Разработка урока истории по теме: Внешняя политика 70-80-х гг. XIX века

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Высочкина Ольга Сергеевна

Тема урока: «Внешняя политика 60-70-е гг. XIX века».

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте….

Тема урока: «Внешняя политика 60-70-е гг. XIX века»

- На слайде вы видите фото редчайшего драгоценного камня - это александрит, открытый в день совершеннолетия цесаревича Александра II, поэтому он так и был назван.

В России этот камень считали, с одной стороны, камнем печали и одиночества, «вдовьим камнем», т.к. связывали это с гибелью Александра II,

с другой стороны, после смерти императора Александра II, александрит вошёл в особую моду: многие монархисты стали приобретать его «в память о Государе»; при этом александритовые перстни делались вкупе с двумя бриллиантами, что означало камень Александра II и два блестящих деяния его царствования: освобождение крестьян и учреждение лучшего в мире судопроизводства.

Двойственное отношение к камню - в какой-то степени это и отношение к Александру II, в том числе и к его внутренней и внешней политике.

Оценку внутренней политики вы давали на прошлых уроках, а сегодня мы рассмотрим внешнюю политику и к концу урока вы должны будете:

знать: основные направления внешней политики,

понимать: принципы внешней политики

оценивать: внешнюю политику 60-70-х гг. XIX века
- Олицетворением же внешней политики 60-70-х гг. XIX века является министр иностранных дел князь Александр Михайлович Горчаков, лицейский друг А. С. Пушкина. Вот две точки зрения о его политике:

  1. «Неясность исходной точки зрения и отсутствие точной практической программы. Бледная фигура Горчакова казалась яркой только благодаря отсутствию в России политической жизни, свободы критики и оппозиции».

Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона.

  1. глава внешнеполитического ведомства Е.М. Примаков, подчеркнул, что Горчаков «сумел сделать на внешнеполитическом поприще для России XIX века больше, чем кто бы то ни было другой»

- Какие эти высказывания? Противоречивые. Суть данного противоречия нам и предстоит сегодня выяснить!

Ход урока:

- Каковы условия Парижского мирного договора?

- Какое из них самое унизительное для России?

- Какие задачи во внешней политике стояли перед Россией в начале правления Александра II? (преодоление последствий Крымской войны: угроза империи со стороны южных границ, запрет на развитие русского флота; восстановление своего влияния на Балканах и Ближнем Востоке…).

- В рамках этого вопроса выделяются 4 основных направления: европейское, дальневосточное, среднеазиатское и ближневосточное (слайд).


  1. Европейское направление.

Итак, основная задача России - возвращение Черного моря.

В 1871 г. закончилась франко-прусская война. (слайд ) Победа Пруссии в борьбе против Австрии, Дании, а затем и разгрома Франции привела к тому, что ни одна из этих стран, в том числе и Англия не решались единолично участвовать в войне против России. Турция, не имея европейской поддержки, тоже не смела выступать против России. Пруссия же стояла на стороне России и поддерживала её во всём. Воспользовавшись этим Россия заявила об отмене условий Парижского договора.

Итогом стало проведение в 1871 г. Лондонской конференции, на которой был подписан протокол о нейтрализации Черного моря (слайд ).

Следующим шагом в рамках европейского направления стало создание «Союза трёх императоров». Это произошло в 1873 году. Договор был подписан тремя государствами: Россией, Германией и Австро-Венгрией. Основная задача «Союза…» состояла в устранении разногласий между собой путём переговоров, а при угрозе нападения какой-либо другой державой договориться о совместных действиях.

- Каковы итоги данного направления? (отмена нейтрализации, разрешение строить флот, укрепление южных границ, усиление международного авторитета).

Федор Иванович Тютчев на торжественном банкете в МИДе прочел следующие строки:

Князь, вы сдержали ваше слово!

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

- Каким путем Российской империи удалось достичь таких результатов? (дипломатическим).

  1. Мы рассмотрели с вами европейское направление. Среднеазиатское и дальневосточное, предлагаю рассмотреть самостоятельно, опираясь на задания в технологической карте. При этом, 1 ряд работает со среднеазиатским направлением, а 2-ой - дальневосточным. В технологической карте вы внимательно читаете цель и задания. - 5 мин.

Проверка 1 направления: Приступаем к проверке!

- Назовите мотивы продвижение России в С.А.?

- Хронологические рамки присоединения территорий и покажите их по карте?

- Можно ли считать, что Россия проводила в Средней Азии колониальную политику? (проблемный вопрос) Колониальная политика - это политика порабощения и эксплуатации с помощью военного, политического и экономического принуждения народов, стран и территорий преимущественно с инонациональным населением, как правило, экономически менее развитых.

- Значение присоединения для России? (увеличение территории, рынки сбыта, прекращение набегов, торговля, использование природных богатств - хлопководство и шелководство, устранение Англии из сферы влияния в Азии).

- Значение присоединения для Средней Азии? (развитие инфраструктуры, образование, развитие торговли, экономическое освоение края, отмена работорговли).

- Каким путем Российской империи удалось достичь таких результатов? (силовым путем)

Проверка 2 направления:

- С какими государствами граничит Россия на Дальнем Востоке?

- Каковы причины пересмотра границ? (активные действия Англии и Франции в Китае, т.к. часть территорий - Приамурье, Уссурийский край находились в совместном пользовании России и Китая).

- Какие варианты таблиц получились? (название столбцов? У кого по-другому?)

- Покажите на карте, где и когда они были подписаны и распределение территорий по договорам?

- Каким путем Российской империи удалось достичь таких результатов? (дипломатическим).

А сейчас, я предлагаю просмотреть вам небольшой сюжет, найти противоречия и сформулировать проблему?! Аляска продана.

- Каково мнение Константина?

Свое мнение я предлагаю оформить в виде кратких аргументов в «Т-таблице».

Т. о., вопрос этот дискуссионный, история не терпит условного наклонения (если бы…), факт продажи состоялся.

Первичное закрепление: работа в парах - соотнести страну и действие в карте, в течении 1 - 2 мин. (данный тип задания есть в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ):Деятельность

Страна

А. соперничество этой страны с России.

1. Германия

Б. эта страна поддержала Россию на Лондонской конференции

2. Китай

В. в результате переговоров с этой страной за Россией закрепился Сахалин

3. Австро-Венгрия

Г. эти государства стали вассальными владениями России.

4. Англия

Д. договоры с этой страной позволили России продолжать освоение Дальнего Востока.

5. Бухара

Е. эта страна стала одной из союзниц России по «Союзу трех императоров».

6. Коканд

Ж. в результате торговой сделки с этой страной Россия получила 7,2 млн. долларов.

7. Хива

З. в результате переговоров с этими странами на Лондонской конференции Россия добилась отмены нейтрализации Черного моря.

8. Япония

И. эта страна была против отмены нейтралитета Чёрного моря, но без поддержки европейских государств выступить не решилась.

9. Америка

К. эти страны наряду с России входили в состав «Союза трех императоров».

10. Турция

- Итак, мы рассмотрели каждое направление в отдельности, разрозненно.

- Что это оперативная реакция на события в мире или продуманная система целенаправленных действий - то, что называется политикой?

Это основные принципы внешней политики (на слайде). Соответствует ли политика Александра II этим принципами? Аргументируйте свой ответ.

Принципы внешней политики:

  1. Максимальная выгода для общества в целом (Средняя Азия: торговля, ресурсы и т. д.).

  2. Конструктивный реваншизм (реванш - оплата за поражение) (вернуть Черное море после Крымской войны, право иметь свой флот).

  3. Балансирование интересов (во время франко-прусской войны Россия не поддержала Францию не простив обиды Крымской войны).

  4. Добрососедство (договоры с Китаем).

  5. Разнообразие и гибкость (на каждом направлении были свои способы и методы - дипломатический, военный, выжидательный).

- Так что же это система или цепь случайных удач? Следовательно, система действий есть, значит - это политика. (Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата).

Рефлексия: ПОПС-формула:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: «Я считаю, что …»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что …»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что …»;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим мы …»).

Российский вариант юридической технологии профессора права Д. Маккойда-Мэйсона из ЮАР.

(несколько человек, быстро).

Сегодня я хотела бы отметить работу следующих учащихся…

Это моя оценка, а это - нашего гостя… (слайд Александр II)

Домашнее задание.




© 2010-2022