ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ БИТВА ГИГАНТОВ

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного мероприятия

Исторический экспресс: «Битва гигантов»

Выполнила: Сахнова Светлана Сергеевна

учитель математики

ГБОУ СОШ пос. Прогресс

Беседа посвящена Дню воинской славы России (8 сентября- день Бородинского сражения).

Цели: расширить представление детей об Отечественной войне 1812 г.; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа с детьми: распределить роли среди детей: Наполеон, М. Кутузов, репортеры (2 ученика).

Оформление:

  • выставить фотографии и картины с изображением русского поля, портреты Наполеона, М.Кутузова, картину В. Верещагина «В атаку»

  • записать вопросы на доске для групповой работы:

1. Почему русские солдаты и офицеры не захотели переходить в армию Наполеона?

2. Почему русские крестьяне поднялись против Наполеона?

3. Почему почетные граждане Москвы не пришли на поклон к Наполеону?

4. Почему жители Москвы оставили город, вместо того чтобы заработать на армию завоевателей?

  • На доске записать статистические данные:

Начало битвы: русские- 112 тыс.войска и 640 орудий;

французы- 130 тыс.войска и 587 орудий.

Потери: русские- 44тыс., французы-50 тыс.

План мероприятия

1. Вступительное слово «Русское поле».

2. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле».

3. Информационный блок «Наполеон и М.Кутузов- анкеты полководцев».

4. Репортаж с поля боя:

  • Багратионовы флеши.

  • Батарея Раевского.

  • Чья победа?

5. Работа в группах по теме «Загадки русской души».

6. Игра «Предсказание для Наполеона».

7. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных».

8. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия


  1. Вступительное слово «Русское поле»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ БИТВА ГИГАНТОВ

Классный руководитель: Русское поле... Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений...

Жестокое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен оружий, огонь, дым, изрытая , исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел...

Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом его величия. На одном из таких полей мы сегодня побываем.


  1. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ БИТВА ГИГАНТОВ

Классный руководитель: На этом поле два века назад развернулась битва, которую называли «битвой гигантов». А день этой битвы- 8 сентября- стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве будет идти речь?

(Дети высказывают свои предположения.)

Действительно мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, М.Кутузов и Наполеон.)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран к началу Отечественной войны 1812 г.?

(Дети высказывают свои предположения.)

Классный руководитель: А что можно сказать о России?

(Дети высказывают свои предположения.)


  1. Информационный блок «Наполеон и Кутузов - анкеты полководцев»

Классный руководитель: Представим себе, что и Наполеону, и М.Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты.

За Наполеона нам будет отвечать сегодня Лескин Данила.

(Ученик выходит к доске, становится в позу Наполеона.)

Ну а за М.Кутузова ответит Левай Андрей.

(Ученик, исполняющий роль Кутузова, выходит к доске и садится на стул.)

Итак, анкета. Первый вопрос: возраст.

Наполеон: 43 года.

Кутузов: 67 лет.

Классный руководитель. Вопрос второй: происхождение

Наполеон: Родился в семье мелкого корсиканского дворянина.

Кутузов: Принадлежу к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых- Кутузовых.

Классный руководитель Третий: образование и карьера.

Наполеон:Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование- все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет- императором Франции.

Кутузов: Окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерала- фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армии.

Классный руководитель: Вопрос четвертый: отношение к солдатам.

Наполеон: Для меня солдаты- и свои, и чужие- это пешки на шахматной доске. Я, признаться, никогда не жалел о погибших. Да, мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию я ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тысяч голодных, больных, обмороженных людей. Но тем не менее я никогда не сожалел о погибших.

Кутузов: Скажу откровенно: я берег солдат, предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение я дал потому, что этого ждала русская армия. Помните, «мы долго, молча отступали, досадно было, боя ждали». И Москву я отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат. Вот, получается, и сохранил- и армию, и Россию.

Классный руководитель. Отношение к власти и славе.

Наполеон: «Еще три года, и я господин всего света». Я стремился к мировому господству. Я упивался своей славой

Кутузов: Я не стремился к власти и к чинам. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И я выпонил свой долг до конца.

Классный руководитель: Итак, Наполеон и Кутузов- два гиганта- столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы- вся Европа уже лежала возле его ног. Он, сын мелкого дворянина, сделал головокружительную карьеру-вознесся на самую вершину власти, стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов ней воевали итальянцы, немцы, поляки,швейцары, бельгийцы,голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границам России. Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет. И в самом деле, он почти не встретил сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. И это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.


  1. Физминутка

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/organizatsiya-fizminutok-kak-sredstvo-zdorovesberezheniya

  1. Репортаж с поля боя

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ БИТВА ГИГАНТОВ

Классный руководитель: Бородинское поле,124 км.до Москвы. Здесь в августе 1812г. Выстроились две армии. Силы были приблизительно равными. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812г., когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения.

Репортаж с поля боя проведут: Климова Анастасия и Бурцева Олеся.

Багратионовы флеши

Климова Анастасия: Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик Суворова , любимец солдат генерал П.Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши. Наполеон восемь раз бросал на штурм этих флешей свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длилась целый час! Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали хи «могилой французской пехоты».

Батарея Раевского

Бурцева Олеся: Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление- батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более двух метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Н.Раевский. Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления.

Чья победа?

Климова Анастасия: Французы не узнавали своего императора. Война была его стихией. Но здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным. Угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

Бурцева Олеся.: Ночью бой затих, а на утро посчитали убитых и раненых. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысячи человек.

Климова Анастасия: «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой французы «показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми.

Бурцева Олеся: На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.


  1. Работа в группах по теме «Загадки русской души»

Классный руководитель: Ребята, вы, наверное, слышали выражение «загадочная русская душа». Наполеон завоевал пол Европы, разрушил старые феодальные государства. Везде народ встречал его как избавителя, который принес свободу и прогресс. Везде его армия пополнялась представителями завоеванных народов, которые готовы были умереть за императора Франции.

В том,что его так же встретят в дикой, отсталой России, Наполеон не сомневался. Уж крестьяням-то он точно даровал бы освобождение от крепостной неволи! И вдруг такое бешеное, отчаянное сопротивление, такая потрясающая и необъяснимая для него храбрость. Половина русской армии полегла на Бородинском поле. Солдаты, офицеры, генералы, старые молодые бились до последней капли крови. А ведь у них были родные, матери, жены, дети, любимые. Невозможно с точки зрения здравого смысла и выгоды объяснить поступки русских людей во время Отечественной войны 1812г. Давайте попробуем объяснить эту загадку русской души. Чтобы больше успеть разделимся на группы. Задания групп записаны на доске.

Первая группа ответит на вопрос: «Почему эти загадочные русские солдаты и офицеры боролись и умирали на Бородинском поле вместо того, чтобы перейти в армию Наполеона и сделать там хорошую карьеру?»

Вторая группа найдет ответ на вопрос: «Почему загадочные русские крестьяне вместо того, чтобы приветствовать своего освободителя Наполеона, взяли топоры и вили и пошли на незванных гостей, чтобы выдворить из России?»

Третья группа ответит на вопрос: «Почему загадочные почетные граждане Москвы не пришли на поклон к Наполеону и не предложили ему ключей от столицы, как это было во всех завоеванных им странах?»

Четвертая группа даст ответ на вопрос: «Почему эти загадочные жители Москвы оставили город, бросили дома, хозяйство, ценные вещи? Ведь они могли бы, как жители всех завоеванных Наполеоном столиц, неплохо заработать на армии завоевателей- предоставляя им квартиры, продукты, вино, развлечения?»

Примерные ответы детей первой группы:

  • Они помнили завет Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

  • Они не хотели, чтобы ими командовали французы- это было унизительно.

  • У них была своя национальная гордость и достоинство.

  • Они хотели доказать, что русский солдат непобедим.

  • Солдаты и офицеры выполняли свой воинский долг- ведь они отдавали присягу царю.

Примерные ответы детей второй группы:

  • Французы разорили их дома, грабили, вели себя как захватчики. И крестьяне решили им отомстить, когда французы бежали из Москвы по той же дороге.

  • Французы несли в Россию чужую культуру, крестьяне не хотели ее принимать.

  • Для крестьян французы были прежде всего захватчиками. А с захватчиками на Руси всегда поступали одинаково- прогоняли.

  • Они были патриотами, любили свою землю, защищали ее, как их деды и прадеды.

Примерные ответы детей третьей группы:

  • Никто не хотел покоряться Наполеону, унижаться перед ними. Все знали, что все равно его прогонят.

  • Дать ключи Наполеону, значит, предать своего царя, свою страну.

  • Почетные граждане Москвы были патриотами- любили Родину.

Примерные ответы детей четвертой группы:

  • Они были патриотами. Любовь к Родине для них была важнее денежной выгоды.

  • Москвичи были уверены, что Наполеона прогонят и они вернутся в свои дома.

  • Если бы кто- то остался ради денег, его бы все презирали.

  • Остаться в Москве было равносильно предательству.

  • Если бы они остались, солдаты Наполеона смогли бы зимовать в Москве, а без жителей солдаты быстро одичали, и Наполеон пронял, что нужно им побыстрее убираться из России.


  1. Физминутка

tshishowa.ucoz.ru/publ/put_k_zdorovju/fizminutki_v_stikhakh/6-1-0-22

  1. Игра «Предсказание для Наполеона»

Классный руководитель: В нашем репортаже мы оставили Наполеона на Бородинском поле в растерянности и размышлениях. Что принесла ему эта битва- победу или поражение? И что ждет его армию в этой загадочной северной стране? Тогда, 8 августа1812г., Наполеон ничего не знал. Если бы мы оказались там, мы бы так хорошо предсказали все последующие события- ведь не зря же мы учили историю.

Предлагаю вам поиграть в игру «Предсказание для Наполеона». Три команды попытаются составить прогноз для Наполеона. Нужно предсказать в хронологической последовательности события, которые с ним произойдут после Бородинского сражения. Победит команда, предсказавшая больше событий. Счет всем предсказаниям будет вести на доске Российская Анастасия.

Классный руководитель: А оценивать правильность прогнозов будет сам Наполеон. Он и решит, в какой команде лучшие знатоки истории.

Итак, слушаем ваши прогнозы. (Учитель дает слово по очереди каждому ряду. Если команды нет варианта, слово передается следующей команде.)

Примерные ответы детей:

  • Русская армия отступит и сдаст Москву.

  • Жители покиинут столицу.

  • Наполеон будет стоять на Поклонной горе и ждать делегацию с ключами от Москвы.

  • Ключей он не дождется.

  • Его армия войдет в Москву и начнет грабить богатые дома.

  • В Москве запылают пожары.

  • Французская армия превратится в сброд.

  • Он будет предлагать М.Кутузову перемирие, но не получит ответа.

  • Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину.

  • Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади.

  • Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами.

  • На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны.

  • По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

  • Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен.

  • Российскую границу пересечет только 10 тысяч голодных, замерзших людей- это все, что осталось от 600-тысячной армии.

  • Против него восстанут все завоеванные им народы.

  • Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

Классный руководитель: Все события перечисленны. В какой же команде собрались лучшие знатоки истории? (Наполеон называет команду.)

Спасибо командам за точный прогноз. Мне кажется, если бы Наполеон познакомился с вашим прогнозом в 1812г., он бы ни за что не пошел на Россию.


  1. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ БИТВА ГИГАНТОВ

Классный руководитель: Сегодня мы говорили о Бородинском сражении. Бородинское поле- это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце каждого патриота России. В сентябре 1941г., когда фашисты рвались к Москве, здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. В честь великого сражения на Бородинском поле издавна проводились военно- исторические праздники, а в наши дни в первое воскресенье сентября здесь ежегодно проводится военно- исторический фестиваль.

Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы.

Цель этого фестиваля- увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности,которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812г.


  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Какие чувства и мысли возникли у вас во время этого мероприятия? Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?

Примерные ответы детей:

  • Почувствовала гордость за своих предков, которые проучили французов.

  • Очень жалко было наших солдат и офицеров, которые погибли на Бородинском поле. Им так не хотелось умирать.

  • Возмущение. Наполеон захотел стать властелином мира, и сколько человеческих жизней он положил ради этой цели.

  • Уважение к памяти защитников России. Огромная благодарность.

  • О событиях прошлого нужно говорить, нужно изучать историю битв, чтобы понимать, какой ценой достался нам каждый кусочек земли в России.

  • Нужно знать историю войн, чтобы понять цену мирной жизни.

9. Литература:

Н.А. Троицкий «Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты». 2003 г.

Ф.М. Сидельников «Жизнь фельдмаршала Кутузова» 2007 г.

Б.А. Сеченов « Поэзия на уроках Отечественной истории». 1999 г.

Учебники по Отечественной истории.

А.В.Давыдова «Классные часы 7 класс». 2008г.


© 2010-2022