• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира»

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Арзамасского муниципального района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Слизневская основная общеобразовательная школа





Методическая разработка раздела «Древняя Греция»

образовательной программы «История Древнего мира»





Предмет: всеобщая история


Класс: 5







Выполнила:

Учитель истории Губанкова

Ольга Михайловна.



2014 г


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Цели и задачи раздела « Древняя Греция»……………………………………6

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями …………………………………………………………………................................8

4. Ожидаемые результаты освоения учебной программы……………………..11

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………………………………………...13

6.Система знаний и система деятельности………………………………………17

7. Календарно - тематическое планирование по разделу………………………20

8. Проект урока по теме «В городе богини Афины»…………………………...26

9. Список литературы………………………………………………………… …42

10.Приложение………………………………………………………………… …43





1.Пояснительная записка.

Знание мировой истории - современный показатель общей культуры людей. В настоящее время перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовных, нравственных свойств личности школьника. Перед историческим образованием в основной школе стоит задача овладения обучающимися знаниями основных этапов развития человеческого общества с древности до наших дней, развития способности анализировать содержащуюся в разных источниках информацию о событиях прошлого и настоящего.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Реализация этих задач лежит в основе современных образовательных программ по истории.

Курс «История Древнего мира» ставит целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Учащиеся осваивают значимость периода древности, получают знания, умения и ценности, которые создают предпосылки для их личностного развития, выражающегося в осознании культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Курс для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Здесь происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира, учащиеся получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение истории в пятом классе направлено на достижение следующих целей:

1) осветить взаимодействие человека с окружающей природой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

2)показать наиболее известные личности древнего мира и их роль в истории и культуре;

3) охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину ( законы, формы правления, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий);

4)раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил положительный след в истории человечества и формировать у учащихся терпимость, гуманизм.

Содержание истории Древнего мира 5 класса включает в себя следующие главы:

  1. Первобытные собиратели и охотники- 3 ч.

  2. Первобытные земледельцы и скотоводы- 2 ч.

  3. Счет лет в истории- 1 ч.

  4. Древний Египет- 7 ч.

  5. Западная Азия в древности- 7 ч.

  6. Индия и Китай в древности - 4 ч.

  7. Древнейшая Греция - 5 ч.

  8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием - 7 ч.

  9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии - 5 ч.

  10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.- 3 ч.

  11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 3

  12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья- 3 ч.

  13. Гражданские войны в Риме - 4 ч.

  14. Римская империя в первые века нашей эры- 5 ч.

  15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи- 2 ч.

Моя работа посвящена методической разработке раздела «Древняя Греция».

Данный раздел разработан на основе:

- примерной программы основного общего образования по истории;

- авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», М.: Просвещение, 2008 год.
На изучение данного раздела «Древняя Греция» в программе отводится 20 часов и 1 час повторения учебного времени.

Древняя Греция - одна из первых цивилизаций, ее наследие огромно, о чем свидетельствуют памятники древнегреческой философской мысли, в которой не последнее место отводилось воспитанию человека. Древнегреческое общество развилось достаточно, чтобы уделять должное внимание воспитанию подрастающего поколения. На этот процесс оказали существенное влияние сама суть и культура Древнегреческой цивилизации. Воспитание человека в цивилизации Древней Греции есть исторически сложившееся в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению воспитание детей, которое в процессе складывания цивилизации и развития культуры приобрело организованную форму, содержащую в себе элементы обучения, образования и системности. Впоследствии это воспитание организовывалось и контролировалось государством, и было нацелено на собственное благосостояние и развитие. Эти особенности воспитания в какой-то мере носят исключительный, специфический характер, присущий только цивилизации Древней Греции. Помимо этой исключительности также следует упомянуть об актуальности идей и идеалов древнегреческого воспитания. Некоторые психолого-педагогические идеи, возникшие в ту эпоху, стали основой наследия древнегреческого воспитания. Это наследие в свою очередь стало базой для формирования универсальной модели европейского воспитания, в которой сквозь века эти идеи развивались и стали основой современной педагогики.

Осуществление раздела программы предполагает использование следующего комплекта УМК:

1)Примерная программа основного общего образования по истории.

2) А.А. Вигасин, Г.И. Годер, «Программа. История Древнего мира». 5 класс Москва: Просвещение, 2008 г;

3) А.А. Вигасин, Г.И. Годер «История Древнего мира» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: Просвещение, 2010.

4)Годер Г.И.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.- Москва: Просвещение, 2013.

2. Цели и задачи раздела « Древняя Греция».

Цель: создание у учащихся представлений о древнегреческой цивилизации.

При изучении раздела «Древняя Греция» необходимо достичь следующих дидактических задач:

а) образовательные :

- познакомить с природно-географическими особенностями Древней Греции и основными событиями в её истории;

- способствовать формированию представления о мифологии как источнике исторической информации;

- подвести учащихся к пониманию причинно - следственных связей и закономерностей в историческом прошлом.

б) развивающие:

-развитие памяти учащихся;

-развитие умений преодолевать трудности при решении исторических задач;

-развитие любознательности учащихся;

- развивать способность сравнивать информацию, находить сходства и различия;

-развитие умений искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника и других источников информации, в том числе, дополнительной литературы, интернета;

- совершенствовать умения ориентироваться в историческом пространстве при помощи карты.

в) воспитательные :

- воспитание ответственного отношения к учебному труду;

- воспитывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию народов мира;

- воспитывать чувство ответственности и самостоятельность, ориентировать на духовно - нравственные ценности: патриотизм, взаимопомощь и дружба.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Без знания психолого-педагогических особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастом невозможно добиться положительных результатов в работе. Поэтому при разработке данного раздела образовательной программы я учитывала и психологические особенности учащихся 5 класса. Возраст детей 10-11 лет, их условно можно отнести к младшему подростковому периоду.

Период обучения в 5 классе принято считать переходным возрастом, он является сложным для школьников.

В то же время наблюдаются и повышенная утомляемость подростков. Утомление обычно развивается в две фазы: первая - беспокойство, вторая - сонливость или, наоборот, сильное возбуждение. Ко всему этому следует добавить и отклонения, связанные с усиленным ростом. В основе их лежат две причины: первая - нарушение содружественной работы отдельных органов, вторая - дефицит различных веществ, необходимых интенсивно развивающемуся и растущему организму. Отсюда - головокружение, потемнение в глазах и даже обморок при резком изменении положения тела, длительном неподвижном состоянии. Вторая причина ведёт к нарушению осанки, к искривлению позвоночника и т.д.

Со всеми этими особенностями связана успеваемость. Непрерывно возрастают возможности в учебно-познавательной деятельности, совершенствуются память, внимание, качественно преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растёт самостоятельность и активность школьников, расширяется круг их интересов, стремлений. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственных убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

У детей 10-11 лет резко возрастает любознательность и познавательная активность.

Большое влияние на развитие интересов в подростковом возрасте оказывает общая атмосфера школы: если педагоги увлечены своим предметом - всё это служит поддержкой влечения школьников.

Иногда, сталкиваясь с первым неудачей, учащийся быстро гаснет из-за неуверенности в себе. Родителям в такой ситуации нужно поддерживать ребенка, укреплять веру в себя, свою самооценку.

Часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилий». Дети готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно, не прилагая никаких усилий, развлечь себя и чем-то заняться. Эти ребята - первые кандидаты в асоциальные группы. Они нуждаются в особом внимании и родителей и педагогов.

В 5 классе 11 учащихся, из них 5 мальчиков, 6 девочек. Классный коллектив в основном сформировался в 1 классе. Ребята активны, доброжелательны. Большинство из них положительно относятся к учёбе, некоторая часть учится с интересом, но есть и дети, которые учатся без особого желания. Второгодников нет.

Класс работоспособный. Большая часть детей уже самостоятельно могут выделять главное в информационном потоке, высказывать своё мнение, но пока без обоснования, работать с контурными картами на основании исторической, пересказывать текст и находить ответы на вопросы. Обладают умением составлять свои вопросы и несложные задания (тесты).

В классе имеются 4 ученицы, обладающие хорошим уровнем мышления, способные анализировать, делать самостоятельные выводы, а также 3 ученика с замедленным темпом мыслительной деятельности, требующие индивидуального подхода к себе.

Успеваемость по истории:

  • на «5» 2 ученика.

  • на «4» 3 ученика

  • на «3» 6 учеников.

Отношение к учёбе:

  • заинтересованное 7 учеников.

  • недобросовестное 4 ученика.

Уровень развития внимания учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий:

  • высокий 2 учеников.

  • средний 5 учеников.

  • низкий 4 ученика.

Уровень запоминания учебного материала:

  • высокий 3 учеников

  • средний 5 учеников.

  • низкий 3 ученика.

В целом работоспособность класса нормальная, многие ученики владеют навыками самостоятельного умственного труда: умеют работать с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой. Класс достаточно дисциплинирован.

Адекватно относятся к замечаниям учителя, к собственным неудачам в учебе.

Исходя из данных особенностей обучающихся 5 класса при отборе содержания образования раздела «Древняя Греция» следует применить следующие принципы:

принцип доступности;

принцип наглядности;

принцип толерантности;

принцип научности.

Важно так же использовать в работе с учащимися 5 класса следующие подходы:
- создать атмосферу доброжелательности, искренности; строить отношения со школьниками с учетом их индивидуальности, готовности к учебной деятельности;

- рядом с индивидуальными формами развивать групповые формы проведения занятий, качественно изменяя степень ответственности каждого за общий результат;

-развивать рефлексивные умения учеников смотреть на себя «со стороны», формировать привычки самоконтроля и самооценки;

-шире применять нетрадиционные формы организации обучения: игру, дискуссии, практические работы и другие;

-работать над развитием речи учащихся, так как она является основой умственной деятельности;

-обучение истории должно быть для школьника источником положительных эмоций, которое поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции учащиеся связывали с процессом обучения.

В соответствие с этими особенностями должна строиться работа учителя.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Обучающие будут знать и называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции; объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры и т.д.; характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел программы дает возможность вести работу по формированию у учащихся знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы и ключевые события истории древности;

  • знать выдающихся деятелей Древней Греции и их роль в истории и культуре;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников.

Учащиеся должны уметь:

  • в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • спорить и отстаивать свои взгляды;

  • анализировать исторический источник;

  • оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и событий и явлений;

  • работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В итоге изучения раздела «Древняя Греция» обучающиеся 5 класса:

- приобретают и систематизируют новые знания о Древней Греции, как об одной из древнейших цивилизаций мира;

- усваивают исторические понятия;

- формируют умения делать выводы, анализировать ответы друзей, исторические документы, работать с картой;

- получают навыки коллективной работы, работы в парах, творческой работы;

- приобщаются к культурному наследию древних греков;

- получают навыки работы с тестами, кроссвордами, таблицами, схемами.

5. В образовательном процессе при изучении раздела « Древняя Греция» я использовала различные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся.

Для развития учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а их совокупность, что позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Важным требованием к эффективности урока истории является создание творческой атмосферы, развитие познавательных интересов учащихся. Качество урока, его эффективность зависят не только от подготовки учителя и его деятельности на уроке, но и от общего настроя учащихся к уроку. Непременным условием хорошего урока является тесное взаимодействие работы учителя и учащихся, именно этим обосновано использование технологии сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы саму личность обучаемого, способствуют обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат, реализацию её природных способностей. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности. Помимо того, история по своей сути предмет жизни, предмет личностно-ориентированный.

В своей практике часто использую игровые технологии, которые позволяет активизировать деятельность учащихся, в доступной для их возраста форме преподнести новые знания.

Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока. Все важные этапы урока зафиксированы на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Варианты применения ИКТ на уроках истории в ходе изучения данного раздела программы: презентации учителя; просмотр видеофильма или видеофрагмента; прослушивание аудиозаписей, использование отдельных электронных материалов; ознакомление с историческими источниками, творческие работы учащихся, мультимедийные презентации.

Здоровьесберегающие технологии.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, проводить эмоциональные разрядки.

Важнейшим показателем качества урока является его результативность - успешное осуществление на уроке намеченных учителем образовательно-воспитательных целей.

Сравнительно небольшой объем нового материала, изучаемого на уроках в 5 классе (1,5 - 2 страницы текста учебника), позволяет при условии активной познавательной работы класса добиваться первичного усвоения школьниками основных фактов, причинно-следственных связей и важнейших выводов непосредственно на уроке. И главное, имеется возможность организации мини-исследований на уроке с привлечением дополнительных источников.

Метод проектов позволяет учащимся усвоить алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, научиться самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на пройденный материал.

Типы уроков, используемые при изучении данного раздела:

  • урок сообщения новых знаний,

  • комбинированный урок,

  • контрольный урок

  • урок-путешествие,

  • урок - заочное путешествие,

  • урок-игра,

  • урок - лекция

  • урок - практикум

Формы работы на уроке, используемые при изучении раздела «Древняя Греция»:

  • групповые;

  • дифференцированное обучение;

  • индивидуальная самостоятельная работа;

  • игровые.

Основными формами учебной деятельности при изучении раздела « Древняя Греция», как и других разделов учебной программы, являются дифференцированный и индивидуальный подходы.

Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированные задания я строила с учётом особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединённой «одинаковым» уровнем знаний и умений по данной теме.

Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически, они не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний. Поэтому следующей важной формой учебной деятельности по данной теме является самостоятельная работа учащихся.

Хорошие результаты даёт групповая работа. Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки наблюдения за действиями других, самоконтроля. Главное, формируются нравственные ценности по отношению друг к другу.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определённого содержания учебного материала.

При изучении раздела используются три основные группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Среди методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности выделяю следующие: словесные, наглядные, практические. Среди словесных методов при работе по данному разделу мною чаще применяются такие методы, как рассказ, лекция, беседа. Из рассказов применяю рассказ-вступление, цель которого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, потому, что этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, но позволяющей вызвать интерес к новой теме, побудить активность в её активном усвоении.

В ходе применения метода беседы используются приёмы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приёмы обсуждения ответов и мнений учеников, приёмы корректировки ответов, приёмы формулирования выводов из беседы.

Наглядные методы достаточно важны для обучающихся, они позволяют достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта, одновременно развивая и абстрактное мышление обучающих. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами.

Среди методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности я выделяю методы письменного контроля, так как по окончания школы учащиеся сдают письменный экзамен по истории в форме ГИА после 9 класса. К ним относятся: самостоятельные работы, тесты, контрольные работы. Подобные работы провожу как продолжительные, так и краткосрочные.

6. Система знаний и система деятельности

В ходе работы над формированием у учащихся определённых в программе знаний и умений, я обращала внимание на то, чтобы они овладевали знаниями и умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • решения разнообразных проблемных задач, в том числе, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков (словесного, символического, графического).

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Система деятельности включает:

Познавательная деятельность включает развитие аналитического, творческого мышления учащихся на каждом уроке. Дети на уроках должны работать с текстом и исторической картой, уметь анализировать, обобщать, сравнивать и устанавливать причинно - следственные связи.

В систему познавательной деятельности входят:
а) Общеучебная: составление плана по тексту параграфа, поиск дополнительной информации в Интернете, работа с дополнительной литературой по истории, анализ исторического источника, конспект части параграфа, организация рабочего места, умение работать в группе, слушать других, задавать и отвечать на вопросы.
б) Интеллектуальная деятельность включает в себя умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, оценивать
в) Информационная деятельность: умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с историческими источниками, с помощью компьютерных технологий.
г) Рефлексивная деятельность: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, оценивать результат.
д) Личностная деятельность обеспечивает ориентацию учащегося в социальных ролях, межличностных отношениях.

Преобразующая деятельность. Она неотъемлемо связана с творческой учебной активностью - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:

потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;

готовность к преобразующей деятельности;

сама преобразующая деятельность.

Самоорганизующая деятельность:
способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего предложения. Для определения результативности работы учащегося на уроке используются личные оценочные листы.

При изучении раздела использую разные методы обучения.

Методы обучения:

1. Методы учебно-познавательной деятельности:

а) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, практические, наглядные.

б) по логике передачи и восприятия учебной информации: индуктивные, дедуктивные, аналитические.

в) по степени самостоятельности овладения новыми знаниями: проблемные, частично-поисковые, исследовательские.

Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и овладение умениями является составной частью обучения.
В своей деятельности я использую следующие виды контроля:

первичный, текущий, итоговый, тематический

-Первичный контроль определяет наличие и качество знаний, умений, навыков.
-Текущий контроль проводится на первых этапах формирования умений и навыков, что позволяет анализировать процесс становления и получения знаний. Текущий контроль предполагает использование различных форм проверки знаний, умений и навыков учащихся: индивидуальных и фронтальных опросов, регулярное проведение классных и домашних работ, различного рода проверочных работ (исторический диктант, текст, хронологический диктант и др.)
Тематический контроль предполагает проверку усвоения программного материала по наиболее значимым темам.
Тематический контроль проводится сразу же после изучения ключевых тем программы и позволяет выяснить степень овладения учащимся только что изученного материала.

Итоговый контроль является способом проверки достигнутых учащимся знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение. Цель проведения итогового контроля - государственная проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы( учебная четверть, учебный год), получение объективных данных.
Итоговые контрольные работы имеют особое значение для учета успеваемости каждого ученика.
Проверка усвоения знаний на уровне восприятия, осмысления, запоминания, т.е. воспроизведения той суммы знаний, которую получит ученик, от учителя и при самостоятельной работе с учебными пособиями:
-проверка на уровне применения знаний в сходной ситуации, т.е. действия по образцу.

Показатель качества знаний:
-полнота и научность - запас основных сведений, представлений и понятий, правил, определений, отражающихся в государственной программе;
-сознательность усвоения знаний- умения ученика объяснять факты, явления и применять в сходных ситуациях или в ситуациях производить перенос знаний на новую ситуацию;
-системность знаний - прочная связь новых представлений и понятий в сознании ученика с ранее приобретёнными знаниями;
-прочность знаний- сохранение в памяти накопленной суммы знаний и способов деятельности.

Особое значение имеет коррекция выполнения заданий на развитие мышления, интеллектуальных мыслительных операций(анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.) через решение проблемных вопросов, на умение устанавливать причинно-следственные связи через понимание становления Русского государства. Вместе проверяем, составленные учащимися таблицы, схемы по образцу, вносим дополнительные сведения или исправления. Проверяю умение применять полученные знания на практике, например, выявлять существенные признаки исторических событий.

























Календарно-тематическое планирование раздела «Древняя Греция»

Но­мер урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Способы, приёмы организации учебной деятельности

Планируемые результаты обучения



Раздел 3 Древняя Греция (20 ч+ 1 ч. повторение)


29

Греки и критяне.

1

Комбинированный урок

Урок с элементами практической работы

Беседа, работа с текстом учебника, описание, рассказ, работа с картой, групповая работа.







  • рассказ,

Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения.

30

Микены и Троя.

1

Изучение нового мате­риала

Урок-презентация

Беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, работа с картой.

Анализировать мифы, описывать облик города. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий.

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

Изучение нового мате­риала

Урок-практикум

Беседа, работа с учебником, фрон­тальный опрос, индиви­дуальный контроль.

Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.










1

2

3

4



6

5

6

7

8

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Изучение нового мате­риала


Урок - практикум

Коллективная, индивидуальная, работа в парах. Анализ источников.


Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

33

Религия древних греков.

1


Комбиниро­ванный урок


Урок - беседа

Работа с учебником,

работа с документом,

Анализ источников.


Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


Изучение нового материала


Практикум


Работать с книгой; составление плана, самостоятельная работа с картой и иллюстрациями.

Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям.


35

Зарождение демократии в Афинах.

1

Изучение нового мате­риала


Урок - презентация

Беседа, работа с учебником.

Отработка умений и навыков работы с документальными источниками.

Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет.

1

2

3

4



6

5

6

7

8

36

Древняя Спарта.

1

Комбинированный урок

Урок - презентация

Работа с картой, рассказ, работа с историческим документом.

Фронтальная и дифференцированная работа индивидуальные задания.

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно - политического устройства Спарты.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Изучение нового мате­риала

Урок - путешествие

Работа с картой, иллюстрациями.

Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации.

38

Олимпийские игры в древности.

1

Комбинированный урок

Урок - конкурс

Ролевая игра, групповая командная деятельность. Развитие и совершенствование картографических, хронологических, логических умений в процессе выполнения познавательных заданий.

Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого.

Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Беседа, работа с учебником. Самостоятельная работа в печатных рабочих тетрадях на закрепление пройденного материала. Составление конспекта.

Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации.

1

2

3

4



6

5

6

7

8

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Урок изучения нового материала.

Урок - практикум

Работа со знаковыми системами: картами, контурными картами, таблицами. Работа с карточкой.

Групповая работа.

Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1


Комбинированный урок

Урок с элементами ролевой игры

Через участие в ролевой игре формировать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Читать историческую карту, описывать условия жизни, занятия людей, давать оценку событиям. Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества..

42

В городе богини Афины.

1

Изучение нового мате­риала

Урок-путешествие

Беседа, работа с учебником картой-схемой, текстами. Фрон­тальный опрос, индиви­дуальный контроль.


Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян.

'

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

Изучение нового мате­риала

Урок -

презентация

Беседа, работа с учебником, с иллюстрациями; изучение алфавита.

Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях.

44

В театре Диониса.

1

Комбинированный урок

Урок -

путешествие

Работа с документами, наглядными материалами. Анализ, сравнение, обобщение фактов, исторических событий.


Рассказывать о роли театра в жизни древних греков.

1

2

3

4

5

6

7

8

45

Афинская демократия при Перикле

1

Изучение нового мате­риала

Урок - практикум

Фронтальная беседа, групповая аналитическая и творческая работа; составление синквейна.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Комбинированный урок

Урок- презентация

Беседа, работа с учебником, картой.

Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий.

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Комбинированный урок изучения новой темы с применением ИКТ

Проблемный урок

Работа с исторической и контурной картой; на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы.

Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского.

48

В Александрии Египетской

1

Урок изучения нового материала



Урок - экскурсия
















Виртуальное путешествие с путешественником Магистром исторически наук. Фронтальная и индивидуальная работа за компьютерами.

Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей.

49

Повторительно- обобщающий урок по разделу «Древняя Греция».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок - игра

Обобщение и систематизация знаний об истории Древней Греции.

Совершенствование умений и навыков при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой.


Проект урока


« В городе богини Афины»


Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Урок-путешествие

Оборудование: Компьютер, мультмедийный проектор, учебник, раздаточный материал, компьютерная презентация урока, подготовленная учителем, дневник путешественника.

Базовые понятия: чернофигурные и краснофигурные сосуды, Керамик, Агора, портик, Акрополь, скульптор, Парфенон, Эрехтейон.

Цель урока: познакомить учащихся с главными достопримечательностями

города Афины в V в. до н. э.

Задачи урока:

Обучающие:

Учащиеся должны знать особенности строения древнегреческого города, на примере Афин; типы древнегреческих сосудов, важнейшие памятники афинского Акрополя.

Развивающие:

Учащиеся должны уметь работать с картой и планом местности, самостоятельно работать с текстом, анализировать его, выделять ключевые слова, давать определения новым понятиям, решать познавательные задачи, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся уважение к величайшим шедеврам мирового искусства на примере памятников искусства Древней Греции, приобщать к навыкам творческого сотрудничества, объективной оценки себя и своих одноклассников.

Методы обучения:

Словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация, иллюстрации), практические (самостоятельная работа с различными источниками информации), картографические.

Приёмы деятельности:

Беседа, фронтальный опрос, объяснение, показ, составление плана, решение проблемных заданий, практическая деятельность учащихся, игра, работа с иллюстрациями, планом местности, картой.

Структура урока:

1. Организационный момент. 2 мин

2. Повторение ранее изученного материала. 5 мин

3. Этап целеполагания и мотивации. 2 мин

4. Изучение нового материала 23 мин

5. Закрепление нового материала. 8 мин

6. Инструктаж по домашнему заданию. 3 мин

7. Рефлексия. Подведение итогов. 2 мин












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические обоснования

1.Организационный этап








2.Повторение ранее изученного материала



3.Этап целеполагания и мотивации.







4. Изучение нового материала.













































5.Закрепление нового материала.







6.Подведение итогов урока.



7.Домашнее

задание.

Инструктаж по домашнему заданию.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке, садитесь.

Сла Слайд Греция

Учитель: Греция - одно из самых древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Афины, Крит, Родос, Олимп, Дельфы. Это все Греция.

Учитель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас совершить экскурсию в эту замечательную страну. Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника, в которых мы будем делать заметки.



Фронтальная работа.

- А поможет нам совершить путешествие в эту удивительную страну карта.

Итак, в путь.

Слайд (карта Древняя Греция)

-На какой полуостров мы попали? /Балканский/

-Какие моря омывают Балканский полуостров? / Эгейское, Ионическое моря/

-Какое государство находится на Балканском полуострове? /Греция/

-В какую область Греции мы попали? /Аттика/


Итак, мы в конечной точке нашего путешествия.

-От побережья Черного моря на греческом торговом корабле через пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфор со стороны Эгейского моря мы подплываем к прекрасному городу. Перед нами открывается вид на большой порт.

Вопрос: Как он называется? (Пирей) Слайд (В гавани)

- Наш корабль входит в торговую гавань.

Вопрос: Сколько гаваней было в Пирее? Какие?

Мы выходим на берег и идем по Пирею. За мелкую серебряную монету драхму мы нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен, которые соединяют город с портом Пирей.

Вопрос: (Как называются эти стены?) Слайд (Афины и Пирей)

-В какой же город мы отправимся? / Древние Афины/

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке.

- Что мы будем изучать?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Учитель называет задачи урока.

Учитель: Откройте, ребята, тетради. На полях запишем дату и тему урока: В городе богини Афины.

Слайд (карта- схема)

- Итак, мы в Афинах. Посмотрите на карту - схему на странице 166 учебника и на экране.

Учитель: Скажите, почему этот город получил такое название?

В честь богини Афины был назван город. Об истории создания города нам расскажет ученик.

Учитель: Греки заселялись в районах в соответствии со своим занятием: улицы сапожников, торговцев рыбой, кузнецов и горшечников. А сейчас мы с вами подходим к большому району, расположенному на юго-западе города. Ребята, посмотрите на карту-схему Афин V в. до н. э. стр. 166. Как называется этот район? (Керамик)

Слайд Схема - карта Керамик

Вопрос: Как вы, думаете, почему он так называется?

Учитель: Ребята, действительно, название этого района происходит с древнегреческого «керамос» - глина; отсюда «керамика» - изделие из обожженной глины.

Учитель: В дневнике путешественника делаем 1 запись. (Приложение 1)

Керамик - район гончарных мастерских.

Учитель: В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских. Один из гончаров приглашает нас посетить его мастерскую. Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создает удивительные творения (слайд с гончарной мастерской)

- Кто такой гончар? (слайд с вазой)

- А сейчас я предлагаю каждому из вас попробовать свои силы в роли археолога. Для этого представьте, что вы участники раскопок. Все наши команды - одна экспедиция, а я ваш руководитель. Работа у нас будет непростая, поэтому без помощи и поддержки друг другу мы не справимся.

-И мы отправляемся с вами в район гончарных мастерских Керамик.

- Мы должны доказать, что из небольших фрагментов можно сложить целую картину. Археологи из мелких находок: остатков, фрагментов, осколков воссоздают прошлое. И мы сегодня в ходе наших раскопок должны воссоздать эпизоды из жизни людей древнегреческого города Афины.

В ходе раскопок вами обнаружены фрагменты древних вещей (раздаю фрагменты - пазлы с изображением древнегреческих сосудов). Ваша задача - собрать их в единое целое. Что у вас получилось? Работаем в парах.

В Древней Греции существовало много видов керамической посуды. Каждый из них имел своё назначение и название.

- Перед вами определитель древнегреческой керамики, которым пользуются современные археологи. Каждая группа должна определить какого вида сосуд она собрала и для чего его использовали. Для этого вам нужно найти свой сосуд на определителе керамики, прочитать его название и предназначение /Приложение 1/

Учитель:

-Рассмотрите сосуды внимательно в учебниках на страницах 168 и 169. Греки называли их краснофигурными и чернофигурными. Как вы думаете, почему? (слайды чернофигурные и краснофигурные вазы)

Действительно, в VI веке до н.э. греки украшали вазы чернофигурным рисунком: по красноватой глине черным лаком. Через 100 лет поступали наоборот. Секрет изготовления черного лака был утрачен.

В дневнике путешественника делаем 2 запись.

Техника росписи ваз:

-чернофигурная

-краснофигурная.

-Действительно, в VI в. до н.э. греки украшали вазы чернофигурным рисунком: по красноватой глине чёрным лаком. Через 100 лет поступали наоборот. Секрет изготовления чёрного лака был утрачен.

- Ребята прислушайтесь. Где-то в одном из домов звучит музыка. Зайдём?

Мы видим танцующих детей, давайте к ним зайдем.

Ф Физкульминутка.

Физку - Отдохнув немного, мы продолжам наш путь.

В ходе нашего путешествия, во время раскопок, каждая из групп, кроме сосуда, нашла отрывки древних текстов. От времени некоторые слова стёрлись, но на керамике, которую вы нашли, эти слова есть. Вставьте слова в текст и озаглавьте его. (Приложение 2)

Текст читает первая группа ( текст об Агоре - главной площади Афин)

Ребята посмотрите на карту- схему в учебнике. Как называется эта площадь? (Агора)

В дневнике путешественника делаем третью запись.

Агора - главная рыночная площадь Афин. Слайд

Одновременно читают тексты:

2 группа - (текст об Акрополе)

В дневнике путешественника делаем 4 запись.

Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами. Слайд

Учитель:

Справа на Акрополе находится маленький храм богини победы Ники. Жители ее изображают крылатой девушкой, но на этот раз они возвели храм в честь Ники Бескрылой. Догадайтесь почему?

(Слайд Храм богини победы Ники Слайд

( В дневнике путешественника делаем 5 запись. запись.)

3 группа- (текст о Парфеноне и статуе Афине)

В дневнике путешественника делаем 6 запись.

П о Парфенон- храм богини Афины.

(слайд Парфенон, слайд статуя Афина )

Опишите, как выглядит Парфенон?

Читаем в учебнике описание Парфенона (стр 171)

4 группа (текст о храме Эрехтейоне) Приложение2

(В дневнике путешественника делаем 7 запись.)

Эрехтейон- афинский храм, в котором вместо колонн - скульптуры девушек. ( слайд храм Эрехтейон)

Задание: Ребята, выполните предложенные задания на рабочих листах по выбору.

(Учащимся предлагаются дифференцированные задания на выбор )Приложение 3

-Давайте в конце нашего путешествия ответим на вопросы, ради поиска ответов мы проводили археологические раскопки?

-Чем были знамениты Афины?

- Какими постройками они гордились? Чем занимались в своем городе афиняне?

Мы убедились с вами, что из мелких фрагментов, остатков можно сложить целую историческую картину: керамическую вазу или рассказ. Собрав осколки прошлого можно воссоздать историю в целом.



-Ребята, что же вы нового узнали сегодня на уроке?

-Как вы оцениваете свою работу?

-Какое задание было интересное? Трудное? Почему?

-Вы сегодня молодцы, потрудились хорошо. Оценки за урок...



Ребята, Откройте дневники и запишите домашнее задание:

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько дифференцированных творческих заданий:

1)Параграф 37 , вопросы 1-2 устно, термины (всем учащимся)

2) Задание повышенной сложности (на «4»)

А) устно составить рассказ (вопрос 3, стр. 172)

3) Задание повышенной сложности (на «5»)

Б) составить кластер в тетради «Достопримечательности Афин»

В) составить кроссворд из 5-7 понятий, изученных на уроке, используя записи в тетради.


Ученики приветствуют учителя. Садятся на места.












Работа с картой на слайде.

Дети отвечают на вопросы учителя.


Учащиеся работают с картой, называют тему урока.


Открывают тетради, записывают дату и тему урока

Учащиеся исследуют карту-схему.

(Пересказ мифа об Афине и Посейдоне)




Работа с картой - схемой.

Словарная работа.

Керамик

Гончар









Работа учащихся в парах.


Ответы учащихся. (Сосуды, вазы, горшки) Учащиеся работают с раздаточным материалом, собирают пазлы, находят сосуд на определителе керамики, читают его название и предназначение.

Ребята рассказывают о своих находках.

Амфора

Пелика

Кратер

Скифос

Лекиф






Самостоятельная работа учащихся фронтально и в парах. Ученики читают текст и отвечают на вопросы.

Под руководством учителя анализируют материал и делают выводы.

Обучающиеся исследуют карту-схему в учебнике.

Ответы учеников.



Знакомятся во время работы с новыми понятиями:

кариатиды, фронтоны, скульптор Фидий, портик.



Работа с учебником.

















Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание.

Оргмомент способствует созданию позитивной атмосферы на уроке и настраивает учеников на рабочий лад.

На данном

этапе

формируется учебно-познавательный интерес к предмету, готовность к сотрудничеству.





Фронтальный опрос позволяет проверять многих учеников; вырабатывать способность отвечать точно; обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию; вовлекает в работу класс, держит во внимании всех учеников.


Работа с исторической картой формирует картографические знания и умения учащихся, а сочетание с другими видами информации развивает познавательный интерес к изучению предмета. Карта формирует пространственные представления учащихся о стране, городе, развивает образное мышление.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формирование учебно- познавательного интереса к предмету.


Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием карты.

Принятие и сохранение учебной задачи;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Рассказ учащегося на уроке позволяет формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, научить учащихся понимать, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.





Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществление пошагового контроля по результату;

- оценивание правильности выполнения действия.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

Игра в археологов позволяет развивать познавательную и творческую деятельность школьников, формировать умения анализировать исторические источники и делать выводы об уровне развития народов; развивать навыки исследовательской работы.

Организация парных групповых форм учебной деятельности, где обучающиеся выясняют условия совместного выполнения задания, выбирают способ решения, обсуждают полученные результаты, то есть, учатся организовывать совместное действие. Таким образом, формируется ответственность коллектива за творческие успехи всех, стимулируется товарищеская взаимопомощь.





Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышает работоспособность, снимает нагрузку.



Работа детей с текстом учебника и дополнительной литературой помогает им понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы.

В карте - схеме учащиеся учатся выделять и запоминать расположение картографических объектов. Картосхема содержит необходимый для данного урока объём информации и позволяет успешно им овладеть. Ещё один большой плюс использования картосхем заключается в том, что поток новой информации нарастает постепенно и к тому же на глазах учащихся. Это позволяет лучше запомнить изучаемый материал.







Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; выбор.

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

- осуществлять пошаговый контроль по результату;

- анализ и обобщение;

- оценивание правильности выполнения действий.

В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


Выполнение творческого и дифференцированного домашнего задания дает возможность более эффективно учитывать индивидуальные особенности учащихся, их познавательный интерес, что является одним из механизмов достижения образовательных результатов.

Система заданий, ориентирующих на различные формы деятельности

помогает ученикам в выборе своей индивидуальной образовательной траектории.



Самоанализ урока.

Данный урок является четырнадцатым по изучению темы «Древняя Греция». Изучению темы «Древняя Греция» отводится 21 учебный час. Для данного урока мною были поставлены следующие цели:

Цель урока:

познакомить учащихся с главными достопримечательностями

города Афины в V в. до н. э.

Задачи урока:

Обучающие:

Учащиеся должны знать особенности строения древнегреческого города, на примере Афин; типы древнегреческих сосудов, важнейшие памятники афинского Акрополя.

Развивающие:

Учащиеся должны уметь работать с картой и планом местности, самостоятельно работать с текстом, анализировать его, выделять ключевые слова, давать определения новым понятиям, решать познавательные задачи, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся уважение к величайшим шедеврам мирового искусства на примере памятников искусства Древней Греции, приобщать к навыкам творческого сотрудничества, объективной оценки себя и своих одноклассников.

Форма урока: Урок-путешествие

Оборудование: Компьютер, мультмедийный проектор, учебник, раздаточный материал (пазлы, рабочие листы, тексты) , компьютерная презентация урока, подготовленная учителем, дневник путешественника.

Тип урока: комбинированный

Базовые понятия: Керамик, Парфенон, Эрехтейон, Храм богини Ники, чернофигурные и краснофигурные вазы, гончар, кариатиды, фронтоны.

Методы обучения:

Словесные (рассказ, беседа) наглядные (презентация, иллюстрации), исследовательские (самостоятельная работа с различными источниками информации), картографические.

Приёмы деятельности:

Беседа, фронтальный опрос, объяснение, показ, составление плана, решение проблемных заданий, практическая деятельность учащихся, игра, работа с иллюстрациями, планом местности, картой.

Образовательные ресурсы:

- А.А. Вигасин, Г.И. Годер «История Древнего мира» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: Просвещение, 2010.

-Годер Г.И.Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.- Москва: Просвещение, 2013

- презентация « В городе богини Афины».

Технологии, используемые на уроке:

-информационно-коммуникационные технологии - презентация;

-развивающее обучение - формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми;

-личностно-ориентированное обучение - дифференцированное домашнее домашнего задание;

-здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминутки, использование различных видов деятельности на уроке). В соответствии с задачами урока мною был отобран материал по принципам доступности, систематичности, последовательности содержания, при этом учитывались возрастные особенности учащихся.

Урок состоит из 7 логически связанных между собой этапов:

Начинается с организационного момента, проверяется готовность учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания на уроке занимает значительное место. Чтобы включить всех учащихся в активную деятельность, я выбрала фронтальный опрос. Дети работают с исторической картой. Вспоминают, где расположена Древняя Греция, Аттика, порт Пирей. Считаю, что выбранная форма опроса подводит ребят к изучению нового материала и экономят время на уроке.

Этап целеполагания и мотивации - подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором учащиеся определяли тему и цели урока. По вопросам учителя и работе с картой дети должны догадаться, о чем пойдет речь? Самостоятельно называют тему урока.

Этап усвоения усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала. Метод изучения нового материала исследовательский. На протяжении всего урока преобладала общеклассная форма обучения в сочетании с индивидуальной и групповой. Была соблюдена логическая связь с ранее изученным материалом. Создание на уроке поисковой ситуации привело к тому, что у учащихся повысился интерес к уроку. На уроке использовалась наглядность (компьютер, проектор и экран, пазлы, рабочие листы, дневник путешественника). Это способствовало организации устойчивого внимания, наблюдательности на уроке, развитие мышления учащихся. То, что говорит ученик, нередко учащимися воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, при этом развивается память. На уроке при изучении нового материала привлекала сильных учащихся (работа с текстами), а при закреплении - средних и слабых. Тем самым, все ребята были включены в активную деятельность (дифференциация в процессе изучения нового материала). Я старалась четко и однозначно формулировать понятия, чем обеспечивала доступность обучения.

Физкультминутка была направлена на снятие психологического напряжения и физической утомляемости. Выполненные элементы танцевальных движений позволили снять утомление с плечевого пояса, рук, туловища, глаз, улучшить мозговое кровообращение.

На этапе закрепления нового материала учащимся были предложены дифференцированные задания, проведена их самопроверка и самооценивание.

Подведение итогов урока. На этом этапе были выставлены и прокомментированы оценки.

Информирование о домашнем задании. На этом этапе мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и по выбору (более высокого уровня сложности). Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока.

Урок достиг цели, так как учащиеся смогли ответить на вопрос: Что нового узнали на уроке? В результате урока я формировала общенаучные навыки и умения, развивала мышление, память, творческую активность и самостоятельность учащихся. Таким образом, большую часть знаний учащиеся получали на уроке не в готовом виде, а в процессе самостоятельного поиска информации, вследствие чего у них укрепляются познавательные интересы и потребности, а также волевое стремление преодолевать трудности учебной работы. В результате был выявлены следующий положительный момент - повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся.


Список литературы

  1. Андреевская Т.П. История Древнего мира: Контрольные и проверочные работы: 5 кл.- М.; 2002

  2. Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.; Просвещение, 2008

  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988

  4. Северина О.А. История Древнего мира. 5 класс. Часть 2. Волгоград, 2003

  5. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории древнего мира. 5 класс.- М.: АРКТИ, 2003

Ресурсы сети Интернет:

Методический журнал «Педсовет» - http: pedsovet.org

Издательский дом «Первое сентября» - http: 1September.ru

Социальная сеть работников образования - nsportal.ru



Приложение

Рабочий лист для каждого ученика

Дневник путешественника

  1. _____________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________

  5. ______________________________________________________________

  6. ______________________________________________________________

  7. ______________________________________________________________

  8. ______________________________________________________________

  9. ______________________________________________________________

Новые понятия

Гончар - человек, изготавливающий глиняную посуду.

Фидий - древнегреческий скульптор.

Скульптор - человек, изготавливающий статуи

Кариатиды - каменные фигуры юных девушек.

Фронтоны - треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.

Портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны.

Совет пятисот - орган управления в Афинах.

Ника - богиня Победы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Определитель древнегреческой керамики

НМетодическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира»азначение сосудов:

Амфора - керамический сосуд предназначенный для хранения оливкового масла или вина.

Кратер - большой керамический сосуд с широким горлом и двумя ручками, служащий для смешивания вина с водой.

Скифос - керамический сосуд, служащий для хранения вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».

Лекиф - сосуд для хранения масла на низкой ножке с узким горлом, ритуальный сосуд для благовоний.

Пелика - форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положени

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 ТЕКСТ

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова

О, Агора - наша главная афинская ______! Как шумно здесь и многолюдно! Как бойко здесь идёт _______! Мы любим петушиные бои, выступления заклинателей змей и фокусников. Всё своё свободное время мы проводим с друзьями в специально отведённых местах - портиках - крыша, поддерживаемая колоннами.

Здесь ежедневно собирается Совет пятисот - орган ________ Афинами. Мы ходим на Агору каждый день и не представляем себе другой жизни!

Выполните задание

1.Вставьте в текст пропущенные слова: площадь, управления, торговля.

2.Придумайте название для текста.

3.Выразительно прочитайте текст.

2 ТЕКСТ

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Только одна дорога ведёт на Акрополь! О, какой это высокий _______! Твою вершину украшает множество _______. Мы их отстроили заново после победы над персами! При входе на наш священный холм мы поклоняемся богине победы - Нике _________. Раньше она была крылатой, но мы лишили её крыльев!

Выполните задание.

1. Вставьте в текст пропущенные слова: Бескрылой, холм, храмов

2. Придумайте название для текста.

3. Прочитайте текст выразительно.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

3 ТЕКСТ

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

О, бронзовая Афина! Ты украшаешь Акрополь! Моряки издалека видят твой позолоченный шлем и наконечник копья! Слава ___________ Фидию, создавшему тебя!

Мы поручили ему украсить ______ Парфенон. Он создал ещё одну 12 -метровую статую Афины из дерева и слоновой кости. Её одежду, щит и шлем он сделал из чистого _______.

О,Парфенон! Ты самое прекрасное творение рук человеческих!

Выполните задание.

1. Вставьте в текст пропущенные слова: золота, храм, скульптору 1

2. Придумайте название для текста

3. Прочитайте текст выразительно.

(скульптор - человек, изготавливающий статуи)

4 ТЕКСТ

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

О,Афина! Ты нам подарила оливковую ветвь, и мы построили в твою честь храм ________! Но и бога Посейдона мы обидеть не смогли, жить без моря мы не можем! Там, где вы _________, теперь стоит храм Эрехтейон. Вместо обычных колонн мы построили каменные фигуры юных девушек. Их называем ____________!

Выполните задания.

1. Вставьте в текст пропущенные слова: кариатидами, поспорили, Парфенон

2. Придумайте название для текста

3. Прочитайте текст выразительно.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рабочий лист Базовый уровень (оценка «3»)

Ф.И учащегося______________________________________________________

Выполните тесты:

1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правительственные здания, называлась:

а) Керамик в) Акрополь

б) Агора г) Пникс

2.Холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Агора в) Академия

б) Акрополь г) Керамик

3.«Если ты был в ... и не восторгался ими, то ты осёл!» - так говорили о городе:

а) Спарта в) Троя

б) Афины г) Тиринф

4.Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой

б) вручение золотого яблока Афродите

в) рождение дочери Зевса богини Афины

г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром

5.На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а) храм Ники Бескрылой в) Эрехтейон

б) Парфенон г) храм Артемиды

6. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колоны, называлось:

А) фронтон б) портик в) кариатиды



Рабочий лист Задание повышенной сложности (оценка «4»).

Ф.И. учащегося___________________________________________________

Проанализируй отрывки и ответь на вопрос о чем идет речь?

А. Основа статуи деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из золота; лицо, шея и руки - из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела; глаза - из драгоценных камней. В правой руке она держит крылатую Нику, левой опирается на щит, внутри которого виден священный змей.

Б. Этот храм посвящен Афине и Посейдону. Именно здесь произошел спор из-за того, кто будет покровителем города. В одном из портиков храма вместо простых столбов поставлены каменные фигуры юных девушек. Рядом растет очень старое оливковое дерево - то самое, которое выросло из копья Афины.

В. В утренние часы там много людей. Торговцы и разносчики предлагают свежие лепешки, холодную воду, вино. На тележке везут вазы, расписанные рисунками. Подле каменных досок, на которых можно прочитать постановления народного собрания, много людей. Афинские граждане обсуждают городские новости, последнюю театральную постановку, горячо спорят. Справа видно полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

2- 3 правильных ответа - оценка «4»

1 правильный ответ - оценка «3»



Рабочий лист Задание высокой сложности (оценка «5»)

Ф.И. учащегося___________________________________________________

Текст содержит исторические ошибки. Подчеркните и исправьте их.

Одним из самых известных ремесленных районов в Афинах был Пирей.

Главную площадь Афин, греки называли Акрополь.

Центральное место на Акрополе было отведено величественному храму Девы Афины, который по-гречески назывался Эрехтейон. Храм был необычайно богато украшен. Внутри стояла 12-метровая статуя Афины, созданная скульптором Геродотом. Справа от Пропилей, стоял храм Ники - богини правды.

«5» - верно исправлены 5 ошибок;

«4» - верно исправлены 4-3 ошибки;

«3» - верно исправлены 2 ошибки.





© 2010-2022