- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по ФГОС 5 класс История
Рабочая программа по ФГОС 5 класс История
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хасанова С.Р. |
Дата | 08.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная запискаНормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)
-Приказ Минобрнауки РФ от 08 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г № 253»;
-Приказ МБОУ СОШ с.Бахтыбаево №59 от 01.09.2015г. «Об утверждении списка учебников, Федерального компонента в 2015-2016 учебном году;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;
-Основная образовательная программа среднего полного общего образования МБОУ СОШ с.Бахтыбаево;
-Учебный план МБОУ СОШ с.Бахтыбаево на 2015-2016 учебный год. Приказ №55 от 31.08.2015 г
- Календарный учебный график учебного процесса МБОУ СОШ с.Бахтыбаево на 2015-2016 учебный год № 55 от 31.08.2015г.;
-Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам(модулям) МБОУ СОШ с.Бахтыбаево.Приказ № 73 от 01.09.2014г.
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Примерная программа основного общего образования. История. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. История. М. : Дрофа, 2012г;
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК авторов Вигасина А.А., Годера Г.И.,Свенцицкой И.С. для 5 класса общеобразовательных учреждений
Цель и задачи учебного предмета
Цель изучения курса:
• образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
• освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения курса:
• формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурнойсамоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической,духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов сиспользованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
• формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков идеятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладеватьисторическими знаниями и применять их в разных ситуациях;
• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройствеобществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической
терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых
событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение «История» на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- воспитание свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
- обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)
Результаты обучения и усвоения содержания курса.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
Учащиеся получат возможность для формирования:
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
способности к решению проблем на основе учёта позиций участников, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
коммуникативной компетентности в об¬щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче¬ской и других видах деятельности;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении исторических задач.
Метапредметными результами изучения курса являются:
Регулятивные:
Ученик научится:
умению ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы совместной деятельности;
анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;
планировать пути достижения целей с помощью взрослого;
осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
вырабатывать критерии оценки учебной работы с помощью взрослого, оценивать свою работу по этим критериям;
давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
основам самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого;
понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения
Коммуникативные:
Ученик научится:
понимать и учитывать в своей деятельности позицию другого человека
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
вступать в разновозрастное сотрудничество: уважать младших, слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Ученик получит возможность научиться:
принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.
Познавательные:
Ученик научится:
способам учебного проектирования через решение проектных задач;
использовать действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действия в новых, нестандартных ситуациях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
осуществлять сравнение и классификацию по указанным критериям;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого);
проводить исследование на основе применения методов наблюдения (под руководством взрослого).
Предметными результатами изучения курса истории являются:
Ученик научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
умению правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальным умениям изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
Ученик получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Предпочтительные формы контроля
Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, так и современные - творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
Основное содержание учебного предметаСодержание предмета
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология - наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди».
Древнейшие люди.Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы -жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма* Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы. Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт ЮжногоДвуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидои, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опы-т еврейского народа. Бог даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царскаядорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства ЦиньШихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия ЦиньШихуана. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы ЦиньШихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиргее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот.спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полйсах власти демоса - демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - глав ная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария IIIу города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, "Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской: империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет! доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение.Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Четверть
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
I четверть
2
17
II четверть
2
16
III четверть
2
19
IV четверть
2
18
Итого в год
70
Особенности класса
Общеобразовательный
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
Требования к уровню подготовки учащихсяТребования к уровню подготовки учащихся
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Календарно-тематический планВведение. 1 ч
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.
1
Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник.
- Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
2
8.09
Раздел I.Жизнь первобытных людей - 7часов
Тема1. Первобытные собиратели и охотники -3 часа.
Древнейшие люди.
1
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда.
- Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
- Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
3
10.09
Родовые общины охотников и собирателей.
1
Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.
- Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.
- Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
- Выделять признаки родовой общины.
-характеризовать новые способы охоты.
4
15.09
Возникновение религии и искусства.
1
Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.
- Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.
- Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
- характеризовать верования первобытных людей
5
17.09
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы - 3 часа.
Возникновение земледелия и скотоводства.
1
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
- Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.
- охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
- выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.
- обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общин.
- схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
- охарактеризовать религиозные верования человека.
6
22.09
Появление неравенства и знати.
1
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д.
- находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия;
-выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ;
- характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.
7
29.09
Повторительно-обобщающий урок
Значение эпохи первобытности для человечества.
1
Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;
-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
8
1.10
Тема 3.Счет лет в истории-1час.
Измерение времени по годам.
1
Решать ист.задачи и проблемные ситуации на счет времени;
- уметь определять ист.время на ленте времени;
- осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
9
6.10
Раздел II. Древний Восток - 20 часов
Тема4. Древний Египет - 8часов.
Государство на берегах Нила.
1
Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору)
-Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
-Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.
10
8.10
Как жили земледельцы и ремесленники.
1
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебнико, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
-Коментировать понятия и самостоятельно формулировать их.
Оценивать достижения культуры.
11
13.10
Жизнь египетского вельможи.
1
учиться работать в малой группе над общим заданием;
- выделять главное в части параграфа , во всем параграфе;
- выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
Пон.: каменная гробница.
12
15.10
Военные походы фараонов.
1
Работа с картой в малой группе по единому заданию;
- исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке;
- подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
Понятия: бронза, пехотинцы, боевая колесница, дротик, дышло, стрелок, колесничий, наёмное войско.
13
20.10
22.10
Религия древних египтян.
1
Характеризовать религию древних египтян;
- устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян;
- творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия.
14
27.10
Искусство древних египтян.
1
искать в сети интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов;
- подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями);
- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
Пон.: пирамида, сфинкс, обелиск, колонна, скульптор.
15
29.10
Письменность и знания древних египтян.
1
составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах;
- осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса;
- характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
Пон.: иероглиф, папирус, астрономия, календарь, водяные часы.
16
5.11
Повторительно-обобщающий урок
Достижения древних египтян.
1
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)
-Анализировать достижения в земледелии.
-Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца
17
10.11
Тема 5. Западная Азия в древности - 7 часов
Древнее Двуречье.
1
Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
- характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья;
- прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
Пон.: Двуречье или Междуречье, клинопись.
18
12.11
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1
Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть;
- составлять кроссворд по теме урока;
- характеризовать свод законов Хаммурапи;
- объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Пон.: Вавилон, законы царя Хаммурапи, ростовщик.-
19
17.11
Финикийские мореплаватели.
1
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей;
- подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников;
-использовать историческую карту;
- определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
20
19.11
Библейские сказания.
1
Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен;
-объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами;
- проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям;
- объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.
Пон.: Библия, Ветхий завет
21
24.11
Древнееврейское царство.
1
решать развивающие и проблемные задачи;
- выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и
второстепенное;
- Уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид);
- уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.
Пон.: израильтяне, Иерусалим, жертвенник
22
26.11
Ассирийская держава.
1
работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала;
- перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле;
- находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»;
- определять причины падения Ассирийской державы.
Пон.: железо, таран, держава
23
1.12
Персидская держава «царя царей».
1
работать с исторической картой и допол. источниками по вопросу расширения территории державы;
- систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей;
- рассказывать кратко легенды о персидских царях.
Пон.: персы, держава «царя царей»
24
3.12
Тема 6. Индия и Китай в древности - 5часов.
Природа и люди Древней Индии.
1
Рассказать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата;
- показывать на карте основные географические объекты Древней Индии;
-выделить ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю;
- объяснить, каких животных почитали индийцы и почему.-
25
8.12
Индийские касты.
1
составлять простой план пунктов параграфа по выбору;
- рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний;
- сравнивать основные положения брахманизма и буддизма;
- подготовить сообщение о Будде;
-перечислить достижения древних индийцев.
Пон.: каста, буддизм.-
26
10.12
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
1
вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая;
вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая;
- работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом;
- определять и формулировать особенности китайской религии;
- объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.
Пон.: Конфуций, дракон, бамбук.- работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом;
27
15.12
Первый властелин единого Китая.
1
рассказать об отношениях Китая с соседями;
- объяснить причины возведения Великой китайской стены;
- выделять своеобразие древней китайской цивилизации;
- составлять кроссворд по тематике урока.
Пон.: гунны, Великая Китайская стена.
28
17.12
Повторительно - обобщающий урок
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
1
выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала;
- показывать на карте известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.
-перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.
-называть материал для письма в Египте ,Двуречье, Китае, Индии.
29
22.12
Раздел III. Древняя Греция - 21 час.
Тема 7. Древнейшая Греция - 5 часов
Греки и критяне
1
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря;
-называть отличительные признаки критской культуры;
-работать с картой, заданиями рабочей тетради;
-рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.
30
24.12
Микены и Троя
1
Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий;
- рассказывать об условиях жизни и занятиях населения;
- характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.
Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца
31
29.12
Поэма Гомера «Илиада»
1
Рассказывать легенду о жизни Гомера;
-кратко рассказывать суть поэмы «Илиада»;
-характеризовать образы основных героев;
-самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.
Пон.: Ахиллесова пята, троянский конь.
32
14.01
Поэма Гомера «Одиссея»
1
В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой;
Выделять основные вехи пути Одиссея домой;
-Читать текст с пометками на полях: понятно, непонятно, известно, неизвестно.
Пон.: сирены.
33
19.01
Религия древних греков
1
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами;
-давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла;
-сравнивать пантеон богов египтян и греков;
-оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков;
-выполнять задания по техникам диалога: лесенка, микрофон, вертушка. Называть характерные черты греческой религии.
Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей.
34
21.01
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием -7 часов.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
1
Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения;
-объяснять значение понятий: демос, полис;
-выделять признаки греческого полиса;
-характеризовать греческий демос, общество в целом;
-перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, демос, полис, долговой камень.
35
26.01
Зарождение демократии в Афинах.
1
Сравнивать военную и торговую гавани;
-оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека;
-характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
-уметь вести диалог с напарником по заданию;
-давать оценку поступкам Соломона, его противникам и единомышленникам.
36
28.01
Древняя Спарта
1
Показать на карте местонахождение Спарты;
-характеризовать основные группы населения и их положение;
-составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.
37
2.02
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
Объяснить причины греческой колонизации, её географию;
-выделять общее, что связывало греческие колонии;
-сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации;
-описывать одежду грека.
38
4.02
Олимпийские игры в древности.
1
Составлять развернутый план одной части параграфа;
-составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа;
-использовать мультимедиа ресурсы для подготовки сообщения на уроке;
-оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
39
9.02
Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
Обозначать причины, цели, силы сторон и итоги войн, которые вели древнегреческие государства;
-использовать различные источники для подготовки собственного рассказа о Марафонской битве;
-рассказывать о подвиге юноши, сообщившем о победе грекам.
Пон.: Марафон,
Фермопильский проход, триера.
40
11.02
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
-группировать факты, фаланга.благодаря которым маленький народ победил огромную державу;
-использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о создании военного флота; о сражениях.
41
16.02
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии - 5 часов.
В гаванях афинского порта Пирей.
1
Сравнивать военную и торговую гавани;
-оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека;
-характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
- Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции;
-представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя
свои оценочные суждения;
-объяснять , в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие;
Пон.: верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники.
42
18.02
В городе богини Афины.
1
рассказывать о главном городе Афинского государства, его достопримечательностях;
-описывать памятники культуры;
-составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю;
-формулировать собственное мнение о сооружениях Афин;
- определять и объяснять исторические термины, понятия.
Пон.: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, чернофигурные и краснофигурные сосуды
43
25.02
В афинских школах и гимнасиях.
1
объяснять особенности древнегреческого воспитания и образования;
-объяснять назначение каждой из школ;
-пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли;
-выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям
Пон.: гимнасий, палестра, педагог
44
1.03
В театре Диониса.
1
Объяснять причины особой любви греков к представлениям:
-называть отличительные признаки комедии и трагедии;
-комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона»;
-оценивать роль современного театра для общества.
45
3.03
Афинская демократия при Перикле.
1
характеризовать изменения демократии, произошедшие в период правления Перикла;
-обобщать отдельные события;
- объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков
Подготавливать тематические сообщения;
-называть заслуги Перикла.
Пон.: стратег, народное собрание, Совет пятисот, архонты, Фидий
46
10.03
Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.- 4часа
Города Эллады подчиняются Македонии
1
показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;
-объяснять причины распада державы Александра Македонского;
- составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского;
- раскрывать значение понятия эллинизм;
-называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.
Пон.: междоусобная война, Македонское царство.
47
15.03
Поход Александра Македонского на Восток.
1
объяснять причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;
-рассказывать и демонстрировать на карте восточный поход греко-македонских войск
-оценивать поступки Александра Македонского и его противников.
Пон.: Граник, Исс, Парменион, Гавгамелы.
48
17.03
В Александрии египетской.
1
называть причины распада державы Александра Македонского;
-показывать по карте государства, образовавшиеся в ходе распада;
-сравнивать Александрию и Афины;
-рассказывать об Александрии - центре эллинского мира.
49
22.03
Повторительно-обобщающий урок
Вклад древних эллинов в мировую культуру.
1
выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала;
- показывать на карте известные города Древней Греции;
-называть самое известное имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.
50
24.03
Раздел IV.Древний Рим - 17 часов.
Древнейший Рим.
1
рассказывать о местоположении и природных условиях Италии, историю возникновения Рима
-сравнивать и описывать природные условия двух стран (Италии и Греции)
-характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.
-использовать различные ресурсы для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме
Пон.: патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание
51
5.04
Завоевание Римом Италии.
1
раскрывать значение понятий;
-использовать карту при характеристике военных походов Рима;
- выделять причины и итоги войн Рима;
- рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.
Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа.
52
7.04
Устройство Римской республики.
1
сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом;
-анализировать различные источники и распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
Обобщать отдельные события и делать выводы, раскрывать значение понятий;
-выделять и называть преимуществалегиона по сравнению с фалангой;
-представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.
53
12.04
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья - 3 часа.
Вторая война Рима с Карфагеном.
1
объяснять причины войны;
-характеризовать войны Рима с Карфагеном;
-выделять главное из рассказа учителя, одноклассников
-характеризовать цели, поступки Ганнибала
Пон.: Ганнибал, Зама, По, Канны
54
14.04
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье
1
рассказывать и демонстрировать на карте историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;
-характеризовать способы подчинения государств власти Рима;
-составлять простой план параграфа
-обобщить историю римских завоеваний
Пон.: триумф, император
55
19.04
Рабство в Древнем Риме.
1
характеризовать положение рабов в Древнем Риме;
-работать с источниками, текстом учебника;
- выделять главное о рабстве
-объяснять причины широкого распространения рабства.
56
21.04
Тема 13. Гражданские войны в Риме - 4 часа.
Земельный закон братьев Гракхов.
1
рассказывать о борьбе римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов;
-анализировать исторические факты;
-распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп
работать в малых группах, систематизируя информацию.
-высчитать, сколько лет римляне жили в мире.
Пон.: гражданская война, Гай и Тиберий Гракхи
57
26.04
Восстание Спартака.
1
характеризовать причины восстания Спартака, причины его поражения;
-описывать героическую личность Спартака;
-составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
-показывать на карте передвижения Спартака и его войска
- Пон.: Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий
58
28.04
Единовластие Цезаря.
1
показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения;
-раскрывать значение понятий;
-характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события;
- рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.
Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война.
59
3.05
Установление империи.
1
характеризовать причины падения республиканского строя в Риме:
Рассказывать о падении римской республики и установлении империи;
-уметь объяснять термины
-составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа на выбор.
-сопоставлять действия Антония и Октавиана;
-характеризовать правление Октавиана.
Пон.: Октавиан, Клеопатра, Антоний, преторианцы, империя, император
60
5.05
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры - 5 часов.
Соседи Римской империи.
1
показывать по карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
-характеризовать отношения Римской империи с соседними племенами и государствами;
-описывать образ жизни различных народов.
-составлять задания, вопросы и обмениваться ими.
61
10.05
Рим при императоре Нероне.
1
характеризовать усиление императорской власти в Риме после правления Октавиана августа;
Составлять рассказ по иллюстрациям учебника;
-давать оценку государственному деятелю
62
12.05
Первые христиане и их учение.
1
объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбах первых христиан в Риме.
-коментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан
-объяснять , почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.
63
17.05
Расцвет Римской империи во II в.
1
рассказывать о достижениях древних римлян;
-самостоятельно составлять рассказ на основе разных источников информации;
-обобщать отдельные факты
-доказывать, что римляне строили на века.
64
19.05
Вечный город и его жители.
1
рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме;
-составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника;
- высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк.
65
24.05
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи - 2 часа.
Римская империя при Константине.
1
объяснять причины перемен во внутреннем положении империи;
-обосновывать факт переноса столицы империи;
-комментировать последствия утверждения христианства государственной религией;
-составлять рассказ с опорой на иллюстрации к параграфу.
66
26.05
Взятие Рима варварами.
1
показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи.
-характеризовать причины падения Римской империи;
-показывать по карте территориальные изменения, произошедшие с Римской империей;
-анализировать исторические документы
Пон.: Аларих, готы, Стилихон, вандалы, Гонорий
67-68
27-28.05
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима.
1
высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
-воспроизводить легенды и их нравственный контекст;
- выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.
Провести внеклассное мероприятие «Древний мир»
69
29.05
Обобщение по курсу «История Древнего мира»
1
70
30.05
Обобщение по курсу «История Древнего мира»
Перечень учебно-методического обеспеченияУчебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.
-
Учебник. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. Всеобщая история. ИсторияДревнего мира. 5 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. - М.: Просвещение, 2015.
-
Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Г.И.Годер - М.:
-
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы.5-9классы. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченко и др. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2015г.
-
Электронное приложение к учебнику / А.А.Вигасин, Г.И. Годер.-М., 2014.
Просвещение, 2015.
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д
КИМЫ
Учебно-наглядные издания и пособия
Портреты, комплект исторических карт по изучаемому периоду
Учебно-методические пособия
Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. - 284 с.
Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.И. Шевченко.- М.: Просвещение - 2012. -128с.
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2014-15.
Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003.
Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе - М.: Творческий центр, 2004
Контрольно-измерительные материалы.История Древнего мира:5класс/сост.К.В. Волкова.-2-е издание,перераб. - М.: ВАКО,20 В.-112с.
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.
-
История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2012
-
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2014-15.
-
Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., - М.: Дрофа-Дик, 2012
Дополнительная:
-
Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь/М.Агбунов. - М.,1994.
-
Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян/ М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский. - М., 2008.
-
Гай СветонинТранквилл. Жизнь двенадцати цезарей/ Гай СветонинТранквилл. -М., 1990.
-
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция/ М.Л. Гаспаров. - М.,1998.
-
Мифы Древней Греции. - М., 2001.
-
Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме/ М.Е. Сергиенко. СПб., 2000.
-
Ярхо В.Н. Семь дней в афинском театре Диониса/ В.Н. Ярхо. - М., 2004.
-
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998
Аудио- и видеоприложения
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г
2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. - М, Просвещение.
3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.
4. Атлас истории Древнего мира.
5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
6. Детская энциклопедия древних цивилизаций
7. Интерактивная энциклопедия. Занимательная наука. Всемирная история.
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)
mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
edu.ru- федеральный портал «Российское образование»
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ
ndce.ru- портал учебного книгоиздания
vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»
internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса- научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
- научно -педагогический и методический ежемесячный журнал «Учитель Башкортостана»
Компьютерные и ИКТ средства
ноутбук
Технические средства обучения
Телевизор, видеомагнитофон, видеопроектор
Список литературыАрасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. - 284 с.
Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.И. Шевченко.- М.: Просвещение - 2012. -128с.
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2014-15.
Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003.
Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе - М.: Творческий центр, 2004
Контрольно-измерительные материалы.История Древнего мира:5класс/сост.К.В. Волкова.-2-е издание,перераб. - М.: ВАКО,20 В.-112с.
Литература, рекомендованная для учащихся
-
История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2012
-
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2014-15.
-
Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., - М.: Дрофа-Дик, 2012
Дополнительная:
-
Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь/М.Агбунов. - М.,1994.
-
Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян/ М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский. - М., 2008.
-
Гай СветонинТранквилл. Жизнь двенадцати цезарей/ Гай СветонинТранквилл. -М., 1990.
-
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция/ М.Л. Гаспаров. - М.,1998.
-
Мифы Древней Греции. - М., 2001.
-
Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме/ М.Е. Сергиенко. СПб., 2000.
-
Ярхо В.Н. Семь дней в афинском театре Диониса/ В.Н. Ярхо. - М., 2004.
-
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998