• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока в соответсвии с требованиями ФГОС по теме: Социальное развитие европейских стран в XVI-XVII вв. (7 класс)

Методическая разработка урока в соответсвии с требованиями ФГОС по теме: Социальное развитие европейских стран в XVI-XVII вв. (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока истории в соответствии с требованиями ФГОС.

Учитель: Вербицкая Марина Юрьевна

Тема урока: Социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в.

Характеристика учебного занятия: урок является составной частью раздела I «Европа в конце ХV - начале XVII в.» рабочей программы по предмету «Всеобщая история» 7 класс. Урок играет большую роль в изучении истории в основной школе, так как на нем у учащихся продолжают формироваться представления о различном положении людей в обществе, о причинах общественного расслоения, что способствует пониманию современной социальной структуры общества. Тема занятия расширяет у учащихся опыт ценностного отношения к фактам прошлого: формирует чувство уважения ко всем категориям населения. В курсе всеобщей истории урок систематизирует знания учащихся об экономическом развитии Европы в раннее новое время и помогает сформировать представления об образе жизни разных общественных групп, что влияет на способность учащихся определять роль возникновения капитализма и его влияния на мировую историю.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические цели: сформировать представление особенностей жизни людей разных сословий в Европе в раннее новое время; развивать умение сравнивать положение новых категорий населения с современными (критическое мышление); продолжать формирование навыков анализа и синтеза полученной информации, умений формулировать несложные выводы, работать в группе; давать устный отзыв на ответы одноклассников.

Планируемые результаты (предметные): понимание, что развитие капиталистического уклада меняет структуру общества; умение создавать яркие образы и описания города в Европе XVI - начала XVII в.; знание особенностей жизни людей разных сословий Европы; умение сравнивать жизнь разных сословий; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

Личностные результаты: учащиеся учатся воспринимать новые явления в жизни общества; способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности; умение соблюдать дисциплину на уроке; познавательный интерес к истории; сформированность навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; готовность и способность к образованию и самообразованию.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи, описывать объекты и события. Регулятивные: умение формулировать учебные задачи, составлять план их решения, прогнозировать и представлять результаты своей работы. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, грамотно и адекватно учебной задаче представлять конкретное содержание в устной и письменной форме; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого, умение четко и точно излагать свою позицию.

Список литературы:

  1. Учебник: Всеобщая история. История Нового времени: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Дмитриева; - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 232 с.

  2. Справочник учителя истории и обществознания / авт. - сост. Т.И. Сечина и {др.}. - Волгоград : Учитель, 2015. - 219 с.

На уроке используется презентация по теме урока.

Технологическая карта урока:Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин)

  1. Мотивиро-вание к учебной деятельности. Оргмомент.

Готовность учителя к уроку, приветствие, проверка отсутствующих.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

1

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Что такое капитализм? Капитал?

  2. Каковы предпосылки возникновения капитализма?

  3. Что такое мануфактура и каковы ее особенности?

  4. Какие типы мануфактур вы знаете?

  5. Чем ремесленная мастерская отличается от мануфактуры?

Дают ответы:

  1. Капитализм - это общественный строй, основанный на частной собственности, наемном труде и расширенном воспроизводстве. Капитал - деньги, которые вкладываются в производство вещей и услуг

  2. Предпосылки: скопление больших денег в руках отдельных предпринимателей; деньги не должны были встречать препятствий на своем пути; появление рынка земли и рынка свободной рабочей силы -появление людей, вынужденных предлагать свой труд за деньги.

  3. Мануфактура - крупное производство, в котором используется наемная рабочая сила, основанное на ручном труде и эффективном разделении труда. Централизованная и рассеянная.

  4. В ремесленной мастерской нет разделения труда и наемной рабочей силы.

5

  1. Стадия вызова.

Учитель предлагает учащимся по иллюстрациям и эпиграфу («Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть». Екклесиаст, 5,11) сформулировать самостоятельно тему урока.

(Слайд 2,3 презентации)

Наводящий вопрос: «Какие изменения произошли в обществе с появлением капитализма?»

Формулируют тему урока: «Социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в.»

2

  1. Стадия осмысления.

План урока:

Учитель начинает с вопросов: «Что такое сословие? Какие сословия были в средние века? Какие новые категории населения появляются в раннее новое время? Что нам нужно о них узнать?»




После постановки целей, учитель формулирует проблемно-познавательное задание: «В чем сходство и в чем различие средневековых сословий и новых категорий населения?»

Дают определение сословия (большая группа людей, занимающая сходное положение в обществе и, как правило передающая свой статус из поколения в поколение). Называют сословия: духовенство, рыцари, крестьяне и др. В раннее Новое время появляются собственники капитала и наемные рабочие.

Ставят цели при помощи учителя:

  • Изучить экономическое положение новых категорий населения. Чем они занимались?

  • Узнать, как выглядел город в XVI - началеXVII в.:

  • Какова была его застройка?

  • Каким было население города?

  • Выделить особенности жизни и быта каждой группы:

  • Где и как жили;

  • Чем питались;

  • Как одевались;

  • Как проводили свободное время

5

  1. Экономическое положение новых категорий населения в Раннее Новое время.

Учитель объясняет, что такое классы общества и выделяет главные особенности.

Класс - большая группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Что такое средства производства? (орудия труда) У кого они были, а у кого не было? Как получали доход предприниматели и рабочие?


Учащиеся внимательно слушают и конспектируют новую информацию.


Учащиеся должны вспомнить и проанализировать, что наемные рабочие ничего не имели, у них не было орудий труда, мастерских и т.д., а у капиталистов, предпринимателей был капитал, были мастерские.

Предприниматели получали доход от торговли, мануфактурного производства и других видов предпринимательства, а рабочие могли лишь наниматься на работу.

4

  1. Город в Раннее Новое время.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно по изображениям (1. Вид Флоренции. Цветная гравюра. XV век.; 2. Вид Лондона. 1500 год.) определить:

  • Плотность населения

  • Густоту дорог

  • Тип застройки

Учитель рассказывает о специфике городов в раннее новое время: увеличение численности населения, продолжительности жизни (60-70 лет), снижение детской смертности. Плотность - 35 человек на кв.км. в городе выделяли кварталы «благородных горожан» и предместья бедняков, частые эпидемии из-за скученности населения.

Анализируют картины. Дают ответ на поставленные вопросы:

  • Высокая плотность населения

  • Густая сеть дорог

  • Узкие улицы

  • Скученность

  • Многоэтажные дома.


Кратко конспектируют информацию.

5

  1. Особенности жизни наемных работников и предпринимателей.

Учитель делит учащихся на две группы, раздает им мини-кейсы с заданием, по которым они работают.

Учащиеся работают по кейс-технологии, каждая группа представляет свой результат работы и заполняют таблицу «Особенности жизни наемных работников и предпринимателей.»

10

  1. Вывод

Учитель возвращается к проблемно - познавательному заданию «В чем сходство и в чем различие средневековых сословий и новых категорий населения?»

Формулируют ответ:

  • Сходства: (это большие категории людей, есть богатые и бедные)

  • Различие (в классах можно переходить из одного в другой, в сословиях нет)

6

  1. Итоги урока. Стадия рефлексии.

Учитель предлагает заполнить схему (Знал, Узнал сегодня на уроке, Хотел бы узнать, Понял, Не понял).

Учитель выставляет оценки, комментирует деятельность класса.

Заполняют устно схему, делают самооценку своей деятельности и деятельности класса.

1

  1. Инфор-мация о домашнем задании.

Параграф 5, задание 2 к параграфу

Записывают д/з.

1



Кейс 1

Тема: Жизнь наемных работников

Задания: Заполнить таблицу, раздел о наемных работниках.

Материал: учебник стр.36-37,42,43

Кейс 2

Тема: Жизнь богатых (предпринимателей)

Задания: Заполнить таблицу, раздел о предпринимателях

Материал: учебник стр.37-39, 40-41,43-46






Таблицы

Особенности жизни наемных работников и предпринимателей»


© 2010-2022