- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока: Предпосылки петровских реформ
Технологическая карта урока: Предпосылки петровских реформ
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коняхина В.Г. |
Дата | 30.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока № 2-3
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Предпосылки петровских реформ
Класс: 8
Предмет: история
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностный результат - развитие самооценки, определение своего отношения к материалу урока, поддержание познавательного интереса к предмету.
-Метапредметный результат - создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.
- Предметный результат - научатся: давать определения: регентство, местничество, сравнивать: правление Алексея Михайловича и его наследников.I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята!
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания»
Устно: Охарактеризуйте отношения России и Европейских государств в конце 17 века.
Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"
- Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)
Отвечают на вопрос
Определяют тему и цель урока
Проблемный вопрос всей темы:
На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
Основные задачи урока:
-
Сравнить наследников Алексея Михайловича
-
Рассмотреть предпосылки петровских реформ
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о наследниках царя
Самостоятельная работа с текстом учебника по группам
Предпосылки Петровских реформ:
-
Усиление иностранного влияния.
-
Деятельность Симеона Полоцкого .В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?
Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.
Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.
Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.
- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?
Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).
-
Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина
Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.
По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.
-
В.В. Голицын и его планы.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Приглашение царями на службу зарубежных специалистов
В Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
постоянные войны России с Польшей и Швецией;
присоединение Левобережной Украины и Киева к России
Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:
-
выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
-
обучал дьяков (служителей) в приказах.
-
придворный поэт
Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.
Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:
расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
сокращение дворянского ополчения;
увеличение стрелецких полков;
переход России к регулярной армии;
создание новых мануфактур;
передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
открыл Славяно-греко-латинскую академию;
отменил смертную казнь; за"возмутительные" слова против власти;
начал вводить европейские формы быта;
предлагал освободить крестьян от помещиков;
ввести "поголовную" подать
неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Словарная работа:
Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
(запись в тетрадь)
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?
2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.
Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.
Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
1) Интерес- что было интересно на уроке?
Творчество- какие творческие работы понравились?
Обучение- чему научились?
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?
Сегодня все отлично поработали, молодцы.
Выставление оценок за работу на уроке.
Ребята дают оценку своим знаниям.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
VI Инструкция по выполнению дом. задания
Дома: прочитать параграф 2. Ответить на вопросы. Сообщение об одном из деятелей эпохи.
Записывают дом. Задание.