• Преподавателю
  • История
  • Рабочая программа внеурочной деятельности «Вклад цивилизации средневековья в историю человечества» (общекультурное направление внеурочной деятельности) для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Вклад цивилизации средневековья в историю человечества» (общекультурное направление внеурочной деятельности) для 6 класса

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей истории и обществознания

протокол № 1

от 27 августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________Н.О.Корнилова

приказ № 49/2

от 1 сентября 2014г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Вклад цивилизации средневековья

в историю человечества»

(общекультурное направление внеурочной деятельности)

для 6 «А», «Б» класса

на 2014-2015 учебный год


количество часов в год: 16



Составитель: учитель истории и обществознания

Медкова Елена Николаевна









п.г.т.Анна

2014 г.

Пояснительная записка

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:


  • Освоение значимости периода Средневековья в истории народов Европы, Азии и России, а также их места в истории мировой цивилизации;

  • формирование личности, способной ценить исторический вклад народов, в том числе и народов России, в мировую культуру.

Задачи:

  • формирование у школьников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средневековья;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Средних веков в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве Средневековых обществ для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

  • создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности;

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия

Нормативные документы:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».

  • Примерные программы по историии:

«История Средних веков. 6 класс». Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений \ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.

История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2014

Общая характеристика учебного предмета. Обоснование выбора программы:

Программа внеурочной деятельности «Вклад цивилизации средневековья в историю человечества» опирается на ФГОС второго поколения, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании общекультурного развития подрастающего поколения. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.

Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области литературы, окружающего мира, изобразительного искусства. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является 12-13 лет. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Особенности программы:

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся 6 класса умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Полученные знания, умения и ценности создадут предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. А с обществом тесно связана и семья человека. Программа составлена с учетом того, что данные периоды истории является очень сложными, не всегда понятными, содержат много фактического материала или материал, который недостаточно глубоко представлен в школьном курсе истории.

Данная программа учитывает многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данных периодов истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение семейных традиций, реликвий в разных странах истории данных периодов. Материал ориентирован на проблемное изложение, удовлетворение и поощрение любознательности младших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории. Все это будет способствовать выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения, направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно), при помощи творческих работ, формированию личностных ориентаций в образовательной области «история», расширению знаний, полученных на уроках. При этом большое внимание уделяется исследовательской работе.

Содержание программы реализуется через исследовательскую работу, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки, сравнения, проведения аналогий и т.д.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, проекты.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю - компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям - рабочее место для выполнения практических работ. Данная программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.

Воспитательные идеи программы:

  • Знай людей прошлого.

  • Понимай людей прошлого.

  • Уважай людей прошлого.

  • Сохраняй достижения людей прошлого.

Принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность;

  • научности;

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание теоретических и практических форм деятельности;

  • психологическая комфортность;

  • научности.

Место учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с Учебным планом МКОУ «АСОШ с УИОП» на внеурочную деятельность «Вклад цивилизации средневековья в историю человечества» общекультурное направление внеурочной деятельности для 6 «А», «Б» класса выделено 16 часов в год.

Планируемые результаты:

К важнейшим личностным результатам

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • воспитание Российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и Родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение. корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Виды деятельности:

  • Исследовательская.

  • Проектная.

  • Индивидуальная и групповая.

  • Творческая деятельность.

  • Поисковая.

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Формы диагностики учета результатов освоения программы:

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, проекты.

Технологии

  • технологии личностно ориентированного обучения;

  • проектная технология;

  • технологии проблемного обучения;

  • ИК технологии



































Учебно-тематический план

N п\п

Темы курса

Всего часов

Теория

Практика

1.

Групповая творческая работа: «Славянская мифология»

3

1

2

2.

Проект «Славянский поселок»

4

1

3

3.

Исследовательская работа: «Самурай, европейский рыцарь, русский дружинник»

3

1

2

4.

Проект «Архитектура Древней Руси»

3

1

2

5.

Консультации

3

2

1


Итого:

16

6

10

































Учебно-методическое обеспечение

Информационно-коммуникационные средства обучения:

  • Электронное пособие. История России IX - XVI веков

  • Электронное пособие. История России XVII - XVIII веков

  • Электронное пособие. Подготовка к ЕГЭ.

  • История России в документах.

  • Видеохрестоматия по истории России IX - XVI веков.

  • Видеохрестоматия по истории России XVII века.

  • Видеохрестоматия по истории России XVIII века.

  • Видеохрестоматия по истории России XIX века.

  • Видеохрестоматия по истории России XX века.

  • Видеофильм «История Государства Российского X-XIV веков».

  • Видеофильм «Древняя Русь».

Интернет-ресурсы

  • mon.gov.ru - Министерство образования и науки;

  • fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений;

  • ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

  • probaege.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;

  • infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

  • ФГОС: Основное общее образование - standart.edu.ru

  • Примерные программы по учебным предметам. История - standart.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// school-collection.edu.ru

  • ru.wikipedia.org/wiki/ Князь Рюрик

  • hrono.ru/biograf/bio_r/ryurik.php

  • rulex.ru/01170314.htm КнязьОлег

  • hrono.ru/biograf/bio_o/oleg.php

  • rulex.ru/01150094.htm Князь Игорь

  • hrono.ru/biograf/bio_i/igor_rurik.php

  • rulex.ru/01090132.htm Княгиня Ольга

  • hrono.ru/biograf/bio_o/olga.php

  • rulex.ru/01150113.htm Князь Святослав

  • hrono.ru/biograf/bio_s/svjatoslav_ig.php

  • rulex.ru/01180088.htm

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска.































Личностные и метапредметные результаты:


формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать материал;

■ наблюдать;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи


В ходе работы у обучающихся должны я сформироваться следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Календарно-тематическое планирование учебного материала

внеурочной деятельности «Вклад цивилизации средневековья в историю человечества»

(общекультурное направление внеурочной деятельности)

для 6 «А», «Б» класса на 2014-2015 учебный год

учитель Медкова Елена Николаевна


Дата урока

план.

Дата урока

Факт.

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы

контроля

Неурочные формы занятий


предметные

метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-3

Групповая творческая работа: «Славянская мифология»

15.01

22.01

29.01


овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и Родовидовых связей и др.);

использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение. корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

воспитание Российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Виды деятельности:

Исследовательская.

Проектная.

Индивидуальная и групповая.

Творческая деятельность.

Поисковая.


4-7

Проект «Славянский поселок»

5.02

12.02

19.02

26.02


8-10

Исследовательская работа: «Самурай, европейский рыцарь, русский дружинник»

5.03

19.03

9.04


11-13

Проект «Архитектура Древней Руси»

30.04

7.05

14.05


14-16

Консультации

12.03

16.04

23.04








11


© 2010-2022