Мониторинг метапредметных результатов по истории ( 5 класс)

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся может осуществляется на основе метода наблюдения.Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2011).Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебны...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг уровня сформированности

метапредметных УУД учащихся 5 класса МОУ Бирючевской ОШ

по истории в 2015-2016 учебном году.

Мониторинг - профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценивать результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Универсальные учебные действия (УУД) -совокупность способов действий и связанных с ними способов учебной работы, которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Метапредметные результаты - это освоенные учащимися УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Инструкция по проведению

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся может осуществляется на основе метода наблюдения.

Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2011).

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Процедура проведения диагностического исследования

1. Учитель самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу.

2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах.

3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий (см. таблица 1).

Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

4. Каждому уровню соответствует свой балл: от 1 до 4. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (регулятивных , познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл.

5.Затем определяется средний балл по каждой группе УУД в таблицу (см. таблица 2) по каждому ученику и по классу в целом .

6. Строится диаграмма.

7. Делается вывод.

8.Даются рекомендации.


Таблица 1

Стартовый мониторинг сформированности метапредметных УУД

учащихся 5 класса МОУ Бирючевской ОШ по истории .


Познавательные УУД


Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся


Бакаев Е


Дамаева А

Михайлова В

Старшенкова А

1. Восприятие информации.

1.1. Устную инструкцию воспринимает:

4

с первого предъявления

4

4

4

4

3

нуждается в дополнительных разъяснениях





2

нуждается в пошаговом предъявлении

с пошаговым контролем усвоения





1

не воспринимает устную инструкцию





1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке )

воспринимает:

4

самостоятельно

4

4

4

4

3

нуждается в разъяснениях





2

нуждается в пошаговом предъявлении с

пошаговым контролем усвоения





1

не воспринимает письменную инструкцию





2. Интеллектуальная обработка информации.

2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:


3

способен выделить самостоятельно





2

нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах

2

2

2

2

1

испытывает значительные затруднения





2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

способен выделить самостоятельно





2

нуждается в помощи

2

2

2

2

1

испытывает значительные затруднения





2.3. Темп интеллектуальной деятельности:

3

выше, чем у других учащихся класса





2

такой же, как у других учащихся класса

2

2

2

2

1

значительно снижен





3. Результативность интеллектуальной деятельности.

3.1. Результат получает:

4

успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм

4




3

оригинальным творческим способом


3

3

3

2

нерациональным («длинным») путем





1

путем подгонки под ответ («методом тыка»)





3.2. Предъявление результата:

4

способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение


4


4

3

способен дать правильный ответ, но не может его обосновать

3


3


2

приходится «вытягивать» ответы





1

необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения





4. Самооценка результата работы.

3

способен дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок


3

3


2

не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

2



2

1

не может объективно оценить свою работу, т.к. не понимает, что допустил ошибки





5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:

3

способен усвоить программу по Вашему предмету в нормативные сроки

3

3

3

3

2

для освоения программы требуется система дополнительных занятий





1

Освоение программы по различным причинам затруднено





Общий балл:

26

27

26

27





Вывод: все учащиеся 5 класса(100%) имеют высокий уровень (от 24 до 31 балла) сформированности познавательных УУД.

Они успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления.

Способны самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Высокий темп интеллектуальной деятельности . Результаты работы получают, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев могут действовать оригинальным, творческим способом.

Способны дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев могут дать объективную оценку результатов своей работы, т.к. понимают суть допущенных ошибок.

Рекомендации:

поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив








Учитель истории Барабанщикова Л.И

Регулятивные УУД


Баллы

Виды работы на уроке


Фамилия имя учащегося


Бакаев Е


Дамаева А

Михайлова В

Старшенкова А

1. Получив задание:

3

планирует работу до ее начала





2

планирует действия в ходе работы

2

2

2

2

1

вообще не составляет плана





2. Вопросы, уточняющие задание:

4

не нуждается в дополнительных пояснениях





3

задает до начала работы


3


3

2

в ходе работы

2


2


1

не задает, хотя и нуждается в пояснениях





3. Выполняя задание:

4

точно придерживается плана





3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий

3

3

3

3

2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий





1

работает хаотично без плана





4. Завершая задание:

3

обязательно добивается запланированного результата


3


3

2

не доводит работу до окончательного результата

2


2


1

довольствуется ошибочным результатом





5. Закончив работу:

4

проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки


4


4

3

результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом

3


3


2

результат не проверяет, т.к. всегда убежден в его правильности





1

результат проверяет, но ошибок «не видит»





6. Помощь в работе:

4

не нуждается





3

нуждается и принимает

3

3

3

3

2

нуждается, но не умеет пользоваться





1

нуждается, но не обращается





Общий балл:

15

18

15

18



Выводы:

- средний уровень (11-16б) регулятивных УУД имеют 2 ученика(50%): Бакаев Е., Михайлова В. В целом ряде случаев они способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности.

При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способны выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добиваются запланированного результата. Результат работы не проверяют в связи с тем, что заранее убеждены в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости могут обратиться за помощью, но не всегда способны ею воспользоваться.

Рекомендации: оказывать учащимся организующую и стимулирующую помощь.

Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

- высокий уровень (17-22б) регулятивных УУД имеют 2 ученика(50%): Дамаева А., Старшенкова А. Эти учащиеся способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступают от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяют ее, находят и исправляет ошибки. В случае необходимости способны обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Рекомендации: следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Учитель истории Барабанщикова Л.И



Коммуникативные УУД



Баллы


Виды работы на уроке

Фамилия имя учащегося

Бакаев Е

Дамаева А

Михайлова В

Старшенкова А

1. Изложение собственных мыслей:

3

может самостоятельно донести свою мысль до других

3

3

3

3

2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов





1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов





2. Ведение дискуссии.

2.1. Способность отвечать на вопросы:

4

обычно отвечает, давая развернутый ответ

4

4

4

4

3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ





2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения





2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря





1

практически не может самостоятельно отвечать на вопросы





2.2. Способность задавать вопросы:

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы


3



2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений

2


2

2

1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику





2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3

обычно возражает своему оппоненту корректно


3



2

не всегда корректно возражает своему оппоненту

2


2

2

1

как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту





3Взаимодействие в учебной группе(в группе сверстников).

3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию:

3

обычно отстаивает свою позицию аргументировано


3


3

2

не всегда аргументировано отстаивает свою позицию

2


2


1

как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию





3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости


4



3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию

3


3

3

2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага





1

не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимости этого шага





3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы

3

3



2

не всегда может подчиниться решению группы



2

2

1

как правило, не подчиняется решению группы





4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения


3

3


2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения

2



2

1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения





Общий балл:

21

26

21

25


Вывод: все учащиеся 5 класса(100%) имеют высокий уровень (от 21 -26 балла) сформированности коммуникативных УУД.

Они способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеют аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способны подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Рекомендации: учащиеся не нуждаются в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.


Учитель истории Барабанщикова Л.И



Обработка данных опроса (ключ):

Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл .Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Эти баллы - условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.

В результате подсчета можно выделить три уровня сформированности УУД : низкий уровень (от 9 до 15 баллов), средний уровень (от 16 до 23 баллов), высокий уровень (от 24 до 31 балла).



Познавательные УУД


Уровень,

баллы

Статус

Рекомендации учителям

Низкий уровень (9-15б)

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и еѐ результативность выражено снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы. Как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средний уровень (16-23б)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, 2длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Высокий уровень (24-31)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интел-й обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, твор-м способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.












Регулятивные УУД


Уровень,

баллы

Статус

Рекомендации учителям

Низкий

уровень (6-10б)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Средний уровень

(11-16б)

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель

своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать учащемуся организующую и

стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Высокий уровень (17-22б)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои дей-я или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необх-ти уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

































Коммуникативные УУД


Уровень, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Низкий уровень (8-13 б)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В

ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре,

видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (14-20б)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее. А также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Высокий уровень (21-26б)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.








Сводная таблица 2.

Сформированность универсальных учебных действий учащихся 5 класса

по истории МОУ Бирючевской ОШ 2015-2016 учебный год.



Показатели сформированности универсальных учебных действий

Фамилия

Имя

учащегося

Средний балл по классу

Бакаев Е

Дамаева А

Михайлова В

Старшенкова А


I Сформированность познавательных УУД

26

27

26

27

26,5

II Сформированность регулятивных УУД

15

18

15

18

16,5

III Сформированность коммуникативных УУД

21

26

18

25

22,5









Выводы:

- высокий уровень сформированности познавательных УУД-26,5 балла

- средний уровень сформированности регулятивных УУД-16,5 балла

- высокий уровень сформированности коммуникативных УУД-22,5 балла


Рекомендации:

-поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив;

-оказывать учащимся организующую и стимулирующую помощь;

- развивать навыки планирования собственной деятельности;

- развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.


Список литературы:


  1. ФГОС основного общего образования- М.,Просвящение,2011

  2. Асмолов А.Г.Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли.М.,Просвящение.,2011 .

  3. Карабанова О.А.Что такое УУД и зачем они нужны.М..Просвещение,2010.

  4. Сосновских Н.В.Психологическое сопровождение формирования УУД у учащихся пятых классов.Учебно-методическое пособие/ Сосновских Н.В./; под редакцией М.И.,Лукьяновой -Ульяновск:УИПКПРО.,2014.


© 2010-2022