Викторина по истории России для 6 класса Русь Древняя

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Викторина с ответами по истории России для 6 класса

«Русь Древняя»

Ф.И.О. Тихова Татьяна Алексеевна Место работы: МБОУ СШ№ 11 г.Павлово Предмет: история России Класс: 6

Цель:

Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.

Задачи:

- расширить мировоззрение учащихся, активизировать желание работать самостоятельно с различными источниками информации;

- повышение мотивации учащихся к изучению истории;

- сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;

Пояснение для организаторов

Место проведения и оборудование:

Место проведения может быть актовый зал или класс. В игре могут участвовать 2-4 команды. Количество игроков в команде 5-6 человек. Команды заранее выбирают капитанов и придумывают название своей команде. В жюри приглашают учащихся старших классов. Для игры необходимы плакаты с названиями туров. Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки. Время проведения викторины 40 минут.

Правила игры.

Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:

Наша игра состоит из восьми туров. В каждом туре вам будут даваться разнообразные задания и вопросы. Ваша задача: обсудить в команде вопрос и затем дать ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За неполный ответ или дополнение команда получает 1 балл. За подсказку 1 балл отнимается. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать жюри. В конце игры жюри подведет итоги: определит победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов. Если команды получают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.

Подведение итогов.

Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.

Викторина «Русь Древняя»:

I Тур. «Разминка»

Время на подготовку: 2 минуты.

Ведущий: В этом конкурсе принимают участие только капитаны команд.

1.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев, а в Западной Европе их же - норманнами и викингами.)

2. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан не умел читать и писать).

3. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

4. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).

5. Какие правители Средневековья жили в «сарае»? (Ханы Золотой Орды. Сарай - дворец).

6. Когда русские воины были вынуждены встретиться со «Свиньей»? (Во время Ледового побоища в 1242 году).

7. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

II Тур. «Крылатые выражения»

Время на подготовку: 5 минут.

Ведущий: Мы часто слышим и употребляем крылатые выражения. Вам предстоит объяснить смысл этих выражений.

1. «Кануть в Лету».

Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. «Кануть в Лету» означает «исчезнуть из памяти, подлежать забвению».

2. «Положить в долгий ящик».

В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами неразобранными. Употребляется, когда решение откладывается на неопределенный срок.

3. «Подлинная правда».

Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду.

4. «Кричать во всю ивановскую».

В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.

5. «Работать спустя рукава».

Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно Означает «работать плохо, неаккуратно».

6. «Тянуть волокиту».

Из медной проволоки тянули очень тонкую нить - волокиту. Работа была медленной и трудоемкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Нитку иногда называли «канитель». Поэтому синоним - «тянуть канитель».

7. «Зарубить на носу».

Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

8. «Пиши с красной строки»

Заглавные буквы в древности писали красными чернилами, отсюда «красная строка»).

9. «Чур, меня»

Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

III Тур. «Три предложения».

Время на подготовку: 3 минуты.

Ведущий зачитывает документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

«…На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, по лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас…» («Поучения» Владимира Мономаха).

IV Тур. «Узнай слово»

Время на подготовку: 2 минуты.

Ведущий: Слева написаны необычные слова. Это названия городов Древней Руси, на которые напали монголо-татары. В словах нарушен порядок букв. Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа.

РЬВЕТА - (Тверь)

СКЗЕОЛЬКА - (Козельск)

РИМДИЛАВО - (Владимир)

НЬЗАРЯВ - (Рязань)

РЕВИК - (Киев)

V ТУР. «Духовные богатства».

Время на подготовку: 5 минут.

1. Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев - болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).

2. Как назывались главные ворота Киева? (Золотые).

3. Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).

4. Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…». Отсюда «летопись»).

5. Назовите один из древнейших городов Руси, который величали «Господином Великим» и «Государем»? (Новгород).

6. Первые русские святые, покровители Земли Русской и княжеского рода. (Борис и Глеб).

VI Тур. «Кто сказал?»

Время на подготовку: 5 минуты.

Ведущий: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:

«Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще». (Игорь).

«Не дайте хазарам, но мне дайте дани». (Святослав).

«Идите назад: отцы наши не принимали вашей веры и я не хочу». (Владимир).

«Своего князя мне уже не воскресить. Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми». (Ольга).

VII Тур. «Путаница»

Время на подготовку: 10 минуты.

Ведущий: Командам предлагается сценка с участием учащихся 6-х классов, в которой допущены исторические ошибки. Задача команд - обнаружить неточности в инсценировке.

Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними.

Владимир. Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.

Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл. Половцы идут на Русь.

Владимир. Эх, Добрыня! Недобрые вести приносишь. Иди, собирай дружину.

Ошибки.

1. Киевского князя звали Владимир Святославич.

2. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.

3. В то время не было настенных часов.

4. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.

5. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч - литературные персонажи.

6. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.

7. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.

«Блиц-турнир».

Время на подготовку: 3 минуты.

1. Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).

2. Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).

3. С какими врагами сражались богатыри? (Со Змеем Горынычем, Тугарином Змеем, Соловьем Разбойником, царем Калином).

4. Кто из древнерусских богатырей был пахарем? (Микула Селянинович).

5. Какой подвиг совершила Авдотья Рязаночка? (Авдотья Рязаночка вернула из татарского плена не только своих родных, но и весь рязанский люд).

Подведение итогов.

Жюри подсчитывают баллы и объявляют победителя викторины. Ведущий вручает подарки и призы.

© 2010-2022