Урок 5 класс «Финикийские мореплаватели»

конспект урока в 5 классе «Финикийские мореплаватели» . это урок - путешествие, урок логического мышления. учащиеся познакомятся с древней Финикией (работа с картой), основными занятиями финикийцев, с их вкладом в развитие культуры.  в уроке используется дополнительный материал, мультимедийный проектор, в урок включены игровые моменты,  урок сопровождается презентацией, которая помогает ребятам на разных этапах урока. для закрепления материала используются вопросы от «соли, вопросы от «воды», от...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Шелаевская СОШ.

Тема урока: «Финикийские мореплаватели»

Цели:

Образовательные:

  • дать представление учащимся о местоположении, природных условиях Древней Финикии

  • познакомить с основными занятиями финикийцев

Развивающие

  • формирование умений работать с картой;

  • развивать логическое мышление путем постановки проблемных вопросов;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Воспитывающие

  • показать вклад финикийцев в развитие культуры;

  • продолжить формирование ценностных ориентаций. Через знакомство с ценностями древних финикийцев;

  • воспитывать интерес к истории изучаемой страны.

Оборудование :

- Мультимедийный аппарат

- макеты конвертов

- вещи для логической задачи

- листы разного цвета с вопросами для закрепления



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение новой темы.

  4. Закрепление

  5. Рефлексия.

  6. Д/з

  7. выставление оценок.

На доске прикреплены конверты, подписанные фараону древнего

Египта и правителю Древнего Двуречья. ( в конверты ребята должны положить красные кружочки, если ответ касается данного государства)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. -Здравствуйте! Ребята, сегодня вы на уроке за правильные ответы будете получать красные кружочки. Я их сделала специально такого цвета, а почему, мы узнаем на уроке. Скажите, с историей каких стран вы уже познакомились на уроках истории?

- В каком государстве протекают две реки? Как называются?

- Кто смог надеть на голову сразу две короны?

- Вавилон, Ур?

- Мемфис, Фивы?

- Тутмос?

- Хаммурапи?

- Сколько лет правил царь Хаммурапи?

- Что нашли археологи в 1901г.?

- Что было изображено на столбе?

- Что было написано на столбе?


Ответы детей.

-Двуречье. Тигр и Евфрат.

- Фараон, царь северного Египта.

- Города древнего Двуречья.

- Города древнего Египта

- Фараон Древнего Египта.

- Владыка Древнего Двуречья.


- 42 года.

- столб из черного камня.

- Бог Шамаш и перед ним царь.

- Законы, написанные клинописью.

2. Изучение новой темы.

Ребята, вы заметили что-нибудь необычное на нашем уроке?

- Это одна из загадок, ответ на которую мы найдём на уроке.

Стук в дверь.

Входит посланец и передаёт конверт.

- Ребята, какие вопросы поставил перед нами фараон?

(на столе у учителя стоит сосуд с водой, соль песок)

- Как вы думаете, что символизируют эти вещи?

- да, эти вещи символизируют море. А именно о море и людях моря пойдёт речь на нашем уроке.

Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. Природа была не такая , как в Египте и Вавилоне, поэтому образ жизни был иным.

На узкой полоске земли между Средиземным морем и цепью Ливанских гор не было рек и долин с плодородными почвами. На побережье Средиземного моря находились города Финикийцев Библ, Сидон, Тир.

Из прочного Ливанского кедра они строили быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели гребцы-рабы, прикованные цепями. Судно доверху загружали товаром и отправлялись в дальние страны.

- О каком занятии финикийцев идет речь?

На узкой полоске земли финикийцы выращивали виноград, оливки.

В городах было много ремесленников , изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости.

(учитель обращает внимание детей на стекло)

- Ребята, посмотрите, стекло, которое мы видим - это изобретение финикийцев! Именно они стали смешивать чистый песок с содой и плавить - получилась прозрачная смесь. (обращает внимание детей на иллюстрации из цветного стекла в учебнике, стр.71) Финикийцы научились окрашивать ткани в красивый лилово-красный цвет, ткани не выгорали на солнце и не линяли.

Задание: Что привозили купцы в Финикию и что вывозили? (запишите в таблицу)

- Когда у финикийцев появились быстроходные корабли они стали покидать родину и переселяться в другие страны, там они основывали колонии.

В IXвеке жители Тира основали в Северной Африке город Карфаген, который впоследствии стал главным городом государства.

- Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Познакомившись с письмом египтян и клинописью, они схватились за голову…

Около 3-х тысяч лет назад они создали древнейший алфавит. В финикийской азбуке всего 22 буквы, все они были согласными и имели простую для написания форму.

Направление письма было горизонтальным и справа налево. На основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

3. Вопросы записаны на трёх листах белом, голубом, желтом.

- Ребята, как вы думаете, что обозначают эти цвета?

Вопросы от «моря»

- Где располагалась Финикия?

- Назовите города Финикии?

Вопросы от «песка»

- Назовите изобретения финикийцев?

Вопросы от «соли»

- Какая слава ходила о мореходах-финикийцах?

- Так почему тема урока написана справа налево?

4.

- Что вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- что вызвало затруднение?

- О чем хотели бы узнать больше?

5. Подсчёт кружочков. Оценки за урок.

Рассказ учителя о получении пурпурной краски из раковин морских моллюсков.

Д/з §15.

В энциклопедии «Я познаю мир. История»

прочитать «Легенду о Карфагене»

Слайд №3.

Отмечают, что тема урока записана справа налево.


Слайд № 4. (письмо)

Ребята читают письмо.

Выделяют основную группу вопросов.

Дети пытаются догадаться, и учитель им помогает понять, что всё это символизирует море.


Слайд №5. (карта)

На партах лежат контурные карты.

Слайд №6

Работают с картой.

Подписывают на карте Средиземное море, Ливанские горы, города Библ, Сидон, Тир.

Слайд №7-8. (корабль)

По ходу рассказа ребята вместе с учителем составляют схему «занятия финикийцев»

- мореплавание

Слайды №8-14

- торговля

- земледелие

- ремесло




Работа с п.2. параграфа 15.

Составление таблицы.

Заполняют таблицу.

Продавали ---- Покупали

Слайд №15

Запись в тетрадь:

Колонии - новые поселения

Слайд №16.


Слайд №17



Слайд №


Слайд № 18-20

Белый - соль, сода

Голубой - воду

Желтый - песок

Ответы учеников.

(за правильные ответы получают красные кружочки)


Ответы детей.

Слайд №21.


Слайд №22.


Слайд №23.

Урок подготовила учитель истории МКОУ Шелаевской СОШ

Бахар Татьяна Михайловна.











Приложение 1.



© 2010-2022