Конспект урока Культура Древней Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Культура Древней РусиКонспект урока Культура Древней РусиКонспект урока Культура Древней РусиКонспект урока Культура Древней РусиКонспект урока Культура Древней РусиКонспект урока Культура Древней Руси

Тема: Культура Древней Руси.

Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса.

Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX- XII вв.

Задачи урока:
1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.
2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.
3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

Основные понятия:

культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга, самобытный, патриотизм.


План изучения новой темы:

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность

  4. Литература

  5. Зодчество и изобразительное искусство

  6. Художественное ремесло

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

Проверка понятий у доски (2 человека по 5 понятий): смерды, закупы, рядовичи, холопы, боярин, вотчина, династический брак, наместник, посадник, усобицы

С классом: Вопросы и задания стр.53 №1,2,3,4

3. Особенности культуры Древней Руси. Рассказ учителя.

- Люди Древней Руси создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции резьбы по дереву, камню, искусство кузнецов и т.д.

- Также древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих народов - угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

- Большое значение оказала на русскую культура Византия, т.к. из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

-Древнерусские мастера не подражали, а создавали свои творения, отражая чаяния русского народа.

Ученики попутно должны заполнить схему из рабочей тетради на стр.17

Византийские культурные традиции

Культурное наследие восточных славян

иконопись

Мифы и сказания церковные книги строительство храмов

Кузнечное дело резьба по дереву

4. Устное народное творчество

- УНТ - песни, сказки, былины.

Вопрос: Знаете ли вы русские народные сказки? Приведите примеры. Что прославляют и описывают сказки, былины?

- Обсудить былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

- Обратить внимание на отличие былин от западноевропейских рыцарских хроник.

- Отметить, что народ воспевал не только подвиги богатырей, но и труд пахаря-земледельца в образе Микулы Селяниновича.

- Рассмотреть и обсудить картину на стр. 56 «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем» художника В.Васнецова.

5. Письменность и грамотность.

Ученики работает самостоятельно с текстом на стр.56-57. Должны ответить на вопросы.

Когда зародилась письменность у восточных славян?

Кто создал славянскую азбуку?

Когда проникла славянская письменность на Русь?

Что на Руси дало толчок для развития письменности?

Как выглядели первые русские книги?

Обратить внимание на развитие грамотности на Руси в ХIв. Рассмотреть изображение русской азбуки на бересте. Стр57.

6.Литература.

Рассказ учителя.

- В ХIв. зарождается древнерусская литература.

- Первые литературные произведение - летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись «ПВЛ» создана ок.1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. (дата записана на доске, записать в тетради)

- Обратить внимание на то, что описывается в летописи.

- Нестор был одним из первых создателей житий - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях описываются различные чудеса, Нестор написал Житие Бориса и Глеба

- Рассказать о крупном литераторе Древней Руси - Иларионе. 1049г. «Слово о Законе и Благодати» (записать в тетрадь). Рассмотреть кому посвящены все 3 части.

1 - восхваляет христианство.

2- «Похвала князю Владимиру»

3 - Ярославу мудрому.

  1. Зодчество и изобразительное искусство

Доклад ученика о развитии деревянного зодчества. (дано заранее)

  1. Развитие деревянного зодчества. Искусство постройки. Что строилось из дерева. Традиции постройки.

  2. Развитие каменного строительства. Закладка Десятинной церкви. (исп. Картину на стр.59 «Закладка Десятинной церкви в Киеве» художника В. Верещагина.; стр.60 «Софийский собор в Киеве». Обсудить чем украсили Софийский собор.

  3. В ХI - ХIIвв. Построены большие каменные храмы в Полоцке, Вышгороде, Новгороде. (Стр.61 «Софийский собор в Великом Новгороде).



  1. Художественное ремесло

Ученики должны ответить на вопрос: Какую технику использовали древнерусские ремесленники?

Закрепление:

Работа в РТ №2-5. Стр.17-18.

Если есть время можно использовать раздаточный материал . (приложение)

Д/з: Параграф 7, Вопросы и задания стр.63, выучить понятия.





Приложение

Для закрепление:

  1. «Он читал книги. Это вошло у него в привычку. Он полюбил книжное чтение часто говорил своим сыновьям: «Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную». В тихой княжеской ложнице, у одной из стен стоял раскрытый ларь, наполненный книгами в переплетах из кожи, из алого или синего, как васильки, сукна. Каждая такая книга представляла собой целое сокровище. Но люди брали ее не столько ради высокой цены жемчужин или серебра, которыми она была украшена, а сколько из-за уважения к труду переплетчика. Именно при нем была открыта библиотека при Софийском соборе в Киеве».

  2. «Внук Ярослава Мудрого прославился обширной начитанностью, выделялся своей величавой личностью. Тревожась об участи любимого государства и собственных детях, князь написал поучение. В нем он поведал, как следует жить христианину». Как называются кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаики? А) фрески, Б) смальта, В) мозаика.

  3. Как назывались разноцветные камешки, которые вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу? А) фрески, Б) смальта, В) мозаика. Ответ В

  4. Как называлась роспись водяными красками по сырой штукатурке? А) фрески, Б) смальта, В) мозаика.

  5. Этот храм построен по инициативе Андрея Боголюбского. Он должен был стать памятником воинской победы. Храм стоит на пересечении водных магистралей и поэтому виден со всех сторон. Церковь небольшая, одноглавая. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли.

  6. Возводился собор с 1045года по 1050 год, находится в центре детинца, завершается храм строгим пятиглавием, купола расположены в симметричном порядке. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли

  7. Церковная живопись называется А) иконопись, Б) канон, В)миниатюра. Ответ А.

© 2010-2022