Возникновение земледелия и скотоводства

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возникновение земледелия и скотоводства.

План урока в 5 классе по истории Древнего мира.



Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей.

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводство и ремесел для первобытных людей .



  • Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления , высказывать свою точку зрения , делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов , работать в группе , решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки,, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин.

Оборудование :

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

  • Дидактические раздаточные материалы для работы групп ( в конспекте урока в таблице)

  • Таблички на столах с названиями «родовых общин»

  • Листы самоконтроля (приложение 1)

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. М., Просвещение,2014

  • Вигасина А.А. История древнего мира : учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.-М., Просвещение, 2012.

Основные даты:около 10 т.л.н.- возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок-игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения.

Опережающее задание: прочитать п.4 учебника

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

  • Что вы ели вчера и сегодня?

  • Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

  • Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

  • Откуда брали пищу самые первые люди?

  • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям - земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Мотивация (слайд 2).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давйте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирание племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.



Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня ( слайд 3) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы ( делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода , он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов- больше возможности выжить…

Работа в группах:



Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова - помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…

Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Род Орла

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.

2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.

3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.

Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 4, 7, 8).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода- решение тестов.

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой , и пристально уточняющее вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета «старейшины»)

Земледелие: Что такое земледелие?

1.Земледелие возникло из : 2. Найдите лишнее :

А) охоты В земледельческих работах применяли:

Б) собирательство А) мотыгу

В) рыболовства Б) серп

Г) ремесла В) каменный топор

Г) гончарный круг

3.Земледелие возникло : Скотоводство: что такое скотоводство?

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4.Скотоводство возникло из:

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты

В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства

Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства

(р-т З.13) Г) ремесла

5.Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти

древние люди был(а): понятия:

А) тигр Собирательство и земледелие, охота и

Б) лошадь скотоводство

В) корова А) эти занятия позволили первобытным

Б) собака людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время

с земледелием, охота- со скотоводство

Ремесло: 8.Какое ремесло не возникло у первобытных

Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов

А) обработка земли Б) гончарство

Б) разведение скота В) прядение

В) изготовление Г) ткачество

Г) продажа товаров

9. Гончарство - это: 10. Выберите неправильный ответ :

А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих

Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:

В) изготовление тканей А) составляли племя

Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (слайд 9).

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Проверка правильности ответов, выставление и подсчетов баллов. За каждый правильный ответ- 1 балл учащиеся ставят в лис самоконтроля.

Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода путем суммирования отметок (или баллов), у каждого «рода» больше способность выживанию

Учитель: Какие общие выводы вы сделали (слайд 10)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты

2. На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3. У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4. Уровень жизни людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Практическая направленность (слайд 11):

  • Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?(можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот , строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)



  • От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?



  • Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

Рефлексия: (слайд 12).

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового я узнал на уроке?

  • Чему научился?

Домашнее задание:

Список использованной литературы:

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод.пособие. -М: Дрофа,2012(некоторые тесты)

  2. Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания/сост. В.Г.Носков. - М.:Мысль,1990(эпиграф)

  3. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. - М.:АРКТИ,2011

Приложение 1.

Лист самоконтроля

Учащегося 5 _____ класса ________________



В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов - за неправильный ответ

Всего баллов:____________________ Оценка:___________________







© 2010-2022