Рабочая программа по истории. 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Дединовская школа-интернат среднего общего образования»

село Дединово Луховицкого района Московской области




«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МБОУ Дединовская Заместитель директора

школа-интернат среднего (полного) по УВР

общего образования

_________________ Белоусов В.Н. ________ Федичкина Е.Н.

«____» ___________ 2016 год «____» ___________ 2016год



Рабочая программа

по истории. 8 класс.


(базовый уровень)




Составитель: учитель истории

Цепаева Е.С.

2016/2017 учебный год

1. Пояснительная записка.

1.1. Общая характеристика учебного предмета.

В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

XIX век - важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.

1.2. Цели и задачи курса.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Задачи курса:

  1. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

1.3. Нормативные акты.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, «Примерной программы основного общего образования по истории» (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008). авторской программы Юдовской А.Я. «Новая история» и авторской программы А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIX в.» (Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 - 11 классы. М.: Просвещение, 2009).

Нормативно-правовая база, используемая при разработке рабочей программы

· ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»

· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р;

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр - 271;

· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676);

· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный номер 19682);

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. №2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 03 марта 2011 года);

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования России от 09.03. 2004 г. №1312».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства образования Московской области от 26.05.2015 г. №2758 «Об утверждении базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 учебный год»;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).

1.4. Место и роль учебного курса.

Согласно учебному плану школы на изучение истории в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю), в т.ч. на изучение истории России 44 часа, новой истории - 25 часов.

Программа учебного курса предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

1.5. Время реализации программы: 2016/17 учебный год.

2. Содержание учебного предмета.

2.1. Учебно-тематический план.


26

История России

42

1

Россия в первой четверти XIX в.

10

2

Россия во второй четверти XIX в.

9

3

Россия во второй половине XIX в.

23

Итого

42

Итоговые ПОУ по курсу истории XIX века

2

Итого по курсу

70

2.2. Комбинирование тем в процессе комплексного изучения курса истории XIX века


2.3. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества.

Основные черты индустриального общества(классического капитализма): свобода, господство товарного производства, рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм. Империализм и его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества.

Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.

Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIXв. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Художественная культура 19 столетия

Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе. Натурализм. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Музыка. Архитектура и градостроительство. Рождение кино

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения. Революционный социализм - марксизм. Рождение ревизионизма. 1 Интернационал.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Решения венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революция 1830г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848г.

Англия в первой половине XIXв. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - мастерская мира. От чартизма к почтительности. Внешняя политика Англии.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-германского Союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К.Кавур. Революционная деятельность Д.Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна.

СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Европа: время реформ и колониальных захватов

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов» Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм 2 - человек больших неожиданностей. Национализм. Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраели и вторая избирательная реформа 1867г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Рождение лейбористской партии. Дэвид Ллойд Джордж.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств Коррупция гос.аппарата Дело Дрейфуса.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика и колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя» Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

ДВЕ АМЕРИКИ

США в 19 в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка» Особенности промышленного переворота. Идеал американского общества - фермер «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах.

США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. Господство трестов. Президентская республика. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С.Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо»

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ПОТЕРЯ НЕЗАВИСИМОСТИ.

Япония. Кризис традиционализма. Открытие Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации.

Китай. Насильственное развитие Китая. Движение Тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Превращение Китая в полуколонию европейских государств.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859гг. Аграрное перенаселение страны. Голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА.

Отсутствие системы европейского равновесия в 19 веке. Начало распада Османской карта мира к началу 20 века. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Балканские войны - пролог. Первой мировой войны. Пацифистское движение. Первые империалистические войны.

ИСТОРИЯ РОССИИ.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Российское государство на рубеже ве­ков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: при­чины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков. Герои вой­ны. Причины по­беды России в войне.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Рос­сии в 1813 -1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.

Внутренняя политика в 1815-1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Север­ное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государ­ственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. По­пытки решения крестьянского вопроса, реформа управления го­сударственными крестьянами П. Д. Кисе­лева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйст­венного развития. Начало промышленного переворо­та, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Поль­ский вопрос. Русско-иран­ская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общест­венного движения 1830-1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма» А. И. Герцена.

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение Восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневос­точные экспедиции. Русское ге­ографическое общество.

Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, ро­мантизм, реализм). Национальные корни отечест­венной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писате­ли и их произведения. Театр. Становление на­циональной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Начало царствования Александра II. Лич­ность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: пла­ны и проекты переустройства России.

Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: форми­рование буржуазии, рост пролетариата.

Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либера­лизма середины 1850-х - начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х - начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Революционное народничество второй половины 1860-х - начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х - начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Террор. Убийство Александра П.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внеш­ней политики России в 1860-1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое деся­тилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев общества. Социаль­ная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. Скульптура.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

2.4. Планируемые результаты.

Должны знать:


  • Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XIX в.;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XIX в.


  • Изученные виды исторических источников.

Должны уметь:

  • Сравнивать исторические явления и события;

  • Объяснять смысл, значение важнейших понятий;

  • Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;

  • Читать историческую карту;

  • Группировать исторические события и явления по указанному признаку.

Способны решать жизненно-практические задачи: использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Система контроля сочетает такие формы как, тематический (терминологические, хронологические диктанты, устные ответы, практические работы по контурной карте), промежуточный (систематизирующие таблицы, аналитические задания), итоговый (зачетная работав форме трехуровневых заданий).


  1. Система оценки планируемых результатов.

Критерии оценки знаний учеников

ОТЛИЧНО:

  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

  • называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

  • объясняет смысл и значение исторических понятий

  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО

  • называет даты важнейших событий

  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • соотносит единичные исторические факты и общие явления

  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,

  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • называет даты важнейших событий

  • называет место. Обстоятельства важнейших событий

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • не может назвать ни одной важной даты

  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

  • не может читать историческую карту

  • не может объяснить смысл важнейших понятий
















3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




уроков


Дата план.

(четверть/неделя)

Дата факт.


Тема урока

§ учебника

Основные понятия, термины

Основное содержание

Примечания

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (5 часов )

1

1/1

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному.

Стр.3-5, § 1-2

Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация, эшелоны капитал. развития; индустриализация; индустриал. революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество.

Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капитал-го развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

2

1/1

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

§ 1-2

Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм (общество свободной конкуренции), монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн

Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

3

1/2

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

§ 3

Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация.

Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

4

1/2

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство

§9-10

Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм

Причины появления главных идейно-полититческих течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов-утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Тест.

5

1/3

Наука и искусство: к новой картине мира.

§ 5, 6, 7-8.

Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм

Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX - начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.



Тема 2. Европа и Россия в начале XIX в. (11 часов)

6

1/3

Консульство и образование наполеоновской империи

§ 11

Империя, коалиция, консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада

Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

7

1/4

Россия на рубеже веков

Стр.4-5

Мещане, многоконфессионный, отходничество, самодержавная монархия капиталистые крестьяне

Территория. Население. Религия. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

8

1/4

Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806 гг.

§1

«Негласный комитет». Вольные хлебопашцы.

Переворот 11 марта 1801г. и первые преобразования Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Краеведческий проект «Любические вольные хлебопашцы»

9

1/5

Внешняя политика в 1801-1812гг.

§2

Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос,

Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Практическая работа по карте

10

1/5

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

§3

Реформа, законопроект, статс-секретарь, разделение властей, законодательная власть, исполнительная, судебная власть, политические права, избирательное право

Реформы М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов» учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.


11

1/6

Отечественная война 1812 г.

§4

Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское сражение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.


Практическая работа по карте

12

1/6

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг

§5

«Битва народов», конгресс, Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос

Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра 1. Россия и Америка. Россия - морская держава.

Краеведч. проект «Путь Рязанского ополчения»

13

1/7

Внутренняя политика в 1815-1825гг.

§6

Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, мистицизм, иезуиты

Причины изменения внутриполитического курса Александра 1. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Основные итоги внутренней политики Александра 1.

14

1/7

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

§7

Экономический кризис, тарифный устав, военные поселения, легкая промышленность, промышленные центры, паровые машины, полуфабрикаты

Экономический кризис 1812-182-15гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли

Тест

15

1/8

Общественное движение при Александре I.

§8

Общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, конституция

Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева.

16

1/8

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

§9


Декабристы. Выступление на Сенатской площади.

Смерть Александра 1 и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.



Тема 3. Строительство новой Европы (7 часов)

17

2/1

Англия: сложный путь к величию и процветанию

§ 13

Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия

Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - крупнейшая колониальная держава.

18

2/1

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политичес-кому кризису.

§ 14

Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм

Эконом. Развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.

19

2/2

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

§ 15

Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим

Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

20

2/2

Германия: на пути к единству.

§ 16

Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий

Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии. Объединение Германии.

Семинар

21

2/3

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

§ 17

Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу»

Экономическое и политическое развитие Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Италии. Объединение Италии.

Семинар.

22

2/3

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

§ 18

Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм

Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

23

2/4

Урок обобщения


Тема 5. Россия во второй четверти XIX в. (9 часов)

24

2/4

Внутренняя политика Николая 1

§10

Цензура, апогей самодержавия

Личность Николая 1. Начало нового царствования. Внутренняя политика.

Тест

25

2/5

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг.

§11

Промышленный переворот. мануфактура, экономический уклад, буржуазия

Промышленный переворот. Помещичье и крестьянское хозяйство. Железные дороги. Реформа Е.Ф.Канкрина. Торговля.

26

2/5

Внешняя политика в 1826-1849 гг.

§12

Автономия, парламент, «международный жандарм», уния, горцы, мюридизм, имамат, газават

Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских отношений. Причины Кавказской войны.

27

2/6

Общественное движение в годы правления Николая I.

§13

Западники, славянофилы, либерализм, социализм

Направление русской общественной мысли. Консервативное движение. Либеральное движение. Первые кружки. Западники и славянофилы.

28

2/6

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

§14

Причины войны, повод к войне, кремневые винтовки

Обострение восточного вопроса. Причины войны, силы сторон, ход военных действий, Парижский конгресс. Итоги войны.

29

2/7

Образование и наука

§15

Гимназия, приходское училище, сословность

Система образования. Грамотность в России. Развитие наук. Взаимосвязь науки и производства.

Урок -конференция \ защита творческих проектов .

Краеведческий проект «П.Д.Ларин»

30

2/7

Русские первооткрыватели и путешественники.

§16

Землепроходец, первооткрыватель путешественник кругосветные экспедиции

Путешественники и первооткрыватели. Экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Кругосветная экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Освоение Русской Америки.

Библиотечный урок

31

2/8

Художественная культура

§17

Романтизм, ампир, реализм, художественный стиль, Классицизм.

Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX в. Литература. Живопись, Архитектура. Музыка. Театр.


32

2/8

Быт и обычаи

§18

Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка

Быт русского народа в 19 веке. Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи. Семья и семейные обряды.




Тема 7. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриализации (5 часов)

33

3/1

Германская империя: борьба «за место под солнцем»

§ 19

34

3/1

Великобритания: конец Викторианской эпохи

§ 20

35

3/2

Франция: Третья республика

§ 21

Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция

Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. - начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX - начале XX в.

36

3/2

Италия: время реформ и колониальных захватов

§ 22



37

3/3

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

§ 23

Национально- освободительное движение, двуединая монархия

Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX - начале XX в..

Тест

Тема 4. Две Америки (3 часа)

38-39

3/3-3/4

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

США: империализм и вступление в мировую политику

§ 24, 25

Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война

Олигархия, резервация

Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом.

Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX - начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX - начале ХХ в.

40

3/4

Латинская Америка в XIX - начале XX в.: время перемен

§ 26

Каудильизм, авторитарный режим

Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.



Тема 8. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (4 часа)

41

3/5

Япония на пути модернизации: «восточная мораль- западная техника»

§ 27

42

3/5

Китай: сопротивление реформам

§ 28

«Опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней

Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

43

3/6

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

§ 29

Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс

Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

44

3/6

Африка: континент в эпоху перемен

§ 30

Раздел Африки

Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.

Тема 6. Россия во второй половине XIX в. (23 часа)

45

3/7

Накануне отмены крепостного права

§19

Объективные и субъективные пред посылки отмены КП реформа

Император Александр 2. Либерализация режима. Крестьянский вопрос. Причины отмены крепостного права. Проекты реформы

Краеведческий проект «Дединовская секуция»

46

3/7

Крестьянская реформа 1861 г.

§20

Манифест, отрезки, наделы. уставная грамота, временнобязанные крестьяне.

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Лабораторно-практическая работа с документами

47

3/8

Либеральные реформы 60-70-х гг

§21-22

Земства, курия, городская реформа, имущественный ценз,

Либеральные реформы 60-70-х гг.: Реформа местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы.

Реформы в области просвещения.


Семинар

48

3/8

Претворение реформ в жизнь

§21-22

Нигилизм, конституционное правление, народное представительство

Внутренняя противоречивость либеральных преобразований. Консервативная корректировка реформ. Политический курс М.Т.Лорис-Меликова. Основные положения его проекта.

Семинар

49

3/9

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

§23

Отработочная система, товарное производство, концессия, пром.переворот

Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России. Крестьяне и помещики после реформы. Развитие города после реформы.

Краеведческий проект «Дединовское сообщество после отмены крепостного права»

50

3/9

Общественное движение: либералы и консерваторы.

§24

либералы и консерваторы, земский конституционализм

Особенности российского либерализма сер. 50-х - нач. 60-х гг. Либералы и консерваторы. Либеральное движение в России.. Земское движение.

51

3/10

Зарождение революционного народничества и его идеология.

§25

Революционер, народничество, «общинный» социализм, разночинцы, анархизм.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Теоретики революционного народничества М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв.

52

3/10

Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг.XIX в.

§26

Нечаевщина, «хождение в народ», агитация, пропаганда, революционный террор

Народнические организации второй половины 60-х - начала 70-х гг. XIX в. «Хождение в народ». «Земля и воля». Раскол «Земли и воли». Первые рабочие организации. Деятельность «Народной воли». Убийство Александра II.

53

4/1

Внешняя политика Александра II

§27

«Союз трех императоров», «священная война»

Основные направления внешней политики России в 60-70-х гг.XIX в. Расстановка сил в Европе. Триумф российской дипломатии. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

54

4/1

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

§28

Балканский кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны Берлиний конгресс

Балканский кризис. Предпосылки. Начало русско-турецкой войны. Силы и планы сторон. Ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне с Турцией.

55

4/2

Повторение по теме «Россия эпоху реформ 1860-1870 гг». Тест.


Контрольный

тест.

56

4/2

Начало царствования Александра III

§29-30

«Сессии ведущих людей», переселенческая политика

Личность Александра III. Противоречивый характер начала царствования Александра III.

57

4/3

Внутренняя политика Александра III

§29-30

Рабочее законодательство, полицейское гос-во, реакционная политика, антисемитизм, «черта оседлости»

Крестьянская политика Александра III. Начало рабочего законодательства. Консервативный поворот. Усиление полицейского режима. Контрреформы.

58

4/3

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

§31

Протекционизм, таможенный тариф, Косвенные налоги. Дефицит бюджета. Акцизные сборы монополия

С/х после Крестьянской реформы. Промышленность. Деятельность Н.Х. Бунге. Строительство железных дорог. Рабочий вопрос.

59

4/4

Положение основных слоев общества: крестьянство и дворянство

§32-33

Сословия, классы, отходничество, земельные переделы

Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство


60

4/4

Положение основных слоев общества: буржуазия, пролетариат, духовенство, интеллигенция, казачество

§33

Меценатство, стачка, интеллигенция.

Буржуазия. Пролетариат. Духовенство. Интеллигенция. Казачество.


61

4/5

Общественное движение в 80-90-х гг.

§34

Теория «малых дел», марксизм, «Священная дружина»

Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Распространение марксизма в России. Консервативное движение.

62

4/5

Внешняя политика Александра III

§35

Мобилизация. Сепаративный мир.

Военная конвенция

Общая характеристика внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Политика России в Европе. Азиатская политика. Обострение русско-японских отношений.

63

4/6

Просвещение и наука

§36

Гуманитарные науки, естественные науки.

Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук.

Защита творческих проектов.

Краеведческий проект «Начало народного образования»

64

4/6

Литература и изобразительное искусство

§37

Критический реализм. Передвижники

Литература. Живопись. Скульптура.


65

4/7

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

§38

Эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы

Архитектура. Музыка. Театр. Народное творчество.


66

4/7

Быт: новые черты в жизни города и деревни

§39

Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни

Рост населения. Улучшение качества жизни горожан. Жизнь и быт городских «верхов». Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.


67

4/8

Обобщающее повторение «Россия во второй половине XIX века». Тест.

Итоговый тест по теме


Контрольный тест.




68

4/8 Тема 9. Международные отношения в конце XIX - начале XX вв. (1 час)


4. Материально-техническое обеспечение.

Карты (электронный ресурс)

Новая история

1. Война за независимость и образование в США.

2. Гражданская война в США XIX в

Европа во второй половине XIX в

3 . Европа с 1870 по 1914 год.

4.Европа в XVI-первой половине XVII века.

5.США в конце XIX- в начале XX века.

6.Европа в начале нового времени.

7.Европа с 1815 по 1949 год.

8. Национально-освободительная война в латинской Америке.

Россия XIX век

1. Российская империя с конца XIX в по 1861 г (европейская часть)

2. Война 1812 г

3. Развитие капитализма в России во второй половине XIX в

4. Россия в XIX - начале XX в

5.Экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века (Евр. часть).

6.Российская империя с начала XIX века по 1861 год (Европейская часть).

7.Развитие капитализма в России во второй половине XIX века.

8.Отечественная война 1912 года.

Комплект таблиц по истории 8 класс:

Политические течения XVIII - XIX вв.:

  1. Становление и развитие политической мысли в России.

  2. Историко-философская концепция П.Я. Чаадаева.

  3. Социалистические учения XIX в.

  4. Три политических течения в России XIX в.

  5. Западники и славянофилы.

  6. Либерализм.

  7. Народничество.

Развитие России в XVII - XVIII вв.

  1. Кризис традиционализма.

  2. Законодательное оформление крепостного права.

  3. Мир в начале XVIII в.

Обобщающие таблицы:

  1. Россия в 1855-1918 гг.

  2. Развитие русской абсолютной монархии в 1725-1855 гг.

  3. Консерватизм.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Экран.

  4. Принтер.

Медиаресурсы

1. История искусства, МОРФ, РУ РЦ, ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003 г., 2 CD for Windows.

2. Всеобщая история, Учебно-электронное издание, история Нового времени, 7-8 класс, 2004 год.

3. Эрмитаж, экскурсия по музею, (ООО «Кордис/Медия» 2004 год.

4. Репетитор по истории, «Кирилла и Мефодия», 2006 год.

5. Российская империя в 3-х DVD дисках (фильмы: «Павел I», «Александр II», «Николай I», «Александр III»)

6. Д\ф «Третьяковка»

7. Д\ф «Русский Сцевола» из серии «Эрмитаж»

8. Д\ф «Бородино»


© 2010-2022