Духовная культура казахского народа. 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана 5 класс.

Тема урока: Духовная культура казахского народа.

Цели урока:

Образовательная - объяснить смысл и значение ораторского искусства в жизни казахов, дать знания о красноречии и искусстве ораторства как особенностях духовной культуры казахов;

Развивающая - научить правильно формулировать свои мысли и делать выводы, развивать способность кратко излагать свои мысли, используя исторические термины и понятия;

Воспитательная уважения к родному языку, ораторскому искусству;

Тип Урока: изучение новой темы.

Наглядность: презентация, ноутбук, тетрадь, учебник

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Опрос домашнего задания. Фронтальная беседа по вопросам на стр.93

  3. Новая тема.

Ключ ко всем искусствам - красноречие.

Запишите на листочках - что такое красноречие?

Беседа с классом.

Рассказ учителя:

По традиции, поэтическое, ораторское, певческое, музыкально-исполнительское мастерство почитались у казахов более всего, поэтому детей с малых лет учили петь, играть на домбре, говорить красиво, остроумно.

Каждый казахский юноша должен был продемонстрировать свое искусство кюйши на тризнах, тоях в честь новорожденного, а если он отказывался, его ждало «наказание»: подвешивали на аркане к потолку юрты, «подогревали» на огне и заставляли мычать. Таков был старинный ритуал.

Благодаря народным обычаям и традициям, каждый казах был в соответствии со своими возможностями исполнителем, участником представления.

Молодежь осваивала сразу несколько видов искусства. Поэты были одновременно певцами, а кюйши - композиторами, в то же время, они участвовали в конноспортивных соревнованиях или в национальной борьбе. Например, всем известные Ахан сере, Биржан сал, Жаяу Муса, Асет, Мади и другие демонстрировали свое мастерство в разных видах искусства и национального спорта. Прибытие любого из них на летовку становилось праздничным событием.

В традиционной народной школе, обучавшей поэтическому и ораторскому мастерству, не заставляли заучивать наизусть тексты, как это делалось в духовных школах-медресе. Молодые люди учились критически оценивать явления, тренировались в красноречии. Они осваивали не только словесное искусство, но знакомились с древними обычаями и ритуалом исполнения поэтических произведений. Слушателями и ценителями были многочисленные толпы людей, потому что каждый творец и исполнитель должен был пройти испытание перед народом.

Акыны искали молодых людей, стремившихся овладеть тем же искусством, которым владели они, принимали участие в судьбе каждого из них.

Изречения, высказывания и наставления ораторов раннего периода сохранялись не на бумаге, а в памяти народа. Распространяясь устно, они претерпели немало изменений, сокращений, передаваясь от поколения к поколению в значительной обработке; говоря образно, сохранили лишь суть, зерно, обратясь «в узелок с надколенную чашечку, вобравший в себя девяносто высказанных слов» и стали народными изречениями.

Многие ораторы стали легендами. Среди них Жиренше шешен, Аяз би, Алдар Косе, Паша бала и другие.

Особое место в ораторском искусстве занимали бии.

  1. Закрепление:

1. Назовите знаменитых казахских ораторов. (Аяз би, Асан Кайгы, Айтеке би и др.).

2. Назовите известных вам казахских ораторов (Анет баба, Айтеке, Толе, Казыбек бии, Срым батыр)

3. В каком веке ораторское искусство получило особенно широкое распространение? (в 18 веке)

4. Какое место занимали казахские ораторы и бии в традиционном казахском обществе?

  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание параграф 19, стр.93-97 пересказ









© 2010-2022