Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторских программ А.А,Данилова, В.А.Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней 6-9 классы»-для 7 класса «История государства и народов России в XVI-XVIIIвв.»; С.В.Колпакова, М.В.Пономарева «Всеобщая история 5-9 классы»-для 7 класса «Новая история,часть1(конецXV-XVIIIвв..)» / /Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. История. Обществознание. М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение истории в 7 классе отводится 68 часов (история России-40 часов, Новая история-28 часов). Рабочая программа предусматривает обучение истории в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения исторических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки обучающихся, устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций - готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Общая характеристика учебного предмета - историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Критерий качества исторического образования связан не только с усвоением информации и способностью воспроизводить изученный материал, но и с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры обучающихся.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Раздел включает перечень учебных экскурсий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления обучающихся с установленными правилами техники безопасности.

Концептуальной основой раздела истории 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, творческой деятельности; формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что история как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний об историческом прошлом. Курс истории в 7 классе предоставляет возможность познакомить подростков с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития у обучающихся способности решать проблемы различной степени сложности. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения истории основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания истории, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Задачи курса:

овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину;

формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);

нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей;

гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

иcпользование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «История» на ступени основного общего образования являются: определение и объяснение понятий, применение принципа историзма, сравнение, аргументирование, определение личной точки зрения, осуществление оценочных суждений.




Результаты изучения учебного предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: проводить самостоятельный поиск исторической информации, изучать, анализировать и оценивать, сравнивать, устанавливать связи, объяснять, аргументировать, участвовать в дискуссиях, применять, формулировать собственную позицию.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности.

В связи с этим основные приоритеты методики изучения истории на данном уровне: проблемное обучение; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность обучающихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, использование здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования умений и навыков обучающихся; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадями с печатной основой: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «История России, к.XVI-XVIIIвв.. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011; А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Новая история, 1500-1800. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, аргументирования выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении истории.

Для получения объективной информации о достигнутых обучающимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений обучающихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации обучающихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

-основные этапы и ключевые события истории России и мира в XVI - XVIII в. и выдающихся деятелей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

уметь:

-определять последовательность и длительность важнейших событий истории России и Новой истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

-читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-анализировать исторические явления, процессы факты;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XVI - XVIII в., достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.



Учебно-тематический план


п/п

Содержание материала

Кол-во часов

1

Введение. История России к. XVI - XVIII вв..

1

2

Глава I. Россия на рубеже XVI-XVII веков.

3

3

Глава II. Россия в XVII веке. Экскурсия в районный историко-этнографический музей.

9

4

Глава III. Россия при Петре I.

10

5

Глава IV. Россия в 1725-1762 годах.

5

6

Глава V. Россия в 1762-1801 годах. Экскурсия в краеведческий музей- г.Курск.

11

7

История России к. XVI - XVIII вв.. Урок итогового контроля.

1

Итого:

40

Изменения, внесённые в распределение учебных часов по отношению к авторской программе не помешают обучающимся выйти на уровень стандарта по истории в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.





Учебно-тематический план


п/п

Содержание материала

Кол-во часов

1

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1

2

Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

12

3

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).

3

4

Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

9

5

Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

2

6

Первые уроки Нового времени. Урок итогового контроля.

1

Итого:

28


Изменения, внесённые в распределение учебных часов по отношению к авторской программе не помешают обучающимся выйти на уровень стандарта по истории в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ИСТОРИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XVI - ХVIII вв. 40 часов.

Введение. История России к. XVI - XVIII вв.. 1 час.

Глава I. Россия на рубеже XVI-XVII вв. 3 часа.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Установление крепостного права.

Смута. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

Окончание Смутного времени. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ-Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, семибоярщина. ЗНАТЬ-«заповедные лета», дети боярские, крепостное право, «урочные лета», народное ополчение, интервенция, гражданская война, национальное самосознание. УМЕТЬ-описывать положение основных слоев общества; выявлять причины Смутного времени; высказывать суждения о перспективах развития страны при Б.Годунове; называть существенные черты политического устройства страны.

Глава II. Россия в XVII в. 9 часов.

Новые явления в экономике. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Основные сословия российского общества. Дворяне. Крестьяне. Городское население. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.

Власть и церковь. Церковный раскол. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

Народные движения. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Образование и культура в XVII веке. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Наш край в XVII веке. Экскурсия в районный историко-этнографический музей.

Повторительно-обобщающий урок. Россия в XVII веке.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ-мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм, белые слободы, крепостное право, абсолютизм крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры. ЗНАТЬ-экономические последствия Смутного времени, развитие сельского хозяйства, формирование всероссийского рынка, мануфактура - предприятие нового типа, подворная подать, служилые люди, наемные работники, социальная структура, самодержавие, Боярская дума. УМЕТЬ-называть существенные черты экономического развития России в XVIIв.; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства; описывать положение основных сословий в России в XVIIв.; систематизировать исторический материал в таблице; объяснять значение понятий; характеризовать политическую систему и основные причины разногласий между властью и церковью; характеризовать роль личности.

Глава III. Россия при Петре I. 10 часов.

Предпосылки петровских преобразований. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Петр I. Россия на рубеже веков. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.

Начало Северной войны (1700-1721гг.). Северная война. Основание Петербурга.

Полтавская битва. Итоги Северной войны. Полтавская битва. Прутский поход.

Реформы Петра I. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Экономическая политика Петра I.

Народные движения первой четверти XVIII века. Выступление К. Булавина.

Художественная культура в первой четверти XVIII века. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Наш край в первой половине XVIII века.

Повторительно-обобщающий урок. Россия при Петре I.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ-рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, политес, кунсткамера, домовитое казачество, прелестные письма. ЗНАТЬ-причины и предпосылки преобразований, характеристику личности ПетраI, причины, ход, итоги Северной войны, азовские походы, абсолютизм, Синод, бюрократия, ратуши, преобразования, отходники, причины народных восстаний, образование, культура, быт. УМЕТЬ-называть причины отставания России; выявлять причины преобразований; анализировать проекты, этапы жизни ПетраI; называть, соотносить факты и процессы становления абсолютизма; давать анализ неудач русской армии в Северной войне и причин народных волнений; называть, раскрывать значение преобразований ПетраI; высказывать свое суждение.

Глава IV. Россия в 1725-1762 годах. 5 часов.

Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.

Россия в эпоху дворцовых переворотов. Фаворитизм. Бироновщина.

Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Внешняя политика России в 1725-1762 годах. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Повторительно-обобщающий урок. Россия в 1725-1762 годах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ- кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк. ЗНАТЬ-Дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник, фаворит, откуп, подряд. УМЕТЬ- объяснять значение понятий; называть основные этапы, даты и действующие лица дворцовых переворотов; характеризовать основные направления внутренней политики; выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России; подготовить сообщение об исторических персонажах эпохи дворцовых переворотов; называть основные направления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных слоев населения; выявлять изменения их положения; характеризовать изменения в структуре управления; анализировать итоги внешней политики и последствия; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.

Глава V. Россия в 1762-1801 годах. 11 часов.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Социальные движения второй половины XVIII в. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Начало разложения феодально-крепостнической системы.

Основные направления внешней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии.

Внешняя политика Екатерины II. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Россия при Павле I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Наука и образование. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета.

Особенности развития художественной культуры в 1762-1801 годах. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков.

Художественная культура России. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Наш край во второй половине XVIII века.

Повторительно-обобщающий урок. Россия в 1725-1801 годах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ- просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентаментализм, деспотия. ЗНАТЬ-Конституция, особенности внутренней и внешней политики, изменения в городском управлении, работу Уложенной комиссии, самоуправление, самозванец, экономика, мануфактура, денежный оброк, барщина, протекторат, коалиция, нейтралитет, блокада, эскадра, захватническая война, университет, духовная семинария. барокко, классицизм, идеология, паровая машина. УМЕТЬ-объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства России; характеризовать особенности внутренней политики России; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления; составить политический портрет Екатерины II; называть места, имена, участников крестьянской войны; соотносить факты и процессы; описывать успехи России и трудности развития экономики; крепостнический строй и его разложение; сравнивать экономическое развитие России и стран Западной Европы.

История России к. XVI - XVIII вв.. Урок итогового контроля. 1 час.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XVI - ХVIII вв. 28 часов.

Введение. От Средневековья к Новому времени. 1 час.

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ- понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. ЗНАТЬ -Европа в конце средневековья, человек Нового времени, черты нового общества. УМЕТЬ- использовать ранее изученный материал; анализировать источники.

Глава I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ. 12 часов.

Технические открытия и выход к Мировому океану. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Географические представления. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Общество и личность в условиях абсолютизма. Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Великие гуманисты Европы. От Средневековья - к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Мир художественной культуры. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле. Уильям Шекспир. Мигель Сервантес. Музыкальное искусство в Западной Европе.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения».

Рождение новой европейской науки. Развитие науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей. Исаак Ньютон. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт - основоположники философии Нового времени. Джон Локк.

Начало реформации в Европе. Обновление христианства. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Томас Мюнцер - вождь народной Реформации.

Распространение реформации в Европе. Контрреформация. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и усиление королевской власти во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Реформация в Европе».

Основные понятия темы-Новая история, Великие географические открытия, колониальные империи, меркантилизм, протекционизм, мануфактуры, буржуазия, капитализм, фабрика, Возрождение, гуманизм, Реформация, Лютеранская церковь, протестантизм, Контрреформация, религиозные войны. ЗНАТЬ - новые изобретения и усовершенствования, путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана, начало создания колониальных империй, значение абсолютизма для развития общества, зарождение капиталистических отношений, высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур», рождение гуманизма, «титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея, создание И.Ньютоном новой картины мира, Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк, причины Реформации и её распространение в Европе, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж.Кальвин, Контрреформация, укрепление англиканской церкви и абсолютизма, Франции к середине XVII века.УМЕТЬ-работать с картой (показывать маршруту путешествий); выделять главное в рассказе учителя и в тексте; анализировать документы; составлять схемы; составлять устный рассказ по сюжету; устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно работать с учебником и документами; пользоваться иллюстрациями; сравнивать особенности развития культуры разных периодов; делать выводы; характеризовать особенности развития культуры; сравнивать и анализировать взгляды и учения.

Глава II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ). 3 часа.

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский.

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Гражданская война. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения в XVI-XVIII вв. Причины международных конфликтов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Семилетняя война, ее участники и значение.

Основные понятия темы-социальная революция, аграрный переворот, республика, парламент, конституционная монархия. ЗНАТЬ -особенности экономического и политического развития Нидерландов, экономические и религиозные противоречия с Испанией, английская революция середины XVII в., гражданская война, провозглашение республики, реставрация монархии, причины международных конфликтов в XVI - XVIII вв.; Тридцатилетняя война: причины и ход войны, окончание войны и её последствия, Вестфальский мир. УМЕТЬ -выделять главное в тексте; работать с документами; самостоятельно готовить сообщения по заданной теме; работать с картой; систематизировать выделенное в таблицу.

Глава III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. 9 часов.

Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер, Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо.

Мир художественной культуры Просвещения. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо.Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста (луддизм).

Английские колонии в Северной Америке. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Формирование североамериканской нации.

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Идеология американского общества. Б. Франклин. Дж.Вашингтон и Т. Джефферсон. Историческое значение образования США.

Франция XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Франция в сер. XVIII в.. 14 июля1789г.-начало революции.

Великая французская революция. От монархии к республике. Конституция 1791г. Провозглашение республики. Суд над королем и казнь Людовика XVI. Якобинская диктатура.

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Государственный переворот 18 брюмера 1799г. и установление консульства.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая французская революция».

Основные понятия темы-Просвещение, просвещенный абсолютизм, Конституция, реформы, якобинская диктатура. ЗНАТЬ -просветители XVIII в., идеи Просвещения, художественная культура, аграрная революция в Англии, промышленный переворот, его предпосылки и особенности, первые колонии в Северной Америке, формирование североамериканской нации, причины войны за независимость и её начало- Д.Вашингтон и Т. Джефферсон, Декларация независимости, ход войны, итоги и значение, образование США, Конституция 1787 г., Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие; кризис абсолютизма во Франции, Великая французская революция, начало революции, Директория, революционные войны, Наполеон Бонапарт. УМЕТЬ- выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу; составлять план и таблицу; выделять главное в тексте; работать с текстом учебника и дополнительными источниками; устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями; анализировать текст документа и выделять главное.

Глава IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ. 2 часа.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Государство-верховный собственник земли. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Государства Востока. Начало европейской колонизации. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы.

Основные понятия темы-конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. ЗНАТЬ-мир испанцев и мир индейцев, создание колониальной системы управлении, латиноамериканское общество, государство - верховный собственник земли, империя Великих Моголов в Индии, Цинская империя, Китай и Европа, Япония в период правления династии Токугавы, правление сёгунов, «закрытие» Японии, переход от средневековья к Новому времени (сущность и значение), влияние революций XVII - XVIII вв. на дальнейшее развитие стран. УМЕТЬ-составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия; использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач; обобщать изученный материал; делать выводы; актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем.

Первые уроки Нового времени. Урок итогового контроля. 1 час.

Изменения, внесённые в распределение учебных часов по отношению к авторской программе, не помешают обучающимся выйти на уровень Стандарта по истории в части достижения требований к уровню подготовки выпускников.

Календарно - тематический план 7 класс


п/п

Наименование глав. Тема урока.

К-во

часов

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Введение. От Средневековья к Новому времени. 1 час.

1

Работа с контурной картой.


Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. 12 часов.

2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала.


3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

Работа с исторической картой.


4

Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе.

1

Тест.


5

Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время.

1

Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания, обобщающий тест.


6

Великие гуманисты Европы.

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока.


7

Мир художественной культуры.

1

Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура».


8

Рождение новой европейской науки.

1

Устный опрос.


9

Начало реформации в Европе. Обновление христианства.

1

Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях Реформации.

10

Распространение реформации в Европе. Контрреформация.

1

Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме


11

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

1

Задания с развёрнутым ответом.


12

Религиозные войны и усиление королевской власти во Франции.

1

Обобщающая беседа в конце урока.


13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Реформация в Европе».

1

Тематический зачет.


Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). 3 часа.

14

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

1

Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц.


15

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

1

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока.


16

Международные отношения в XVI - XVIII вв.

1

Фронтальный опрос, тесты для закрепления.


Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 9 часов.

17

Великие просветители Европы.

1

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления.


18

Мир художественной культуры Просвещения.

1

Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов.

.

19

На пути к индустриальной эре.

1

Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы.


20

Английские колонии в Северной Америке.

1

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления.

.

21

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

1

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа.


22

Франция XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

1

Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц.


23

Великая французская революция. От монархии к республике.

1

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока.


24

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

Устный опрос.

25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая французская революция».

1

Тематический зачет.


Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 2 часа.

26

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

1

Фронтальный опрос, тесты для закрепления.

.

27

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1

Тест.


28

Первые уроки Нового времени. Урок итогового контроля. Защита творческих работ. 1 час.

1

Тематический зачет.



п/п

Наименование глав. Тема урока.

К-во

часов

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Введение. История России к. XVI - XVIII вв.. 1 час.

1

Работа с контурной картой.


Глава I. Россия на рубеже XVI-XVII веков. 3 часа.

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала.


3

Смута.

1

Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления.


4

Окончание Смутного времени.

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока.


Глава II. Россия в XVII веке. 9 часов.

5

Новые явления в экономике.

1

Предъявление результатов работы в виде таблиц


6

Основные сословия российского общества.

1

Задания с кратким ответом.


7

Политическое развитие страны.

1

Тест.


8

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Могли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?


9

Народные движения.

1

Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений.

    10

    Внешняя политика.

    1

    Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте.


    11

    Образование и культура в XVII веке.

    1

    Проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура».

    12

    Наш край в XVII веке. Экскурсия в районный историко-этнографический музей.

    1

    Опрос по домашнему заданию, обобщение особенностей края.

    13

    Повторительно-обобщающий урок. Россия в XVII веке.

    1

    Тематический зачет.

    .

    Глава III. Россия при Петре I. 10 часов.

    14

    Предпосылки петровских преобразований.

    1

    Обобщающая беседа в конце урока.


    15

    Петр I. Россия на рубеже веков.

    1

    Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц.


    16

    Начало Северной войны (1700-1721гг.)..

    1

    Задания с развёрнутым ответом.


    17

    Полтавская битва. Итоги Северной войны.

    1

    Устный опрос.


    18

    Реформы Петра I.

    1

    Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока.


    19

    Экономика России в первой четверти XVIII века.

    1

    Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа.


    20

    Народные движения первой четверти XVIII века.

    1

    Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц.


    21

    Художественная культура в первой четверти XVIII века.

    1

    Устный опрос.


    22

    Наш край в первой половине XVIII века.

    1

    Тест для закрепления.


    23

    Повторительно-обобщающий урок. Россия при Петре I.

    1

    Тематический зачет.

    .

    Глава IV. Россия в 1725-1762 годах. 5 часов.

    24

    Дворцовые перевороты.

    1

    Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы: «Почему в XVIII в. наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?»

    25

    Россия в эпоху дворцовых переворотов.

    1

    Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц.


    Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 2 часа.

    26

    Внутренняя политика в 1725-1762 годах.

    1

    Тесты для повторения, тесты для закрепления.

    .

    27

    Внешняя политика России в 1725-1762 годах.

    1

    Фронтальный опрос, тесты для закрепления.


    28

    Повторительно-обобщающий урок. Россия в 1725-1762 годах.

    1

    Тематический зачет.

    .

    Глава V. Россия в 1762-1801 годах. 11 часов.

    29

    Внутренняя политика Екатерины II.

    1

    Задание в конце параграфа, тесты для закрепления.


    30

    Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

    1

    Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа.


    31

    Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

    1

    Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы.


    32

    Основные направления внешней политики Екатерины II.

    1

    Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы.


    33

    Внешняя политика Екатерины II.

    1

    Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте.


    34

    Россия при Павле I.

    1

    Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления.


    35

    Наука и образование.

    1

    Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов.


    36

    Особенности развития художественной культуры в 1762-1801 годах.

    1

    Викторина.


    37

    Художественная культура России во второй половине XVIII века.

    1

    Задание в конце параграфа, тесты для закрепления.


    38

    Наш край во второй половине XVIII века.

    1

    Устный опрос.


    39

    Повторительно-обобщающий урок. Россия в 1725-1801 годах.

    1

    Тест.


    40

    История России к. XVI - XVIII вв.. Урок итогового контроля. 1 час.

    1

    Тематический зачет.



    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «История»:

    - Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по истории (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

    - Типовые учебные программы курса истории для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и НРФ;

    - Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории;

    - Перечень учебного оборудования по истории для основной школы;

    - Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

    -Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания исторического образования.

    Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания истории.

    Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

    Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс». - М.: Просвещение, 2011; А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011.

    тетрадей с печатной основой:

    А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «История России, к.XVI-XVIIIвв.. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011; А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Новая история, XVI-XVIIIвв.. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011.

    а также методических пособий для учителя:

    А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс - М.: Просвещение, 2007.

    А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс».. - М.: Просвещение, 2007.

    В.С. Грибов. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории. Москва. Дрофа,2009.

    В.В. Шаповал. Дидактические материалы по истории России XVI - XVIII веков: 7-й кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, к. XVI - XVIII век. 7 класс». - М.: Экзамен, 2006.

    - Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

    Учебно-методический комплект для обучающихся:

    А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс». - М.: Просвещение, 2011;

    А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России, к.XVI-XVIIIвв..7 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «История России, к.XVI-XVIIIвв.. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011;

    Атлас и контурные карты по истории России. 7 класс. М.; Дрофа, 2008.

    А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011.

    А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Новая история, XVI-XVIIIвв.. 7 класс». - М.: Просвещение, 2011.

    Атлас и контурные карты по Новой истории. 7 класс. М.; Дрофа, 2008.

    Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

    - учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, и др.);

    - учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы обучающихся);

    - инструментарий диагностики уровня обученности обучающихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения обучающимися содержания исторического образования);

    - варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

    - материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

    Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «история» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по истории (для основной школы базового уровня). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).


    Список литературы


    Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторских программ А.А,Данилова, В.А.Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней 6-9 классы»-для 7 класса «История государства и народов России в XVI-XVIIIвв.»; С.В.Колпакова, М.В.Пономарева «Всеобщая история 5-9 классы»-для 7 класса «Новая история,часть1(конецXV-XVIIIвв..)» / /Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. История. Обществознание. М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

    Дополнительная литература для учителя:

    1) С.К.Алиева. Всеобщая история в таблицах и схемах. -М.: Просвещение,2007.

    2) В.В.Каргалова. История России в лицах: биографический словарь. - М.: Русское слово,1997.

    3) Н.Ю. Колесниченко. История России XVI-XVIIIвв.. Учебное пособие. -М.: Дрофа, 2009.

    4) М.В.Короткова М.В. История России IX-XVIII века; дидактические материалы. -М.: Дрофа,2006.

    5) В. Г.Петрович, Н. М.Петрович. Уроки истории. -М.: Просвещение, 2009.

    6) С.К.Смирнов. Задачник по истории России: уч.пособие. -М.: Просвещение, 2008.

    7) А.В.Шестаков. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII в.: хрестоматия. -М., Просвещение, 2008.

    для обучающихся:

    1) История Курского края. Учебное пособие для обучающихся 7-8 классов. Курск, «Издательство », 2009.

    Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по истории.





































    © 2010-2022