Рабочая программа по истории для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 5 класса разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • действующих правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10");

  • учебного плана

  • годового учебного календарного графика

  • Рабочая программа разработана на основе:

  • образовательной программы основного общего образования

  • программы, входящей в сборник «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы», авторы-составители А.А. Вигасин, Г.И.Годер, Н.И Шевченко, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова».- М.: Просвещение, 2014

  • учебника «История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» (авторы А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая, М.: Просвещение, 2014), созданной на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов и учебно-методического комплекта к нему.

- Распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям авторов сборника «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина А.О. Сороко-Цюпы» А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы.

- В соответствии с годовым календарным учебным графиком (34 недели) и учебным планом (2 урока в неделю) программа рассчитана на 68 уроков.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, спо­собного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

Реализация данной рабочей программы предполагает применение актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения истории в 5 классе:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в, разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Личностные, метапредметные и предметные ре­зультаты освоения курса.

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметным результатом изучения курса являет­ся сформированность следующих умений:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение ( 1 ч.)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология - наука об измерении времени.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ( 7 ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники ( 3 ч.)

Древнейшие люди. Представление о понятии «перво­бытные люди». Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства перво­бытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охо­та - способы добывания пищи. Первое великое открытие че­ловека - овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселе­ние древнейших людей и его особенности. Испытание хо­лодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный; кто он? Родовые общины. Сообщество сороди­чей. Особенности совместного ведения хозяйства в родо­вой общине. Распределение обязанностей в родовой об­щине.

Возникновение искусства и религиозных веровании.

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы ( 3 ч.)

Возникновение земледелия и скотоводства. Представле­ние о зарождении производящего хозяйства: мотыжное зем­леделие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и измене­ния в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, тка­чество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Вы деление ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. ( родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности I цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), вы деление ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории ( 1 ч.)

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древни, государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуем­ся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Ли­ния времени» как схема ориентировки в историческом вре­мени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК ( 20 ч.)

Тема 4. Древний Египет ( 8 ч.)

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Место­положение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникнове­ние единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жи­тели Египта: от фараона до простого земледельца. Труд зем­ледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. На­правления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и три­умф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мем­фис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жи­лища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о сво­их богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фа­раон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство хра­ма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Неферти­ти. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скуль­птурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского ис­кусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Бри­танском музее.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись­менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Шко­ла подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных зна­ний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёзд­ные карты. Хранители знаний - жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригацион­ное земледелие, культовое каменное строительство, становле­ние искусства, письменности, зарождение основ наук). Не­ограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности ( 7 ч.)

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оро­сительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жре­цы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках.

Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особ письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о закон Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законi о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, из­готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение дрен- нееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о вой­нах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древ­нееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевате­лей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурба- напала. Археологические свидетельства ассирийского искус­ства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидски и царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - го­род Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности ( 5 ч.)

Своеобразие путей становления государственности в Ин­дии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гимала­ями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индий­цев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Ска­зание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Ки­тайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая доброде­тель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Ки­тая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмуще­ние народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Архео­логические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ( 21 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция ( 5 ч.)

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скуль­птура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тай­на критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахож­дение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота.

Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение острой Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской во не и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. II поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мора, поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царь с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Moраль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Д метре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Контрольная работа за 1 полугодие 2015-2016 учебного года.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием ( 7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Возникновение поли сов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы ,Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перс населённость Аттики. Основные занятия населения Аттики садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управлении Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственно положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народно собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Ла­конии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и пра­вила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Ле­генда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрно­го морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался за­воевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединяв­ший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Ат­леты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспи­тательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафон­ской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при всту­плении на военную службу. Идея Фемистокла о создании во­енного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартан­цев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламин- ской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемисток­ла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. При­чины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии ( 5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - де­мократии.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торго­вых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Раб­ство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание дс педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимсиях. Обучение красноречию.

В афинском театре. Возникновение театра в Древм Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагед! Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собр ния, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин демократии. Оплата работы на выборных должностях. Дру п и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. ( 4 ч.)

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих поли сов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышенно Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа пол чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории, Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Алекса и дрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изме­нение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели Об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистиче­ского мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культур­ный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую куль- гуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Вос­тока и в Афинском полисе. Особенности афинской демо­кратии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ ( 19 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией ( 3 ч.)

Местоположение, природа и особенности ландшафта Ита­лии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. На­шествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи - полноправ­ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья ( 3 ч.)

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. За­хват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала че­рез снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибал при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирия Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Кати автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Pима главный источник рабства. Политика Рима в провинции Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторе игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Риме учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме ( 4 ч.)

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморе» походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тибер Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение землед® цев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Cпapтака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сени небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Рази» армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь, завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Лепим и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников peспублики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антоним Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Ан- томия. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превраще­ние Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиа­на. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Рим­ского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры ( 5 ч.)

Протяжённость империи и время существования. Не­удачные попытки императоров расширить римские владе­ния.

Соседи Римской империи. Установление мира с Пар- фией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

В Риме при императоре Нероне. Укрепление власти им­ператоров. Складывание культа императоров. Актёр на импе­раторском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Ии­сус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распростра­нение христианства. Моральные нормы Нагорной про­поведи. Апостолы. Представления о Втором пришествии, ( трашном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. н. э. Неэффектив­ность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Мас­штабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое и строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город Рим - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи ( 2 ч.)

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императоре к власть. Солдатские императоры. Правление Константин Неограниченная власть императора. Увеличение численное! армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияиния римского епископа (папы). Основание Константинополя перенесение столицы на Восток. Украшение новой стол цы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стили хоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Алларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

Обобщающий урок за курс 5 класса ( 1 ч.) Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Планируемые результаты

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);






















Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

2 часа в неделю (всего 68 часов)

урока

Названия разделов и тем.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Плановые сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения.

Раздел №1. Жизнь первобытных людей (7 часов, 2 часа в неделю)

1

Введение. Что и как изучает история. Откуда мы знаем, как жили наши предки ( 1 ч.)

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития общества.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени.

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

01.-04.09

2

Древнейшие люди

01.-04.09

3

Родовые общины охотников и собирателей

07-11.09

4

Возникновение искусства и религии

07-11.09

5

Возникновение земледелия и скотоводства

14-18.09

6

Появление неравенства и знати

14-18.09

7

Счет лет в истории

21-25.09

8

Повторение темы «Жизнь первобытных людей»

21-25.09

Раздел №2. Древний Восток (20часов, 2 часа в неделю)





30.09-

05.10


9

Государство на берегах Нила

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида..

28-02.10


































урока

Названия разделов и тем.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Плановые сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Характеризовать: основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; особенности власти фараонов и порядок управления.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии.

Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.

Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).

Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита.

Рассказывать о культуре Древней Ассирии

Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как оно управлялась.

Показывать на карте территорию Древней Индии.

Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных каст.

Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о ее вкладе в мировую культуру

28-02.10

11

Жизнь египетского вельможи

05-09.10

12

Военные походы фараонов

05-09.10

13

Религия древних египтян

12-16.10

14

Искусство Древнего Египта

12-16.10

15

Письменность и знания древних египтян

19-23.10

16

Повторение темы «Древний Египет»

19-23.10

17

Древнее Двуречье

26-30.10

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

26-30.10

19

Финикийские мореплаватели

09-13.11

20


Библейские сказания

09-13.11

21

Древнееврейское царство

16-20.11

22

Ассирийская держава

16-20.11

23

Персидская держава «царя царей»

23-27.11

24

Природа и люди Древней Индии

23-27.11

25

Индийские касты

30-04.12

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев.

30-04.12

27

Первый властелин единого Китая

07-11.12

28

Повторение темы «Индия и Китай в древности»

07-11.12

Раздел №3. Древняя Греция (21 часов, 2 часа в неделю)

16.12-21.12

29

Греки и критяне

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта).

Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.

Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.

Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах

Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

14-18.12

30

Микены и Троя

14-18.12

31

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков

21-25.12

32

Контрольная работа за 1 полугодие 2015-2016 учебного года.

21-25.12

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

28-15.01

34

Зарождение демократии в Афинах

28-15.01

35

Древняя Спарта

18-22.01

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

18-22.01

37

Олимпийские игры в древности

25-29.01

38

Победа греков над персами в Марафонской битве

25-29.01

39

Нашествие персидских войск на Элладу

Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского

Составлять исторический портрет Александра Македонского

Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока

Раскрывать значение понятия эллинизм

Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма

01-05.02

40

В гаванях афинского порта Пирей

01-05.02

41

В городе богини Афины

08-12.02

42

В афинских школах и гимнасиях

08-12.02

43

В театре Диониса

15-19.02

44

Афинская демократия при Перикле

15-19.02

45

Города Эллады подчиняются Македонии

22-26.02

46

Поход Александра

Македонского на Восток

22-26.02

47


В Александрии Египетской

29-04.03

48

Повторение темы «Древняя Греция»

29-04.03

Раздел № 4. Древний Рим (19 часов, 2 часа в неделю)

07-11.03

49

Древнейший Рим

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии

Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе

Характеризовать верования древних жителей Италии

Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион

Использовать карту при характеристике военных походов Рима

Характеризовать причины и итоги войн Рима

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов

Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее раздела

Раскрывать значение понятий император, провинция

Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события

Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме

Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи

Рассказывать о культурной жизни в древнем Риме

Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества

Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира

10.03-15.03

50

Завоевание Римом Италии

07-11.03

51

Устройство Римской республики

14-18.03

52

Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

14-18.03

53

Установление господства Рима во всем средиземноморье

21-08.04

54

Рабство в Древнем Риме

21-08.04

55

Земельный закон братьев Гракхов

11-15.04

56

Восстание Спартака

11-15.04

57

Единовластие Цезаря

18-22.04

58

Установление империи

18-22.04

59

Соседи Римской империи

25-29.04

60

В Риме при императоре Нероне

25-29.04

61

Первые христиане и их учение

02-06.05

62

«Вечный город» и его жители

02-06.05

63

Римская империя при Константине

09-13.05

64

Взятие Рима варварами

09-13.05

65

Повторение темы «Древний Рим».

16-20.05

66

Вклад древних цивилизаций в историю человечества.

16-20.05

67

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

23-31.05

68

Обобщающий урок за курс 5 класса.

23-31.05

ИТОГО ПО ПЛАНУ

68 уроков.

























Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечение

1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников

А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/[ А.А. Вигасин, Г.И.Годер, Н.И Шевченко и др.].- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2014

2. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. ;под ред. А.А. Искендерова.- 3-е изд.-М.: «Просвещение», 2014;

3. .Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Крючкова Е. А. . - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014

4. Всеобщая история. История Древнего мира : рабочая тетрадь : 5-й класс : пособие для учащихся общеобразовательных организаций В 2 ч. /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. ;под ред. А.А. Искендерова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014

5. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. - М. : Просвещение, 2012.

6. Атлас с комплектом контурных карт;

Материально- техническое обеспечение: персональный компьютер

мультимедийный проектор

экран

комплект карт по истории Древнего мира

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов - fcior.edu.ru/

  2. Единая коллекция ЦОР - school-collection.edu.ru/

  3. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

  4. АДРЕС САЙТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (ФИПИ) - fipi.ru/

  5. АДРЕС ОФИЦИАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (ЕГЭ) - ege.edu.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного методического объединения учителей цикла

от _______________ № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

__________________ Рябчикова О.Д.

Подпись

Дата

22


© 2010-2022