Рабочая программа Иркутсковедение 7 класс

Рабочая программа Иркутсковедение 7 класс. Рабочая программа составлена на основе учебной программы курса Иркутск XVII-XVIIIвв. 7 класс. Составитель: Голублева Нина Валентиновна, учитель истории МОУ СОШ №5 г. Иркутск, 2010. Рабочая программа курса «Иркутсковедение»  (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов – 34 часа и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по иркутсковедению.  Цель курса: -  пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отно...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На заседании МО __________

Протокол № 1

От «__»_______2014г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

«__»_______2014г

Зам директора по УВР

Дунаева С.В.

_____________________

Утверждаю

Приказ № 96\13________

от «_01__»09_____2014г.

Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

________О.П. Тыртышная








Рабочая программа

по Иркутсковедению (факультатив)

для 7 класса

Базовый уровень

Учитель: Баранова Наталья Васильевна,

II квалификационная категория





Рабочая программа составлена на основе учебной программы курса Иркутск XVII-XVIII вв. 7 класс. Составитель: Голублева Нина Валентиновна, учитель истории МОУ СОШ №5 г. Иркутск, 2010.





2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2014/2015 учебный год

  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

Рабочая программа составлена на основе учебной программы курса Иркутск XVII-XVIII вв. 7 класс. Составитель: Голублева Нина Валентиновна, учитель истории МОУ СОШ №5 г. Иркутск, 2010.

Рабочая программа курса «Иркутсковедение» (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов - 34 часа и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по иркутсковедению.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цели и задачи:

Цель курса:

- пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи курса:

- воспитывать иркутян на лучших традициях иркутской культуры, развивая духовный кругозор личности, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска;

- развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;

- развивать творческий потенциал личности, ее способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска, способствуя формированию гражданственности учащихся, их социальной адаптации.

- пробуждать познавательный интерес к жизни Иркутска и области; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия;

- сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Иркутска.

Таким образом, предметная область "Иркутсковедение" способствует решению общепедагогической задачи - достижению учащимися уровня общекультурной компетентности, формированию у учащихся познавательного интереса к культурному наследию своего города, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры - Иркутск.

Общая характеристика предмета

В курсе «Иркутсковедение» в 7 классе рассматривается период XVII-XVIII вв. Становление города. Роль христианской церкви в освоении края. Становление губернского центра. Православная церковь и жизнь города. Первые каменные церкви. Иркутск - купеческий город. Город и горожане.

Место в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения программы:

- освоить понятия и термины: мир города, особенности удивительного Иркутска, памятник, достопримечательность, символ; грамотно их произносить, писать, объяснять;

- иметь представление о богатствах Иркутска - памятниках истории и культуры, музеях; узнавать и перечислять указанные памятники (здесь и далее понятие памятник рассматривается в широком смысле слова, а не только как памятник архитектуры или монументальный);

- освоить рекомендованную программой литературу о городе; рассказывать о прочитанной книге, посвященной городу, выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от учебной экскурсии, от нового изученного материала, в виде рисунка, описания (устного или письменного);

- освоить понятия и термины: облик города, природа и город - особый мир (среда) обитания человека, их взаимосвязь и взаимозависимость,

- освоить дополнительную литературу о городе;

- составлять отзыв о книге, используя памятку; выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от внеучебной экскурсии, семейной прогулки, от самостоятельно изученного материала, в форме рассказа, сказки, загадки, стихотворения; рассказывать родителям об изученных на прогулке памятниках;

- знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

- умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.

Контроль уровня обученности

Для текущего контроля используются кроссворды, коллективные и индивидуальные формы практической работы.

Итоговый контроль за освоением материала курса осуществляется в виде творческих выступлений учащихся, участие в итоговых уроках - конкурсах.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Материально-техническая база:

-компьютер;

-проектор;

-сканер;

-принтер.

Тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

1.

Введение.

3

2.

Глава 1. Начало города. XVII век.

9

3.

Глава 2. Иркутск. XVIII век.

20

4.

Итоговое занятие.

2

Содержание курса (34 часа)

Введение (3 часа)

Основы исторического краеведения. Знакомство с музеями города. Источники и материалы по истории города Иркутска и методы их изучения. Музееведение. Науки, помогающие нам изучить историю своего города. Начало освоения Сибири. Первые землепроходцы. Колонизация Восточной Сибири. Первые остроги на территории нашего края.

Глава 1. Начало города. XVII век. (9 часов).

Становление города. Прибайкалье до прихода русских. Коренные жители края, своеобразие культуры - буряты, эвенки, тофалары. Иркутский острог и проблема его датировки. Особенности архитектуры острога. Освоение города в документах. Взаимоотношения русских и коренных жителей. Народные волнения. Получение статуса города. Символика герба. Причины быстрого роста города. Отличие сибирского города от городов Московской Руси. Дом русского человека, убранство внутри дома.

Сибирская епархия XVII века. Местные верования. Шаманизм. Иркутск как центр православия и христианизации коренного населения: сложившиеся отношения и проблемы. Знаменский - первый женский монастырь в Сибири. Образ жизни монахинь.

Глава 2. Иркутск. XVIII век. (20 часов).

Становление губернского центра. Провинция, наместничество, губерния. Территориальная единица государства. Генерал-губернаторство, введение военных губернаторов при Павле I. Деятельность первых губернаторов: А. И. Бриля, Ф. Н. Клички, И. В. Якоби, Х.А. фон Трейдента. Летописи о первых губернаторах. Летописи Пежемского, Романова - как источник наших знаний об Иркутске.

Православная церковь и жизнь города. Первые каменные церкви. Устройство православного храма. Служба в церкви. Крещение, миропомазание, покаяние, елеосвящение, православные праздники. Особенности архитектуры Спасской церкви и собора Богоявления. Посещение храма горожанином. Монастыри и церкви - сосредоточение духовных и художественных ценностей. Открытие школ. Миссионерская деятельность. Камчатские экспедиции, открытие семинарии.

Деятельность св. Иннокентия в Иркутске. Иннокентий Кульчицкий - первый епископ Иркутский и Нерчинский. Завещание св. Иннокентия. Причисление к лику святых. Вознесенский монастырь. Ансамбль монастыря монастырь и просвещение. Роль монастырей в развитии земледелия, рыбного, соляного, кожевенного промыслов. Роль труда в жизни монахов. Введение новых культур в земледелии. Сибирские иконы. Иконописцы церковные и гражданские. Иркутск - центр иконописания. Иконописец Лионтий Кислянский. Сибирская икона: особенности стиля, сюжетов.

Иркутск - купеческий город. Иркутское купечество и образование Российско-Американской компании. Никифор Трапезников, Иван Бичевин, Емельян Югов, Михаил Сибиряков.

Г.И. Шелехов. Жизнь и судьба. Организатор Российско-Американской компании. Отважный мореход, писатель, учёный, просветитель. Русская Америка. Иркутск - центр изучения Северо-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, база для организации промыслового освоения островов Тихого океана и алеутских островов.

Город и горожане. Иркутск в известиях западноевропейских путешественников и иностранных дипломатов. Облик города конца XVIII века. Иркутск в огне. Каменное строительство после пожара 1775 года. Крестовоздвиженская церковь. Части города, переправа через Ангару. Развитие ремёсел. Ремесленные специальности. Мастерство. Иркутские мастера серебряных дел. Литьё колоколов. Изразцовое мастерство, резьба по камню и дереву. Социальный состав городского населения. Быт и нравы различных сословий. Зимние забавы иркутян. Рождество Христово, колядование, гадание. Дом и его убранство. Одежда иркутян. Особенности городской пищи.

Итоговое занятие (2 часа).

«Мой любимый уголок Иркутска», «Открываем бабушкин сундук», «Листая семейный альбом», «Моя родословная». Выполнение творческих заданий.











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по Иркутсковедению

Класс: 7

Учитель: Баранова Н.В.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 2 часа.

Планирование составлено на основе учебной программы курса Иркутск XVII-XVIII вв. 7 класс. Составитель: Голублева Нина Валентиновна, учитель истории МОУ СОШ №5 г. Иркутск, 2010.

Литература:

1. Авдеева В. Иркутские иконописцы. Земля Иркутская. Научно-популярный иллюстрированный журнал. История. 1998, №10.

2. Аскарова Л., Крючкова Т. Иркутские серебряники. Вост.-Сиб. Правда, 1991.

3. Болховитинов Н.Н. Россия открывает Америку. 1733-1799 гг.М.,1991.

4. Геращенко А. Герб - тоже памятник. Земля Иркутская. Научно-популярный иллюстрированный журнал. История. 1997, №8.

5. Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь. Земля Иркутская, №1, 1994.







Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Корректировка

Форма организации учебных занятий

Виды контроля

I четверть - 9 недель, 9 уроков

Введение (3 часа).

1

Введение. Цели и задачи. Источники и материалы по истории города.

1

Вводный урок

2

Введение. Науки, помогающие нам изучить историю своего города.

1

Комбинированный урок

Работа со словарём.

3

Начало освоения Сибири.

1

Комбинированный урок

Опрос, работа с картой.

Глава 1. Начало города. XVII век. (9 часов).

Тема 1. Становление города. (5 часов).

4

Иркутский острог. Основание города в документах.

1

Комбинированный урок

Работа с картой. Анализ документов.

5

Дом русского человека XVII века.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, проверка знаний терминов.

6-7.

Коренные жители края и их взаимоотношения с русскими.

2

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

8.

Урок - экскурсия в музей.

1

Комбинированный урок

Тема 2. Роль христианской церкви в освоении Восточной Сибири (4 часа).

9.

Сибирская епархия в XVII веке. Местные верования коренных жителей.

1

Комбинированный урок

Устный ответ.

Итого за I четверть 9 уроков

II четверть - 7 недель, 7 уроков

10.

Устройство православного храма.

1

Комбинированный урок

Устный ответ.

11.

Первый женский монастырь в Сибири.

1

Комбинированный урок

Устный ответ. Презентация.

12.

Знаменский монастырь.

1

Комбинированный урок

Опрос. Презентация.

Глава 2. Иркутск. XVIII век. (20 часов).

Тема 3. Образование губернии. (2 часа).

13.

Провинция, наместничество, губерния.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, кроссворд.

14

Деятельность первых губернаторов.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, раздаточный материал.

Тема 4. Православная церковь и жизнь города. (8 часов).

15.

У истоков каменного града.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, самостоятельная работа.

16.

Сибирская культура и православие.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, анализ раздаточных таблиц.

Итого за II четверть 7 уроков

III четверть - 10 недель, 10 уроков

17.

Приходская жизнь в Иркутске в конце XVII-начале XVIII века.

1

Комбинированный урок

Устный ответ.

18.

Деятельность св. Иннокентия в Иркутске.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

19.

Вознесенский монастырь.

1

Комбинированный урок

Презентация.

20.

Роль монастырей в развитии земледелия, рыбного, соляного, кожевенного промыслов.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

21.

Сибирские иконы.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, проверка знаний терминов.

22.

Иркутские иконы.

1

Комбинированный урок

Устный ответ.

Презентация.

Тема 5. Иркутск - купеческий город. (3 часа).

23.

Иркутское купечество и образование Российско-Американской компании.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

24.

Г.И. Шелехов. Жизнь и судьба.

1

Комбинированный урок

Устный ответ.

25.

Русская Америка.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, проверка знаний терминов.

Тема 6. Город и горожане. (7 часов).

26.

Иркутск в известиях западно-европейских путешественников и дипломатов.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, проверка знаний терминов.

Итого за III четверть 10 уроков

IV четверть - 8 недель, 8 уроков

27.

Облик города конца XVIII века.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, составление описания Иркутска.

28.

Развитие ремёсел в Иркутске.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

29.

Социальный состав населения.

1

Комбинированный урок

Опрос.

30.

Зимние праздники и забавы иркутян.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

31.

Дом иркутянина конца XVIII века и его убранство.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

32.

Синюшин камень, камень кайский.

1

Комбинированный урок

Устный ответ, работа с дополнительным материалом.

Итоговое занятие (2 часа).

33-34.

Мой любимый уголок Иркутска.

2

Творческие занятия.

Рефераты, рисунки, фотографии, видеофильмы. Защиты представленных работ.

Итого за IV четверть 8 уроков

Итого за год 34 урока







© 2010-2022