Разработка урока по теме Народные ремесла

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Троицкое и Новомосковское окружное управление образования Департамента образования города Москвы







ГБОУ Школа № 2070(ВШО) п. Воскресенское

" Школьный музей: новые возможности".

Номинация №1

"Времен связующая нить: урок в школьном музее"

Категория№3

Тема:«Народные ремесла России»

Учителя истории

Мельниковой Елены Николаевны

Т.8-985-612-54-28














Москва, 2016

Пояснительная записка

Преподаватель: Мельникова Елена Николаевна

Предмет: история

Тема урока: Народные ремесла России

Тип урока: Изучение нового материала.

Методическая цель урока:

Урок подразумевает наличие эмоционально окрашенной обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач.

Применяется иллюстрация повторяемого материала.

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование учебной программы к уровню подготовки учащихся( учитывался уровень подготовленности учащихся класса) и установление межпредметных связей с другими предметами изучаемыми в образовательном учреждении .

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей и задачей урока с комментарием эпиграфа

  3. Обобщение и систематизация учебного материала( сопровождается представлением презентаций и выполнением заданий в « листах»).

  4. Подведение итогов - комментарии оценок.

  5. Инструктаж домашнего задания.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.

Речевое развитие- представление презентации.

Воспитание практической самостоятельности ( проведение исследовательской работы по изучаемой теме)

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к уроку и фронтальная на уроке.

Методы обучения на уроке:

Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку ( шутка, смех).

Целью данного урока является формирование у обучающихся цельного образа русского человека, в основном проживающего в сельской местности.

Цель урока - сформировать у учащихся общие представления о народных ремеслах, развивать навыки работы с дополнительными источниками.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем народные ремесла. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Наше занятие пройдет в виде путешествия по центрам народных ремесел России . У вас в руках маршрутный лист "Оранжевые кеды», где указаны остановки, предусмотренные нашим путешествием:

1. Оренбург

2. Вологда

3. Ростов

4.Павловский Посад

5. Жостово

6. Ликино Дулево

7. Абрамцево

8. Городец

По окончании путешествия необходимо решить два кроссворда: профессии и народные ремесла.

Итак, начнем наше путешествие.

Русская матрешка


Разработка урока по теме Народные ремесла Эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в мастерской "Детское воспитание" в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье.
Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.
Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.

До 1890 года матрешки изготовлялись в мастерских "Детского воспитания" в Абрамцеве, а затем, когда мастерские были закрыты, производство их переходит к Московскому губернскому земству, которое еще в 1891 году в Сергиевском Посаде в Загорске открыло учебно-показательные мастерские. Здесь и началось массовое производство этой игрушки, вызывавшей у детей и удивление, и восхищение, и неувядающий интерес. Матрешка полюбилась и взрослым.
Разработка урока по теме Народные ремесла
"Кстати, в начале двадцатого века производили матрёшки, которые могли ходить. Ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки". Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую."
Деревянная игрушка, задуманная как детская игрушка, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром. Спрос на нее рос с каждым годом.
В 1900 году матрешка попала на Всемирную выставку в Париж и получила всеобщее признание. До 1890 года сбыт русских кустарных изделий за границей имел довольно случайный характер. С этого времени изделия русских кустарей начинают постоянно появляться на выставках.
В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем.Оренбургский пуховый платок

Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер - 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.


Пуховые платки работы оренбургских пуховязальщиц такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.

Пуховязальный промысел в России возник очень давно: примерно двести лет назад. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.

Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет о зарождении именно промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше.

К середине прошлого века оренбургские платки приобрели мировую славу. Лучшие из них неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках.

В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18-35 рублей.

Оренбургские пуховые козы в Губерлинских горах

На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия, в том числе и пуховые платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут».

На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного - «паутинки» - 195 часов.

По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий.Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.

Пуховязальщицы полностью зависели от скупщиков, которые снабжали их - под будущую продукцию - пухом, шелком, хлопчатобумажной нитью. Цены диктовались скупщиками. Лишь немногие мастерицы получали часть потребного им пуха от своих коз.

Материальная зависимость вязальщиц от скупщиков очень вредно отражалась на качестве изделий. Мастерица старалась «гнать» работу, стремилась сделать больше, не особенно заботясь о качестве, а скупщики заинтересованы были скупить больше и дешевле.

Следует заметить, что в настоящее время производство платка ручным способом неизмеримо легче прежнего, когда мастерица вынуждена была все операции, от первой до последней, проделывать сама. Теперь благодаря специализации труда работница выполняет большей частью только одну из операций, например, вязальщица только вяжет. Все работы, предшествующие вязке, выполняются другими работницами. Переход на машинное производство не снижает специфических качеств, присущих оренбургским платкам, но делает их еще более совершенными, а вместе с тем и более дешевыми, доступными для широких кругов населения. На Всемирной международной Брюссельской выставке в 1958 году Оренбургскому облпромсовету присуждена серебряная медаль за ажурные и пуховые платки.В 1967 году 20 пуховых платков экспонируются на Всемирной выставке в Монреале (Канада).Лучшие образцы оренбургских пуховых платков, наряду с другими экспонатами, украшали стенды Оренбургской области на Выставке достижений народного хозяйства СССР.


Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используют большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Филигрань сканьРазработка урока по теме Народные ремесла

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum - зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X - XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Разработка урока по теме Народные ремеслаРазработка урока по теме Народные ремесла

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз - они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

ЗерньРазработка урока по теме Народные ремеслаРазработка урока по теме Народные ремесла

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь - это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

ЧернениеРазработка урока по теме Народные ремеслаРазработка урока по теме Народные ремесла

Техника чернения - также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

"Вологодское кружево".

Кружево - это украшение, вещь в обиходе не обязательная. И всё таки большинство людей не остаются равнодушными при виде кружева. А в прежние времена не только женщины, но и мужчины не были равнодушны к кружевам.

Во Франции одежда мушкетёров украшена кружевами: кружевные воротники. манжеты. Лучшие художники Испании и Франции делали эскизы кружев, составляли целые альбомы и издавали их. В богатейшие растительные орнаменты они включали изображения мифологических животных, портреты людей.

Разработка урока по теме Народные ремесла

Чтобы сплести такое кружево требуется не только виртуозное мастерство, но и месяцы, а порой и годы кропотливого труда.

Как родятся кружева?
Точно так же как слова
Удивительной частушки
К слову слово.
К нити нить.
Мелодичные коклюшки
Перезвон ваш не забыть:
Как родятся кружева?
Не спеша, едва-едва.
На узор скорей взгляните
В нём и радость и беда.
Пусть не оборвутся нити
С нашим прошлым никогда.

А из чего плетут кружева? Плетут их из льна. Выращивание льна вдело трудоёмкое. Сеют его во влажную, но уже прогретую землю. пропалывают от сорняков, а когда поспевал выдёргивали из земли вместе с корнями и в старину всё это делали вручную. Затем лён высушат и обмолотят от семян, а соломку вывезут в поле. расстелят ровными тонкими рядами, чтобы вылежалась соломка. вымокла под дождями и освободилась от наружного ненужного слоя - коросты. Потом лён мяли и освобождали от грубых частиц-отрепьев, которые шли на пряжу для мешковины. Затем чесали лён и получали чистое волокно - кудель. Из кудели выпрядали льняные нитки.

Разработка урока по теме Народные ремесла

Прясть обычно собирались в большую избу много мастериц и чтобы работа не казалась утомительной пели песни. сказывали сказки. И вот в один из таких вечеров. какая то из мастериц придумала сказку про лён.Из льна делали не только кружева, но и холсты для картин. паруса для кораблей.

Разработка урока по теме Народные ремесла

О кружевах впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года и и названы они там златными. Описание кружев встречается и в других исторических документах с таким названием: шитое. пряденое. волочённое. низанное. саженное жемчугом. Это значит существовало несколько способов изготовления кружев. Для его изготовления употребляли золотую и серебряную нить. жемчуг, перья, пух. Кружевоплетение в старину называли "женским замышлением", а кружевниц "плетеями".

Кружева имеют свои названия и по этим названиям можно судить. что на них "нарисовано": "дубовый лист", "роза", "кораблик". "сосновый бор".

В России существовало сколочное кружево. от сколка, рисунка закреплённого на подушке, по которому многими парами коклюшек одновременно выплетали узор и сетку-решётку.

Коклюшки -это еловые или сосновые круглые палочки с углублением на концах. в которые наматываются нитки. Концы этих ниток привязывают к булавкам, воткнутым в большую жёсткую подушку. похожую на бочонок. Чем сложнее кружево. тем больше требуется коклюшек.

Плат узорный

Русский поэт Александр Блок, воспевая Россию, написал такие строки:

А ты все та же лес да поле,
Да плат узорный до бровей...

"Плат узорный", о котором говорил поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города - Павловский Посад.

Раньше многие женщины носили платки на голове, на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Павлово-посадские платки очень нарядные. Платки на голове или плечах придают женщине красоту, величавость, служат защитой от холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком. Плоток - не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица!

Разработка урока по теме Народные ремесла

Разработка урока по теме Народные ремесла

Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала городецкая золотная вышивка (изначально золотное шитьё представляло собой вышивку на шёлковых тканях золотыми, реже серебряными, нитями, спрядёнными на шёлковую или льняную основу.). Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шёлка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда - излюбленные мотивы городецкой вышивки. Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 гг.).

Задания:

Решить кроссворды по теме "Профессии" и "Народные ремесла".







Список литературы

.Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2..В.С.Воронов. О крестьянском искусстве. М., 1972; В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974; Т.М.Разина. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

.И.Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е.Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г.Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

.Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 2006. - 176 с., ил.

.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 2008. - 577 с., ил.

.О судьбах народного искусства см.: Декоративное искусство СССР, 1959, №11; 1960, №3-6, 8, 10-12; 1961, №7. О народности и современности см.: Декоративное искусство СССР, 1975, №8; 1978, №8.

.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 2004. - 144 с.

.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992. - 159 с.

.ХохловаЕ. Скопинское гончарство// народное творчество. - 2009. - №6. - С.38-40.






© 2010-2022