Урок истории Беларуси Туровское княжество

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №5 г.Новополоцка»











ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО



УРОК ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В 6 КЛАССЕ









Разработала и провела:

Сугакова А.Ч.,

учитель истории и обществоведения

I квалификационной категории











2015

Цель урока: предполагается, что в конце урока учащиеся смогут определить, являлось ли Туровское княжество государственным образованием.

Учебные задачи: содействовать формированию у учащихся знаний об особенностях географического размещения древних Турова и Пинска, обстоятельствах возникновения и развития Туровского княжества, особенностях его взаимоотношений с Киевским княжеством.

Задачи развития навыков и умений учащихся: способствовать развитию навыков работы с исторической картой, исторической хронологией и историческими иллюстрациями, схемами и таблицами, раскрывать причинно-следственные связи, грамотно и лаконично формулировать вопросы к историческому тексту.

Задачи воспитания: на примерах конкретных исторических деятелей (Всеслава Чародея и Юрия Ярославича) содействовать воспитанию патриотизма и миролюбия (пацифизма).

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы деятельности учащихся и учителя:

  • рассказ;

  • эвристическая беседа;

  • работа с историческими картами, иллюстрациями, документами, схемой и таблицами;

  • игры «Чистая доска», «Древо познания»;

  • приёмы «Загадочная картинка», «Лови ошибку», «Заверши фразу».

Основные персоналии: Тур, Святополк Окаянный, Изяслав Ярославич, Святополк Изяславич, Юрий Ярославич.

Внутрипредметные связи:

  • 6 класс. Всемирная история. Урок 22. «Расцвет Древней Руси». Урок 23. «Политическая раздробленность Древней Руси»;

  • 6 класс. История Беларуси. Урок 15. «На пути к государству». Урок 20. «Государственность восточных славян». Урок 21. «Полоцкое княжество в IX - XI вв.». Урок 22. «Полоцкая земля в XII - середине XIII вв.».

Межредметные связи:

  • изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, репродукциями картин);

  • белорусская литература (фрагменты произведений Ю.Лабынцева, В.Короткевича, А Мартиновича, И.Масленицыной);

  • география (работа с картой).

Оборудование: учебник, атлас, карта, презентация Power Point, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, вопросы для игры «Чистая доска», шаблоны дерева и листьев для игры «Древо познания».









Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап:

Вступительное слово учителя:

  • «урок хорошего настроения» или «знания с удовольствием» (стремимся работать с радостью; оцениваем свою работу сами);

  • озвучивание темы урока;

  • совместное определение цели урока;

  • изучаемый на уроке материал будет необходим при изучении тем «Город в IX - середине XIII вв», «Христианство на западных землях Древней Руси», «Религиозные деятели-просветители»;

  • обратить внимание учащихся на корону, которая находится в кабинете (в конце урока учащимся будет предложено ответить, почему именно корона стала символом урока; корона может быть вручена в конце урока тому, кто ответит на данный вопрос правильно, или самому активному ученику).

3. Проверка домашнего задания:

Исторический диктант (письменно, самопроверка):

  1. Период раздробленности и непрерывных междоусобных войн между отдельными князьями Полоцкой земли начался в XII веке.

  2. Обособленные княжества, на которые распадается Полоцкая земля, в летописях обычно называются волости .

  3. Натуральное хозяйство, возникновение частного землевладения и усиление боярства стали причинами раздробленности.

  4. Возвышение Минского княжества произошло во время правления Глеба Всеславича.

  5. Минский князь разграбил часть Туровского княжества и сжёг г.Слуцк в 1116 году.

  6. Против Глеба Всеславича выступил Владимир Мономах, осадил с войском Менск, отобрал у Глеба его волость, а самого князя взял в плен в Киев.

  7. В 1127 г. поход на Полоцкую землю осуществил киевский князь Мстислав, были заняты Изяславль и Логойск.

  8. Княжеская дружина делилась на старшую и младшую.

  9. Ополчение возглавлял тысяцкий.

  10. Народное собрание в обществе восточных славян, созывавшееся для решения важных дел называлось вече.

4. Актуализация опорных знаний:

Фронтальная беседа по вопросам с использованием карты:

  • назовите древнейший город Беларуси, древнейшее княжество;

  • что содействовало его возвышению?

  • сколько лет в этом году исполняется городу Полоцку?

  • как назывались восточнославянские племена, расселившиеся в южной части Беларуси;

  • какие города размещались на юге Беларуси?

5. Изучение новой темы:

1. Древний Туров. Возникновение Туровского княжества:



  • запись в тетради темы урока, запись в дневнеки и комментирование домашнего задания;

  • работа с картосхемой на с.86 учебного пособия по следующим вопросам

  • какие города входили в состав Туровской земли?

  • перечислите соседей Туровского княжества; с каким из них Туров был больше всего связан;

  • найдите на карте реки, по которым Туровская земля могла осуществлять торговлю;

  • какие преимущества и недостатки вы можете увидеть в географическом положении Туровской земли?

  • рассказ учителя на основе текста параграфа и произведений Ю.Лабынцева, В.Короткевича, А.Мартиновича об основании г.Турова (приложение №1), запись в тетради даты (980 г. - первое упоминание о г.Турове)





  • рассказ о тайнах Туровской земли, просмотр видеофрагмента о туровских каменных крестах.

2. Отношения Турова с Киевом:

  • вводное задание «Посмотрите на карты на стр. 84 и стр.86 и попробуйте охарактеризовать взаимоотношения между Туровом и Киевом»

  • работа в парах с п.3 «Отношения Турова с Киевом» и п.4 «Туровский князь Юрий Ярославич», взаимообучение (внимание учащихся обращается на вопросы, которые закреплены на доске);

  • фронтальная беседа по следующим вопросам (игра «чистая доска»):

  • кто был первым туровским князем?

  • каких туровских князей вы знаете?

  • является ли серебрянник туровского князя Святополка (стр.91), найденный археологами в Турове историческим источником? Каким именно: письменным или вещественным?

  • кто из туровских князей стал впоследствии киевским князем?

  • как можно охарактеризовать отношения Турова с Киевом?

  • когда княжил Юрий Ярославич, сколько лет он занимал княжеский престол?

  • как сложились отношения у Юрия Ярославича с Киевом?

  • когда киевский князь Изяслав Давидович осуществил поход на Туров? Чем закончился этот поход?

  • в чём историческое значение обороны Турова в 1157 г.?

  • какие личные качества Юрия Ярославича проявились в этом событии?

  • чтение фрагмента из летописи (стр.92);

  • запись в тетради:

Туровские князья.

  1. Тур.

  2. Святополк Владимирович (с 1015 г. - князь киевский)

  3. Изяслав Ярославич (с 1054 г. - князь киевский)

  4. 4. Юрий Ярославич (1157 - 1162)

1157 г - оборона Турова

  • обсуждение вопроса «Можно ли назвать Юрия Ярославича патриотом?»

4. Древний Пинск

  • Рассказ учителя.

  • Беседа по следующим вопросам (игра «чистая доска»):

  • когда впервые упоминается город Пинск?

  • где он был основан?

  • как Пинск получил своё название?

  • Запись в тетради:

1097 г. - первое упоминание г. Пинска

  • какие ещё города Беларуси получили своё название от реки, на берегу которой были основаны?

  • работа со слайдами № , приём «Найди ошибку» (город Полоцк впервые упоминается в 862 г., а на в 980; города Туров и Заславль получили свои названия не от рек, а от имён князей-основателей).









6. Закрепление изученного материала:

Работа в группах:

Задание для группы №1. Заполните сравнительную таблицу, сделайте вывод:

Задание для группы №2. Составьте характеристику исторического деятеля (Юрия Ярославича) по плану:

1. Когда и где жил исторический деятель?

2. К какой группе относился?

3. Каких целей пытался достигнуть?

4. Какие личные качества ему помогли в этом?

5. Назовите его наиболее выдающиеся достижения?

Задание для группы №3. Составьте 6 вопросов по теме «Туровское княжество» для игры «Древо познания» (будет проводиться на следующем уроке)

Озвучивание результатов работы в группах.

7. Подведение итогов урока:

  • вопрос к классу «Что мы называем государством? Какие признаки государства вы знаете? Являлось ли Туровское княжество государственным образованием?»

  • анализ работы учащихся на уроке; выставление оценок по желанию учащихся.

  • итоговый вопрос «Почему символом урока стала корона?»

  • игра «Заверши фразу» («Сегодня на уроке истории я …»)

8. Домашнее задание: §18, подготовить рисунки, сочинить рассказ о происхождении названия города Туров (по желанию).































Литература:

  1. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001 г.

  2. Гомельшчына: Назвы населеных пунктаў паводле легендаў і паданняў. Мн., 2001 г.

  3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Мн., 2011 г.

  4. Масленицына И.А. Летописцы повествуют о любви. Мн., 2002 г.

  5. Марціновіч, А.А. Залатавуст з Турава, альбо Якая яна, старажытная Тураўшчына?. Мн., 2009 г.

  6. Новік, Н.Я. Кніга для чытання па гісторыі Беларусі Сярэдніх вякоў. Мн., 2003 г.

  7. Паноў, С.В. Гісторыя са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас: рабочы сшытак. Мн., 2009 г.

  8. Цемушаў, С.М. Беларускія землі ад старажытнасці да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Мн., 2010 г.

  9. Цемушаў, С.М. Гісторыя Беларусі ў 6 класе. Мн., 2011 г.

  10. Штыхов, Г.В. История Беларуси с древнейших времён до середины ХІІІ в. 6 класс: поурочные разработки. Мн., 2011 г.





















Приложение №1

Па старажытнаму Тураву

Амаль кожнага, хто падарожнічае па Прыпяці, пры першым знаёмстве з Туравам чакае расчараванне. …адзін з самых выдатных беларускіх літаратараў - У.Караткевіч, які абследаваў многія мясцовасці па берагах ракі, запісаў: "Самае сумнае ўражанне за ўсю дарогу - Тураў. Проста вялікая вёска." Так, аблічча гарадка і сапраўды спачатку здаецца такім. Зрэшты, такім ён быў і сто, дзвесце, і трыста гадоў назад … Зямляк У.Караткевіча, таленавіты пісьменнік і журналіст мінулага стагоддзя П.Шпілеўскі адзначыў у сваіх дарожных нататках, датаваных 1858 г.: "Хто б мог сказаць пры відзе невялікага мястэчка, нават вёскі з маленькімі драўлянымі домікамі, акружанымі нізкімі плятнямі з вербаў, што гэта мястэчка, гэта вёска - той самы старажытны, гістарычны Тураў, галоўны горад першых рускіх удзельных князёў, бліжэйшых сваякоў Уладзіміра Вялікага, … , уладанне самабытнага варажскага князя Тура …"

У адным з самых старажытных нашых летапісаў - Лаўрэнцьеўскім, пад 980 г. запісаны такія словы: "В лето 6488 … Бе бо Рогволод прише изаморъя, имяше власть свою в Полотъске, а туры у Тураве, от него же и туровци прозвашася". Гэта самае першае ўпамінанне пра Тураў. У ім гаворыцца аб тым, што ў тую пару тутэшым князем быў нейкі Тур, па імені якога горад атрымаў сваю назву.

… яшчэ ў даваенны час у раёне сучаснай вуліцы Калініна знаходзіўся адзін з самых старажытных помнікаў горада - так званая Тур-студня. Народнае паданне гаворыць, што менавіта ў ёй хрысціўся легендарны князь Тур. Сцвярджалася таксама, што ў студні тры дны: залатое, сярэбранае і меднае; і калі прарвецца меднае дно - затопіць ўвесь Тураў, калі сярэбранае - палавіну свету, а калі залатое - увесь свет. …

Лабынцаў Ю.А. Старая казка Палесся. Мн., 1995. С.25 - 30











Приложение №2

Вопросы для игры «Чистая доска»



  1. Кто был первым туровским князем?

  2. Каких туровских князей вы знаете?

  3. Кто из туровских князей стал впоследствии киевским князем?

  4. Как можно охарактеризовать отношения Турова с Киевом.

  5. когда княжил Юрий Ярославич, сколько лет он занимал княжеский престол?

  6. Как сложились отношения у Юрия Ярославича с Киевом?

  7. Когда киевский князь Изяслав Давидович осуществил поход на Туров? Чем закончился этот поход?

  8. В чём историческое значение обороны Турова в 1157 г.?

  9. Какие личные качества Юрия Ярославича проявились в этом событии?

  10. Когда впервые упоминается город Пинск?

  11. Где он был основан?

  12. Как Пинск получил своё название?

















Приложение №4



Задания для групповой работы



Задание для группы №1.



Заполните сравнительную таблицу, сделайте вывод:





Задание для группы №2.



Составьте характеристику исторического деятеля

(Юрия Ярославича) по плану:



1. Когда и где жил исторический деятель?

2. К какой группе относился?

3. Каких целей пытался достигнуть?

4. Какие личные качества ему помогли в этом?

5. Назовите его наиболее выдающиеся достижения?



1. Когда и где жил исторический деятель?

2. К какой группе относился?

3. Каких целей пытался достигнуть?

4. Какие личные качества ему помогли в этом?

5. Назовите его наиболее выдающиеся достижения?

Задание для группы №3

Составьте 6 вопросов по теме «Туровское княжество»

для игры «Древо познания» (будет проводиться на следующем уроке)

16

© 2010-2022