Тест в формате ЕГЭ по теме От Петра I до Екатерины II

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От Петра I до Екатерины II

баллы


  1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

  1. Война за Польское наследство

  2. Прутский поход

  3. Восстание Кондрата Булавина

Ответ:

1


  1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) Гангутское сражение 1) 1721

Б) «Разрыв» Кондиций 2) 1722

В) Основание Санкт-Петербурга 3) 1714

Г) Введение Табели о рангах 4) 1730

5) 1703

6) 1741

2


  1. Ниже приведён список терминов, все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVIII века.

1)Бироновщина 2)Опричнина 3)Гвардия 4)Секуляризация

5)Ассамблея 6)Самозванство

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Ответ:

2


  1. Запишите термин, о котором идёт речь

Изданная Петром I_________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп

Ответ:

1


  1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

A) ассамблея

Б) Сенат

B) Кунсткамера

Г) Синод

1) высший орган по делам законодательства и управления

2) первое в России высшее учебное заведение

3) коллегия, ведавшая церковным управлением

4) первый музей в России

5) общественное собрание для отдыха, развлечений

6) ханская грамота на княжение

А

Б

В

Г





2


  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «...Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета».

Б) «...Для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Разработке данного документа способствовал И.И. Шувалов.

2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи.

3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время.

4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета.

5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов.

6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной.Фрагмент А

Фрагмент Б

2


7. Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.?

1) Полтавская битва 4) сражение у деревни Лесная

2) Сражение у о. Гренгам 5) Битва на Воже

3) Азовские походы 6) Грюнвальдская битва

Ответ:

2


  1. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Екатерине I управлять государственными делами помогал .

Б) После завершения Семилетней войны Россия вернула Пруссии все захваченные у неё территории, потому что такова была воля .

В) Пётр I создал как временный орган, но просуществовал он до революционных событий XX века.

Пропущенные элементы:

1.Синод 3.Сенат 5.Петр III

2.Петр II 4.Бирон 6.Меншиков А.Д

Ответ:

2


  1. Установите соответствие между событиями и участниками и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) Перенос столицы из Петербурга в Москву 1) Бирон

Б) Семилетняя война 2) Карл XII

В) Регентство при Иване VI 3) Анна Иоановна

Г) Северная война 4) Фридрих II

5) Пётр II

6) Екатерина I

2


10. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.

«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, (она) в ночь на 25 ноября 1741г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во всё царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадёрам, чья она дочь, стала на колени, и показывая им крест тоже коленопреклонным гренадёрам, сказала: "Клянусь умереть за вас; клянётесь ли вы умереть за меня?" Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».

1) царевной Софьей 3) Екатериной Алексеевной

2) Анной Иоанновной 4)Елизаветой Петровной

Ответ:

1


11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

3














2


1) Северная война 4) XVIII в. 7) XVII в.

2) Ливонская война 5) Семилетняя война 8) Екатерина II

3) Алексей Михайлович 6) XVI в. 9) Пётр I

12. Прочтите отрывок из исторического источника

«Ночь 19 января была страшной для России. Умер правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын царевича Алексея. Кто унаследует трон? - думал каждый, кто был в ту ночь в Лефортовском дворце. В русской истории уже не раз бывало, что после смерти государя, не оставившего прямого наследника, ужас междуцарствия надвигался на страну. Ещё жива была память о страшных годах начала XVII века, когда после кончины бездетного царя Фёдора Ивановича и таинственной гибели последнего из сыновей Ивана Грозного - царевича Дмитрия, началась чудовищная вакханалия у трона, гражданская война, разорение и грабежи. По словам современника, русских людей тогда сковало "безумное молчание". Всем казалось, что вот-вот небо упадет на погрязшую в грехах и преступлениях русскую землю и Россия исчезнет.

Памятны были и события весны 1682 года, когда умер бездетный царь Фёдор Алексеевич. Тогда стрельцы, умело подогреваемые и направляемые царевной Софьей, бросились убивать и грабить сторонников семьи нового, только что избранного царя...».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Император, о смерти которого говорится в отрывке, был последним прямым потомком династии Романовых по мужской линии.

2) События конца XVII в., о которых говорится в отрывке, вошли в историю под названием «Смута

3) В отрывке речь идёт о смерти императора Петра II.

4) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, на престол взошла Елизавета Петровна.

5) Судьба русского трона в ходе событий, описываемых в отрывке, была решена Верховным тайным советом.

6) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, в России начинается правление новой династии.





Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

1

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Ответ:

2

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Юности честное зерцало» 1) М.В.Ломоносов

Б) Мозаика «Полтавская баталия» 2) Доменико Трезини

В) «История Российская» 3) Л.Магницкий

Г) Петропавловский собор 4) Ф.Прокопович

5) В.Н.Татищев

6) Пётр I

2




18. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Данный почтовый блок выпущен в 1970-х гг.

2) В сражении, которому посвящён почтовый блок, с российской стороны участвовал галерный флот.

3) Монарх, изображённый на почтовом блоке, стал первым российским императором.

4) Сражение, которому посвящён данный почтовый блок, произошло в ходе Семилетней войны.

5) В период правления монарха, изображённого на почтовом блоке, был издан указ о трёхдневной барщине.

Ответ:

1

19.Какие из памятников архитектуры, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором был создан собор? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

1





1 2





3 4




Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда историка С.М. Соловьева.

«До вступления на престол (…) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета… Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами. (Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат.

Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».20. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

2

21. Используя текст документа и знания из курса истории укажите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого» (укажите не менее трёх положений).


2

22. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование. Укажите не менее трёх положений.


2

23. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий).


3

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

«Российское государство и общество в послепетровское время (вторая четверть-вторая половина XVIII в.) полностью сохранило то внутриполитическое и социальное «наследство», которое оставил после себя Петр Великий»

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

4

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) сентябрь 1689г. - январь 1725г.; 2) 1725 - 1730гг.;

3) 1725 - 1762гг. 4) 1741 - 1761гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В н и м а и и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).




баллы


  1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

  1. Война за Польское наследство 1733-1735

  2. Прутский поход 1711

  3. Восстание Кондрата Булавина 1707-1708

Ответ: 321

1


  1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) Гангутское сражение (1714) 1) 1721

Б) «Разрыв» Кондиций (1730) 2) 1722

В) Основание Санкт-Петербурга (1703) 3) 1714

Г) Введение Табели о рангах (1722) 4) 1730

5) 1703

6) 1741

2


  1. Ниже приведён список терминов, все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVIII века.

1)Бироновщина 2)Опричнина 3)Гвардия 4)Секуляризация

5)Ассамблея 6)Самозванство

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Ответ: 26

2


  1. Запишите термин, о котором идёт речь

Изданная Петром I_________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп

Ответ: табель о рангах

1


  1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

A) ассамблея 5

Б) Сенат 1

B) Кунсткамера 4

Г) Синод 3

1) высший орган по делам законодательства и управления

2) первое в России высшее учебное заведение

3) коллегия, ведавшая церковным управлением

4) первый музей в России

5) общественное собрание для отдыха, развлечений

6) ханская грамота на княжение

А

Б

В

Г

5

1

4

3

2


  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «...Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета».

Б) «...Для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Разработке данного документа способствовал И.И. Шувалов.

2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи.

3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время.

4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета.

5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов.

6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной.

Документ А - отрывок из кондиций, предъявленных Анне Иоановне. Документ Б посвящен открытию Московского университета.Фрагмент А

Фрагмент Б

4

5

1

3

2


7. Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.?

1) Полтавская битва 4) сражение у деревни Лесная

2) Сражение у о. Гренгам 5) Битва на Воже

3) Азовские походы 6) Грюнвальдская битва

Ответ:1,2,4

2


8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Екатерине I управлять государственными делами помогал 6 .

Б) После завершения Семилетней войны Россия вернула Пруссии все захваченные у неё территории, потому что такова была воля 5 .

В) Пётр I создал 3 как временный орган, но просуществовал он до революционных событий XX века.

Пропущенные элементы:

1.Синод 3.Сенат 5.Петр III

2.Петр II 4.Бирон 6.Меншиков А.Д

Ответ: 653

2


9.Установите соответствие между событиями и участниками и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) Перенос столицы из Петербурга в Москву 1) Бирон

Б) Семилетняя война 2) Карл XII

В) Регентство при Иване VI 3) Анна Иоановна

Г) Северная война 4) Фридрих II

5) Пётр II

6) Екатерина I

2


10. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.

«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, (она) в ночь на 25 ноября 1741г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во всё царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадёрам, чья она дочь, стала на колени, и показывая им крест тоже коленопреклонным гренадёрам, сказала: "Клянусь умереть за вас; клянётесь ли вы умереть за меня?" Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».

1) царевной Софьей 3) Екатериной Алексеевной

2) Анной Иоанновной 4)Елизаветой Петровной

Ответ: 4

1


11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

3












2


1) Северная война 4) XVIII в. 7) XVII в.

2) Ливонская война 5) Семилетняя война 8) Екатерина II

3) Алексей Михайлович 6) XVI в. 9) Пётр I

12. Прочтите отрывок из исторического источника

«Ночь 19 января была страшной для России. Умер правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын царевича Алексея. Кто унаследует трон? - думал каждый, кто был в ту ночь в Лефортовском дворце. В русской истории уже не раз бывало, что после смерти государя, не оставившего прямого наследника, ужас междуцарствия надвигался на страну. Ещё жива была память о страшных годах начала XVII века, когда после кончины бездетного царя Фёдора Ивановича и таинственной гибели последнего из сыновей Ивана Грозного - царевича Дмитрия, началась чудовищная вакханалия у трона, гражданская война, разорение и грабежи. По словам современника, русских людей тогда сковало "безумное молчание". Всем казалось, что вот-вот небо упадет на погрязшую в грехах и преступлениях русскую землю и Россия исчезнет.

Памятны были и события весны 1682 года, когда умер бездетный царь Фёдор Алексеевич. Тогда стрельцы, умело подогреваемые и направляемые царевной Софьей, бросились убивать и грабить сторонников семьи нового, только что избранного царя...».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Император, о смерти которого говорится в отрывке, был последним прямым потомком династии Романовых по мужской линии.

2) События конца XVII в., о которых говорится в отрывке, вошли в историю под названием «Смута

3) В отрывке речь идёт о смерти императора Петра II.

4) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, на престол взошла Елизавета Петровна.

5) Судьба русского трона в ходе событий, описываемых в отрывке, была решена Верховным тайным советом.

6) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, в России начинается правление новой династии.

Речь в отрывке идет о смерти Петра Второго в 1730г.





Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме. (Пётр I)

1

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Ответ: 1,3,5

2

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Юности честное зерцало» 1) М.В.Ломоносов

Б) Мозаика «Полтавская баталия» 2) Доменико Трезини

В) «История Российская» 3) Л.Магницкий

Г) Петропавловский собор 4) Ф.Прокопович

5) В.Н.Татищев

6) Пётр I

2




18. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Данный почтовый блок выпущен в 1970-х гг.

2) В сражении, которому посвящён почтовый блок, с российской стороны участвовал галерный флот.

3) Монарх, изображённый на почтовом блоке, стал первым российским императором.

4) Сражение, которому посвящён данный почтовый блок, произошло в ходе Семилетней войны.

5) В период правления монарха, изображённого на почтовом блоке, был издан указ о трёхдневной барщине.

Ответ: Победа при Гангуте 1714г. Выпущена в 1989г. Правильно: 23

1

19.Какие из памятников архитектуры, представленных ниже, были построены в том же веке, в котором был создан собор? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 1,4. (Летний домик Петра - 1 Меншиковский дворец - 4.

2 -Церковь Вознесения в Коломенском(16в); 3.Грановитая палата(15в)

1




1 2





3 4



Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда историка С.М. Соловьева.

«До вступления на престол (…) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета… Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами. (Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат.

Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».20. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

В документе речь идёт об императрице Елизавете Петровне;

годы царствования1741-1761 гг.

2

21. Используя текст документа и знания из курса истории укажите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого» (укажите не менее трёх положений).

- ликвидация Кабинета министров;

- учреждение Императорского совета;

- восстановление роли Сената;

- восстановление коллегий, Главного магистрата;

- в центре внимания - армия и флот;

- восстановление количественного состава русской армии

2

22. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование. Укажите не менее трёх положений.

Царствование Елизаветы Петровны отличалось:

- возвращением к традициям петровского времени;

- предпочтением русских людей иностранцам;

--- укреплением национальных традиций

2

23. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий).

1) название: Преображенский (Семеновский, Измайловский) полк;

2) отличия:

- в гвардейских полках могли служить иностранцы;

- во главе каждого из гвардейских полков был правящий монарх.

3

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

«Российское государство и общество в послепетровское время (вторая четверть-вторая половина XVIII в.) полностью сохранило то внутриполитическое и социальное «наследство», которое оставил после себя Петр Великий»

Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

Аргументы в подтверждение, например

- сохранилась до конца XVIII века система передачи Верховной самодержавной власти по воле правящего монарха;

- в основном сохранилась государственная система управления империей, созданная в первой четверти XVIIIв.;

- дворянство сохранило и укрепило свою ведущую роль в управлении государством;

- крепостное крестьянство окончательно превратилось в бесправную группу населения, обеспечивавшую экономическое благосостояние помещичьего дворянства;

- в послепетровское время сохранилась и усилилась зависимость Русской Православной Церкви от государства

в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

- в послепетровское время в связи с ликвидацией традиционной системы передачи Верховной власти усилилась зависимость самодержцев от придворных и гвардейских группировок;

- в послепетровское время утратил свою силу петровский Указ «О единонаследии» по вопросу наследования недвижимого имущества землевладельцами-дворянами;

- в полном противоречии с духом петровских преобразований в области государственного строительства была отменена обязательная служба дворян государству и дворянство превратилось в самое привилегированное сословие;

- произошла частичная либерализация в экономической политике государства: были ликвидированы сословные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью и промыслами

4

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) сентябрь 1689г. - январь 1725г.; 2) 1725 - 1730гг.;

3) 1725 - 1762гг. 4) 1741 - 1761гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В н и м а и и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).



© 2010-2022