- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории средних веков
Рабочая программа по истории средних веков
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воробьёва И.Н. |
Дата | 27.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Прибайкальский район
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Протокол № от
Рук.МО___ /
« Согласовано»
Зам. директора по ВР
/Лошицер ТИ /.
__________
«Утверждаю»
Директор гимназии:
/Воробьева ИН.
Пр № _____ от ___________
Рабочая программа
по истории
класс: 6
Учитель: Воробьева И.Н.
Учебный год: 2016-2017
Количество часов: 30
Турунтаево
2016
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (7 часов)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 2. Арабы в VI - XI вв. (2 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 3. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 4. Средневековый город и его обитатели (3 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Католическая церковь. (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 6.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 7. Славянские государства и Византия. (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 8. Культура Западной Европы в XI - XV вв.(3 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 9. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Итоговое повторение. (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков.
\
Наименование разделов и тем
Количество часов
Контрольные работы
Практические
работы
1
Живое Средневековье
1
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв.)
7
2
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
1
3
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
1
1
4
Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI вв.
1
5
Англия в раннее Средневековье
1
1
6
Византия при Юстиниане.
1
7
Культура Византии
1
8
Образование славянских государств.
1
1
Раздел 2. Арабы в VI - XI вв.
2
9
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
1
10
Культура стран Арабского халифата
1
1
Раздел 3. Феодалы и крестьяне.
2
11
Средневековая деревня и ее обитатели
1
12
В рыцарском замке
1
Раздел 4. Средневековый город и его обитатели
3
13
Формирование средневековых городов.
1
14
Торговля в Средние века
1
15
Горожане и их образ жизни
1
1
Раздел 5. Католическая церковь.
2
16
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
1
17
Крестовые походы.
1
1
Раздел 6. Образование централизованных государств в Западной Европе
6
18
Как происходило объединение Франции
1
19
Что англичане считают началом своих свобод
1
20
Столетняя война.
1
1
21
Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии.
1
22
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
1
23
Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 - 15 веках
1
1
Раздел 7. Славянские государства и Византия.
2
24
Гуситское движение в Чехии.
1
25
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
1
Раздел 8. Культура Западной Европы в XI - XV вв
3
26
Образование, философия, литература в XI-XV вв.
1
27
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.
1
1
28
Научные открытия и изобретения
1
Раздел 9. Народы Азии, Америки и Африки в средние века
1
29
Средневековая Азия, Африка и доколумбовая Америка
1
30
Итоговое повторение.
1
1
Планируемые результаты освоения курса «История. 6класс».
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI-XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI-XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Планируемые результаты изучения Истории Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
-
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Приложение
1 вариант
Часть А
1. Государство у франков возникло:
А) в 500 году
Б) в 486 году
В) в 400 году
Г) 390 году
2. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу?
а) обет; б) феод; в) оброк; г) титул.
3.первый сборник законов франков был составлен в годы правления короля:
А) Хлодвига; б) Карла Великого; в) Пипина Короткого; г) Карла Мартела.
4. Как называется Священная книга мусульман?
а) Библия; б) Коран ; в) веды; г) хроники
5. Все служители церкви составляли особую группу населения:
А) рыцарство; б) купечество; в) крестьянство; г) духовенство.
6. Средневековая книга представляла собой:
А) папирусный сверток;
Б) ровно сложенные листы расщепленного бамбука;
в) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера;
г) стопку глиняных табличек.
7. Кодекс единых для всей империи законов был составлен в годы правления императора Византии:
А) Юстиниана; б) Константина4 в) Василия 1 Македонянина; г) Феодосия 2.
8. Человек, проживший в городе один год и один день:
а) становился свободным в) овладевал определенным ремеслом
б) приобретал сеньора г) подчинялся правилам, установленным городской хартией
9. Товарное хозяйство:
А) хозяйство, которое давалось за военную службу;
Б) мастерская ремесленника, в которой можно купить его изделия;
В) хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег;
Г) хозяйство, в котором все необходимое производится для собственного потребления.
10. Укажите год, в котором произошло разделение христианской церкви на католическую и православную:
А) 1054; б) 1066; в) 1077; г) 1099.
11. Как назывался орган сословного представительства во Франции?
а) Парламент б) Генеральные штаты в) Сейм г) Кортес
12. Причина Столетней войны для Франции:
А) отвоевать у Англии Аквитанию;
Б) завоевать земли в Северной Америке;
В) захватить часть Англии;
Г) возврат долгов Англией.
13. В 1358 году произошло:
А) заключение мира между Францией и Англией;
Б) битва у города Пуатье;
В) восстание крестьян во Франции(Жакерия);
Г) восстание крестьян в Англии.
14. В ходе гуситских войн народ выступил против:
А) правителей города Праги;
Б) служителей католической церкви;
В) чешского короля;
Г) местных феодалов.
15. Болгария оказалась под властью турок-османов:
А) из-за постоянных войн с кочевыми племенами печенегов;
Б) из-за неспособности феодалов объединить свои силы для оказания сопротивления завоевателям;
В) из-за поддержки отдельными болгарскими феодалами турок-османов;
Г) из-за неожиданной смерти болгарского царя Василия II от сердечного приступа.
Часть В
В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
- Мозаика
-
Фреска
-
Икона
-
Алтарь
-
Миниатюра
А) изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске, являющееся предметом поклонения
Б) иллюстрации, помещавшиеся в книгах
В) живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней
Г) многоцветная роспись по сырой штукатурке
Д) важнейшая (восточная) часть христианского храма, где проводится богослужение
-
В2. Укажите, кто давал обет (обещание) отказаться от личного имущества, не иметь семьи, жить в бедности и беспрекословно подчиняться руководителю монастыря: ________________
В3. Что объединяет эти имена: Урбан II, Иннокентий III; Климент V.
В4. Что такое «щитовые деньги»? Кто и почему их платил?
В5. Перечислите, какое снаряжение было у рыцаря.
1 вариант
1. Одно из важнейших событий XI века:
1) падение Константинополя 2) разделение христианской церкви на православную и католическую
3) распад империи Карла Великого 4) создание центра христианской церкви - Ватикана
-
Обязанности вассала по отношению к сеньору:
1) поставлять продукты питания 2) содержать войско сеньора
3) выкупать сеньора из плена 4) идти вслед за ним в военный поход
-
Человек, отлученный от церкви:
1) предавался смертной казни 2) не мог вступить в брак
3) не мог быть похоронен по «христианскому обряду» 4) считался изгоем общества и жил отшельником
-
На основе отрывка определите, о чем идет речь:
«Там копья всадники ломают… чтоб сбить с коней своих противников скорей».
1) о турнире 2) об осаде замка 3) о военных столкновениях племен 4) о военных походах
-
Земля, передаваемая по наследству, называется:
1) майорат 2) бенефиций 3) феод 4) вассалитет
-
Византия вела торговлю:
1) с Ираном 2) с Индией 3) с Китаем 4) верно все перечисленное
-
Наиболее известный император Византии:
1) Константин 2) Юстиниан 3) Хлодвиг 4) Карл Великий
-
Арабы проживали на:
1) Аравийском полуострове 2) Балканском полуострове 3) Апеннинском п-ве 4) п-ве Индостан
-
Натуральное хозяйство - это:
-
хозяйство, при котором производится все самое необходимое для собственного потребления
-
хозяйство, при котором производится все для продажи
-
хозяйство, при котором производится все для собственного потребления и для продажи
-
хозяйство, при котором все производится только для потребления феодала
-
Причины разделения сельского хозяйства и ремесло:
1) нехватка земли 2) рост потребностей 3) развитие скотоводства 4) развитие огородничества
-
Объединение городских ремесленников - это:
1) союз ремесленников 2) гильдия 3) цех 4) коммуна
-
Освободившись от власти сеньоров, города назывались:
1) коммуна 2) ратуша 3) полис 4) мэрия
-
Поговорка «Что с возу упало, то пропало» связана:
1) с грабежом купеческих караванов 2) с правом сеньора брать вещи за провоз товаров по его земле
3) с феодальной собственностью на землю 4) с пошлиной за переезд из одного феодального владения в другое
-
Расшифруйте термин: Десятина это - …
15*. А) Перечислите семь религиозных таинств Б) изобразите схему обработки земли в средневековой деревне
2 вариант
-
В 1099 г. был взят Иерусалим. Какое государство основали там рыцари:
1) Латинское королевство 2) Сардинское королевство 3) Королевство Барбароссы 4) Сарацинское королевство
-
Крестьянин Видвард должен раз в год доставлять господину яйца, виноград, лен. Такой вид платы называется:
1) оброк 2) барщина 3) десятина 4) дань
-
Выражение: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части» - связано:
1) с распадом империи Карла Великого 2) с неудачными завоевательными походами Карла Великого
3) с распадом государства Хлодвига 3) с завоеванием франками Галии
-
Земля, данная за службу в армии короля, называется:
1) патронат 2) майорат 3) феод 4) бенефиций
-
Столица Византийской империи:
1) Стамбул 2) Мекка 3) Константинополь 4) Александрия
-
Основное занятие арабов-бедуинов:
1) скотоводство 2) земледелие 3) ремесло 4) охота
-
Византия могла защищать свои границы и даже вести завоевательные войны благодаря тому, что:
1) император мог содержать большую армию и сильный флот 2) она была сильным государством
3) ее окружали очень слабые государства 4) ее армия была хорошо вооружена
-
Название религии арабов, которая способствовала объединению государства:
1) язычество 2) ислам 3) христианство 4) буддизм
-
В VIII в. у арабов образовалось государство:
1) каганат 2) халифат 3) королевство 4) империя
-
Объединение купцов называлось:
1) гильдия 2) цех 3) коммуна 4) ратуша
-
Первые города возникали:
1) у важных торговых дорог 2) у замков феодалов 3) у монастырей 4) верно все выше перечисленное
-
Устав цеха требовал от ремесленника:
1) совершенствование орудий туда 2) не заниматься торговлей
3) продавать только по цене, установленной цехом 4) определенное количество станков
-
Причины отделения ремесла от сельского хозяйства:
1) рост спроса на качественные товары 2) нехватка земель 3) развитие огородничества 4) господство натурального хозяйства
-
Расшифруйте термин: Хиджра - это …
15*. А) Перечислите правила из устава ремесленников Б) Нарисуйте схему вассально-сеньориальных отношений и объясните ее (письменно).