- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дубовицкая О.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ №25» ____________/Л.А.Феклина/
(Приказ от 01.09.2015 №221)
Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание(включая экономику и право)»
для 8 класса
(базовый уровень)
Составитель
Дубовицкая О.А., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8-го класса разработана на основе
- закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.14);
учебного плана МОУ «СОШ №25» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом от 01.09.2015 № 261;
- авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.«Обществознание», М.:Просвещение, 2011 г.
Учебный предмет «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет обществознание входит в образовательную область «Обществознание». Учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения в 8-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной
позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Раздел «Личность и общество» - опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён.
В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.
Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных молодёжных проблем - моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.
В теме «Экономика» учащиеся знакомятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие человека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки,
а также применение следующих форм контроля: индивидуального, фронтального, группового;
видов и приёмов контроля: письменного, устного, практического,
составление планов, таблиц, схем, написание сочинений, исторических диктантов, рассказов, проведение устного тестирования и др.
Содержание программы
Тема 1. Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (10 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого про изводить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
уметь:
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
-
приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные
носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и
мнения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Требования к оценке знаний обучающихся.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Отметка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Отметка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Отметка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Отметка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Литература для обучающихся
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014.
Для учителя
-
Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.
-
Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд - во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.
Календарно- тематическое планирование
по обществознанию на 2015- 2016 учебный год.
№п/п
№ в разделе, теме
Наименование раздела, темы
Плановые сроки изучения учебного материала
Скорректированные сроки изучения учебного материала
Глава 1. Личность и общество (5 ч)
1
1
Что делает человека человеком?
01.09-06.09
2
2
Человек, общество, природа
07.09-13.09
3
3
Общество как форма жизнедеятельности людей
14.09-20.09
4
4
Развитие общества
21.09-27.09
5
5
Как стать личностью?
28.09-05.10
Глава 2. Сфера духовной культуры (10 ч)
6
1
Сфера духовной жизни
12.10-18.10
7
2
Мораль.
19.10-25.10
8
3
Долг и совесть
26.10-01.11
9
4
Моральный выбор- это ответственность
02.11-08.11
10
5
Моральные знание и практическое поведение личности
09.11-16.11
11
6
Образование
23.11-29.11
12
7
Значимость образования в условиях информационного общества.
30.11-06.12
13
8
Наука в современном обществе
07.12-13.12
14
9
Религия как одна из форм культуры
14.12-20.12
15
10
Повторение по теме «Сфера духовной культуры"
21.12-27.12
Глава 3. Социальная сфера (5 ч)
16
1
Социальная структура общества
28.12-30.12
17
2
Социальные статусы и роли
06.01-10.01
18
3
Нации и межнациональные отношения
11.01-17.01
19
4
Отклоняющееся поведение
17.01-24.01
20
5
Повторение по теме «Социальная сфера"
25.01-31.01
Глава 4. Экономика
15
1
Экономика и ее роль в жизни общества
01.02-07.02
16
2
Главные вопросы экономики
08.02-14.02
17
3
Модели экономических систем
15.02-21.02
18
4
Собственность.
29.02-06.03
19
5
Рыночная экономика
07.03-13.03
20
6
Производство- основа экономики
14.03-20.03
21
7
Предпринимательская деятельность
21.03-27.03
22
8
Роль государства в экономике
28.03-03.04
23
9
Распределение доходов
04.04-11.04
24
10
Потребление
18.04-24.04
25
11
Инфляция и семейная экономика
25.04-01.05
26
12
Безработица, ее причины и последствия
02.05-08.05
27
13
Мировое хозяйство и международная торговля
09.05-15.05
28
14
Повторение по теме «Экономическая сфера"
16.05-25.05
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/О.А.Дубовицкая/
«______» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» августа 2015 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Е.В. Огородникова/