• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1»

План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1»

План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ветеринарный фельдшер. Материалы плана – конспекта урока, а также разработанная к нему компьютерная презентация может быть использована на уроках истории в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.
Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России

в период реформ Петра 1».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России

в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ветеринарный фельдшер. Материалы плана - конспекта урока, а также разработанная к нему компьютерная презентация может быть использована на уроках истории в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.

Цели урока:

- раскрыть содержание основных этапов истории развития ветеринарии и значение крупных научных открытий в этой области.

- изучить основные указы Петра 1 в области ветеринарии, их содержание и значение для дальнейшего развития ветеринарной науки в России.

- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, продолжить формирование хронологических навыков.

Задачи урока:

Познавательный аспект

После занятия учащиеся должны:

- знать и уметь раскрывать основные этапы истории ветеринарии;

- перечислять и раскрывать основные указы Петра 1 в области ветеринарии, их содержание и значение для дальнейшего развития ветеринарной науки в России;

- уметь объяснить, какое значение сыграла личность Петра 1 на развитие ветеринарной науки.

- достигнуть на данном уроке уровня качества знаний, умений и навыков: репродуктивного (для слабых учеников), конструктивного или творческого (для основного числа учащихся).

Развивающий аспект

- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся;

- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);

- совершенствование мыслительных навыков: анализировать текст, отбирать в нём данные на определённую тему, обобщать и систематизировать отобранный материал, разрешать проблемы;

- развитие умения действовать по алгоритму и, в то же время, находить новые способы решения проблемной ситуации, если она не может быть исчерпана тради­ционными методами;


Воспитывающий аспект

- способствовать формированию общих профессиональных компетенций, соответствующих современным социальным требованиям.

- воспитывать гуманное отношение к другим людям через такие качества, как товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуальность цен­ности человеческой жизни;
- способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности, чувству собственного достоинства;
- воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;
- воспитывать осознание такой нравственной ценности, как патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, чувство гордости за ее историческое прошлое.

Применяемые педагогические технологии:

Технология проблемного обучения

Создание проблемной ситуации: постановка проблемных вопросов, на которые учащиеся должны ответить в конце урока: как повлияли указы Петра 1 какую роль сыграла его личность на дальнейшее развитие ветеринарной науки в России? Данное задание направляет учащихся на решение проблемы, организует поиск решения. Таким образом, учащиеся ставятся в позицию субъекта своего обучения и как результат у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия.

Элементы личностно-ориентированного развивающего обучения

Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося при постановке проблемного вопроса, стимулирование каждого учащихся к активной деятельности, высказываниям без боязни ошибиться в ходе работы в группе, оценка деятельности учащихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создание ситуации успеха при проведении тестирования в конце урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в процессе проведения урока, рефлексия, взаимоконтроль.

Элементы компьютерной (информационной ) технологии

Использование на этапе формирования знаний, умений и навыков компьютерной презентации, разработанной учащимися. Возможно обсуждение домашнего задания и обмен мнениями по данной теме в сети интернет.

Оборудование урока: компьютер и проектор, дидактические материалы, индивидуальные оценочные листы.

План урока:

1. Организационный момент (5 мин).
2. Актуализация опорных знаний (5 мин).
3. Формирование знаний, умений и навыков ( 15 мин).
4. Первичное закрепление и практическое применение знаний (7 мин).

5. Подача домашнего задания (3 мин).
6. Итоги урока. Рефлексия (5 мин.)

Тип урока: урок изучения нового материала


Методы, используемые на уроке: методы формирования сознания (объяснение, примеры); метод организации деятельности (упражнение для учащихся); методы стимулирования (поощрение)

Структура урока

  1. Организационный момент. На этом этапе урока учитель способствует созданию рабочего и психологического настроя учащихся. Объявляется цель урока, ставится проблемный вопрос. Учитель раздает инструкционные карты урока и дидактические материалы (5 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний. На этом этапе учитель использует метод формирования сознания учащихся с помощью объяснения нового материала, учащиеся работают с приложениями под руководством учителя (5 мин.)

  3. Формирование знаний, умений и навыков. Учащиеся демонстрируют свои собственные индивидуальные проекты. Период самопрезентации - 7-10 минут. На этом этапе сильные учащиеся являются соведущими урока, остальные воспринимают информацию урока и заполняют инструкционные карты (15 мин.)

  4. Первичное закрепление материала и его практическое применение. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Критерии отметки: 1 правильный ответ - 1 балл. В тесте всего 5 вопросов. На этом же этапе осуществляется взаимоконтроль и взаимопроверка. В результате учитель предлагает учащимся поднять руку ответившим на 5 вопросов, на 4 вопроса, на 3 вопроса. На этом этапе урока формируется критическое мышление учащихся. На его основе выстраивается творческое мышление (7 мин.)

  5. Подача домашнего задания. Учащимся предлагается создать индивидуальный проект по теме: «Моя профессия - ветеринар. Мои домашние животные» (3 мин.)

  6. Итоги урока. На этом этапе урока проводится рефлексия, учащиеся отвечают на вопросы: «Сегодня я узнал, я научился, работоспособность моя на уроке была активная (рассеянная), мое настроение (было интересно или неинтересно), меня удивило». (5 мин.)

Методы, используемые на уроке:

  1. Словесные - объяснение, беседа, инструктаж

  2. Практические - упражнение

  3. Наглядные - использование презентации

Литература

  1. Учебник В.В.Артёмова, Ю.Н.Лубченкова «История» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, часть 1, М.2012 г.

  2. А.Н.Сахаров, В.В.Артёмов «Поурочные рекомендации по истории России XVII - XVIII века. М.: «Просвещение», 2010.

  3. История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». - М.: «Лист». 2001. - 208 с.

  4. CD-ROM НОУ СГИ, ООО Статпро, 1997, 2010 «История Отечества. Мультимедийный курс».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ лист

по теме: «Развитие ветеринарии в России

в период реформ Петра 1».


Ф.И.О. __________________________________

БЛОК-1 «Основные этапы истории развития ветеринарии»

Заполнить таблицу, используя приложение № 1








БЛОК-2 «Размышление»

Ответить на проблемный вопрос, используя приложения № 2, №3.


  1. Как повлияли указы Петра 1 и его личность на дальнейшее развитие ветеринарной науки в России?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БЛОК-3 «Тест»

Ответить на вопросы теста, используя приложения №1, №2, №3, №4.


  1. Назовите учёного периода классической древности ?

а). Гарвей

б). Гиппократ

в). Н.И.Пирогов

2. Какое наказание предполагалось в указе от 1719 г. мясникам за нарушение соблюдения санитарных правил?

а). Предупреждение

б). Смертная казнь

в). Первый штраф - 10 рублей, 2 штраф - 20 рублей, 3 - битьё кнутом и каторга.

3.Какую науку особенно любил Пётр 1?

а). Хирургию

б). Астрономию

в). Математику

4. С какими реформами Петра 1 связано развитие ветеринарии?

а). Культурными

б). Военными

в). Экономическими


  1. Найдите неверный ответ. Значение реформ Петра 1 в области ветеринарии:

- открыты новые ветеринарные школы;

- приняты правила осмотра и забоя скота;

- изменение летосчисления (Новый год с января);

- разработаны меры профилактики и лечения заболеваний.

Критерии оценки:

«5» - правильные ответы на все пять вопросов;

«4» - правильные ответы на четыре вопроса;

«3» - правильные ответы на три вопроса;

«2» - неверные ответы на три или менее вопросов.

Рефлексия:я узнал, я удивился, я понял, я задумался, я работал на уроке (активно, неактивно), мои предложения. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 1

«Основные этапы истории развития ветеринарии

I. Первобытная медицина древнего Востока и классической древности (до XV в.). Еще за 6000 лет до нашей эры производились сложные операции у египтян, древних индусов, древних ассирийцев.
К этой эпохе относятся имена таких ученых как Гиппократ (V в.д.н.э. 460-377), Гален (II в.д.н.э.), Цельс (I в.н.э.), Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - канон врачебного искусства.

II. Средние века, эпоха возрождения, эпоха раннего капитализма (XVI-XVIIIв.)
В силу религиозного мистицизма в средние века ветеринария слабо развивалась. Преследовалось вскрытие трупов. Несмотря на это, за это время сделаны большие открытия. Гарвей (1578-1657гг) открыл законы кровообращения в 1605 году, который высказал публично.
А. Левенгук (1632-1728гг) изобрел микроскоп до 270 раз увеличения.Крупные работы по анатомии выполнили А. Везалий и другие.

III. Эпоха капитализма XIX-XXв.
В XIX веке и начале XX века были сделаны крупные открытия.
Особое значение имеют открытия Листера (1872-1912), Л. Пастера (1822-1895), К.В. Рентгена (1845-1923), работы Н.И. Пирогова и других.
Оценивая исторический путь развития ветеринарии, необходимо сказать, что на протяжении веков и тысячелетий деятельность ветспециалистов основывалась лишь на опыте, а не на точных знаниях до определенного периода времени. Этот период можно назвать эмпирическим, где опыт приобретался и строился на наблюдениях.









Приложение № 2 «ВЕТЕРИНАРИЯ В РОССИИ В XVIII в.»

Указы Петра I:

указом «О непродаже худого мяса» (1713) мясникам запрещалось убивать больных животных и продавать такое мясо; указ «О наблюдении порядка... за продажей мяса в рядах и в других местах» (1718) предписывал «чтобы никакой скотины и живности без свидетельств не били»; в указе «О битии мясниками скотины в показанном месте» (1719) говорится:

«...В том мясном ряду мясники бьют скотину и внутренность в показанное им место не убирают и бросают близ того ряда, от чего мерзостный дух происходит и нечистота.., о чем оного мясного ряда мясникам многажды подтверждено, дабы они внутренности скотския возили за пильные мельницы в показанное место; но оные, презря все таковое предложение, явились в том преслушны; и ежели впредь по обьявлении сего указа явятся преслушны, також в том ряду полки и лавки и прочее все оное место в чистоте содержать и около себя чистоты иметь не будут, и на таковых преслушников брать штрафы: за первую вину по 10 рублей, за вторую по 20 рублей, за третью бить кнутом и ссылать на каторгу.». В Русском государстве в ХVIII в. все мероприятия по профилактике и борьбе с заразными болезнями домашних животных проводились вначале Аптекарской канцелярией, а позднее Медицинской коллегией. Общее руководство и надзор за этими медицинскими организациями с 1711 г. осуществлял Правительствующий сенат. Он издавал соответствующие указы и распоряжения.

Охрана здоровья лошадей проводилась под руководством Главной дворцовой конюшенной канцелярии, а на местах в государственных конных заводах - управляющих и коновалов-мастеров.

С.П. Живодеров (1953) и Л.А. Зыкин (1964) отмечают, что Россия была первой страной в мире, где в узаконенном порядке еще в начале ХVIII века (по инициативе Петра I) начал применяться ветеринарно-санитарный осмотр скота и после убоя осмотр мяса, мясопродуктов, а также рыбы.





Приложение № 3

«Влияние личности Петра I на развитие ветеринарной науки»

Петр I был образованным человеком, высоко ценил науку, а к медицине испытывал особую страсть. «Распространению медицины в нашем отечестве при Петре Великом много способствовала страсть этого монарха к анатомии и хирургии, - отмечал историк медицины Н. Куприянов. - В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык. Обыкновенно монарх носил при себе два набора: один с математическими, другой с хирургическими инструментами и до того любил хирургию, что под руководством Термонта (этот лекарь-хирург приехал в Россию еще при царе Алексее Михайловиче. - М.М.) методически вскрывал трупы, делал разрезы, пускал кровь, перевязывал раны и выдергивал зубы. Царь повелел доносить о каждой более интересной операции, произведенной в госпитале или частном доме. Монарх не только следил за операциями, но и сам их делал».

В годы царствования Петра I в России были открыты крупные военные госпитали - в Москве (1707), Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах страны. Указом Петра I (1721) магистраты обязывались строить «земским иждивением гошпитали». В результате еще при жизни Петра I в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов.

При генеральных госпиталях и были открыты первые медико хирургические (госпитальные) школы, которые представляли собой принципиально новый тип высших медицинских учебных заведений: здесь готовили врачей, хорошо ориентирующихся и во внутренней медицине, и в хирургии.

Создатель российской армии и флота, Петр I думал, очевидно, и о сохранении здоровья воинов и моряков, о деятельности, выражаясь современным языком, военно-медицинской службы.

Приложение № 4 «Значение реформ Петра I»

Реформы Петра I дали сильнейший толчок к развитию в России ветеринарной науки. Это подтверждают многочисленные публикации работ русских ученых того времени. Однако, практически все издания были предназначены для широкого круга читателей - «для пользы народа», «для любителей скотоводства».
В начале XVIII в. указами Петра I были приняты правила предубойного осмотра скота и послеубойного осмотра туш, контроль их на рынке, а так же правил забоя скота.
В XVIII в. в России открывались новые школы по подготовке ветспециалистов и это оказало большое влияние на развитие ветеринарии, как науки. С целью обеспечения нужд армии в России в XVIII в. стали создаваться новые конезаводы.
В связи с широчайшим распространением в России и Европе инфекционных заболеваний скота и лошадей были разработаны различные меры их профилактики и лечения, карантинные мероприятия. Это помогло затормозить, а затем и ликвидировать эпизоотии в России.











10

© 2010-2022