- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухтарова Ф.Н. |
Дата | 27.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО заместитель руководителя по УР Руководитель __/Чапурина Т. А./ МБОУ «Чепчуговская СОШ» МБОУ«Чепчуговская СОШ»
Протокол № ______ от _____/Залялиева Г.И./ ________/Гильфанов К.Ш./ «___»__________ 2016 г. «___»__________ 2016 г. Приказ № ________ от
«___»__________ 2016 г.
Рабочая программа
МБОУ "Чепчуговская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"
Мухтаровой Фаузии Нурфатовны учителя высшей квалификационной категории
по истории в 6 классе
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета
протокол № ____ от
«___»_________ 2016года
2016-2017 учебный год
Учебно-тематическое планирование
Класс: 6
Учитель: Мухтарова Ф.Н.
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа
Количество планируемых контрольных работ - 4
Используемый учебно-методический комплект
-
М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Всеобщая история . История средних веков. Учебник для 6 класса. Русское слово
-
И.Л.Андреев, И.Н. Федоров. История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2016. - 239
-
Ф.Ш.Хузин, В.И. Пискарев. История Татарстана с древнейших времен до конца XVI века. ТаРИХ 2015
Пояснительная записка к рабочей программе по истории 6 класс
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Образовательной программы ГБОУ лицея № 410, учебным планом ГБОУ лицея № 410, утверждённым протоколом педагогического совета № 141 от 28 мая 2013 года, Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования». Создана на основе примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа составлена с учётом требований Оценочной политики ГБОУ лицея № 410, утверждённой решением педагогического совета от 29 марта 2012 года.
Школьный предмет «История» относится к общественно - научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из трех самостоятельных курсов - «Всеобщей истории», «Истории России» и «Истории Татарстана». Все курсы имеют концентрическое построение и изучаются в 6-9 классах синхронно - последовательно.
Программа курса 6 класса предусматривает систематическое изучение истории средних веков и истории России с древнейших времён до начала XV в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса данного периода. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально - страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» - по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых, содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально - политические отношения, культурное развитие), что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курса и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курса нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения обучающимися опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в учебный материал занимательных фактов (на пример, из истории повседневной жизни людей), так и путём вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают не обходимые предметные и общие учебные умения. К ним, по мимо воспроизведения учебного материала, прежде всего, относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументированно отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития. Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников и т. п. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно - географических и др.
В процессе изучения курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, в терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Оба курса имеют гуманитарно - аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоёв - создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируются представления о мире человека средневековой эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений; наличие развёрнутых характеристик культурных достижений народов мира в Средневековье, что позволяет оценить их вклад в становление современной цивилизации; освещение процесса исторического складывания многонационального, многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействует формированию толерантности.
1.2 Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета:
Курс построен по проблемно - хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам истории средних веков зарубежных стран и России, особенностям развития каждого государства данной исторической эпохи, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цель курса: изучение особенностей хозяйственной жизни людей, своеобразие обществ, складывающихся в цивилизациях эпохи Средневековья, представлений людей об окружающем мире, истории повседневности.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
• формирование исторического мышления учащихся на основе общего и особенного при характеристике древних обществ;
•формирование условий для развития у учащихся свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости;
• приобщение шестиклассников к истории развития мировой культуры.
1.3 Основное содержание учебного курса:
Всеобщая история (Средневековье)
Введение. Происхождение и содержание термина «средние века». Представления об эпохе Средневековья в разные времена. Хронологические рамки и периодизация Средневековья. Источники по истории Средних веков.
Рождение средневековой Европы. Древние германцы: занятия, общественное устройство, верования. Варварские королевства. Падение Западной Римской империи. Великое переселение народов. Образование Франкского королевства. Хлодвиг.
Христианство и христианская церковь в первой половине Средневековья. Христианская религия и её распространение. Формирование церковной организации. Разделение церкви на православную и католическую. Средневековая картина мира.
Империя Карла Великого. Государство франков при Меровингах, его подъём и упадок. Династия Каролингов. Карл Великий. Каролингское возрождение.
Возникновение и развитие феодальных отношений в Западной Европе. Вассалитет. Феодальная иерархия. Формирование сословий феодального общества. Феодальная зависимость.
Феодальная раздробленность. Франция и Германия. Распад империи Каролингов, его причины. Норманны: занятия и культура. Походы викингов. Завоевание Англии: волны нашествий.
Культура Западной Европы V-XI вв.
Византия и славяне. Византийская империя. Образование Восточной Римской империи. Население и хозяйство. Власть императоров. «Золотой век» Византии. Славяне: расселение, общественный строй, хозяйственная жизнь, быт. Образование славянских государств. Болгарское царство. Великоморавская держава. Чехия. Польша. Культура Византии и славянских государств.
Арабы в VI-XI вв. Аравия в V-VI вв. Арабские племена. Верования древних арабов.
Зарождение и распространение ислама. Коран. Арабский халифат: возникновение, расцвет и распад, завоевательные походы. Культура исламских стран.
Европейское общество в XII-XV вв. Природа и человек во второй половине Средневековья. Хозяйственная жизнь. Труд крестьянина. Конец крестьянской зависимости. Развитие ремесла и торговли. Рыцарство. Феодальные замки (архитектура, жизнь, быт). Средневековый город как ремесленный, торговый и культурный центр. Ремесленные цехи. Городская культура. Новые ценности.
Развитие европейских государств в XII-XV вв. Католическая церковь в борьбе за власть. Соперничество пап и императоров. Ереси. Инквизиция.
Крестовые походы: причины, итоги и значение.
Англия при норманнских королях. «Книга страшного суда». Реформы Генриха II. Великая хартия вольностей. Возникновение английского парламента. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой розы. Начало формирования абсолютной власти.
Франция. «Собирание» земель при Капетингах в XII-XIII вв. Генеральные штаты и складывание сословной монархии. Столетняя война: причины, военные действия. Жанна д'Арк и успехи французской армии. Завершающий этап войны. Жакерия. Объединение Франции.
Культура средневековой Европы в XII-XV вв. Гуманизм. Возрождение.
Образование Османской империи, расцвет и распад. Государства и народы Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья. Китай - поднебесная империя. Культура Китая. Япония. Сёгунат. Синтоизм. Японское искусство. Индия: природа и население. Делийский султанат. Буддизм и индуизм. Индийское искусство. Африка: природные условия и хозяйство. Культура народов Африки. Доколумбова Америка. Майя, ацтеки, инки. Особенности развития: государства, верования, хозяйственная жизнь, материальная и духовная культура.
История России (с древнейших времен до конца XV века)
Введение. Россия на современной карте мира. Россия - Родина, Отечество россиян. Исторические периоды в развитии России. Источники по истории России данного периода. Влияние природных условий на занятия и жизнь людей. Освоение человеком территории Восточной Европы. Праславяне, славяне, восточные славяне. Расселение восточных славян. Взаимоотношения восточнославянских племён и их соседей. Значение этого периода в истории России. Путь «из варяг в греки». Территория Руси. Источники по истории Древней Руси.
Древняя Русь (середина IX - ХIII в.). Восточнославянские племенные союзы. Города Киев, Новгород, Ладога. Призвание князя Рюрика. Древнерусское государство. Политическая жизнь. Правление первых Рюриковичей. Направления внутренней и внешней политики князей. Русь и Византия. Система управления государством: порядок престолонаследия. Дружина. Полюдье. «Русская правда».
Принятие христианства. Христианская церковь на Руси.
Жизнь и деятельность различных слоёв общества: землевладельцы (бояре), земледельцы (общинники, «люди»), горожане (ремесленники, торговые люди), холопы. Хозяйственная деятельность: земледелец, горожанин, торговый человек. Повседневная жизнь: представления людей о времени, пространстве, о природе и человеке. Былины, пер вые святые и святыни Руси. Облик древнерусских городов. Быт. Праздники. Особенности развития культуры и культурное наследие. Письменность. Летописи (Нестор). Литературные памятники. Декоративно-прикладное искусство. Каменное зодчество. Иконы, фрески, мозаика. Формирование культуры древнерусской народности.
Удельная Русь. Рост самостоятельности отдельных княжеств. Междоусобные войны. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Раздробленность на Руси. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Княжение Юрия Долгорукого и его сыновей. Новгородская земля.
Борьба русских земель за сохранение самостоятельности в XIII в. Русские земли на карте Евразии. Соседи: орден крестоносцев на северо-западе; монгольские племена на юго-востоке.
Борьба с нашествием монгольских племён. Нашествие Батыя на Русь. Падение Рязани, Владимира, Киева. Героизм защитников Руси.
Борьба с крестоносцами. Битва со шведскими рыцарями на реке Неве. Битва с немецкими рыцарями на Чудском озере. Значение побед в условиях нашествия монгольских племён. Александр Невский.
Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба русских князей за ярлык на великое княжение Владимирское. Взаимоотношения русских князей и ордынских ханов.
Образование Литовско-Русского княжества. Объединение западных русских княжеств с литовскими племенами. Военные успехи княжества.
Рост территории Московского княжества в XIV - начале XVI в. Источники по истории Московской Руси. Политическая жизнь. Причины объединения русских земель, возможные центры объединения. Причины возвышения Московского княжества. Взаимоотношения с Ордой. Приглашение митрополита в Москву. Иван Калита - великий князь московский и владимирский. Преемники Ивана Калиты. Князь Дмитрий Иванович (Донской). Куликовская битва. Сергий Радонежский.
Иван III - государь «всея Руси». Основные направления его внутренней и внешней политики. Первый свод законов единого государства - Судебник 1497 г. Налоги, система кормления, местничество. Православная церковь.
Землевладельцы (бояре-вотчинники, помещики, монастыри). Земледельцы (свободные и зависимые крестьяне). Горожане. Представители белого и чёрного духовенства. Казаки. Народности. Права и обязанности разных слоёв населения.
Представления об устройстве мира, общества и о человеке. Нравственные ценности. Святые. Праздники. Особенности развития культуры Московской Руси и культурное наследие XIV - начала XVI в. Литературные памятники. Изделия декоративно-прикладного искусства. Памятники архитектуры (крепости, Московский кремль). Произведения живописи (иконы, фрески). Феофан Грек. Андрей Рублёв. Памятники культурного наследия Московской Руси: их роль в жизни человека того времени и значение для людей XXI в.
История Татарстана (с древнейших времен до конца XV века)
Значение данного периода в истории России.
1.4 Описание места учебного предмета в учебном плане:
В базисном учебном (образовательном) плане предмет «История» изучается в 6 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 68 часов за год, по 2 часа в неделю (всего 34 учебных недели). При этом изучение курса удобнее начать с изучения Средневековья (зарубежная история), которому отводится программой 28 часов, и только после логичнее рассматривать темы по истории России (40 часов).
1.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные: способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и другую; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, реферат, презентация и др.), готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
1.7 Применяемые технологии:
Технология развития критического мышления, технология педагогического сотрудничества, интерактивные технологии, организации самостоятельной работы, творческой деятельности.
1.8 Описание планируемых результатов изучения учебного предмета:
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических исовременных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Средневековье;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов эпохи Средневековья, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
1.9 Тематическое планирование для 6 класса
П/П Тема, раздел Количество часов
1.Введение «Средние века в мировой истории».1
2. Раннее Средневековье. 9
3. Расцвет Средневековья. 9
4. Осень Средневековья. 8
5. Повторение.1
6. Введение в курс истории России. 1
7. Древняя Русь VIII- XII вв. 11
8. Русь Удельная в 30-е гг. XII - XIII вв. 9
9. Московская Русь в XIV - XV веках. 8
10. Московское государство в XVI веке.9
11. Повторение. 2
12. Введение в курс истории Татарстана 1
13. isttat6.izmeri.edusite.ru/p45aa1.html 9
ИТОГО: 70
1.10 Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
Учебно - методическое обеспечение:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, «Просвещение», 2011 год.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011 год.
3. И.Л.Андреев, И.Н. Федоров. История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2016. - 239
4. Ведюшкин В.А. История Средних веков. Москва, «Просвещение», 2011 год.
5. Примерные программы по истории 5 - 9 классы (ФГОС). Москва, «Просвещение», 2011 год.
6. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории (5-9 классы). Москва, «Дрофа», 2001 год.
Материально - техническое обеспечение:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
edu.ru- федеральный портал «Российское образование»
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ
ndce.ru- портал учебного книгоиздания
vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»
internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
historia.ru- электронный журнал «Мир истории»
historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
istrodina.com - сайт журнала «Родина»
lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
lib-history.info - историческая библиотека
oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»
vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России
elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
museum.ru/ Портал «Музеи России».
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.
isttat6.izmeri.edusite.ru/p45aa1.html сайт истории Татарстана
Тематическое планирование. Всеобщая история. 6 классЧасть первая. Начало средневековья.
Глава 1. В центре ойкумены.
1.
Введение. Второй Рим. Век Византии.
1
Изучение нового материала.
Индивидуальная.
Задание на сравнение хронологических рамок «Древнего мира» и «средневековья». Задание на определение понятий урока.
Называть хронологические рамки периода Средних веков. Объяснять значение понятий.
Учебник §1-2, прочитать , ответить на вопросы.
2.09
Глава 2. Бури на окраинах.
2.
Завоеватели - германцы.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Задание на сравнение жизни и быта германцев с жизнью и бытом жителей Римской империи.
Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи, описывать образ жизни, быт германцев. Объяснять значение понятий.
Учебник §3 прочитать, выполнить задание в контурной карте, Индивидуально: подготовить сообщение о культуре исламского мира.
7.09
3.
Рождение новой силы.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Показывать на исторической карте территорию проживания арабов, определять предпосылки, сущность и последствия возникновения новой религии; оперировать терминами и понятиями.
Учебник§4, устно ответить на вопросы. Подготовить сообщение о культуре Арабского халифата.
9.09
4.
Мир ислама.
1
Комбинированный урок
Групповая форма работы.
Нанести на карту территории, завоеванные арабами. Сравнить культуру Византии и исламского мира.
Показывать на исторической карте территорию Арабского халифата, называть основные события Арабского халифата.
Учебник§5, выполнить задание в контурной карте.
14.09
Глава 3. Держава франков.
5.
От Хлодвига к Пипину.
1
Комбинированный урок
Индивидуальная. Групповая, дискуссия.
Сравнить власть короля и власть вождя.
Называть характерные черты политического устройства государства Хлодвига. Объяснять значение понятий: «Салическая правда», майордом.
Учебник§6, ответить на вопросы, выполнить задания в контурной карте.
16.09
6.
Император Карл.
1
Комбинированный урок
Индивидуальная, групповая.
Устный опрос, интеллектуальная разминка. Работа на контурной карте.
Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого, сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.
Учебник§7, ответить на вопросы, выполнить задания в контурной карте.
21.09
Глава 4. Северные ветры.
7.
На развалинах империи.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Карта, карточки, тесты.
Показывать на исторической карте направления походов норманнов, Объяснять значение понятий: норманны, викинги, варяги альтинг, конунг.
Учебник§8, ответить на вопросы, выполнить задания в контурной карте, знать значение понятий.
23.09
8.
Сколько раз завоевывали Англию?
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Групповая форма работы.
Устный опрос, карточки, тест.
Называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; Сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франкского государства.
Учебник§9, ответить на вопросы, изучить документы и ответить на вопросы к ним.
28.09
9.
Раннее Средневековье.
1
Повторительно- обобщающий урок.
Зачет-тестирование, вопросы и задания, исторический диктант.
Обобщение и систематизация изученного материала.
30.09
Часть вторая. Средневековая Европа.
Глава 5. Крестьяне и рыцари.
10.
Земля и власть
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
тест
Характеризовать основные признаки феодального общества.
Объяснять значение понятий: феод, феодал, сеньор, вассал, феодальная лестница,
Учебник§10, ответить на вопросы, слова.
5.10
11.
Вечные труженики.
1
Комбинированный урок.
Групповая форма работы, индивидуальная.
Устный опрос, карточки, тест.
Описывать занятия и образ жизни крестьян; Составлять рассказ «Один день из жизни крестьян». Объяснять значение понятий: сословие, подать, барщина, десятина, натуральное хозяйство.
Учебник§11, написать рассказ или рисунок на тему «Жизнь крестьянина».
7.10
12.
За стенами замков.
1
Комбинированный урок.
Групповая форма работы.
Устный опрос, карточки, тест, защита творческой работы.
Описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.
Объяснять значение понятий: замок, рыцарь, турнир.
Учебник§12, написать рассказ или рисунок на тему « Рыцарский турнир».
12.10
Глава 6. «Так хочет бог!»
13.
Наследие Каролингов.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
защита творческой работы. Исторический диктант понятий.
Показывать на карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства. Объяснять значение понятий: королевский домен, Хождение в Каноссу.
Учебник§13,
Заполнить таблицу стр. 126.
14.10
14.
Ко Гробу Господню!
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
Проверка таблицы. Устный опрос.
Показывать на исторической карте направления Крестовых походов, называть участников религиозных движений. Выявлять причинно- следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов.
Учебник §14 - 15,выполнить задания в контурной карте.
19.10
Глава 7.Лики города.
15.
Возвращение городов.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Устный опрос.
Описывать средневековый город, раскрывать причинно- следственные связи на примере процесс а возникновения и роста городов, описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов, анализировать исторические документы.
Учебник § 16,ответить на вопросы.
21.10
16.
Рынок, ратуша, собор.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Групповая форма работы,
Устный опрос.
Называть характерные черты политического устройства средневековых городов. Объяснять значение понятий: ратуша, городской совет, гильдии, меняла, банкир. Составлять описание средневековых храмов.
Учебник § 17, Индивидуально: подготовить сообщение об университетской жизни.
26.10
17.
В поисках знаний.
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Групповая форма работы,
тест
Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире, сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья.
Учебник § 18, составить кроссворд к теме «Средневековая культура».
28.10
Глава 8. Вершина Средневековья.
18.
Во главе христианского мира.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы,
Опрос, проверка кроссвордов.
Называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух
христианских церквей. Раскрывать роль церкви в средневековом обществе. Четко формулировать понятия.
Учебник § 19.Ответить на вопросы. Документ стр.190, ответить на вопрос к нему.
9.11
19.
Страны и государи.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Устный опрос
Показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства. Сравнивать исторические явления во Франции и Англии, выделять сходство и различия, называть существенные признаки сословно- представительной монархии.
Учебник § 20. Ответить на вопросы.
Индивидуально: подготовить сообщение о Жанне д*Арк.
11.11
20.
Тяжкие времена.
1
Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Устный опрос
Показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах , ходе, итоге войны4 высказывать своё суждение о деятельности Жанны д*Арк.
Учебник § 21-22. Выполнить задания в контурной карте. Заполнить таблицу» Жакерия и восстание Уота Тайлера.
16.11
21.
На востоке Европы.
1
Изучение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Групповая форма работы.
Устный опрос, проверка таблицы.
Показывать на исторической карте средневековые славянские государства; сравнивать занятия и образ жизни народов; определять характерные черты процесса создания Болгарского, Сербского, Чешского и Польского государства, высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия.
Учебник § 23.ответить на вопросы.
18.11
22.
Расцвет средневековья.
1
Повторительно- обобщающий урок.
Итоговый контроль тестирование, Игра «Вспомни и назови».
23.11
Часть третья. Дальние страны.
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло.
23.
Во владениях великого хана.
1
Изучение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
Работа в контурной карте, подготовить сообщение о Марко Поло, Чингисхане.
Показывать на исторической карте территорию Монгольского государства, направления походов монголов, рассказывать о причинах распада монгольской державы. Объяснять значение понятий: Чингизиды, улус.
Учебник § 24, подготовить сообщение о Марко Поло, Чингисхане.
25.11
24.
Индия : раджи и султаны.
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
Задание на выявление последовательности событий. Тест.
Показывать на исторической карте территорию Индии, рассказывать о причинах завоеваний Индии новыми завоевателями, характеризовать религии Индии.
Учебник
§ 25, подготовить сообщение о культуре Индии. Выполнить задания в контурной карте.
30.11
25
Поднебесная империя.
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
Задание на выявление последовательности событий. Тест.
Показывать на исторической карте территорию Индии, сравнивать занятия и образ жизни народов Японии и Китая; определять и сравнивать характерные черты управления государствами.
Учебник
§ 26, подготовить сообщение о культуре Китая. Выполнить задания в контурной карте.
2.12
26
В стране Сипанго.
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой.
Задание на выявление последовательности событий. Тест.
Показывать на исторической карте территорию Японии, сравнивать занятия и образ жизни народов Японии и Китая; определять и сравнивать характерные черты управления государствами.
Учебник
§ 27, подготовить сообщение о культуре Японии.
7.12
27.
Очень разная Африка.
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Групповая форма работы.
Интеллектуальная разминка, блицопрос.
Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки.
Учебник
§ 28, ответить на вопросы.
9.12
28.
Мир совсем неизвестный.
1
Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.
Групповая форма работы.
Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков.
Рассказывать о возникновении религии, государства у ацтеков, майя, инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснять её значение.
Учебник
§ 29, ответить на вопросы. Индивидуально: сообщение о научных изобретениях.
14.12
Заключение. Перед сменой времён.
29.
И снова Европа: навстречу новой Эпохе
1
Комбинированный урок.
Групповая форма работы.
Устный опрос.
Уметь работать с различными источниками информации.
Учебник
§ 29, ответить на вопросы.
16.12
30.
Повторение на тему «Наследие истории Средних веков в истории человечества.»
1
Повторительно- обобщающий урок.
Итоговый контроль тестирование.
21.12
История России с древнейших времён до конца XV-XVI века.
Глава 1. Древние жители нашей Родины.
31.
Первобытная эпоха.
1
Изучение нового материала.
Групповые формы работы.
Составить рассказ о занятиях первобытных людей по иллюстрациям учебника стр.6.
Объяснять значение понятий: первобытное стадо, родовая община, племя, языковая семья. Уметь работать с иллюстрациями учебника, сопоставлять жизнь человека в каменном и бронзовом веке.
Учебник
§ 1, ответить на вопросы. Составить рассказ о занятиях первобыт
ных людей.
23.12
32.
На окраинах античного мира.
1
Изучение нового материала.
Групповые формы работы.
Устный опрос.
Показывать на карте расселение скифов - кочевников, скифов - земледельцев; объяснять значение понятий: колония, полис,
Учебник
§ 2, ответить на вопросы.
11.01
33.
Кочевые племена на территории России в VI - VIII веках.
1
Изучение нового материала.
Индивидуальная работа
Заполнение таблицы, учебник стр.19.
Показывать на исторической карте территории государств, возникших в результате распада держав.
Учебник
§ 3, ответить на вопросы, закончить заполнение таблицы.
13.01
34.
Восточные славяне в VI- VIII веках.
1
Изучение нового материала.
Групповые формы работы
Проверка заполнения таблицы, блицопрос.
Показывать на исторической карте территорию расселения восточных славян. Объяснять значение понятий: летопись, князь, дружина, дань, языческие верования.
Учебник
§ 4, ответить на вопросы.
18.01
Глава 2. Древняя Русь в IX - XII веках.
35.
Образование Древнерусского государства.
1
Комбинированный урок.
Групповые формы работы
Исторический диктант; работа с документом.
Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; сравнивать процесс образования государств в Европе и у Восточных славян; объяснять значение понятий: посад, варяги, Рюриковичи.
Учебник
§ 5, ответить на вопросы.
20.01
36.
Русские князья времен язычества.
1
Комбинированный урок.
Групповые формы работы
Устный опрос.
Давать определение понятий ,показывать на исторической карте походы русских князей; сравнивать политику первых князей.
Учебник
§ 6, ответить на вопросы.
25.01
37.
Князь Владимир и крещение Руси.
1
Комбинированный урок.
Групповые формы работы
Тест. карточки; работа с историческим документом.
Давать определения понятий; рассказывать о главном событии правления князя Владимира; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.
Учебник
§ 7, ответить на вопросы.
27.01
38.
Киевская Русь при Ярославе Мудром.
1
Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу.
Индивидуальная работа.
Работа с историческим документом.
Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого. Называть основных участников междоусобных войн; анализировать фрагмент исторического документа «Русская правда»; давать характеристику личности Ярослава Мудрого.
Учебник
§ 8, ответить на вопросы.
1.02
39.
Преемники Ярослава мудрого и борьба за киевский престол.
1
Урок выработки умений и навыков с историческим материалом.
Групповые формы работы
Работа с историческим документом.
Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.
Учебник
§ 9, ответить на вопросы. Индивидуально: сообщение о Владимире Мономахе.
3.02
40.
Общественный строй Древней Руси. Православная церковь в Киевской Руси.
1
Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся.
Индивидуальная работа.
Взаимопроверка ключевых терминов и дат, составить таблицу.
Описывать быт, образ жизни разных слов населения Древней Руси. Рассказывать о роли Православной церкви в Древней Руси. Объяснять понятия.
Учебник
§ 10 - 11, ответить на вопросы. Подготовить сообщения о культуре Руси.
8.02
41.
Культура Киевской Руси.
1
Урок выработки умений и навыков с историческим материалом.
Групповые формы работы.
Выступления учащихся.
Выделять ценности древнерусского общества; составлять описание памятников древнерусской культуры; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.
Учебник
§ 12, ответить на вопросы.
10.02
42.
Русь Древняя.
1
Повторительно- обобщающий урок.
Индивидуальная работа.
Итоговый контроль тестирование.
Исторический диктант. Карточки - тесты.
15.02
Глава 3. Русские земли в XII - начале XIIIвека.
43.
Удельный период Русской истории.
1
Изучение нового материала.
Индивидуальная работа.
Проверка ключевых терминов и дат, заполнение таблицы.
Показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности, давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских земель, о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.
Учебник
§ 13, ответить на вопрос заполнить таблицу, стр. 93 учебника.
17.02
44.
Южная Русь. Юго - Западная Русь.
1
Комбинированный урок.
Групповые формы работы.
Работа с исторической карты.
Показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия. Образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко- Волынской, Галицкой землях.
Учебник
§ 14 - 15, ответить на вопросы.
22.02
45.
Новгородское государство.
1
Групповые формы работы.
Групповые формы работы.
Обсуждение сообщений по тексту учебника и другим источникам знаний.
Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний. Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся .
Учебник
§ 16, ответить на вопросы. Заполнить таблицу, стр 109.
24.02
46.
Владимиро - Суздальская Русь.
1
Урок выработки умений и навыков с историческим материалом.
Групповые формы работы.
Работа с документом.
Составлять характеристику исторических деятелей.
Учебник
§ 17, ответить на вопросы.
1.03
Глава 4. Русь между Востоком и Западом.
47
Монгольское нашествие на Русь.
1
Урок выработки умений и навыков с историческим материалом.
Групповые формы работы.
Работа с исторической картой.
Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо- татар, описывать образ жизни; раскрывать историческое значение борьбы русского народа против монголо- татарских завоевателей.
Учебник
§ 18, ответить на вопросы.
3.03
48.
Натиск с Запада.
1
Урок выработки умений и навыков с историческим материалом.
Групповые и индивидуальные формы работы.
Работа с документом и исторической картой.
Давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевание крестоносцев в Прибалтике; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища; высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского.
Учебник
§ 19, ответить на вопросы.
10.03
49.
Русские земли под властью Золотой Орды.
1
Урок, содержащий все основные звенья процесса усвоения материала.
Групповые и индивидуальные формы работы.
Устный опрос, карточки - задания.
Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества; раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси.
Учебник
§ 20, ответить на вопросы.
15.03
50.
Великое княжество Литовское и русские земли.
1
Изучение нового материала.
Групповые и индивидуальные формы работы.
Работа с документом и исторической картой.
Сравнивать власть князя в Литве и Москве, выделяя черты сходства и различия.
Давать объяснение понятий: рада, канцлер, гетман, Кревская уния.
Учебник
§ 21, ответить на вопросы, повторить даты и понятия.
17.03
51.
Повторитель- обобщающий урок по теме « Политическая раздробленность на Руси».
1
Повторительно- обобщающий урок.
Индивидуальная работа.
Итоговый контроль тестирование.
29.03
Глава 5. Объединение русских земель вокруг Москвы.
52.
Возвышение Москвы.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Групповые и индивидуальные формы работы.
Работа с документом и исторической картой.
Давать определение понятий, показывать начало процесса возрождения Северо- Восточной Руси.
высказывать суждение о деятельности и личности Ивана Калиты.
Учебник
§ 22, ответить на вопросы. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.
31.03
53.
Москва на подъеме.
1
Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.
Групповые формы работы.
Работа с документом и исторической картой.
Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы; выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.
Учебник
§ 23, ответить на вопросы.
5.04
54.
Кризис Московской Руси.
1
Комбинированный урок
Групповые формы работы.
Устный опрос, карточки - задания.
Показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо- Восточной Руси вокруг Москвы; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов
Учебник
§ 24, ответить на вопросы.
7.04
55.
Русская православная церковь во второй половине XIII- середине XV века. Русская культура во второй половине XIII - середине XV века.
1
Комбинированный урок
Индивидуальная работа.
Устный опрос, карточки - задания.
заполнение таблицы.
Давать определение понятий; раскрывать роль православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церкви и светских властей; высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей; составлять описание памятников русской культуры; раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру
Учебник
§ 24, заполнить таблицу стр. 188 учебника.
12.04
Глава 6. Создание Московского царства.
56.
Конец удельной эпохи. От Великого княжества - к царству.
1
Комбинированный урок
Групповые формы работы.
заполнение таблицы.
Показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо- Восточной Руси; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать деятельность князя Ивана III; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.
Учебник
§ 27-28, ответить на вопросы, закончить заполнение таблицы. Индивидуально: сообщение об Иване Грозном.
12.04
57.
Иван Грозный - первый русский царь. Внешняя политика России при Иване Грозном.
1
Изучение нового материала.
Индивидуальная работа.
Схема государственного устройства России в XVIв.
Показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны; раскрывать причины успехов и неудач внешней политики. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств.
Учебник
§ 29- 30, ответить на вопросы. Даты, понятия.
14.04
58.
Опричное лихолетье.
1
Комбинированный урок.
Групповые формы работы.
Устный опрос, карточки - задания.
Называть существенные черты политического устройства при Иване IV; раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России.
Учебник
§ 31, ответить на вопросы. Сообщения о культурных ценностях.
19.04
59.
Русская православная церковь в конце XV - XVI веке. Русская культура в конце XV - XVI веке.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями.
Составлять описание памятников русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания, выявлять влияние событий XVIвека на характер русской культуры.
Учебник
§ 32 - 33, ответить на вопросы.
21.04
60.
Обобщающий урок по теме «Московская Русь»
1
Повторительно- обобщающий урок.
Тестирование.
Обобщать и систематизировать исторический материал.
26.04
История Татарстана.
61.
На берегах Волги и Камы.Древние тюрки и ранние тюркские государства.
1
Изучение нового материала
Индивидуальная работа
Заполнение таблицы
Анализ табличного материала.
Характеризовать образ жизни древнего населения края. Называть достижения хунну в хозяйственной жизни; выявлять общие черты в судьбе ранних тюркских государств.
Учебник §1,2, вопросы и задания
28.04
62.
Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа. групповая
Работа с текстом учебника, документами.
Называть и характеризовать политику первого правителя Волжской Булгарии; определять причины принятия ислама как государственной религии Волжской Булгарии.
Учебник §3, вопросы и задания
3.05
63.
Волжская Булгария: города, международные связи, культура.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Подготовить сообщения о Кул Гали.
Выделять общие черты булгарских городов, называть отличия от городов Древней Руси. Называть народы и страны, с которыми булгары поддерживали отношения. Раскрывать историческое значение возникновения и распространения грамотности и научных знаний.
Учебник §4, вопросы и задания. Подготовить сообщения о Кул Гали.
5.05
64.
Монгольское нашествие на Вожскую Булгарию. Образование Улуса Джучи - Золотой Орды.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Работа с текстом учебника, документами.
Объяснять, когда и как Волжская Булгария была завоевана монголами. Сравнивать положение булгарских земель с русскими землями после завоевания монголами.
Учебник §5, вопросы и задания
10.05
65.
Золотая Орда периода расцвета.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Работа с текстом учебника, документами. Заполнение таблицы.
Рассказывать об основных направлениях результатах политики хана Узбека. Сравнивать крупнейшие города золотой Орды с городами Западной Европы и русскими городами.
Учебник §6, вопросы и задания
12.05
66.
Булгурский улус. Распад Золотой Орды..
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Работа с текстом учебника, документами. Заполнение таблицы.
Подготовка сообщения об Идегее.
Рассказывать о возрождении булгарских земель после Батыева разорения.
Учебник §7, вопросы и задания. Подготовка сообщения об Идегее.
17.05
67.
Рождение нового государства на Средней Волге.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа, групповая.
Работа с текстом учебника, документами.
Называть предшественников Казанского ханства.. Объяснять как возникло казанское ханство. Давать определение понятий: хан, эмир, бек, улан, диван. Называть органы управления, существовавшие в Казанском ханстве.
Учебник §8, вопросы и задания
19.05
68.
Хозяйство и культура Казанского ханства.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа, групповая.
Заполнение таблицы, анализ табличного материала. Подготовить сообщение о Мухаммадьяре.
Характеризовать торговые связи Казанского ханства; объяснять какие отрасли культуры получили развитие в Казанском ханстве.
Учебник §9, вопросы и задания. Подготовить сообщение о Мухаммадьяре.
24.05
69.
Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости.
1
Комбинированный урок.
Индивидуальная работа.
Работа с текстом учебника, документами. Составить рассказ о героической защите Казани.
Соотносить периоды в истории Казанского ханства и их особенности. Объяснять основные причины конфликтов между Московским государством и Казанским ханством.
Учебник §10, вопросы и задания
26.05
70.
Обобщающий урок по курсу «История Татарстана»
1
Повторительно- обобщающий урок.
Тестирование.
Обобщать и систематизировать исторический материал.
31.05
Приложение
Контрольная работа №1
Задание 1
Вопрос:
Выбери датировку Средних Веков Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) 5 - 15 века
2) 1 - 5 века
3) 16 - 19 века
Задание 2
Вопрос:
Каким принципом пользовались феодалы в отношениях между друг-другом Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) "свобода, равенство, братство"
2) "от каждого по способностям, каждому - по потребностям"
3) "вассал моего вассала - не мой вассал
Задание 3
Вопрос: Какую дату принято считать началом Средних Веков в западной Европе
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 476 год
2) 678 год
3) 564 год
4) 1 год
Задание 4
Вопрос: Какими были основные сословия средневекового общества
1) "Те, кто воюет"
2) "Те, кто молится"
3) "Те, кто работает"
4) "Те, кто не работает"
Задание 5
Вопрос: На какие три периода принято делить историю Средних веков в Европе:
1) Раннее Средневековье
2) Позднее Средневековье
3) Высокое Средневековье
4) Новое Средневековье
5) Древнее Средневековье
Задание 6
Вопрос:
Какие признаки характерны для обществ периода Средних Веков
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Своя религия
2) Своя система образования
3) Своё государство
4) Своя культура
Задание 7
Вопрос:
Выбери три основные группы исторических источников
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Природные
2) Письменные
3) Вещественные
4) Произведения искусства
Задание 8
Вопрос:
Расположи периоды истории в хронологическом порядке
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Новое время
__ Новейшее время
__ Средние века
__ Древний Мир
Задание 9
Вопрос:
Сопоставь средневековое сословие с его занятиями и обязанностями
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Феодалы
2) Духовенство
3) Крестьяне
__ «Вымаливали» грехи других сословий
__ Вели хозяйство, платили феодалу налоги
__ Владели всей землёй, управляли государством, составляли войско для защиты страны
Задание 10
Вопрос:
Какой строй был характерен для общества средневековой Европы
Запишите ответ:
__________________________________________
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1;
2) (1 б.) Верные ответы: 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 1;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
8) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 2; 1;
9) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 1;
10) (1 б.) Верный ответ: "феодальный".
Контрольная работа №2
Задание 1
Вопрос:
Сопоставь группу славянских народов и их название
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Южные
2) Западные
3) Северные
4) Восточные
__ Русские, белорусы, украинцы
__ Болгары, сербы, хорваты
__ Чехи, поляки, словаки
Задание 2
Вопрос:
Назови основные занятия славян
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Торговля
2) Земледелие
3) Скотоводство
4) Ремесло
5) Военное дело
Задание 3
Вопрос:
Как называлось народное собрание у славян
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 4
Вопрос:
Как звали братьев, составивших славянский алфавит
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Евгений и Петр
2) Кирилл и Мефодий
3) Иван и Александр
Задание 5
Вопрос:
Назови годы правления Симеона в Болгарии
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) 843 - 876
2) 893 - 927
3) 576 - 612
Задание 6
Вопрос:
В каком году Чехия стала королевством
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) 1085
2) 1254
3) 1032
Задание 7
Вопрос:
При каком правителе Польша стала королевством
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Мешко 1
2) Казимир 1
3) Болеслав 1
Задание 8
Вопрос:
Назови государства славян, образовавшиеся в изученный период
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Киевская Русь
2) Словения
3) Чехия
4) Польша
5) Украина
Задание 9
Вопрос:
Сопоставь правителя и страну
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Киевская Русь
2) Болгария
3) Византия
4) Польша
__ Мешко
__ Василий 2
__ Симеон
Задание 10
Вопрос:
В каком веке произошло разделение славян на группы
Запишите ответ:
__________________________________________
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 4; 1; 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
3) (1 б.) Верный ответ: "вече".
4) (1 б.) Верные ответы: 2;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 1;
7) (1 б.) Верные ответы: 3;
8) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
9) (1 б.) Верные ответы: 4; 3; 2;
10) (1 б.) Верный ответ: "7".
Контрольная работа №3
Задание 1
Вопрос:
Как называлась столица Ацтеков
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Куско
2) Теночтитлан
3) Эциа
4) Мачу-Пикчу
Задание 2
Вопрос:
Какое название носила столица империи Инков
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Утатлан
2) Теночтитлан
3) Чокекирао
4) Куско
Задание 3
Вопрос:
С именем какого конкистадора связывают уничтожение империи ацтеков
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Эрнан Кортес
2) Диего де Веласкес
3) Антонио де Мендоса
Задание 4
Вопрос:
Сопоставь регионы (территории) Африки и религии, оказавшие заметное влияние на развитие их культуры
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) христианство
2) ислам
3) традиционные верования
__ Восточная и Западная Африка
__ Центральная Африка
__ Эфиопия
Задание 5
Вопрос:
Какое общее название получили коренные жители Америки от европейцев
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 6
Вопрос:
Какие достижения других цивилизаций были не известны цивилизациям Америки
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) гончарный круг
2) земледелие
3) колесо
4) огнестрельное оружие
Задание 7
Вопрос:
Каким народам Южной и Центральной Америки, находившимся на порядок выше своих соседей, удалось создать свои государства и неповторимую культуру
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) ацтеки
2) инки
3) чероки
4) майя
5) алеуты
Задание 8
Вопрос:
Сопоставь цивилизации и их достижения или особенности
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) один из самых точных на тот момент календарей в мире, введение числа "ноль"
2) вера в необходимость поддержания существования Мира жертвоприношениями
3) широкое применение террасного поливного земледелия
__ инки
__ майя
__ ацтеки
Задание 9
Вопрос:
Какие страны Африки (южнее Сахары) были наиболее могущественными в период Средних Веков
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Мали
2) Гана
3) Тунис
4) Аксум
5) Египет
Задание 10
Вопрос:
Какое название носило узелковое письмо инков
Запишите ответ:
__________________________________________
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 4;
3) (1 б.) Верные ответы: 1;
4) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;1;
5) (1 б.) Верный ответ: "индейцы".
6) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
8) (1 б.) Верные ответы: 3; 1; 2;
9) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
10) (1 б.) Верный ответ: "кипу".
№4. Итоговый тест по истории России
1 Вариант 6 класс
1. К восточным славянам относятся племена:
А. хазары, печенеги, половцы
Б. поляне, древляне, дреговичи
В. торки, ливы, пруссы
Г. мурома, ливы, мордва
2. С именем князя Ярослава Мудрого связано:
А. покорение Дунайской Болгарии
Б. крещение Руси
В. принятие Русской Правды
Г. объединение Киева и Новгорода
3. Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:
А. полюдье В. повоз
Б. обход Г. ополчение
4. В 945 г. древлянами был убит князь:
А. Рюрик В. Игорь
Б. Олег Г. Святослав
5. Русь приняла крещение в:
А. 860 г. В. 988 г.
Б. 980 г. Г. 996 г.
6. Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:
А. Русская Правда В. Урок Ярославичам
Б. Судебник Г. Соборное Уложение
7. Первая известная летопись на Руси:
А. «Слово о полку Игореве»
Б. «Поучение Владимира Мономаха»
В. «Повесть временных лет»
Г. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
8. Первый из русских городов, павший под ударом войска Батыя:
А. Москва В. Рязань
Б Коломна Г. Новгород
9. Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:
А. проведение переписи населения в Новгороде
Б. поездку к хану Орды за ярлыком
В. победу над крестоносцами
Г. разгром шведского отряда
10. Ордынские чиновники, которые собирали дань:
А. бесермены В. баскаки
Б. беки Г. эмиры
11. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской
православной церкви:
А. Иван Калита Б. Дмитрий Донской В. Александр Невский
12. Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил
благословление накануне Куликовской битвы:
А. Сергий Радонежский В. митрополит Алексий
Б. митрополит Петр Г. патриарх Никон
13. Куликовская битва произошла в:
А. 1240 г. В. 1480 г.
Б. 1380 г. Г. 1242 г.
14. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:
А. Угра В. Дон
Б. Непрядва Г. Калка
15. Год принятия Судебника Ивана III:
А. 1380 г. В. 1480 г.
Б. 1382 г. Г. 1497 г.
Выберите правильный вариант ответа среди предложенных.
-
Участники Куликовской битвы:
А. Пересвет Г. Челубей
Б. Ягайло Д. Тохтамыш
В. Мамай Е. Ахмат
1. А Б Д 3. Б В Г
2. Б В Е 4. А В Г
17. В результате монгольского нашествия на Русь:
А. большинство городов было сожжено
Б. запустели пахотные земли
В. установлен военно-политический союз с Ордой
Г. погибли большинство князей и воевод
Д. большинство земель не пострадало
1. А Б Г 3. В Г Д
2. Б В Д 4. А Г Д
18. Установите соответствие между понятием и определением:
1. ярлык А. монгольские сборщики дани
2. полюдье Б. грамота от хана на право княжения
3. баскаки В. господство ордынцев, угнетение
4. иго Г. сбор дани на Руси
19. Соотнесите события и даты:
1. Невская битва А. 1223 г.
2. Куликовская битва Б. 1240 г.
3. Ледовое побоище В. 1380 г.
4. Битва на р. Калка Г. 1242 г.
20. О каком событии написал поэт К.Симонов:
«Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом, тремя рядами конных башен они вломились напролом…».
Ключ 6 класс
1 Вариант
1 - Б
2 - В
3 - А
4 - Б
5 - Г
6 - А
7 - В
8 - В
9 - Г
10 - В
11 - А
12 - А
13 - Б
14 - А
15 - Г
16 - 4
17 - 1
18 - 1-Б; 2-Г; 3-А; 4-В
19 - 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А
20 - Ледовое побоище
Итоговый тест по истории России
2 Вариант 6 класс
1. Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:
А. Русская Правда В. Урок Ярославичам
Б. Судебник Г. Соборное Уложение
2. Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:
А. полюдье В. повоз
Б. обход Г. ополчение
3. Русь приняла крещение в:
А. 860 г. В. 988 г.
Б. 980 г. Г. 996 г.
4. Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:
А. проведение переписи населения в Новгороде
Б. поездку к хану Орды за ярлыком
В. победу над крестоносцами
Г. разгром шведского отряда
5. К восточным славянам относятся племена:
А. хазары, печенеги, половцы
Б. поляне, древляне, дреговичи
В. торки, ливы, пруссы
Г. мурома, ливы, мордва
6. Первая известная летопись на Руси:
А. «Слово о полку Игореве»
Б. «Поучение Владимира Мономаха»
В. «Повесть временных лет»
Г. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
7. Куликовская битва произошла в:
А. 1240 г. В. 1480 г.
Б. 1380 г. Г. 1242 г.
8. Первый из русских городов, павший под ударом войска Батыя:
А. Москва В. Рязань
Б Коломна Г. Новгород
9. С именем князя Ярослава Мудрого связано:
А. покорение Дунайской Болгарии
Б. крещение Руси
В. принятие Русской Правды
Г. объединение Киева и Новгорода
10. В 945 г. древлянами был убит князь:
А. Рюрик В. Игорь
Б. Олег Г. Святослав
11. Ордынские чиновники, которые собирали дань:
А. бесермены В. баскаки
Б. беки Г. эмиры
12. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской
православной церкви:
А. Иван Калита Б. Дмитрий Донской В. Александр Невский
13. Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил
благословление накануне Куликовской битвы:
А. Сергий Радонежский В. митрополит Алексий
Б. митрополит Петр Г. патриарх Никон
14. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:
А. Угра В. Дон
Б. Непрядва Г. Калка
15. Год принятия Судебника Ивана III:
А. 1380 г. В. 1480 г.
Б. 1382 г. Г. 1497 г.
Выберите правильный вариант ответа среди предложенных.
16. Участники Куликовской битвы:
А. Пересвет Г. Челубей
Б. Ягайло Д. Тохтамыш
В. Мамай Е. Ахмат
1. А Б Д 3. Б В Г
2. Б В Е 4. А В Г
17. В результате монгольского нашествия на Русь:
А. большинство городов было сожжено
Б. запустели пахотные земли
В. установлен военно-политический союз с Ордой
Г. погибли большинство князей и воевод
Д. большинство земель не пострадало
1. А Б Г 3. В Г Д
2. Б В Д 4. А Г Д
18. Соотнесите события и даты:
1. Невская битва А. 1223 г.
2. Куликовская битва Б. 1240 г.
3. Ледовое побоище В. 1380 г.
4. Битва на р. Калка Г. 1242 г.
19. Установите соответствие между понятием и определением:
1. ярлык А. монгольские сборщики дани
2. полюдье Б. грамота от хана на право княжения
3. баскаки В. господство ордынцев, угнетение
4. иго Г. сбор дани на Руси
20. О каком событии написал поэт К.Симонов:
«Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом, тремя рядами конных башен они вломились напролом…».
Ключ 6 класс 2 Вариант
1 - А
2 - А
3 - В
4 - Г
5 - Б
6 - В
7 - Б
8 - В
9 - В
10 - Б
11 - В
12 - А
13 - А
14 - А
15 - Г
16 - 4
17 - 1
18 ; 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А
19 - 1-Б; 2 -Г; 3 - А; 4 - В
20 - Ледовое побоище
140