Открытый урок Русь между Востоком и Западом

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Русь между Востоком и Западом»

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний

по теме «Русь между Востоком и Западом»

Задачи урока:

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников, умение делать выводы;

- формирование умения работать в группах;

- развитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: нетрадиционный, с элементами ролевой игры.



1. Оргмомент.

2.Ход урока

Мотивация. Сообщение темы и целей урок.


Мы с вами закончили изучать Русь между Востоком и Западом. Именно на это время выпали серьезные испытания русскому народу. От действий и решений многих людей зависело будущее нашей страны.

Теперь прежде чем начать урок я разделила класс на 4 угла. Перед вами названия русских городов, которые были захвачены и не захвачены во время нашествия татаро-монгол. Я вам раздала карточки с годами. Ваша задача сесть за тот, город. В котором он был захвачен. У кого пустые карточки, это значит, этот город не был захвачен татаро-монголами.


  1. Работа с картой

Перед тем как, начать. Давайте определим на карте где находились наши города. На каждом столе у вас лежит карта. Ваша задача найти покрасить и написать княжества.

Все разобрались с местами. Теперь вы являетесь защитниками города. Чтобы повторного нашествия не случилось ваша задача оборонятся от кочевников. (т.е. от меня и моих вопросов)

ИНСТРУКТАЖ Перед кочевниками три препятствия: ров с водой, городская крепостная стена, укрепленный княжеский двор с церковью. Вас ровно столько, сколько необходимо для защиты крепости. Когда ваши потери составят ___ человек, вы будете вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда вы потеряете ___ человек - противник взобрался на городские стены и проник в город. Если хотя бы один из вас останется в игре в течении 30 минут, - это означает, что вы продержались до прихода русской дружины, а значит победили. Сегодня в роли кочевников буду я (учитель). Каждый вопрос - поединок с кочевниками. Не ответите первый раз - раненный, но продолжаете сражаться, если не ответите второй раз - покидаете поле боя. Но вы имеете право «залечить раны», выполняя задание на листочках. Если ученик ответил на вопрос, он получает 1 балл. В конце урока баллы суммируются, и выбирается лучший защитник города от кочевников.

Готовы ли вы стать защитником?




2. Да или Нет

  1. В декабре 1237 г. монголы вступили в пределы Рязанского княжества. (Да)

  2. Получив известие о вторжении шведов, Александр проявил себя решительным и смелым военачальником: с одной дружиной и немногочисленными ратниками-новгородцами неожиданно напал на шведский лагерь. (Да)

  3. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович помог Рязани отразить удар монголов. (Нет)

  4. Невская битва закончилась вничью, стороны заключили перемирие. (Нет)

  5. После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала. (Да)

  6. Монголы подошли к Владимиру 3 февраля 1239 г. (Нет)

  7. В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд. (Да)

  8. В 1243 г. 5 апреля состоялось знаменитое Ледовое побоище. (Нет)

  9. Вслед за взятием Владимира Батый уходит с северо-востока. (Нет)

  10. Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. (Да)

  11. В битве у Сити русские были разбиты, великий князь погиб. (Да)

  12. У города Сити 4 марта 1238 г. произошла "сеча зла". (Нет)

"ДА" - 1, 2, 5, 7, 10, 11.

"Нет" - 3, 4, 6, 8, 9, 12

3.Княжеский двор

В начале (1) века Русь распалась на самостоятельные княжества. Начался период (2). Данный процесс был необратим. На севере Руси было расположено (3), где была особая форма правления (4). Все важнейшие вопросы решались на (5). Каждое княжество имело свою систему управления. Наступил грозный (6) век. В (7) году Темучин стал (8). Он начал завоевательные походы в разных направлениях. Первая встреча с русскими состоялась в (9) на реке (10) и закончилась поражением русско-(11) войск .Первым была разрушена (12). В (13) году, монголы установили свое (14).
Крепость западных рубежей Руси испытывали в (15) году (16) рыцари, а в (17) году немецкие рыцари-крестоносцы. Они были разгромлены новгородским войском под командованием Александра Ярославича, получившего прозвище (18).

Ответы:

1) 12 в. 2)феодальной раздробленности 3.Новгородское княжество

4) Республика. 5).вече 6). 13 в. 7). В начале 13в. 8).Чингизханом 9). 1223 10). Калка
11).полоцких 12). Рязань 13) 13в. 14). иго 15). 1240 16).шведские 17). 1242 18). Невский








4. Вдогонку

Монголы-татары захотели сразится в быстроте лошадей.



Вопросы:

1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году

2.Какой город монголо-татары назвали "Злым городом"

3.Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске

4. Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в

5.









5. Ров с водой

Почему?

Сегодня известен такой факт, что в этом трудном положении римский папа Иннокентий VI в середине XIII века предлагал русским князьям помощь в борьбе с монголо-татарами. Как, по-вашему, поступили русские князья? (Отказались)

А почему они не согласились на помощь папы римского? (В обмен на помощь Русь была бы обращена в католичество)

«Знаете ли вы их имена?»

  1. «Был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал главой улуса Джучи. Участвовал во всех главных военных походах монголо-татар. В 1236-1243 годах возглавил поход монголо-татар в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. По возвращении в 1243 году из европейского похода осел на Нижней Волге, где возникло государство Золотая Орда и была основана его столица - город Сарай-Бату». (Батый).

  2. «Легендарный русский богатырь, рязанский боярин.(даты жизни неизвестны).В 1237 году возглавил отряд в 1700 человек противмонголо-татар. В бою он был убит. «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает о подвигах..» (Евпатия Коловрата).

  3. «Последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-ападных границ Руси и примирения с татарами. Еще будучи князем Новгородским на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями. Противоположную политику вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар». (Александр Невский).





Выводы:
Рефлексия.
Причта:

Перед смертью Чингисхан собрал своих сыновей, раздал всем по стреле и велел их переломить. Легко хрустнули тонкие древки в сильных руках. Тогда предложил хан сломать пучок из нескольких стрел. На это не хватило сил никому.

  • Какой вывод следует из этой притчи?

- Видите, - сказал мудрый полководец, - если вы всегда будете действовать сообща, никто вас не сломит. Если же разъединитесь, то как и стрелу эту, каждого из вас легко уничтожат поодиночке ваши враги.
Итак, светлейшие князья, совместными усилиями мы наметили дальнейшую политику русских князей, а как это происходило, нам предстоит узнать на следующих уроках.
Монголо-татарское нашествие историки оценивают по-разному. Одни считают, что принесённые монголо-татарами бедствия велики, другие считают, что никакого ига на Руси не было.

  • А вы как считаете, какое влияние оказали монголо-татары на нашу страну?

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает выполнить следующее задание

Разделите влияние монголо-татарского нашествия на "+" и "-".


  1. Разрушено 49 городов.

  2. Управление осталось в руках русских князей.

  3. Русский народ выплачивал дань.

  4. Русь сохранила православие.

  5. Окрепли связи Руси с Востоком.

  6. Огромные потери населения, часть угнаны в Орду.

  7. Нанесён большой ущерб ремеслу и торговле.

  8. Часть "выхода" оставалась в руках русских князей.

  9. Культура Руси пришла в упадок.

  10. Русь была изолирована от Запада.

"+" - 2, 4, 5, 8.

"-" - 1, 3, 6, 7, 9, 10

© 2010-2022