- Преподавателю
- История
- Урок истории Беларуси Туровское княжество
Урок истории Беларуси Туровское княжество
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сугакова А.Ч. |
Дата | 08.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №5 г.Новополоцка»
ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО
УРОК ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В 6 КЛАССЕ
Разработала и провела:
Сугакова А.Ч.,
учитель истории и обществоведения
I квалификационной категории
2015
Цель урока: предполагается, что в конце урока учащиеся смогут определить, являлось ли Туровское княжество государственным образованием.
Учебные задачи: содействовать формированию у учащихся знаний об особенностях географического размещения древних Турова и Пинска, обстоятельствах возникновения и развития Туровского княжества, особенностях его взаимоотношений с Киевским княжеством.
Задачи развития навыков и умений учащихся: способствовать развитию навыков работы с исторической картой, исторической хронологией и историческими иллюстрациями, схемами и таблицами, раскрывать причинно-следственные связи, грамотно и лаконично формулировать вопросы к историческому тексту.
Задачи воспитания: на примерах конкретных исторических деятелей (Всеслава Чародея и Юрия Ярославича) содействовать воспитанию патриотизма и миролюбия (пацифизма).
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы деятельности учащихся и учителя:
-
рассказ;
-
эвристическая беседа;
-
работа с историческими картами, иллюстрациями, документами, схемой и таблицами;
-
игры «Чистая доска», «Древо познания»;
-
приёмы «Загадочная картинка», «Лови ошибку», «Заверши фразу».
Основные персоналии: Тур, Святополк Окаянный, Изяслав Ярославич, Святополк Изяславич, Юрий Ярославич.
Внутрипредметные связи:
-
6 класс. Всемирная история. Урок 22. «Расцвет Древней Руси». Урок 23. «Политическая раздробленность Древней Руси»;
-
6 класс. История Беларуси. Урок 15. «На пути к государству». Урок 20. «Государственность восточных славян». Урок 21. «Полоцкое княжество в IX - XI вв.». Урок 22. «Полоцкая земля в XII - середине XIII вв.».
Межредметные связи:
-
изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, репродукциями картин);
-
белорусская литература (фрагменты произведений Ю.Лабынцева, В.Короткевича, А Мартиновича, И.Масленицыной);
-
география (работа с картой).
Оборудование: учебник, атлас, карта, презентация Power Point, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, вопросы для игры «Чистая доска», шаблоны дерева и листьев для игры «Древо познания».
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный этап:
Вступительное слово учителя:
-
«урок хорошего настроения» или «знания с удовольствием» (стремимся работать с радостью; оцениваем свою работу сами);
-
озвучивание темы урока;
-
совместное определение цели урока;
-
изучаемый на уроке материал будет необходим при изучении тем «Город в IX - середине XIII вв», «Христианство на западных землях Древней Руси», «Религиозные деятели-просветители»;
-
обратить внимание учащихся на корону, которая находится в кабинете (в конце урока учащимся будет предложено ответить, почему именно корона стала символом урока; корона может быть вручена в конце урока тому, кто ответит на данный вопрос правильно, или самому активному ученику).
3. Проверка домашнего задания:
Исторический диктант (письменно, самопроверка):
-
Период раздробленности и непрерывных междоусобных войн между отдельными князьями Полоцкой земли начался в XII веке.
-
Обособленные княжества, на которые распадается Полоцкая земля, в летописях обычно называются волости .
-
Натуральное хозяйство, возникновение частного землевладения и усиление боярства стали причинами раздробленности.
-
Возвышение Минского княжества произошло во время правления Глеба Всеславича.
-
Минский князь разграбил часть Туровского княжества и сжёг г.Слуцк в 1116 году.
-
Против Глеба Всеславича выступил Владимир Мономах, осадил с войском Менск, отобрал у Глеба его волость, а самого князя взял в плен в Киев.
-
В 1127 г. поход на Полоцкую землю осуществил киевский князь Мстислав, были заняты Изяславль и Логойск.
-
Княжеская дружина делилась на старшую и младшую.
-
Ополчение возглавлял тысяцкий.
-
Народное собрание в обществе восточных славян, созывавшееся для решения важных дел называлось вече.
4. Актуализация опорных знаний:
Фронтальная беседа по вопросам с использованием карты:
-
назовите древнейший город Беларуси, древнейшее княжество;
-
что содействовало его возвышению?
-
сколько лет в этом году исполняется городу Полоцку?
-
как назывались восточнославянские племена, расселившиеся в южной части Беларуси;
-
какие города размещались на юге Беларуси?
5. Изучение новой темы:
1. Древний Туров. Возникновение Туровского княжества:
-
запись в тетради темы урока, запись в дневнеки и комментирование домашнего задания;
-
работа с картосхемой на с.86 учебного пособия по следующим вопросам
-
какие города входили в состав Туровской земли?
-
перечислите соседей Туровского княжества; с каким из них Туров был больше всего связан;
-
найдите на карте реки, по которым Туровская земля могла осуществлять торговлю;
-
какие преимущества и недостатки вы можете увидеть в географическом положении Туровской земли?
-
рассказ учителя на основе текста параграфа и произведений Ю.Лабынцева, В.Короткевича, А.Мартиновича об основании г.Турова (приложение №1), запись в тетради даты (980 г. - первое упоминание о г.Турове)
-
рассказ о тайнах Туровской земли, просмотр видеофрагмента о туровских каменных крестах.
2. Отношения Турова с Киевом:
-
вводное задание «Посмотрите на карты на стр. 84 и стр.86 и попробуйте охарактеризовать взаимоотношения между Туровом и Киевом»
-
работа в парах с п.3 «Отношения Турова с Киевом» и п.4 «Туровский князь Юрий Ярославич», взаимообучение (внимание учащихся обращается на вопросы, которые закреплены на доске);
-
фронтальная беседа по следующим вопросам (игра «чистая доска»):
-
кто был первым туровским князем?
-
каких туровских князей вы знаете?
-
является ли серебрянник туровского князя Святополка (стр.91), найденный археологами в Турове историческим источником? Каким именно: письменным или вещественным?
-
кто из туровских князей стал впоследствии киевским князем?
-
как можно охарактеризовать отношения Турова с Киевом?
-
когда княжил Юрий Ярославич, сколько лет он занимал княжеский престол?
-
как сложились отношения у Юрия Ярославича с Киевом?
-
когда киевский князь Изяслав Давидович осуществил поход на Туров? Чем закончился этот поход?
-
в чём историческое значение обороны Турова в 1157 г.?
-
какие личные качества Юрия Ярославича проявились в этом событии?
-
чтение фрагмента из летописи (стр.92);
-
запись в тетради:
Туровские князья.
-
Тур.
-
Святополк Владимирович (с 1015 г. - князь киевский)
-
Изяслав Ярославич (с 1054 г. - князь киевский)
-
4. Юрий Ярославич (1157 - 1162)
1157 г - оборона Турова
-
обсуждение вопроса «Можно ли назвать Юрия Ярославича патриотом?»
4. Древний Пинск
-
Рассказ учителя.
-
Беседа по следующим вопросам (игра «чистая доска»):
-
когда впервые упоминается город Пинск?
-
где он был основан?
-
как Пинск получил своё название?
-
Запись в тетради:
1097 г. - первое упоминание г. Пинска
-
какие ещё города Беларуси получили своё название от реки, на берегу которой были основаны?
-
работа со слайдами № , приём «Найди ошибку» (город Полоцк впервые упоминается в 862 г., а на в 980; города Туров и Заславль получили свои названия не от рек, а от имён князей-основателей).
6. Закрепление изученного материала:
Работа в группах:
Задание для группы №1. Заполните сравнительную таблицу, сделайте вывод:
Задание для группы №2. Составьте характеристику исторического деятеля (Юрия Ярославича) по плану:
1. Когда и где жил исторический деятель?
2. К какой группе относился?
3. Каких целей пытался достигнуть?
4. Какие личные качества ему помогли в этом?
5. Назовите его наиболее выдающиеся достижения?
Задание для группы №3. Составьте 6 вопросов по теме «Туровское княжество» для игры «Древо познания» (будет проводиться на следующем уроке)
Озвучивание результатов работы в группах.
7. Подведение итогов урока:
-
вопрос к классу «Что мы называем государством? Какие признаки государства вы знаете? Являлось ли Туровское княжество государственным образованием?»
-
анализ работы учащихся на уроке; выставление оценок по желанию учащихся.
-
итоговый вопрос «Почему символом урока стала корона?»
-
игра «Заверши фразу» («Сегодня на уроке истории я …»)
8. Домашнее задание: §18, подготовить рисунки, сочинить рассказ о происхождении названия города Туров (по желанию).
Литература:
-
Борзова, Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001 г.
-
Гомельшчына: Назвы населеных пунктаў паводле легендаў і паданняў. Мн., 2001 г.
-
Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Мн., 2011 г.
-
Масленицына И.А. Летописцы повествуют о любви. Мн., 2002 г.
-
Марціновіч, А.А. Залатавуст з Турава, альбо Якая яна, старажытная Тураўшчына?. Мн., 2009 г.
-
Новік, Н.Я. Кніга для чытання па гісторыі Беларусі Сярэдніх вякоў. Мн., 2003 г.
-
Паноў, С.В. Гісторыя са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас: рабочы сшытак. Мн., 2009 г.
-
Цемушаў, С.М. Беларускія землі ад старажытнасці да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Мн., 2010 г.
-
Цемушаў, С.М. Гісторыя Беларусі ў 6 класе. Мн., 2011 г.
-
Штыхов, Г.В. История Беларуси с древнейших времён до середины ХІІІ в. 6 класс: поурочные разработки. Мн., 2011 г.
Приложение №1
Па старажытнаму Тураву
Амаль кожнага, хто падарожнічае па Прыпяці, пры першым знаёмстве з Туравам чакае расчараванне. …адзін з самых выдатных беларускіх літаратараў - У.Караткевіч, які абследаваў многія мясцовасці па берагах ракі, запісаў: "Самае сумнае ўражанне за ўсю дарогу - Тураў. Проста вялікая вёска." Так, аблічча гарадка і сапраўды спачатку здаецца такім. Зрэшты, такім ён быў і сто, дзвесце, і трыста гадоў назад … Зямляк У.Караткевіча, таленавіты пісьменнік і журналіст мінулага стагоддзя П.Шпілеўскі адзначыў у сваіх дарожных нататках, датаваных 1858 г.: "Хто б мог сказаць пры відзе невялікага мястэчка, нават вёскі з маленькімі драўлянымі домікамі, акружанымі нізкімі плятнямі з вербаў, што гэта мястэчка, гэта вёска - той самы старажытны, гістарычны Тураў, галоўны горад першых рускіх удзельных князёў, бліжэйшых сваякоў Уладзіміра Вялікага, … , уладанне самабытнага варажскага князя Тура …"
У адным з самых старажытных нашых летапісаў - Лаўрэнцьеўскім, пад 980 г. запісаны такія словы: "В лето 6488 … Бе бо Рогволод прише изаморъя, имяше власть свою в Полотъске, а туры у Тураве, от него же и туровци прозвашася". Гэта самае першае ўпамінанне пра Тураў. У ім гаворыцца аб тым, што ў тую пару тутэшым князем быў нейкі Тур, па імені якога горад атрымаў сваю назву.
… яшчэ ў даваенны час у раёне сучаснай вуліцы Калініна знаходзіўся адзін з самых старажытных помнікаў горада - так званая Тур-студня. Народнае паданне гаворыць, што менавіта ў ёй хрысціўся легендарны князь Тур. Сцвярджалася таксама, што ў студні тры дны: залатое, сярэбранае і меднае; і калі прарвецца меднае дно - затопіць ўвесь Тураў, калі сярэбранае - палавіну свету, а калі залатое - увесь свет. …
Лабынцаў Ю.А. Старая казка Палесся. Мн., 1995. С.25 - 30
Приложение №2
Вопросы для игры «Чистая доска»
-
Кто был первым туровским князем?
-
Каких туровских князей вы знаете?
-
Кто из туровских князей стал впоследствии киевским князем?
-
Как можно охарактеризовать отношения Турова с Киевом.
-
когда княжил Юрий Ярославич, сколько лет он занимал княжеский престол?
-
Как сложились отношения у Юрия Ярославича с Киевом?
-
Когда киевский князь Изяслав Давидович осуществил поход на Туров? Чем закончился этот поход?
-
В чём историческое значение обороны Турова в 1157 г.?
-
Какие личные качества Юрия Ярославича проявились в этом событии?
-
Когда впервые упоминается город Пинск?
-
Где он был основан?
-
Как Пинск получил своё название?
Приложение №4
Задания для групповой работы
Задание для группы №1.
Заполните сравнительную таблицу, сделайте вывод:
Задание для группы №2.
Составьте характеристику исторического деятеля
(Юрия Ярославича) по плану:
1. Когда и где жил исторический деятель?
2. К какой группе относился?
3. Каких целей пытался достигнуть?
4. Какие личные качества ему помогли в этом?
5. Назовите его наиболее выдающиеся достижения?
1. Когда и где жил исторический деятель?
2. К какой группе относился?
3. Каких целей пытался достигнуть?
4. Какие личные качества ему помогли в этом?
5. Назовите его наиболее выдающиеся достижения?
Задание для группы №3
Составьте 6 вопросов по теме «Туровское княжество»
для игры «Древо познания» (будет проводиться на следующем уроке)
16