своё эмоциональное состояние на уроке.

На этапе закрепления нового учебного материала мы опять вернёмся к работе малых групп.

Практическое задание для 1 группы:

Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!…

а) Как вы понимаете слова Некрасова?

б) Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - это единовременный акт?

Отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного, привычного дохода. Этот акт был длительным процессом, растянувшимся на десятилетия.

Практическое задание для 2 группы:

Решение задачи:

- Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых, сумму, которую крестьянин должен был уплатить помещику за получаемый надел. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин.

- Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей? (10р. х 100%:6%=166 р.67 коп.)

- Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях-14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 166,67-116=50 р.67 коп.-сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции).

Была ли сумма выкупа справедлива?

Практическое задание для 3 группы

Сгруппируйте положения проектов отмены крепостного права, единодушно признанные всеми авторами проектов (А) и вызывавшие споры (Б):

1) цель реформы - предотвратить крестьянскую революцию;

2) необходимо освободить крестьян без земли;

3) следует дать крестьянам землю без выкупа;

4) нужно освободить крестьян и дать им землю за выкуп;

5) можно провести освобождение крестьян за счёт самого крестьянства;

6) необходимо сохранить помещичье землевладение;

7) основой развития сельского хозяйства должно стать помещичье хозяйство;

8) желательно максимально сохранить существующие порядки;

9) нужно дать крестьянам землю, но не освобождать их.

Ответы: А-1, 5, 6, 7; Б-2, 3, 4, 8, 9

Теперь, когда мы изучили новую тему и можем подвести итог урока, прошу вас, ребята ответить на наш проблемный вопрос: Был ли решён крестьянский вопрос реформой 1861 года? (ответы учащихся) (20 СЛАЙД)

Довольны ли вы своей работой на уроке сегодня? Я предлагаю Вам подвести итог и продолжить данные предложения…(если есть время - устно, если нет - письменно)

(21 СЛАЙД)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

8. Работой своих одноклассников я

(кем конкретно)

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Да, вы сегодня действительно молодцы. Хорошо поработали и получили следующие оценки……

Многим из вас стоит обратить внимание на точную формулировку исторических терминов, на умение конкретно отвечать и полно на поставленный вопрос и на умение правильно оценивать ответ товарища.

5.

Задание на дом.

Цель, которую хочет достичь учитель: объяснить домашнее задание.

Задача: объяснить особенности выполнения домашнего задания, провести инструктаж, мотивация учеников к его выполнению.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: правильно выполнить домашнее задание.

Задача: записать домашнее задание и прослушать инструктаж к его выполнению.

Методы: объяснение содержания работы, послед-сти её выполнения).

Переходим к последнему этапу нашего урока. Откройте дневники и запишите домашнее задание: (22 СЛАЙД)

1) П. 19 - 20; подготовится к обобщающему тестовому опросу на следующий урок.

2)Задание для учащихся, претендующих на «5» и «4»:

18 февраля 1855 г. при загадочных обстоятельствах скончался Николай I.Существует точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Умирая, он сказал наследнику престола: «сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».Какие же проблемы оставил АлександруII его отец? По тексту параграфов 19 и 20 попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Какой же человек вступил на Российский престол?

Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

3) Домашнее задание для учащихся не претендующих на «5» и «4»:

Написать мини-сочинение на тему: «Какие перспективы открывались перед Россией после отмены крепостного права?»



Технологическая карта

Тема

Крестьянская реформа 1861 года.

Тип урока:

Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Дата урока:

15.03.2013г.

Информационно-

методическое

обеспечение

педагогической системы урочной

деятельности

История России 19 век. 8 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М., Просвещение, 2011г.

Мир и Россия в 19 веке. Краткие конспекты уроков для учителя. Л. И. Зверева, М., Владос, 2008г.

История России 19 век. Поурочные планы. И. С. Кочетов, Волгоград, Учитель, 2010г.

Презентация на тему «Крестьянская реформа 1861 года». (Электронный ресурс)

План

1) Подготовка крестьянской реформы.

2) Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

3) Значение отмены крепостного права.

Цель




Задачи

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, значение этого процесса для разных слоёв населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А.Милютина в реформирование жизни общества, провести ассоциации происходящего с настоящим временем.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, умение анализировать исторические документы, произведения изобразительного искусства, статистические данные, извлекать из них информацию. высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; продолжать развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитание уважения к истории своего отечества, уважения к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить развитие умений работать с историческими источниками, картой, решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать чувство эмпатии, умение понимать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Формы и методы

обучения

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: групповая, фронтальная

Основные понятия и термины

Рескрипт, Редакционные комиссии, Манифест, десятина, отрезки, прирезки, выкупные платежи, временнообязанные, Уставные грамоты, мировые посредники.





Задание на закрепление материала.

ГРУППА № 2

Решение задачи:

- Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых, сумму, которую крестьянин должен был уплатить помещику за получаемый надел. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин.

- Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей? (10р. х 100%:6%=166 р.67 коп.)

- Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях-14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

-Была ли сумма выкупа справедлива?



Задание на закрепление материала.

ГРУППА № 1

Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!…

а) Как вы понимаете слова Некрасова?

б) Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - это единовременный акт?


Задание на закрепление материала.

ГРУППА № 3

Сгруппируйте положения проектов отмены крепостного права.

(А) - единодушно признанные всеми авторами проектов:

(Б) - вызывавшие споры:

1) цель реформы - предотвратить крестьянскую революцию;

2) необходимо освободить крестьян без земли;

3) следует дать крестьянам землю без выкупа;

4) нужно освободить крестьян и дать им землю за выкуп;

5) можно провести освобождение крестьян за счёт самого крестьянства;

6) необходимо сохранить помещичье землевладение;

7) основой развития сельского хозяйства должно стать помещичье хозяйство;

8) желательно максимально сохранить существующие порядки;

19) нужно дать крестьянам землю, но не освобождать их.

Задание для учащихся, претендующих на « 5» и «4»:

18 февраля 1855 года при загадочных обстоятельствах скончался Николай I.Существует точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Умирая, он сказал наследнику престола: «сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».Какие же проблемы оставил АлександруII его отец? По тексту параграфов 19 и 20 попытайтесь ответить на следующие вопросы: Какой же человек вступил на Российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Задание для учащихся, претендующих на «5» и «4»:

18 февраля 1855 года при загадочных обстоятельствах скончался Николай I.Существует точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Умирая, он сказал наследнику престола: «сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».Какие же проблемы оставил АлександруII его отец? По тексту параграфов 19 и 20 попытайтесь ответить на следующие вопросы: Какой же человек вступил на Российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Задание для учащихся, претендующих на «5» и «4»:

18 февраля 1855 года при загадочных обстоятельствах скончался Николай I.Существует точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Умирая, он сказал наследнику престола: «сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».Какие же проблемы оставил АлександруII его отец? По тексту параграфов 19 и 20 попытайтесь ответить на следующие вопросы: Какой же человек вступил на Российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Задание для учащихся, претендующих на «5» и «4»:

18 февраля 1855 года при загадочных обстоятельствах скончался Николай I.Существует точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Умирая, он сказал наследнику престола: «сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».Какие же проблемы оставил АлександруII его отец? По тексту параграфов 19 и 20 попытайтесь ответить на следующие вопросы: Какой же человек вступил на Российский престол? Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

Вопрос по домашнему заданию.

Первая группа.

1.Что такое крепостное право? Перечислите этапы закрепощения крестьян.

2. Кто такие крепостные крестьяне?

3. Кому принадлежала земля в России?

4. Какие повинности несли крестьяне?

5. Почему крепостные были плохими работниками?

6. Достаточно ли в России было свободных рабочих рук?

7. Поработайте с иллюстрацией на доске. Какое событие изобразил художник. Ваша оценка этого события.



Вопрос по домашнему заданию.

Вторая группа.

1. Опишите внешность Александра 2.

2. Из текста учебника определите, как к нему относятся авторы учебника?

3. Как к Александру 2 относились разные слои населения: столичное дворянство,

провинциальное дворянство, крестьянство?

4. Какие качества личности и черты характера Александра 2 вы хотели бы видеть в современных российских политиках?

5. Оцените слова из речи Александра 2: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам… гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».





Вопрос по домашнему заданию.

Третья группа. Соотнесите колонки таблицы:

император

дата

документ

содержание док-та

Павел 1

1842г.

о вольных хлебопашцах

?

Александр 1

1797г.

о трёхдневной барщине

?

Николай 1

1803г.

об обязанных крестьянах

?

Почему власть шла на уступки крестьянам? Какой процесс характеризует положение

России к моменту отмены крепостного права?







© 2010-2022