Формирование гражданской позиции обучающихся в урочной деятельности

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирования гражданской позиции обучающихся в урочной деятельности

Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.

Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима целостная система работы учителя на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности.

Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.

Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».

Хочу привести высказывания политика и историка Натальи Нарочницкой: «Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика - это просто инструмент. Поэтому так важно с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь - это главные ценности, а все остальное лишь механизм».

В этой фразе сформулированы основные качества гражданина, которые общество должно воспитать в каждом ребенке.

Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки обществознания, где становление гражданственности проходит через:

  • Развитие демократических гражданских качеств;

  • Выработку осознанности гражданской позиции;

  • Сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;

  • Стремление к активным действиям для решения существующих проблем

Юному гражданину необходимо:

  • во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;

  • во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;

  • в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.

В работе по данному направлению можно встретить ряд противоречий, заключающихся в том, что происходящие в государстве изменения связанны со становлением гражданского общества и развитием демократического государства, общественной и государственной необходимостью в полноправных самостоятельных гражданах, но, в то же время, не сформулирована национальная идея, не разработан опыт формирования активной гражданской позиции учащихся в теории педагогики и образовательной практике.

Общество и государство нуждается в полноправных самостоятельных гражданах, а мы часто встречаемся с политическим инфантилизмом и гражданским равнодушием.

Формирование активной гражданской позиции учащихся - это процесс совместной деятельности учителя и учеников, основой которого является освоение школьниками комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности.

Формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе обучения истории через использование компетентностного подхода будет более эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий, если:

  • учащиеся будут вовлечены в регулярную и поэтапную деятельность;

  • взаимодействие учителя с учениками будет осуществляться на основе субъект-субъектных отношений с учащимися;

  • учитель откажется от проявления волевых методов воздействия на мотивационную деятельность учащихся;

  • успехи и достижения воспитанников будут поощряться;

  • в системе будет производиться взаимодействие с социумом;

  • создание условий для предъявления результатов деятельности учащихся на внешнем уровне.

Гражданское образование - это воспитание и обучение ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.

Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это:

  • формирование у учащихся социально-гражданской компетентности, позволяющей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;

  • воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;

  • создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел.

Учитель обществознания должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать документы, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса. В своей работе для форсированного изучения большого объема общественного материала, я использую компетентностный подход. Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной жизненной ситуации. Компетентностный подход не отрицает, но и изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, Интернет-сайте и т. д. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая за чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее будущее и настоящее, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще делается так, как должно быть.

Для осуществления задач по гражданскому воспитанию я использую следующие формы и приемы: урок-диспут, «мозговой штурм», лабораторные работы, творческие задания; ролевые игры, ИКТ. Одной из наиболее активных форм обучения является учебный проект.

Использование проектной деятельности при обучении на уроках позволяют

развивать творческие способности обучающихся, раскрывать на примерах

изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук.

Практико-ориентированные проекты помогают совершенствовать умения и

навыки и накапливать положительный социальный опыт учащихся.

Формирование гражданственности на современном уроке, в полной мере не возможно без использования ИКТ. Учебные диски имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников.

Отлично действует на школьников информация о проведении конференций и чтение докладов. Только здесь рождается понятие о возможности своего проявления в полную меру. На этих мероприятиях различного уровня учащиеся могут проявить свои лидерские качества, качества оратора, умение работать в группе, а это уже коммуникативная компетенция. Но прежде чем выступать перед большой аудиторией учащиеся учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее в классе.

Показателями сформированности активной гражданской позиции будут являться:

  • интерес к общественно-политической жизни поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);

  • отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);

  • работа в органах ученического самоуправления;

  • успешная социализация учащихся после окончания школы.


Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.



4

© 2010-2022