Урок-игра: Древнекаменный век на территории Казахстана

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра.

Тема: Древнекаменный век на территории Казахстана

6 класс ____________201___г

Задачи урока :

Образовательная : рассказать о новой эпохе развития человечества - древнекаменном веке, культурных достижениях человека в этот период, культурах этого периода - олдувай , ашель , мустье : объяснить где и когда появились первые люди;

Развивающая : развивать образное воображение, умение работать в парах, умение составить заочное путешествие, самостоятельно работать с картой и контурной картой.

Воспитательная : показать, какую роль в становление человека сыграл труд; вызвать уважение к труду и потребность трудиться, уважению к результатам своего труда и труда одноклассников.

Тип урока : комбинированный, интерактивный( применение элементов технологии критического мышления).

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Формы урока: урок-игра.

Оборудование:

1.Политическая карта мира и Казахстана

2.Атласы и контурные карты.

3.Графическая линия древнекаменного века;

4.Рисунки: орудия труда, животный мир (опережающее задание)

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент: Настрой учащихся на работу. Сообщение плана проведения урока, целей и задач на предстоящем уроке. Форма работы ( парная , групповая).

2.«Ассоциации» :

- на какие эпохи делится история человечества ?

- какую эпоху мы начали изучать ?

- работа самостоятельная с учебником под контролем учителя :задание для пар - на контурной карте отметить, где обнаружены стоянки древних людей каменного века на территории Казахстана ( с помощью магнитов каждая пара выходит к доске и отмечает на карте Казахстана стоянки древних людей ) .

ИГРА

Для игры от каждой пары нужно по 1 ученику .Вы получаете изображения животных , ваша задача определить , на каких животных охотились древние люди, а на каких нет- вправо становятся те, на которых охотились, влево - на которых не охотились. ( животные- мамонт, лошадь, носорог, корова, зубр, бегемот, тушканчик, заяц , саблезубый тигр).

Проблемный вопрос: После прочтения мною стихотворения , вы должны внимательно прослушать и назвать причины, по которым почему продолжительность жизни людей была 40-50 лет, и главный вопрос какая черта первобытнообщинного строя названа в нем?

Жизнь древних людей совсем не конфета:

Дикие звери, опасность кругом,

И не прожить даже с другом вдвоем.

Пищу добыть вдвоем мы не сможем

И защититься от хищников тоже,

Вот потому коллективно живем.

Общество наше мы стадом зовем.

Жизнь наша была и сложна и сурова,

( И еще не приручена даже корова).

Частым гостем у нас бывает и голод

Сделайте вывод, как мы долго мы жили

В чем радость и сложность ответьте, потомки!

3.Осмысление

1.Общая характеристика палеолита: происхождение слова « палеолит»- ( пишется на доске и проговаривается).

Самостоятельно в учебнике найдите периоды древнекаменного века и запишите в тетрадь:

Нижний палеолит (олдувай)

Средний палеолит (мустье)

Верхний палеолит(ашель)

2млн.500 тысяч до 140 тысяч лет до н.э.

140-40 тысяч лет до н.э.

40-12 тысяч лет до н.э.

Отмечаем на графической линии времени в тетрадях и на доске. ( взаимопроверка)

2.Культура древнекаменного века: ОЛДУВАЙ: АШЕЛЬ: МУСТЬЕ. ( На отдельных плакатах названия культур и рисунков с изображениями орудий труда данной культуры) Показ на политической карте АФРИКИ И ФРАНЦИИ ( ученики закрепляют выходом к доске и показом на карте). Дается краткая характеристика каждой культуры из них. Чтобы легко было запомнить культуры предлагаю маленькие четырехстишья:

Олдувай!Олдувай

Слово ты не забывай!

Это в Африке местечко,

Первые там жили человечки!

И Мустье не забудь,

Повторять мы часто будем.

Что во Франции когда-то

Жили в древности ребята.

Что бы не забыть Ашель

Говори: мышь прогрызла в шкафу щель.

Вывешивается плакат , на котором изображены ( учащиеся смотрят в свои атласы по истории древнего Казахстана ): австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец. Получают задание для пары: составить таблицу и её заполнить её по типу :

Древний человек

Где найден

Внешний вид

Объем мозга

Орудия труда

занятия

австралопитек

синантроп

питекантроп

неандерталец

кроманьонец

V. «Побуждение»

Реши головоломку :

р

1

2

3

4

5

1.В эпоху верхнего палеолита произошло необыкновенное превращение : «человек умелый»- «человек-………»

2.Именно через труд развивался человек, развивались его …….,

3…………, сознание.

4.Коллектив родственников.

5.Одно из орудий кроманьонца.

V. Закрепление :

- О каком периоде человечества мы сегодня говорили?

- Что интересного вы узнали сегодня за урок( устный опрос слабоуспевающих или менее активных пар).

Итог урока: определение самой « активной пары» : самой « грамотной пары», самой « трудолюбивой»,самой «прилежной» - выставление оценок.

V .Д\з :§ 3 Написать эссе «Мое представление жизни древнейших людей»





© 2010-2022