- Преподавателю
- История
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Н.В. |
Дата | 15.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа внеурочной деятельности « От истоков к современности» рассчитана для 5-классов на 34 часа. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Для целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом программа предусматривает краткое изучение курса « История и культура Башкортостана». Раздел «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает ознакомить обучающихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. В связи с введением новых государственных стандартов в образовании, в программе учтен такой важный аспект как проектная деятельность обучающихся. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.
Задачами курса являются:
- ознакомить учащихся с духовно- нравственными основами народной культуры и с основными нормами нравственности
- развивать образное вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение;
- воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к культуре, традициям и обычаям народов населяющих Россию; дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (п.18.2.2).
3..Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010г. №1241 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, 29.12.2014г.№1644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5..Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011г. №03-255 «О введении государственного образовательного стандарта общего образования»;
6..Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 7.08.2015г.№08-1228 «О направлении рекомендаций»)
7..«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 (ред.от 29.06.2011г.) «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821-10 2 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «Санпин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы»).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11. 2002 №44 (ред.от 29.12.2010) 2О введении действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов санПин 2.4.2.1178-02» (вместе с «Санитарно- эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санпин 2.4.2.1178-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002).
10. Устав МБОУ «СОШ№8» городского округа город Стерлитамак РБ
11. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№8»
12.Учебный план МБОУ «СОШ № 8» на 2015-2016 учебный год;
13.. Программа курса «Основы светской этики» /Автор-составитель М.Т.Студеникин.- М:Русское слово,2012
Учебно-методический комплекс: 1.Бускунов А.М. История Башкортостана: Учебное пособие для 5 класса общеобразоват. организаций РБ /А.М.Бускунов.- Уфа,2014 2. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М: Русское слово,2012
Рабочая программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя необходимую информацию о предмете занятия. Практическая часть направлена на изучение нового, повторение ранее изученного материала, посредством выполнения базовых упражнений и творческих заданий.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Цель: воспитание творческой, духовно-нравственной личности, способной самостоятельно мыслить, принимать решения.
Исходя из поставленной цели сформированы основные задачи
Образовательная:
- ознакомить учащихся с духовно- нравственными основами народной культуры и с основными нормами нравственности
Развивающая:
- развивать образное вариативное мышление, любознательность, фантазию, эстетический вкус, творческое воображение;
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к культуре, традициям и обычаям народов населяющих Россию; дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них
Общая характеристика курса
Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихс
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, путём изучения документов и артефактов.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, учащиеся приобретают уважение к прошлому, развивают бережное отношение к реликвиям, у них формируется чувство патриотизма и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.
Раздел «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, учащиеся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и лично значимых формах деятельности.
Элективный курс «От истоков к современности» имеет тесные связи с такими научными дисциплинами как история, обществознание, литература, география, лингвистика. Все вышеперечисленные научные дисциплины направлены на изучение как общества в целом, так и различных народов населяющих нашу планету, их традиции, обычаи и культуру во всех её формах и проявлениях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ № 8» г. Стерлитамак РБ на 2015-2016 учебный год отводит 34 часа для изучения курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе из расчёта 1 час в неделю. Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Элективный курс «От истоков к современности» должен:
-
Сформировать у учащихся историческое философского мышление.
-
Дать характеристику традициям и обычаям народов России (на примере народов Башкортостана);
-
Показать необходимость сохранения накопленного культурног и исторического богатства народов и важность донесения
-
этого богатства до будущего поколения.
-
Формировать нормы светской морали;
-
Дать представления о светской этике;
-
Развивать представления о значении нравственных норм;
-
Обобщить знания о духовной культуре и морали;
-
Развивать способности к общению;
-
Формировать этическое самосознание;
-
Улучшать взаимоотношения детей и родителей;
Противодействовать суициду детей
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СОШ № 8» г. Стерлитамак РБ на 2015-2016 учебный год отводит 34 часа для изучения курса внеурочной деятельности «От истоков к современности» в 5 классе из расчёта 1 час в неделю. Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, миро-
воззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Планируемые результаты
Познавательные универсальные учебные действия
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Ученик получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине - России.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Понятие «культура», её типы и разновидности. Мировая культура. Культура России. Этническая культура башкирского народа и её особенности. Декоративно-прикладное искусство башкир. Песни, танцы, легенды и предания. Народный костюм башкирского народа. Эпосы и былины как составная часть культуры народов России.
Раздел 3. Народная воспитание и народная мудрость (7 часов)
Знакомство с народной философией и народной педагогикой. Идеи воспитания народов Башкортостана. Народные обычаи и традиции. Философская мудрость народов Башкортостана. Чем занимались наши предки. Мир и его создание. Понятие «Родина», «род», «семья». Семейное генеалогическое древо и его составление. Понятие о жилище наших предков, символы и обереги в доме.
Раздел 4. Духовные ценности гражданина России (7часов)
Понятие «Отечество», «Отчизна», «Патриотизм», как неотъемлемые качества человека-гражданина. Почему нужно гордиться своей страной. Каждый ли человек патриот? Основные черты патриота.
Раздел 5. Основы светской этики (12часов)
Тема 2. Порядочность (1 час)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (1 час)
Понятие совести. Совесть - важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть - «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)
Доверие - важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (1 час)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда - то, что соответствует действительности. Ложь - намеренное искажении действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (1 час)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (1 час)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль - способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство - высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (1 час)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (1 час)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей - чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм - высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества. Патриотизм, как часть менталитета россиян. Патриотические ноты и любовь к Родине в песнях и легендах народов Башкортостана.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека - высшая ценность. Насилие в отношении детей - нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Учись учиться. Самовоспитание (1 час)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического Соблюдение норм нравственности - важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств.. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения
Итоговое повторение (1час)
Календарно-тематическое планирование
часов
Дата проведения
УУД
Прмечание
По плану
По факту
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
1.
Вводное занятие. Общая характеристика курса
1
Коммуникативные: умение высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и
аргументировано высказывать собственную точку зрения
2.
Культура России и народов, населяющих Россию и Республику Башкортостан
1
Раздел 2. Культура материальная и духовная (6часов)
3.
Культура России: особенности и отличительные черты. Этническая культура.
1
.
Коммуникативные: умение высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
Развивающие: умение устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать
4.
Культура и обычаи народов Башкортостана
1
5.
Проект: «Культура народов Башкортостана»
1
6.
Эволюция культуры народов Башкортостана во времени.
1
7.
Роль религии в сохранении исторической самобытности башкир
1
8.
Башкирские танцы и былины как способ самовыражения башкирского народа
1
Раздел3. Народная воспитание и народная мудрость (7часов)
9
Нравственные принципы воспитания в Башкортостане
1
Коллективные: владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Развивающие: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать.
10.
Философия народов Башкортостана и её особенности
1
11.
Идеи воспитания народов Башкортостана
1
12.
Народные традиции и обычаи: их значение и роль в жизни человека. Традиции народов России
1
13.
Наши предки, чем они занимались? Проект: «Чем мы занимались раньше и чем сейчас» (на примере башкирского народа)
1
14.
Семейное дерево и его роль в жизни общества. Башкирское шежере как сохранение культурного наследия Башкирского народа. Проектная работа
1
15.
Верования древних башкир. Обожествление и одухотворение природы
1
Раздел 4. Духовные ценности гражданина России (7часов)
16.
Понятие «Отечество» и «Отчизна» в жизни человека. Моя страна - моя гордость
1
Развивающие:
умение устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать.
Коммуникативные: умение высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
17.
Понятие «Патриот» и его значение. Патриотизм народов России.
1
18.
Каждого ли можно назвать патриотом?
1
19.
Патриотические ноты и любовь к Родине в песнях и преданиях башкирского народа
1
20.
Патриотические настроения башкир и их отражение в башкирской народной литературе
1
21.
«Башкортостан- край истинных патриотов»
1
22.
Проект: «Патриотизм в искусстве народов России»
1
23.
Порядочность
1
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Развивающие: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
24.
Совесть
1
25.
Доверие и доверчивость
1
26.
Милосердие и сострадание
1
27.
Правда и ложь
1
28.
Проект «Традиции воспитания»
1
29.
Честь и достоинство
1
30.
Терпимость и терпение
1
31.
Мужество
1
32.
Равнодушие и жестокость
1
33.
Учись учиться. Проект « Самовоспитание»
1
34.
Итоговое повторение
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
1. Бускунов А.М. История Башкортостана: Учебное пособие для 5 класса общеобразоват. организаций РБ /А.М.Бускунов.- Уфа,2014
2.Грамматика нравственности. 5 класс: учебное пособие / под ред. Э.П. Козлова. М., 2007.
3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
4.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
5.Златоструй. Письменные источники.- М., 2010.
6.Иванов В.Г. Этика. СПб., 2009.
7.Ковальчукова А.В. Мастерская - это... //Образование в современной школе. 2011. №
8.Классен В. А. Использование художественной литературы в 5-7 классах.- М., 2009.
9.Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для спуд. высш. учеб.завед. / Под ред. Г.А Леонтьевой.-М., 2011.
10.Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории.- М., 2012.
11.Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М: Русское слово,2012
Литература для учащегося
1.Бускунов А.М. История Башкортостана: Учебное пособие для 5 класса общеобразоват. организаций РБ /А.М.Бускунов.- Уфа,2014
2.Златоструй. Письменные источники.- М., 2010.
3.Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками.- М., 2010.
4.Пронштейн А. П. Методика исторического источниковедения. - Ростов-на-Дону, 2010.
5.Рогов А.Д., Липко Г.М. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и Средних веков.- М., 2009.
6.100 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие// под общей редакцией А.Н.Алексашкиной.- М., 2011.
7.Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М: Русское слово,2012
8.Хрестоматия по истории России/ Сост. И.В Бабич, В.Н.Захарова, ИМ Уколова.- М., 1994.-T.I; 2008. -Т.2. -4.1; 1996. - Т.2. - 4.2. 9.Хрестоматия по истории России XX век/ Сост. И.С.Хромова. - М., 2010