• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока истории России на тему: Правление князя Владимира и Крещение Руси. ФГОС

Конспект урока истории России на тему: Правление князя Владимира и Крещение Руси. ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструктор урока № 10

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Правление князя Владимира и крещение Руси.

Класс: 6

Предмет: история

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:

-Личностный результат - воспитывать у обучающихся чувства уважения к прошлому своей страны,

-Метапредметный результат - развивать умения анализировать текст исторического источника, выделять главное, делать выводы, навыки работы с интерактивной доской.

- Предметный результат- сформировать представление о важнейших направлениях внутренней и внешней политики Владимира, познакомить с процессом становления православной церкви на Руси, выявить значение принятия христианства.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята!



Самоопределение,

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

  1. Соотнесите даты и события:

945 год поход Олега на Византию

964 - 966 годы убийство Игоря древлянами

911 год разгром Святославом Хазарского каганата

944 год гибель Святослава

972 год договор Игоря с Византией

  1. Объясните понятия:

Полюдье - это________

Уроки - это___________

Погосты - это__________

Печенеги - это________

Князь- ______________

  1. Тест:

В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила:

А) урок;

Б) полюдье;

В) новый вид налога;

Г) штрафы.

Язычество - это:

А) религия, которую исповедовали славяне;

Б) вид идолопоклонства;

В) культовый обряд;

Г) религиозные обряды.

Великий князь - это:

А) глава великого Киевского княжества в X - XII вв. на Руси;

Б) предводитель дружины;

В) член Совета старейшин;

Г) глава народного собрания у славян.

Вече - это:

А) народное собрание;

Б) феодальная верхушка;

В) родоплеменная знать;

Г) Совет старейшин.

По легенде город Киев был назван в честь:

А) Хорива;

Б) Кия;

В) Щека;

Г) Перуна.

Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам в Древнюю святую Русь. История полна тайн и загадок. Помогите пожалуйста мне составить родословную князей Рюриковичей с которыми вы познакомились на предыдущих уроках истории.

Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно (Рюрик)

Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром (Олег)


Ходил в поход на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнём»,

Древлянами был уничтожен он (Игорь)


Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга)


Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград

дрожал тогда (Святослав)


После гибели князя Святослава осталось три его сына. Между ними начинается жестокая борьба за престол, в которой побеждает сын ключницы - Владимир.

Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил.

О каком князе мы будем говорить? (о Владимире)

А что является самым значимым событием в княжение Владимира?

( крещение Руси)

Это и будем темой нашего урока. Тема урока: Правление князя Владимира. Крещение Руси.
Отрывок из летописи
«И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жены»

-Как вы можете оценить поступок князя Владимира?

-Какие его личные качества проявились в этом поступке?

Справочные сведения
1.В русских народных сказаниях- былинах - Владимир именуется «ласковым князем», Красное Солнышко.

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.

-Какое наблюдается противоречие при сравнении справочных и летописных сведений?

Формулирование проблемы.

-Какой возникает вопрос- проблема?) Что нам сегодня предстоит выяснить?
-Почему несмотря на такие низкие, жестокие поступки, князь Владимир оставил о себе добрую память?


Отвечают на вопросы







































Определяют тему и цель урока
















































- плохой.


-Мстительный, жестокий.








-В летописи Владимир описан как жестокий человек, а в народе о нем осталась добрая память.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний

В ходе ожесточенных междоусобных войн, в 980 году великим князем киевским стал Владимир Святославич (980-1015)
Задание: познакомиться с правлением князя Владимира и доказать, что при нем окрепло Древнерусское государство.)

Итак, докажите, что при князе Владимире окрепло Древнерусское государство?

Владимир понимал, что опираясь лишь на военную силу, трудно сохранить власть в своих руках, а государство единым.





А что ещё нужно для укрепления государства и его процветания?

А каких религиозных взглядов придерживались восточные славяне? (языческих)

Что такое язычество? Каких богов почитали славяне? (Перун, Сварог, Мокошь, Велес)

Каковы преимущества единой религии перед язычеством?

Какие религии исповедовали в государствах - соседях Руси? (ислам, иудаизм, римская христианская церковь, христианская церковь Византии).

Владимир мог выбрать любую, но остановился на православном христианстве. Почему? На этот вопрос вам поможет ответить фрагмент из летописи. Владимир отверг религии своих соседей, кроме христианства.

Ислам

В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили: "Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой.
Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть".

Западная церковь

Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой", и обратились к Владимиру: "Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево". Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?". И ответили они: "Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию", - как сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир немцам: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого".

Иудаизм
Пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"

Записи в тетради:

980-1015 правление князя Владимира

Расширил территорию государства
Основание новых крепостей-городов

Защитил жителей от набегов (печенегов)
Упорядочил управление государством



единая религия, духовное сплочение людей, объединение народа на основе веры





государственное объединение на новой духовной основе, укрепление власти князя, приобщение Руси к новым духовным, культурным ценностям

















Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал именно православие?
Православное христианство было хорошо знакомо русичам, так как контакты с Византией были очень тесны . А послы Владимира были поражены красотой церковной службы в Святой Софии . Православие запрещало приносить жертвы, заводить много жен. У византийцев учились искусству каменной кладки и стенной росписи. Появилась письменность (кириллица).

Какое же значение имело принятие христианства для Руси?

1. Укрепило государство и власть князя.
Повысило международный авторитет Руси

2.Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

3.Духовное просвещение жителей

4.Кровавые жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию



Слайды с картинами крещения в Днепре. Князь и дружина крестились прямо в Херсонесе (Корсуни). В Киеве дружинники Владимира насильственно согнали в воды Днепра всех мужчин и женщин, стариков и детей, и они разом были крещены. В разные концы Руси поскакали воеводы Владимира, свергая идолов и закладывая на их месте храмы. В Новгороде Добрыне пришлось сражаться с непокорными. Лишь когда дружинники подожгли город, язычники смирились.

Таким образом, князь Владимир и его дружина силой крестили большинство славянских племен.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем теперь дать?



Записи в тетради:

988 год - Крещение Руси.

Князь Владимир значительно расширил Русское государство, завоевав новые земли, укрепив границы. Принятие христианства стало значительным шагом по пути развития цивилизации и культуры.

-Владимир отказался от первобытного язычества и крестил Русь в православное христианство. Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры.

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

  • сегодня я узнал...

  • я понял, что…

  • я научился…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…





Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


VI Инструкция по выполнению дом. задания



Дома: параграф 6 . Ответить на вопросы


Записывают дом. Задание.








© 2010-2022