Конспект урока по теме Смутное время

Дать представление учащимся о периоде Смутного времени через анализ событий.Выявить причины , которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий.Продолжить развитие у учащихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное, анализировать.Продолжить воспитание на гражданственности при изучение темы.Задания составлены на развитии навыка работы с исторической картой...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2-3 «Смута».

Цели урока: рассмотреть причины и ход Смутного времени.

План урока:

  1. Понятие Смутного времени.

  2. Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России на рубеже 16-17 веков.

  3. Деятели Русского государства периода Смуты:

  1. Лжедмитрий I (1605 - 1606): приход к власти и падение;

  2. Василий Шуйский (1606 - 1610);

  3. Лжедмитрий II и Иван Болотников.

  1. Начало польско-шведской интервенции.

  2. Распад Тушинского лагеря (1609).

  3. «Семибоярщина» (1610 - 1612).

Основные понятия: Смута, Смутное время, интервенция, самозванец, «семибоярщина», гражданская война.

Оборудование для демонстрации мультимедиа презентации, карта «Смутное время в России в начале XII в.»

Ход урока.

В начале урока учащиеся повторяют домашнее задание по вопросам учебника (стр. 11) и отвечают на вопросы блиц-опроса.

Блиц-опрос.

  1. Заповедные и урочные … (лета).

  2. Боярин, ставший русским царем в 1598 году. (Борис Годунов)

  3. Царство, перешедшее в 158 году под протекторат России. (Кахетия)

  4. Первый российский патриарх. (Иов)

  5. В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).

  6. Предводитель крестьянских повстанцев. (Хлопко)

  7. Король Речи Посполитой умерший в 1586 году. (Стефан Баторий)

  8. Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова. (Федор)

1.Слайд. Смутное время.

СМУТА - возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью. (В.И.Даль)

СМУТНОЕ ВРЕМЯ - эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса.

Учащиеся знакомятся с понятиями Смута и Смутное время.

Учитель дает пояснение и показывает, как оценивали историки события конца 16 - начала 17 века.

2.Слайд. Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже 16-17 веков.


Н.М.Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С.М.Соловьев

Нравственное и моральное разложение общества.

Н.И.Костомаров

Следствие католической интриги.

В.И.Ключевский

С.Ф.Платонов

Смута - это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.

Советская историография (И.И.Смирнов, В.И.Буганов, В.И.Корецкий и др.)

Смута - это высшая форма борьбы угнетенных против эксплуататоров.

Современная историография (Р.Г.Скрынников, А.Л.Станиславский)

Смута - это гражданская война в России.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (стр.12-13) и выделяют причины Смутного времени, заполняя таблицу.

Причины Смуты

Экономические

Политические.



3. Слайд. Деятели Русского государства периода Смуты.

Учащиеся заслушивают сообщения о деятелях Смутного времени (опережающее задание получили на предыдущем уроке).

4. «Ожившая карта».

Рассказ о военных действиях во время Смуты: поход Лжедмитрия 1, военные действия Ивана Болотникова и Лжедмитрия 2 против Василия Шуйского.

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст учебника на стр. 19-20 и ответить на вопросы:

  1. Почему началось вторжение Польши и Швеции в Российское государство?

  2. Какие цели преследовали интервенты?

  3. Определить понятие «интервенция».

5. Слайд. Власть во время Смуты.

Учащимся предлагается с помощью схемы вспомнить, кому принадлежала власть с начала Смутного времени.

Смутное время

Конспект урока по теме Смутное времяКонспект урока по теме Смутное времяКонспект урока по теме Смутное время

Конспект урока по теме Смутное времяКонспект урока по теме Смутное время

Выступление

И.И. Болотникова,

Лжедмитрий 2

Гетман Жолкевский,

Лжедмитрий 2,

Сигизмунд 3









Учащиеся, опираясь на схему, рассказывают об обстоятельствах свержения с престола Василия Шуйского и установления власти «семибоярщины».

Учитель отмечает, что часть московского боярства решила использовать ситуацию, опереться на силу польского короля и избрать российским царем его сына Владислава, оговорив при этом ряд условий. Бояре заключили в августе 1610 года договор с гетманом Жолкевским о признании русским королем польского королевича. В.О.Ключевский назвал этот договор «основным законом конституционной монархии».

  1. Подведение итогов урока (проводится дискуссия).

Вопросы дискуссии:

  1. Назовите причины Смуты, наступившей в начале 17 века. Можно ли считать, что Смута была вызвана только прерыванием династии Рюриковичей? Почему В.О.Ключевский связывал Смутное время с правлением Ивана Грозного?

  2. Как вы думаете, почему в истории Древнерусского государства не было фактов самозванств, а в истории Московского государства с начала 17 века возникают лжецари (самозванцы)?

  3. Какова, на ваш взгляд, связь между складыванием самодержавной формы правления и началом Смуты?

  4. Во время правления Ивана Грозного бояре составляли оппозицию царю, почему же во время Смуты бояре не воспользовались ослаблением центральной власти, а участвовали в Земском соборе 1613 года и избрали нового царя?

  5. Как вы думаете, почему Смуту называют гражданской войной, а не междоусобицей между претендентами на царский престол?

Учащиеся делятся на группы, в которых идет обсуждение предложенных вопросов в течение 5 минут. Затем представители групп высказывают общее мнение. Также слово предоставляется всем учащимся желающим высказаться. (10 минут)

Домашнее задание. § 2 выучить даты

Дополнительное задание: учащиеся готовят сообщения о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, о Земском соборе 1613 года и Михаиле Романове.





© 2010-2022