- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока истории по теме Внешняя политика России. Колонизация Сибири и Дальнего Востока (7 класс)
Технологическая карта урока истории по теме Внешняя политика России. Колонизация Сибири и Дальнего Востока (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шкарина Н.И. |
Дата | 27.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: история
Класс: 7
Автор УМК: Т.В. Черникова
Тип урока: построение системы знаний
Учитель: Шкарина Н.И.Тема
Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока.
Цели:
Формирование представлений о внешней политики России в XVII в. через умение работать с текстом учебника.
Планируемые результаты
Предметные: устанавливать причины развязывания первой войны с Турцией, а также участников и итоги освоения Сибири и Дальнего Востока, высказывать суждения о действиях первооткрывателей, описывать события, связанные с первой русско-турецкой войной 1676-1681гг., и освоением Сибири и Дальнего Востока и анализировать результаты этих событий.
Личностные: определять и объяснять свое отношение к действиям участников русско-турецкой войны 1676-1681гг., а также действиям российских первооткрывателей;
Метапредметные: проводить поиск информации о причинах, участниках и итогах русско-турецкой войны 1676-1681гг., умения работать с текстом учебника и дополнительным материалом; умения строить монологическое высказывание, работать в группах, осуществлять взаимооценивание и смооценивание.
Основные понятия
Вассал, ясак
Межпредметные связи
География
Ресурсы
Доска, мел, учебник «История России XVII-XVIIIвв.» Т.В. Черникова 7кл., рабочая тетрадь, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал
Организация пространства
Учащиеся занимают рабочие места (по 2 человека за партой)
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Доска,
оборудование
Этап урока
Цель этапа
Познавательная, коммуникативная, регулятивная, личностная
Осуществл-е действия
Формируемые способы деят-ти
1.Организационный
Организация направленного внимания на начало.
Проверка готовности к уроку,
определение места урока в теме
Приветствие учителя,
проверяют наличие необходимого учебного материала на парте (р,к,л)
2.оценивание
Развитие навыков самостоят. работы
Объясняет условия и правила оценки за урок: прием «Листы сомооценивания и взаимооценивания»
Слушают, получают раздаточный материал «Листы сомооценивания и взаимооценивания» - (к,р,л)
Приложение 1
3.Поверка Д\З
Проверить усвоение полученных знаний
Задает вопросы
Индивидуальный ответ (р, п). За каждый правильный ответ получают стикер (с разным значением баллов)
Приложение 2
Слайд 1
4.создане проблем. ситуации
Постановка проблемного вопроса, форм. темы
«Схема»
Попробуйте разгадать схему и предположите - как будет звучать наша тема?
Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока.
Записывают в тетрадь (п,р)
Слайд 2-3
5. Домашнее задание
Развитие опыта самостоятельной опережающей подготовки учащихся
Организует учащихся на самостоятельную деятельность дома. Проводит инструктаж по выполнению дом. задания §14, составить кроссворд «Внешняя политика в XVIIв.», проект «Взаимоотношения алтайских народов и России в XVIIв.» ( по желанию)
Записывают д.з. в дневник, (р)
Слайд 3
6.формулировка проблемы,мот-ция
Формул. целей и за-дач урока, опред-ние области «знания-незнания» по теме
- Какую проблему нам предстоит решить?
Что еще мы должны узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
Что представляла собой внешняя политика государства в изучаемый период ? Каковы ее особенности и события?
И т.д. (п,р,л)
Записываются на доске
7.решение учебной задачи
Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.
Достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов
Вспомните, как складывались отношения России с соседями, и какие проблемы существовали?
После распада Золотой Орды - какие ханства остались?
Какие были присоединены?
Какое ханство находилось на юге России?
Крымское ханство в этот период являлось вассалом Турции - что это означает?
Итак, границы России во второй половине XVII в. вплотную приблизились к границам Турции и сложилась ситуация, когда войны было не избежать.
Прочтите 2,3,4 абзацы (стр.69) и сформулируйте причину первой русско-турецкой войны.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Заполним таблицу «Русско-турецкая война 1676-1681гг.»
Вкратце поясняет ход военных действий.
Используя учебник (стр.70)впишите в таблицу итоги войны.
Продвижение России происходило не только на юг, но и на восток.
Перечислим сибирские племена, которые были присоединены при Михаиле Романове.
Т.о. во времена Алексея Михайловича продолжалось дальнейшее освоение Сибири и Дальнего Востока.
Используя карту, назовите имя первопроходца, чья экспедиция исследовала самый восточный берег материка.
Именно его именем названа это оконечность материка.
А какая экспедиция участвовала в исследовании реки Амур и ее берегов?
Т.о как видно по карте, в XVII в. вся территория Сибири вошла в состав России.
Почему Москву так интересовала Сибирь?
Вспомните, как назывался налог пушниной, который платили народы Сибири
Отвечают (р,к, п)
Работа с картой
Вассальное государство - государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя. Такое государство обычно лишено прав поддерживать дипломатические отношения и заключать договоры, ограничено в других видах внешних отношениях, но сохраняет самостоятельное внутреннее управление с некоторыми ограничениями (нпр. - право чеканки монеты). Правитель вассального государства сохраняет статус и титул, бывшие у него до заключения вассального договора (нпр. - король).
Работа с текстом учебника(п,р,л)
Заполняют тест, меняются местами, проверяют и оценивают соседу по парте, вновь занимают свои места.
Заполняют таблицу в тетради
Работа с учебником и таблицей
Работа с картой №5 «Освоение Сибири в XVIIв.» (р,п)
С.И. Дежнев
Е.П. Хабарова
Ясак
Слайд 4
Слайд 5-6
Слайд 7-8
Слайды 9-10
Слайд 11
Слайд 13
8.Разреш.проблемы
Систем.материала,формулировка выводов
Прием «ДА-НЕТка»
Отвечают на вопросы «ДА-НЕТки» . (п.р.л.)
Слайд 14
9.оценивание. Рефлексия деятельности
Рефлексия
Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.
Прием «Два кружочка»
Подсчитайте баллы в «Листах самооценивания» и поставьте отметку.
Поднимают кружочек того цвета, который соответствует их впечатлению от урока: белый - все понятно и интересно, синий- что-то не понятно, сложно и т.п.
Выставляют отметки в «Листах самооценивания» (п, р,л). Сдают учителю.
Приложение 3
Слайд 15
Слайд 16
Приложение 1
Лист сооценивания и взаимооценивания. Ф.И. учащегося _________________________
Более 8 баллов - отметка «5», 5-7 баллов - отметка «4», 3-4 балла- отметка «3».
Оранжевый стикер - 3 балла, желтый стикер - 2 балла, зеленый стикер - 1 балл.
Приложение 2
Вопросы - 1 балл:
1. Назовите прозвище царя, период правления которого мы изучаем (Тишайший)
2. Как называется должность главы РПЦ (патриарх)
3. Кто был патриархом в период раскола? ( Никон)
4. Кто возглавлял самое крупное народное восстание в XVII в.? (Степан Разин)
5. На сколько периодов можно поделить восстание под предводительством С.Разина? (два)
6. Как назывались бунты, произошедшие в царствование Алексея Михайловича? (Медный и Соляной)
7. Назовите лидера старообрядцев (протопоп Аввакум)
Вопросы - 2 балла:
-
Назовите основную причину Раскола. (несоответствие русских церковных обрядов греческим)
-
Перечислите данные несоответствия (крещение двумя-тремя перстами, Исус - Иисус, поясные - земные поклоны, движение по солнцу - против солнца, запрет на иконы русского образца и пр.)
-
За что был осужден Никон? (за самовольный уход с патриаршества и претензии на светскую власть)
-
«Поход за зипунами» - это… (грабительские походы казаков с целью наживы)
-
На какие две категории делились донские казаки? (домовитые и голутвенные)
-
Перечислите состав участников восстания С. Разина (крестьяне, казаки, «работные люди», татары и другие волжские народы)
Вопросы - 3 балла:
-
Причины восстания под предводительством С. Разина(Окончательное закрепощение крестьянства; Рост налогов и повинностей социальных низов; Стремление власти ограничить казачью вольницу; Скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону).
-
Покажите на карте и назовите районы, где прошел С.Разин в первый период своего движения. (работа с картой)
-
Покажите на карте и назовите районы, куда двинулось войско С. Разина во второй период своего движения.
-
Перечислите причины поражения восстания под предводительством С. Разина (слабая организованность, плохое вооружения, отсутствие ясных целей, разрушительный, «бунташный» характер движения и отсутствие единства восставших казаков, крестьян и посадского люда)
Приложение 3
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше (очень этого я жду!)
Если синий - то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!