Рабочая программа по истории средних веков

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Прибайкальский район

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»



«Рассмотрено» на МО

Протокол № от

Рук.МО___ /

« Согласовано»

Зам. директора по ВР

/Лошицер ТИ /.

__________

«Утверждаю»

Директор гимназии:

/Воробьева ИН.

Пр № _____ от ___________





Рабочая программа

по истории


класс: 6

Учитель: Воробьева И.Н.

Учебный год: 2016-2017

Количество часов: 30

















Турунтаево

2016

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (7 часов)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Раздел 2. Арабы в VI - XI вв. (2 часа)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Раздел 3. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 4. Средневековый город и его обитатели (3 часа)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 5. Католическая церковь. (2 часа)

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Раздел 6.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Раздел 7. Славянские государства и Византия. (2 часа)

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Раздел 8. Культура Западной Европы в XI - XV вв.(3 часа)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Раздел 9. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Итоговое повторение. (1 час)

Итоговое повторение курса История Средних веков.


\










Наименование разделов и тем

Количество часов

Контрольные работы

Практические

работы

1

Живое Средневековье

1


Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв.)

7



2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

1



3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1


1

4

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI вв.

1



5

Англия в раннее Средневековье

1

1


6

Византия при Юстиниане.

1



7

Культура Византии

1



8

Образование славянских государств.

1


1


Раздел 2. Арабы в VI - XI вв.

2



9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1



10

Культура стран Арабского халифата

1


1


Раздел 3. Феодалы и крестьяне.

2



11

Средневековая деревня и ее обитатели

1



12

В рыцарском замке

1




Раздел 4. Средневековый город и его обитатели

3



13

Формирование средневековых городов.

1



14

Торговля в Средние века

1



15

Горожане и их образ жизни

1


1


Раздел 5. Католическая церковь.

2



16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1



17

Крестовые походы.

1

1



Раздел 6. Образование централизованных государств в Западной Европе

6



18

Как происходило объединение Франции

1



19

Что англичане считают началом своих свобод

1



20

Столетняя война.

1


1

21

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии.

1



22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1



23

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 - 15 веках

1

1



Раздел 7. Славянские государства и Византия.

2



24

Гуситское движение в Чехии.

1



25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1




Раздел 8. Культура Западной Европы в XI - XV вв

3



26

Образование, философия, литература в XI-XV вв.

1



27

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1


1

28

Научные открытия и изобретения

1




Раздел 9. Народы Азии, Америки и Африки в средние века

1



29

Средневековая Азия, Африка и доколумбовая Америка

1



30

Итоговое повторение.

1

1



Планируемые результаты освоения курса «История. 6класс».

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI-XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI-XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Планируемые результаты изучения Истории Средних веков

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

  • применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.


Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

Приложение

1 вариант

Часть А

1. Государство у франков возникло:

А) в 500 году

Б) в 486 году

В) в 400 году

Г) 390 году

2. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу?

а) обет; б) феод; в) оброк; г) титул.

3.первый сборник законов франков был составлен в годы правления короля:

А) Хлодвига; б) Карла Великого; в) Пипина Короткого; г) Карла Мартела.

4. Как называется Священная книга мусульман?

а) Библия; б) Коран ; в) веды; г) хроники

5. Все служители церкви составляли особую группу населения:

А) рыцарство; б) купечество; в) крестьянство; г) духовенство.

6. Средневековая книга представляла собой:

А) папирусный сверток;

Б) ровно сложенные листы расщепленного бамбука;

в) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера;

г) стопку глиняных табличек.

7. Кодекс единых для всей империи законов был составлен в годы правления императора Византии:

А) Юстиниана; б) Константина4 в) Василия 1 Македонянина; г) Феодосия 2.

8. Человек, проживший в городе один год и один день:

а) становился свободным в) овладевал определенным ремеслом

б) приобретал сеньора г) подчинялся правилам, установленным городской хартией

9. Товарное хозяйство:

А) хозяйство, которое давалось за военную службу;

Б) мастерская ремесленника, в которой можно купить его изделия;

В) хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег;

Г) хозяйство, в котором все необходимое производится для собственного потребления.

10. Укажите год, в котором произошло разделение христианской церкви на католическую и православную:

А) 1054; б) 1066; в) 1077; г) 1099.

11. Как назывался орган сословного представительства во Франции?

а) Парламент б) Генеральные штаты в) Сейм г) Кортес

12. Причина Столетней войны для Франции:

А) отвоевать у Англии Аквитанию;

Б) завоевать земли в Северной Америке;

В) захватить часть Англии;

Г) возврат долгов Англией.

13. В 1358 году произошло:

А) заключение мира между Францией и Англией;

Б) битва у города Пуатье;

В) восстание крестьян во Франции(Жакерия);

Г) восстание крестьян в Англии.

14. В ходе гуситских войн народ выступил против:

А) правителей города Праги;

Б) служителей католической церкви;

В) чешского короля;

Г) местных феодалов.

15. Болгария оказалась под властью турок-османов:

А) из-за постоянных войн с кочевыми племенами печенегов;

Б) из-за неспособности феодалов объединить свои силы для оказания сопротивления завоевателям;

В) из-за поддержки отдельными болгарскими феодалами турок-османов;

Г) из-за неожиданной смерти болгарского царя Василия II от сердечного приступа.

Часть В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Мозаика


  1. Фреска

  2. Икона


  1. Алтарь

  2. Миниатюра

А) изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске, являющееся предметом поклонения

Б) иллюстрации, помещавшиеся в книгах

В) живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней

Г) многоцветная роспись по сырой штукатурке

Д) важнейшая (восточная) часть христианского храма, где проводится богослужение


В2. Укажите, кто давал обет (обещание) отказаться от личного имущества, не иметь семьи, жить в бедности и беспрекословно подчиняться руководителю монастыря: ________________

В3. Что объединяет эти имена: Урбан II, Иннокентий III; Климент V.

В4. Что такое «щитовые деньги»? Кто и почему их платил?

В5. Перечислите, какое снаряжение было у рыцаря.



1 вариант

1. Одно из важнейших событий XI века:

1) падение Константинополя 2) разделение христианской церкви на православную и католическую

3) распад империи Карла Великого 4) создание центра христианской церкви - Ватикана

  1. Обязанности вассала по отношению к сеньору:

1) поставлять продукты питания 2) содержать войско сеньора

3) выкупать сеньора из плена 4) идти вслед за ним в военный поход

  1. Человек, отлученный от церкви:

1) предавался смертной казни 2) не мог вступить в брак

3) не мог быть похоронен по «христианскому обряду» 4) считался изгоем общества и жил отшельником

  1. На основе отрывка определите, о чем идет речь:

«Там копья всадники ломают… чтоб сбить с коней своих противников скорей».

1) о турнире 2) об осаде замка 3) о военных столкновениях племен 4) о военных походах

  1. Земля, передаваемая по наследству, называется:

1) майорат 2) бенефиций 3) феод 4) вассалитет

  1. Византия вела торговлю:

1) с Ираном 2) с Индией 3) с Китаем 4) верно все перечисленное

  1. Наиболее известный император Византии:

1) Константин 2) Юстиниан 3) Хлодвиг 4) Карл Великий

  1. Арабы проживали на:

1) Аравийском полуострове 2) Балканском полуострове 3) Апеннинском п-ве 4) п-ве Индостан

  1. Натуральное хозяйство - это:

  1. хозяйство, при котором производится все самое необходимое для собственного потребления

  2. хозяйство, при котором производится все для продажи

  3. хозяйство, при котором производится все для собственного потребления и для продажи

  4. хозяйство, при котором все производится только для потребления феодала

  1. Причины разделения сельского хозяйства и ремесло:

1) нехватка земли 2) рост потребностей 3) развитие скотоводства 4) развитие огородничества

  1. Объединение городских ремесленников - это:

1) союз ремесленников 2) гильдия 3) цех 4) коммуна

  1. Освободившись от власти сеньоров, города назывались:

1) коммуна 2) ратуша 3) полис 4) мэрия

  1. Поговорка «Что с возу упало, то пропало» связана:

1) с грабежом купеческих караванов 2) с правом сеньора брать вещи за провоз товаров по его земле

3) с феодальной собственностью на землю 4) с пошлиной за переезд из одного феодального владения в другое

  1. Расшифруйте термин: Десятина это - …

15*. А) Перечислите семь религиозных таинств Б) изобразите схему обработки земли в средневековой деревне

2 вариант

  1. В 1099 г. был взят Иерусалим. Какое государство основали там рыцари:

1) Латинское королевство 2) Сардинское королевство 3) Королевство Барбароссы 4) Сарацинское королевство

  1. Крестьянин Видвард должен раз в год доставлять господину яйца, виноград, лен. Такой вид платы называется:

1) оброк 2) барщина 3) десятина 4) дань

  1. Выражение: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части» - связано:

1) с распадом империи Карла Великого 2) с неудачными завоевательными походами Карла Великого

3) с распадом государства Хлодвига 3) с завоеванием франками Галии

  1. Земля, данная за службу в армии короля, называется:

1) патронат 2) майорат 3) феод 4) бенефиций

  1. Столица Византийской империи:

1) Стамбул 2) Мекка 3) Константинополь 4) Александрия

  1. Основное занятие арабов-бедуинов:

1) скотоводство 2) земледелие 3) ремесло 4) охота

  1. Византия могла защищать свои границы и даже вести завоевательные войны благодаря тому, что:

1) император мог содержать большую армию и сильный флот 2) она была сильным государством

3) ее окружали очень слабые государства 4) ее армия была хорошо вооружена

  1. Название религии арабов, которая способствовала объединению государства:

1) язычество 2) ислам 3) христианство 4) буддизм

  1. В VIII в. у арабов образовалось государство:

1) каганат 2) халифат 3) королевство 4) империя

  1. Объединение купцов называлось:

1) гильдия 2) цех 3) коммуна 4) ратуша

  1. Первые города возникали:

1) у важных торговых дорог 2) у замков феодалов 3) у монастырей 4) верно все выше перечисленное

  1. Устав цеха требовал от ремесленника:

1) совершенствование орудий туда 2) не заниматься торговлей

3) продавать только по цене, установленной цехом 4) определенное количество станков

  1. Причины отделения ремесла от сельского хозяйства:

1) рост спроса на качественные товары 2) нехватка земель 3) развитие огородничества 4) господство натурального хозяйства

  1. Расшифруйте термин: Хиджра - это …

15*. А) Перечислите правила из устава ремесленников Б) Нарисуйте схему вассально-сеньориальных отношений и объясните ее (письменно).


© 2010-2022