Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление «Культурно-просветительские проекты»



















«Диважин» - чистая Земля богов»





Выполнил: ученик 6 В класса

МАОУ Саган-Нурская СОШ

Брындин Антон

Научный руководитель:

учитель английского языка, классный руководитель

МАОУ Саган-Нурская СОШ, Доржиева А.Ж.









2015

Содержание

стр.

  1. Введение………………………………………………………………………………... 3

  2. Основная часть…………………………………………………………….....................

Глава I. «Дэважин» - «чистая Земля Богов»…………………………......................... 5

Глава II. «Дэважин» - один из обрядов заупокойного цикла………......................... 7

  1. Заключение…………………………………………………………………………...... 11

  2. Список использованной литературы……………………………………….………....12

  3. Приложения…………………..…………………………………………………………13











Введение


Социальная роль религии связана с религиозными обычаями и представлениями. Ограниченность практической деятельности человека, его бессилие перед непознанными силами природы и общества, получают превратное отражение в форме веры в реальное существование сверхъестественных сил, управляющих природой, обществом и жизнью каждого человека.

С древнейших времен у всех народов, следовавшим буддизм, существовало убеждение в том, что поведение духов умерших людей зависит от того, как они умерли и как были похоронены. И в этом случае проводили и проводят многочисленные обряды и ритуалы, жертвоприношения для обеспечения душе покойного лучшего перерождения. Одним из таких религиозных обрядов является обряд «Диважин».

Актуальность данной работы заключается в том, что многие ребята моего поколения, вовсе не интересуются культурой, историей своего же родного края или же религией. Наверное, со мной многие согласятся, что современное общество потихоньку теряет культуру. Ведь для развития этой культуры можно было бы посещать известные туристические точки в нашем районе. Наш край богат историей, историей Чингисхана.

В нашем Мухоршибирском районе есть множество исторических, сакральных и культурно-археологических мест, которые связаны с прошлым наших предков. Сохранились места, где издревле люди совершали обряды за упокой души своих предков. А вот какие обряды существуют в нашей буддийской культуре? Заинтересовавшись этим вопросом, я начал изучать литературу, и нашел статью об обряде - «Диважин», само слово произвело на меня огромный интерес, но описания данного обряда очень мало в литературных источниках.

Поэтому, я считаю практически значимым его описание со слов тех кто, знает смысл данного обряда.

Цель работы: ознакомить школьников на уроках «Основы светской этики» с культурой обряда «Диважин».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу с описанием данного обряда;

  • опросить ламу по данной проблеме;

  • исследовать предназначение и правила проведения обряда «Диважин»;

Объект исследования: ритуалы буддизма.

Предмет исследования: обряд «Диважин».

Методы исследования: беседа (телефонный разговор), теоретический анализ литературных источников, фотографирование, моделирование.

























































Глава I. «Диважин» - «чистая Земля Богов»



Существуют множество обрядов разных народов, поклоняющихся Будде, такие как родильные обряды, свадебные обряды, обряды заупокойного цикла и так далее. На данном этапе мы будем говорить об обряде заупокойного цикла, связанного с потусторонним миром, населенном душами умерших, и взаимоотношениях, которые могут существовать между миром живых людей и загробным миром.

С древнейших времен у всех народов существовало убеждение в том, что поведение духов умерших людей зависит от того, как они умерли и как были похоронены. И в этом случае надо проводить многочисленные обряды и ритуалы, жертвоприношения для обеспечения душе покойного лучшего перерождения,

Живя в удивительном месте в Тугнуйской долине1, где кругом таится загадка, где земля пропитана историей, из немногих литературных источников я узнал, что одним из таких обрядов является проведение обряда «Диважин».

В процессе работы с источниками, меня заинтересовало значение этого слова, а также цель проведения этого обряда. Для этого я беседовал с Соржо-лама2 Диважин дугана3 дацана «Хамбын Хурэ»4, Баиром Цыбиковым; ознакомился с книгами: «Ламаизм в Бурятии 18 - начала 19 века» под редакцией В.В.Мантатова, «Буддизм: история, каноны, культура» под редакцией Серафима Сидорова при участии С. Рябова, «Дождь цветов» - Бурятские буддийские притчи» и узнал, что слово «Диважин» в переводе на русский означает «чистая Земля Богов» или «рай», где душа умершего приобретает покой.

В книге «Дождь из цветов»5 из собранного материала на территории республики Бурятия и Агинского автономного округа в 2002 - 2003 года писателем Игорем Мухановым дается определение «Диважин» (Сукхавати) - Западный рай, особенно популярный у буддистов. Он находится на чрезвычайно далеком расстоянии от нашего мира (между Диважином и нашим миром - целые мириады миров). Почва и вода в Диважине благородны, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Диважина - бодхисатвы6, которые там же достигают Нирваны».

В этом же учебнике дано определение Нирваны.

«Нирвана - это состояние абсолютного просветления. Будучи связана с абсолютными категориями существования, Нирвана непостижима мыслью и невыразима словом. Человек, достигший Нирваны, навсегда освобождается от круговорота смертей и новых рождений». Есть мнение, что туда попадают умершие, совершавшие при жизни только добрые деяния, и прожившие жизнь с чистой душой. Многие буддисты стремятся попасть в рай Диважин. Чтобы наши умершие попали в рай Диважин, оставшиеся на Земле их родственники стараются проводить обряд чтения текста Диважин. Но в литературе я не нашел материал о проведении и подготовке этого обряда, и поэтому опросил Баир Соржо-ламу, и с его слов провел данную работу.





Глава II. «Диважин» - один из обрядов заупокойного цикла



Буддисты трактуют понятие «жизнь» как непрестанную череду рождений, смертей и новых рождений в состояниях богов, людей, животных, и ненасытных духов и обитателей ада. Считается, что для духовного совершенствования лучше всего родиться человеком. И чтобы человек мог совершенствоваться по буддийски, необходимо «благоприятное рождение». С этой целью, оставшиеся и проводят обряд «Диважин».

Со слов Баира Соржо-ламы, я узнал, что данный обряд является объектом поклонения верующими за усопших, об их будущем рождении в высшем мире.

Также Диважин способствует всем живущим на земле обрести счастье, долголетия и гармонии. Данный обряд верующие могут провести в дацане, предварительно заказав его, или в доме умершего. Во втором случае есть множество нюансов, которым люди должны следовать.

Для проведения этого обряда, в первую очередь хозяева очищают дом от пыли. Стены украшают шелковым занавесом с изображением красивых цветов. На потолке вешают «Лабари», который шьют из пяти цветов ткани в определенной последовательности: синий (в центре - в виде квадрата), что означает синее небо; по кругу обшивают зеленой тканью, что означает зеленую траву; второй круг желтого цвета, что означает луну; третий - белая полоска, что означает светлая душа; завершается красной полоской, что означает красное солнце (см. Приложение 4). Под «Лабари» вешаются изображения пяти божеств в такой последовательности:

  1. Бурхан Багша (Будда Шакьямуни) - (в центре) бог учения.

  2. Абида бурхан (Амитабха7) - владыка рая.

  3. Арьяа Бала (Авалокитешвара) - бог сострадания.

  4. Диважин Шангад - богиня рая.

  5. Отошо (Оточи) - бог медицины.

На палец ниже этих пяти божеств вывешивают сахюусаны - «Защитники учения» - божества, входящие в категорию докшитов - гневных проявлений будд. Этими сахюусанами являются Лхамо-сахюусан и Ямандаги.(см. Приложение 5)

По бокам от «Лабари» вывешивают, «Бадан» и «Жалсан»8 - что означают знак победы над злыми духами. (см. Приложения 6, 7)

Затем вывешивают большие хадаки пяти цветов, каждый из которых имеет свое значение. Ведь в культуре каждого народа цвет играет большую роль. Их вывешивают в следующей последовательности:

1. Желтый - цвет солнца, жизни, тепла, власти;

2. Синее - Вечное небо, символ мужского начала; а также символизирует верность, доброту, постоянство и бесконечность;

3. Белый - символ чистой души, женского начала;

4. Зеленый - цвет травы и листьев, плодородие, означает также молодость, надежду;

5. Красный - символ солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без котрых немыслима жизнь на Земле (см. Приложение 8).

После украшения стены выставляют в определенной последовательности изображения бурханов Зеленая Тара (Ногоон Дара Эхэ) и Белая Тара (Саган Дара Эхэ)9.

Перед бурханами ставятся угощения:

1.Тарелка с мучными продуктами

2. Тарелка с разнообразными фруктами (см. Приложение 9)

Далее, как мне объяснил Баир Соржо-лама, для подношений требуются набор однотипных небольших чашечек - «сугсэ». В буддийской литературе существует материальные подношения, которые состоят из «семи подношений», хотя их восемь, первые два считаются за одно восемь подношений: 1 - питьевая вода; 2 - вода для омовения; 3 - цветы; 4 - благовонья; 5 - свет; 6 - душистая вода; 7 - пища; 8 - музыка. Если чашечка предназначена не для воды, то ее наполняют рисом, на который кладется или втыкается преподносимый предмет, например, цветок. Питьевой воде (1) предписывается 8 качеств (свежесть, вкус, мягкость, прозрачность и др.). При подношении этой воды верующий должен представить, что через нее подносятся все реки, моря и чистые воды. Это и есть подношение рту Будды. Следствием будет утоление жажды. Вода для омовения (2) подносится телу Будд и бодхисаттв. Её подношение символически очищает ум от сансарных (постоянных рождений и смертей) загрязнений и осквернений. Цветы (3) должны радовать глаза Будд и бодхисаттв. Верующий представляет, что это цветы всего мира. Посредством этого подношения в уме человека раскрывается лотос блаженства пустотности. Благовонья (4), представленные на алтаре благовонной палочкой подносятся вместе со всеми запахами, наполняющие вселенную благоуханием. Благовонные палочки втыкаются в чашечку с рисом. Свет маслянного светильника (5) подносятся со светом Солнца, Луны и всех звезд, озаряющих мир. Это подношение способствует развитию понимания того, что мир - Ясный свет. Желательно, чтоб огонь был живым. Душистая вода (6) подносится телу Будды. Это подношение ведет к осознанию пустотности, сострадания, знания окончательной истины о явлениях. Для ее приготовления можно добавить в воду несколько капель духов розовой, лавандовой воды. Пища (7) (как правило, в чашечку кладется печенье, конфета, кусок шоколада и т.д. - что-то не скоропортящееся). Из этого подношения рождается понимание жизненной силы мудрости Пробуждения. Музыка (8) представленная на алтаре предметом, служащим для ее извлечения. При этом подношении представляется, что подносится вся музыка и гармония вселенной. Источниками музыки могут послужить музыкальные инструменты, раковина или колокольчик.

Рядом с этими чашечками ставят «Хурдэ»10 - что означает колесо жизни. На этом завершается оформление уголка (см. графический рисунок и фото Приложение 10, 11)

Затем готовят место для ламы-священнослужителей. Готовятся для лам специальные столики, на которых стоят (см. Приложения 12-17)

1. «Бумбэ»11 - сосуд с аршаном (святая вода)

2. «Толи»12 - бронзовое круглое зеркало,

3. «Хонхо и ошор»13 - колокольчик и ваджра,

4. «Сан» - музыкальные тарелочки,

5. «Хужэ» - благоухающие свечки.

На большой стол ставят вазы с красивыми цветущими цветковыми растениями или вазы с искусственными цветами, т.к. каждый присутствующий на этом молебне должен держать в руках цветки, чтобы их умерший переродился в красивом, как благоухающий сад, месте. Также в период чтения текста в руке держат хужэ.

На этот же стол ставят поднос с баранжой который готовят из прожаренной пшеничной муки. Баранжу стряпают по особому рецепту, в состав которого входят: густой зеленый чай с сахаром и с топленым маслом, измельченное до мучного состояния печенье, песочник, сухари, сушеный творог и прожаренная по особой технологии пшеничная мука.

Из этой массы лепят конусообразную фигуру и украшают цветными конфетами, драже в виде разнообразных форм - ромб, кружок, цветок. Данную фигуру ставят в центре, и вокруг украшают разными шоколадными конфетами, мармеладами, сахар-рафинадом.

Затем начинается молебен. В ходе молебна производятся сэржэм, даллага, юроол.

К завершению этого обряда, хозяева всем присутствующим дарят мешочки (согшод - освященную пищу), наполненные пищевыми продуктами, дарят по одному цветку, что означает знак благодарности, счастья.

Заключение.



Изучив литературу, опросив ламу, я узнал, что обряд «Диважин» подробно не описан в литературе. Правила подготовки к проведению обряда передаются только из уст в уста.

В нашем районе суть проведения этого обряда не знают, и не слышали. Поэтому я считаю, что моя работа будет чрезвычайно полезна школьникам, которые хотят узнать больше о религии и людям, которые хотят провести этот обряд, но не знают правила подготовки к нему и одновременно.

Я считаю, что эта тема в данное время очень актуальна, потому что в нашей районе, да и в целом по Республике Бурятия очень большое число суицидов, особенно среди молодежи. Многие не знают и не задумываются о будущем своих родных и близких.

На этом моя работа, думаю, не закончена. Впереди ещё много неизведанного, неизвестного. Предстоит ещё большая работа по изучению данной темы.









Список использованной литературы



  1. Буддизм: история, каноны, культура / Серафим Сидоров, при участии С. Рябова. - М.: Дизайн. Информация. Картография: Астрель: АСТ, 2005

  2. Дождь из цветов. Бурятские буддийские притчи. Муханов Игорь Леонидович. - Центр русско-азиатских исследований «Агарти» совместно с издательством Л. Г. Мухановой. М., 2005 г.

  3. Дхарма. Религиозно-философский альманах. Выпуск 1-2. Улан-Удэ: община «Дхарма», 1996 г.

  4. Ламаизм в Бурятии 18 - начала 19 века. Структура и социальная роль культовой системы/ Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. и другие - Новосибирск: Наука, 1983 г.

Информаторы:

1. Баир Цыбиков, Соржо-лама Диважин дугана дацана «ХАМБЫН ХYРЭ», город Улан-Удэ, Верхняя Березовка (телефонный разговор)









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ9 Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Научно-исследовательская работа Дэважин - чистая земля богов







1 Тугнуйская долина была заселена в XII-XIII вв. племенами меркитов, которые разводили скот, занимались земледелием, строили оборонительные крепости. Горы вокруг долины использовались для оповещения о приближения неприятеля, для чего зажигали сигнальные огни. Древнее название долины Бууракеере. Новое название Тугнуй закрепилось за ней со времени разгрома меркитов Чингисханом, который в знак своей победы установил здесь свое знамя - туг. К этому времени относятся памятники истории Тугнуйской долины.

2 Соржо - (от тиб. сhos - владыка Учения), третье лицо в 1-й категории степенных лам. В его введении находятся надзор за соблюдением нравственности, контроль над учебным процессом, медецинской практикой, распределением лекарственных средств, проверка документаций. От соржо требовалось безукоризненное знание пяти больших буддистских дисциплин. Соржо-ламы являются первыми кандитами на должность ширетуя.

3 Диважин Дуган - храм Будды Амитабхи, Влыдыки Западного рая, Чистой Земли Сукхвати, был открыт в январе 2006 года в канун национального праздника «Сагаалган». В июне 2007 года он был освящен.

4Улан-удэнский дацан «Хамбын-Хурэ» - городская резиденция Пандито Хамбо ламы. Основан в 1995 году а пригороде Улан-Удэ, в поселке Верхняя Березовка, Республика Бурятия.

5 Дождь из цветов. Бурятские буддийские притчи. Муханов Игорь Леонидович. - Центр русско-азиатских исследований «Агарти» совместно с издательством Л. Г. Мухановой. М., 2005 г.

6 Бодхисатва - это тот, кто достиг Просветления, но отвергает свой переход в Нирвану для спасения живых существ.

7 Считается, что до достижения состояния будды Амитабха был бодхисатвой по имени Дхармакара. Много кальп (временной период) назад он зародил в своем сознании решимость создать особый мир будды (санскр. buddhasetra), обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир (поле будды), который стал называться Сукхавати (Исполненное Счастья Поле), и стал им управлять.
Смысл практик долгой жизни, связанных с Амитабхой, не только в том, чтобы устранить препятствия, способные укоротить жизнь. Основная цель этих практик - обретение состояния за пределами рождения и смерти. Изображают Амитабху сидящим в медитативной позе на лотосовом троне, на нем украшения Бодхисаттвы Самбхогакаи, на голове - корона. Руки Амитабхи сложены в дхьяна-мудре (самадхи-мудра), то есть, покоятся на бедрах с ладонями, развернутыми вверх, при этом правая ладонь находится над левой, а кончики больших пальцев соединены. В его руках сосуд с амритой (нектаром бессмертия) и лотос, символизирующий очищение от привязанностей и альтруистические намерения. Лотос - символ семейства Амитабхи.

8 «Бадан» и «Жалсан» являются символами победы, означает победу буддийского учения, победу знаний над невежеством, или обретение счастья.

9 В буддизме известна богиня Тара, которой приписываются черты богини-матери. В пантеоне буддизма 21 Тара, особо популярны из них Белая Тара и Зеленая Тара. Зеленая тара воспринимается, как Мать-Земля, от которой зависели благополучие и процветание, и изображается она именно в зеленом цвете.

10 «Хурдэ» - это и есть молитвенные барабана, которые нужно вращать по часовой стрелке. В целом эти барабаны делают из самого разного материала - железо, бронза, дерево, даже из жестяных банок. И размеров они бывают самых разных - от огромных (несколько метров) до самых маленьких (пару сантиметров). Бывают еще и ручные. Снаружи самого молитвенного барабана написаны мантры (например, «Ом мани падме хум»), находятся они и внутри него - на листах бумаги. Вращая его, вы очищаете себя и как бы читаете эти молитвы (сделав всего один оборот, вы прочитаете все мантры, находящиеся внутри). Такие действия приносят умиротворение в душу, покой, отгоняют злых духов. Говорят, что человек, больной какой-либо тяжелой болезнью, вращая хурдэ, конечно не излечивается полностью, но притупляет боль.

11 Бумбэ - кувшин с водой, используемый во время ритуалов, как сосуд для очищения. Не имеет ручки и богато украшен драгоценными камнями и резьбой из металла. Воду или нектар из него льют на руки приступающему к ритуалу, как символ очищения перед встречей с божеством. Бумбэ считается важным ритуальным предметом и помещается на алтаре.

12 Толи - зеркало. В тибетском буддизме зеркало символизирует пустоту мира. Во время церемоний похорон священник показывает зеркало, читая при этом священные тексты, душе умершего, для того чтобы он осознал пустоту мироздания.

13Слово имеет несколько значений на санскрите: «молния» и «алмаз», используется в буддийских священных текстах и в названиях сутр. Ваджра символизирует силу и твёрдость духа.

Символизируя, помимо прочего, мужское начало, ваджра часто используется в ритуалах в паре со специальным колокольчиком гхантой, который в таких случаях обозначает женское начало. Имеет символическую аналогию с алмазом - может резать что угодно, но не сам себя - и с молнией - непреодолимая сила. Благодаря загибанию и соединению концов превращается в короткий металлический жезл.



© 2010-2022