Разработка урока истории в 5 классе Вавилонский царь Хаммурапи

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Ход урока.Добрый день. Меня зовут Анна Ивановна. Сегодня урок истории проведу у вас я.

Правило хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,

На вопросы отвечайте и пятерки получайте!

Ну,что? Отправляемся в загадочный мир истории?!

Приветствие. Подготовка к уроку.

Актуализация знаний

1)Для начала нам нужно Угадать страну!!! Правильно!!!

Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье. А чтобы вы ничего не забыли, мы проведем историческую разминку..

2)Игра «Да» или «Нет».

Если ответ на вопрос положительный - хлопок в ладоши, если отрицательный - тишина.

Я утверждаю, что…

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Клинопись - это узоры на папирусе. (Нет).

5 Крупные реки Междуречья Тигр и Евфрат (да)

6 Летом холодно до -50, (нет)

7. Междуречье находится в Азии (да)

Двуречье или Междуречье

Устная работа





Ребята, каждый день вы ходите в школу, на уроке учитель говорит вам: «Откройте тетради и что?...»-Запишите тему.

Чем мы пользуемся каждый день? Письмом. Как называли народ Двуречья? Родоначальники письменности-шумеры.

Видео

У Двуречья много загадок. Кто такие шумеры? Как выглядели? Мы знаем, что они были широкоплечие, сильные, черноголовые, с вытянутым лицом. Изображали они себя с большими глазами и оттопыренными ушами- признак мудрости. Что такое дом табличек? - школа у шумер.

Сегодня вам предстоит много чего узнать, попробовать себя в роли исследователей, расшифровать древние письмена шумеров. Вы готовы?

Тогда давайте закрепим письменно ваши знания, вам нужно вставить пропущенные слова.

.

  1. В западной Азии есть государство…

  2. Государство Древнего Двуречья возникло около…

  3. Крупные города-государства Двуречья называются…

  4. Населения Древнего Двуречья называли…

  5. Шумеры верили в…

  6. Основными богами шумеров были…

  7. Жилищами богов шумеры считали..

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками _____ и ________. В Древнем Междуречье было особое письмо - ____________. В Древнем Вавилоне с __ по __ год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые ___________.

Ребята, смогли ли вы полностью выполнить это задание?

Какое предложение осталось незаполненным?

Почему вы не смогли его заполнить? (Мы не знаем кто такой Хаммурапи)

И что же нам нужно сделать? (Узнать кто такой Хаммурапи и что он сделал)

Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Хаммурапи и его законами.

Давайте сформулируем тему урока и цель.

Записываем в тетрадях число и тему урока

Мы с вами должны будем выяснить: были ли законы Хаммурапи справедливыми, а сам царь - мудрым?

Работаем по плану

Пишу на доске: 29.11.2016. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

5) Физкультминутка





Работа по карточкам в парах

Вставляют пропущенные слова.



Нет.

.


Записывают в тетрадях тему урока


Изучение нового материала

6)А мы продолжаем наше путешествие по Двуречью. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным.

В этой борьбе победил Вавилон (показать на карте). Он был самым большим городом в Древней Азии…..(из презентации). Его улицы были четко распланированы . Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света;

Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н.э.

Запишите дату правления

Ребята, а как вы понимаете слово «закон»?

Существуют ли законы в современной жизни?

Запишите в тетрадь термин «закон»

Закон - правила в письменном виде, которые должны исполнять все граждане государства. Законы есть у всех.

А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Да, действительно, в Древнем Вавилоне были законы, которые составил царь Хаммурапи.

В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, на территории Междуречья черный базальтовый столб, на котором были высечены законы. На камне мы видим изображение, где бог Шамаш вручает царю Х. жезл - знак власти.

Царь Хаммурапи считал себя самым мудрым из царей, а свои законы - самыми справедливыми.

И чтобы узнать так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны законы царя Хаммурапи.

7) Почувствуйте себя «Молодыми исследователями». Исследовательская работа в группах с документами.

1 гр. Документ 1.

«п.1. Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…

п.3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…

п.5. Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом…»

Вопросы к документу 1.

  1. Как вы думайте, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

  2. Какие требования предъявлялись судье? Какими качествами должен обладать судья?

2 гр. Документ 2.

« п.218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…

п.237. Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил ее товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил все, что в нем было, то лодочник должен все возместить…

п. 239. Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен…»

Вопросы к документу 2.

  1. Каков был уровень развития медицины в Древнем Вавилоне?

  2. Какие сведения о занятиях вавилонян вы узнали из документа?

  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3 гр. Документ 3.

«п.8. Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…

п.117. Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…

п.282. Если раб сказал своему господину: «Ты - не мой господин!», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо…»

Вопросы к документу 3.

  1. Кого в Древнем Вавилоне могли назвать рабом?

  2. Каким путями можно было попасть в рабство?

  3. Каково было положение рабов в Древнем Вавилоне?







Т. Е. в Вавилоне преступников заставляли испытать то же самое, что он причинял своей жертве.

8) Проблемный диалог: рассказываю из презентации,

«Око за око»-найти подтверждение в документе стр. 72 «Из закона царя Хаммурапи»

Не все были равны перед законом

Долговое рабство

Ростовщик (Записывают в тетрадь)

Мы с вами хорошо поработали. Но нам нужно выяснить: был ли Хаммурапи мудрым царем, а его законы - справедливыми?

Посмотрите на доску.

Законы царя Хаммурапи

+

-

защищали:

честный и добросовестный труд;

частную собственность;

своих подданных от обращения в рабство;

сурово наказывали за преступления, «око за око, зуб за зуб»

узаконено рабство

Смотрят на карту стр70




Записывают


Наверно были

Учебник стр. 71 (столб)


1.Наверно, потому что уже тогда нельзя было обвинять людей без доказательств.

Судья не должен менять своего решения. Значит он должен быть мудрым, внимательным, справедливым.


2.В Древнем Вавилоне уже могли делать операции, значит медицина достигла высокого уровня.

Торговля, строительство, медицина.

Да. Отрубали кисти рук, казнили.

3.Несвободного человека.

Если не отдавать долги.

Положение было тяжелым, но в рабстве они находились только три года.




Первичное закрепление

Итак, можем ли мы назвать законы Хаммурапи справедливыми? (слайд 9)





Можно ли самого Хаммурапи назвать мудрым?

Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Так значит, для чего нужны законы?

Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Какой вывод мы можем сделать?

Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам

И да, и нет. С одной стороны, он наказывал виновных, с другой - люди могли стать рабами.

Да, т.к. он установил правила, чтобы в государстве был порядок.

9)Найди те слова, которые относятся к сегодняшнему уроку: закон, Египет, «око за око», свиток, пирамида, Исида, рабы, Хаммурапи, ростовщик.

10) Синквейн ( правила в презентации)

Законы (что придумал Х.?)- сущ

Вавилонские, древние, (какого царства? Новые/старые?)-

Разрешает, запрещает, наказывает, (что делали законы?)

Устанавливающие порядок в стране, (зачем нужны законы?)

Правила. (по-другому закон-это…? Смотри в определение)

Все вместе думаем, пишу на доске

Домашнее задание

11) § 14, ответить на вопросы

Р.т.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

  1. Анкета

Разработка урока истории в 5 классе Вавилонский царь Хаммурапи



С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Любимый литературный персонаж-Гильгамеш. Утверждал, что Земля-круглая

Сейчас на месте Вавилона а рабский город Гилла (Ирак), Вавилон рухнул во 2 веке н. э.

Вавилон- «Врата в рай» с аккадского.

Храмы-зиккураты.

Шумеры-черноголовые.

Двуречье-Месопотамия (между рек)

Хаммурапи

Знаменитый и мудрый,

Покорял, управлял, укреплял

Могучего государства достойный

Правитель.

© 2010-2022