Рабочая программа элективного курса История России в лицах: IX-XIXвв для 11 класса

Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 11класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями Концепции профильного обучения. Актуальность: Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более си...
Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на методическом совете завуч по УМР Директор школы

«__»___________2014г. Беляева О.Р. Ваулина Е.А.

____________ ______________

«__»_______2014г. «__»_______2014г.



Рабочая учебная программа

« Право»



11 класс

Составитель:



Клементьева Т.С.

учитель истории и обществознания

г.Щучье

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 11класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями Концепции профильного обучения.

Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение - подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России. Данный элективный курс ориентирует уч-ся на социально-гуманитарный социально-экономический профиль обучения в дальнейшем. Вместе с тем содержание курса может представлять познавательный интерес и для учащихся, выбирающих другие профили обучения.

Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.

Задачи:

· углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

· развитие критического мышления;

· воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;

· совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов и т. п.

· ориентирование уч-ся 11 класса на выбор профиля дальнейшего обучения.

Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.

Формы занятий: семинар, практикум, урок-дискуссия, дебаты и др.

Программа предусматривает значительное количество практикумов, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

Программа курса рассчитана на 34 часа.







Требования к уровню усвоения предмета.

учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;

овладеть различными видами публичных выступлений.

оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.




Учебно-тематический план

На изучения курса в 11 классе отводится 34 часа:

1 раза в неделю.

№ п\п

Раздел,тема.

Количество часов

В том числе

К.р.

Пр.р.

1

Древняя Русь

4

2

Русь удельная

2

3

Объединение Руси вокруг Москвы

6

4

Россия XVI века

4

5

Россия периода Смуты

4

6

Россия в XVII веке

4

7

Россия в ХVIII веке

4

8

Россия в ХIХ веке

4

9

Заключение. Роль личности в истории

2

Всего

34







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение.

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (4 часа).

«Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга
(890(?-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославич (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.

«Законодатели Древней Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

«Защитники Отечества» . Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославич (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любечский съезд 1097 г.

«Носители идеалов православия» (3 часа). Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

- умение выдвинуть гипотезу;

- умение делать обобщения;

Тема 2. Русь удельная (2 часа).

«Обособление Северо-Восточной Руси». Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (1111(?)-1174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

«Защитники Отечества». Александр Невский
(1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

- определять достоверность исторических фактов;

- устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

- сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (6 часов)

Иван Калита (?-1340). «Тишина великая по всей русской земле». Подавление тверского восстания. Значение деятельности князя.

«Деятели Руси XIV-XV вв.» . Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III
(1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

Власть и церковь на Руси XIV-XV веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.

С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев
(1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551 г.

Основатели Соловецкого монастыря. Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

«Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей;

- умение делать обобщения;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы).

Тема 4. Россия XVI века (4 часа).

Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Опричники и жертвы. Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.

Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).

Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриар-шества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Про-исхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы-крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свер-жение. Пострижение, выдача полякам.

Патриарх Гермоген (1530-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д.М.Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной культуре России.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

- умение выдвинуть гипотезу;

- умение делать обобщения;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы).

Тема 6. Россия в XVII веке (4 часа).

Первые Романовы на Российском престоле . Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович
(1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Государственные деятели. Реформаторы XVII века . А.Л.Ордин-Нащокин (1607-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

Церковный раскол. Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычево. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Ульяния Осорьина (Лазаревская) (1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- умение выдвинуть гипотезу;

- умение делать обобщения;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

- умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.

Тема 7. Россия в ХVIII веке(4 часа)

Петр1и его «кумпания»: Патрик Гордон, Апраксин, Меньшиков, Франц Лефорт, Головин, Головкин. Реформы(политические, в армии, экономике) и военные кампании. Великое посольство.

Екатерина Алексеевна, анна Ивановна, Бирон, Остерман, Миних, Елизавета Петровна, Иван Антонович, Петр 2.Екатерина 2 и её современники.

Павел I и его время. Сподвижники: «Гатчинские птенцы». Аракчеев А.А. «Романтический император». «Бедный, бедный Павел…». Заговор 11 марта.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.

Тема 8. Россия в ХIХ веке(4часа)

Александр 1 и Негласный комитет. Сперанский,М.И.Кутузов, А.А.Аракчеев, декабристы.

Николай I. Военачальники Крымской войны:П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, Истомин. Реформаторы: Е.Ф.Канкрин, П.Д.Киселёв. Общественные деятели: А.И.Герцен,В.Г Белинский, славянофилы и западники, М.В.Петрашевский.

Александр II. Народники:Бакунин, Ткачёв. Лавров, деятели народной воли:С.Перовская, Плеханов. Распространение марксизма, В.И.Ульянов-Ленин.

Деятели культуры:А. Иванов, К.П.Брюллов,П.А.Федотов, И.Репин, В.И.Суриков,В.М.Васнецов.В.Г.Перов.»Могучая кучка»-М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков.

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей.

Заключение. Роль личности в истории (2 часа)

ЗНАТЬ/УМЕТЬ:

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

- умение выдвинуть гипотезу;

- умение делать обобщения;

- умение систематизировать материал;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников).


Контрольно-измерительные материалы













Учебно-методические средства обучения

Основная и дополнительная литература

-Данилов А.А., Косулина В.Г. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. Учебник. М.:Просвещение, 2011

- В.В.Кириллов.Отечественная история в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. М.: ЭКСМО,2013

В.В.Фортунатов. Отечественная история в схемах и комментариях.СПб.:2008.

- Ивашко М.И. История в таблицах и схемах.-М.: Материк-Альфа,2009

-История России с древнейших времен до конца ХУ11 века. 10 кл. Поурочные планы. Сост.Н.С.Кочетов. Волгоград, «Учитель».2007.

-История России. 10 класс.методическое обеспечение уроков. Сост. Н.С.Кочетов. Волгоград, 2005.

- С.В.Агафонов. история России в таблицах 6-11 классы.М.:Астрель,2005

- П.А.Баранов. История России в таблицах и схемах. 6-11 классы.М.:Астрель,2013





Дополнительная литература для учащихся

1. История мировой культуры : справочник школьника. - М., 1996.

2. Сто великих битв. - М. : Вече, 2001.

3. Сто великих картин. - М. : Вече, 2001.

4. 1000 вопросов и ответов по истории : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Н. Алексашкиной. - М. : АСТ, 1996.

5.Анисимов Е. В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

6. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е. Е.Вяземского. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 264с.

7. Карпов Г. М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

8. Манько А. В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

9. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

10. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

11. Морозова Л. Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

12. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.

13. Перхавко В. П. История России в лицах. IX - начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

14. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

15. Энциклопедия Аванта +



Календарно-тематический план

Сроки

п/п

Тема занятия

Предметное содержание

Всего часов

Сентябрь

1

Введение. Роль личности в истории

Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися

1

2

Первые князья и их роль в становлении русского государства

Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого;

1

3.

Александр Невский

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей

4.

Иван Грозный и его современники

Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники

1

Октябрь

5

Феномен самозванства на Руси

История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II, Е. Пугачев; причины появления самозванцев

1

6.

Минин и Пожарский в истории Смуты

история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей

1

7.

Петр I и его современники

формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра

1

8.

Женщины на российском престоле

Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II

1

9.

Великие полководцы и флотоводцы XVIII-XIXвв.

Ушаков Ф. Ф, Суворов А. В., Кутузов М. И., М. Д.Скобелев и др. (на выбор учащихся)

1

Ноябрь

10.

Трагедия семей декабристов

Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов

1

11.

Судьбы реформаторов в России

Сперанский М. М., Витте С. Ю., Столыпин П. А.

1

12.

В. И. Ульянов (Ленин) - создатель советского государства.

В. И.Ульянов: страницы биографии.

Лидер РСДРП(б). Председатель СНК.

1

13.

Л. Д. Троцкий: демон революции

Л. Д.Троцкий: страницы биографии. Судьба революционера.

1

Декабрь

14.

И. В. Сталин: триумф и трагедия

Страницы биографии И. В.Сталина. Политическая карьера.

«Великий перелом».Великая Отечественная война.

1

15.

Маршал Победы

Г. К.Жуков

1

16.

От Хрущева до Горбачева…

Хрущев Н. С., Брежнев Л. И., Андропов Ю. В., Горбачев М. С.

1

17.

Итоговое занятие. « Я узнал, могу, хочу…»

1

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Анисимов Е. В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

2. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е. Е.Вяземского. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 264с.

3. Карпов Г. М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

4. Манько А. В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

5. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

6. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

7. Морозова Л. Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

8. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.

9. Перхавко В. П. История России в лицах. IX - начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

10. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М. Н.Чернова. - М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. - 574с.

11. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

12. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

13. Энциклопедия Аванта +

Электронные пособия:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX - XXвв.

2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.

21


© 2010-2022