Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Репное

Балашовского района Саратовской области»«Рассмотрено»

на заседании ШМО

протокол №1 от

«______»__________2015 г.

Руководитель ШМО

_________ (В.И.Колесникова)

«Согласовано»

на заседании методсовета

протокол №1 от

«______»__________2015 г.

Заместитель директора по УВР _____________( А.И. Грекова )

«Утверждаю»

Приказ № _______ от «______»__________2015 г.

Директор ___________ (С.В. Колдышкин)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО истории

Класс: 5

Учитель: Савостьянова Галина Александровна

Категория: высшая

Год составления программы: 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по истории./ Примерные программы по учебным предметам. История . 5-9 классы: М.: Просвещение, 2010.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 ( в редакции приказа от 26.11.2010 №1241),

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС,2011 г;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа с.Репное Балашовского района Саратовской области».

Программа предполагает проведение 2-х часов в неделю (всего 70 часов в год).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Учебник. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. Всеобщая история. История

Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. - М.: Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Г.И.Годер - М.:Просвещение, 2013.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Цель изучения курса:

освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Общие задачи изучения курса:

формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории Древнего мира.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины

возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Исходя из целей и задач исторического образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется тематически, в следующих формах: тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, исторические диктанты, защиты сообщений, презентаций, рефератов, эссе, проектов.



Содержание учебного курса

История Древнего мира (70 часов)


Введение в предмет (1 час)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Первобытность (6 часов)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Введение в историю Древнего мира(1 час)

Древний Восток (20 часов)

Древний Египет (6 часов)

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Западная Азия в древности (6часов)

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Индия и Китай в древности (3 часа)

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Античность (39 часов)

Древняя Греция. Эллинизм (20 часов)

Древнейшая Греция (3 часа)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 часов)

Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Македонские завоевания в IV в. до н.э. (8 часов)

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. (5 часов). Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (19 часов)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме (4 часа)

Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право.

Римская империя в первые века нашей эры (3 часа)

Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)

Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. (1 час) Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Историческое и культурное наследие Древнего мира

Вклад древних цивилизаций в историю человечества.

Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-90 % Оценка «4» - 89-70 % Оценка «3» - 69-45 % Оценка «2» - 44-20 % Оценка «1» - 19- 0 %


Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметнымирезультами изучения курса являются:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результами изучения курса истории являются:

освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

понимание вклада древних народов в мировую культуру.


Содержание курса истории 6 класс.70 ч.

темы

Тема

Количество часов

1

Первобытность

6

2

Древний Восток

20

3

Древняя Греция

19

4

Древний Рим

18

5

резерв

7


итого

70




Требования к уровню подготовки учащихся по истории в 5 классе


Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе по истории

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения про граммы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного
развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и Традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,

толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать .современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

- овладение целостными представления ми об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов

в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 5 классе. История Древнего мира. (70 ч.)


Дата

Тема урока

Тип урока



ИКТ

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Характеристика основной деятельности учащихся


план

факт

личностные

метапредметные

результаты

предметные

Введение в предмет (1 час)

1.



Введение в предмет.

Урок систематизации знаний.

+

Формирование положительной мотивации к изучению предмета

ПУУД: Раскрывать значение терминов:

история, век, исторический источник.

КУУД: Участвовать

в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Получит первичные представления об исторической науке. Работать со справочным материалом книги

Работа

в рабочих тетрадях.

коллективная

Первобытность (6 часов)

2.


Древнейшие люди.

Урок «открытия» нового знания

+

Формирование положительной мотивации к освоению различных видов деятельности: описание иллюстраций, чтение исторической карты

КУУД: 1)Устно описывать первые орудия труда.

Называть и

охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

2) Характеризовать достижения первобытного человека, его

приспособление

ПУУД: 1) Сравнивать первобытного и современного человека.

2) Комментировать и формулировать

понятия:

первобытные люди, орудие труда,

собирательство, археолог,

реконструкция.

Пересказывать содержание текста учебника, работать

с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины

Текущий контроль. Тестовая проверка.

Описать рисунок по плану

парная

3


Родовые общины охотников и

собирателей.

Урок «открытия» нового знания

+

КУУД: 1) Называть и

охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

2) Характеризовать новые способы охоты.

РУУД: Исследовать на исторической карте и
в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

Формирование целостного мировоззрения.

Выделять признаки родовой общины.

Текущий контроль.

Устный опрос

коллективная

4.


Возникновение искусства и религии.

Урок рефлексии

+

Характеризовать
первобытные верования людей.

Формирование уважительного отношения к другому человеку, ,вере, религии, традициям.

КУУД: 1) Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

2) Работать с текстом учебника по заданиям
учителя в малых группах.

Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Текущий контроль. Понятийный диктант

индивидуальная

5.


Возникновение земледелия и

скотоводства.

Урок «открытия» нового знания

+

Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

КУУД: 1) Рассказать о переходе от собирательства
к мотыжному земледелию.

2) Охарактеризовать

религиозные верования древнего человека.

РУУД: 1) Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

2) Выделить и прокомментировать
промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Охарактеризовать
изменения

в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и

скотоводства. Обозначить последствия
появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Текущий контроль. Самостоятельная работа

с учебником и документами

парная

6.


Появление неравенства и знати.

Урок рефлексии

+


Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

ПУУД: Раскрывать смысл понятий:

ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина,

знать, города, святилища, государства.

РУУД: 1) Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин.

2) Характеризовать изменения отношений в общине с выделением

в ней знати.

Пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

Текущий контроль. Тесты, словарная работа.

парная

7.


Повторение.

Урок систематизации знаний.

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку., его мнению

РУУД: решать проблемные и развивающие задачи
с использованием мультимедиа ресурсов.

Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения

Итоговый контроль.

Практическая работа.

Введение в историю Древнего мира (1 час)

8.


Счёт лет

в истории

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку., его мнению

РУУД: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

ПУУД: Осмыслить
различие понятий:

год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Разделять тысячелетия на века, века на годы. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Хронологический диктант.

индивидуальная

ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов)

Древний Египет (6 часов)

9.


Государство

на берегах Нила.

Урок «открытия» нового знания

+

Формирование коммуникативной компетентности

РУУД: Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства
с помощью исторической карты и её легенды.

Работа

с картой, понятиями и иллюстрациями учебника

коллективная

10.


Как жили земледельцы и ремесленники.

Урок развивающего контроля

+

Формирование коммуникативной компетентности

ПУУД: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы,

Комментировать

понятия и самостоятельно формулировать их.
Оценивать достижения культуры.

Текущий контроль.

Устный опрос.

парная

11.


Жизнь египетского вельможи.


Урок рефлексии

+

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование коммуникативной компетентности

КУУД: Учиться работать

в малой группе над общим заданием. ПУУД: Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.

Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему
урока.

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Текущий контроль.

Работа с документом

коллективная

12.


Военные походы фараонов.

Урок рефлексии

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

КУУД: 1) Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

2) Работать с картой и иллюстрациями учебника

в малых группах по единому заданию.

Правильно показывать на карте исторические объекты, распознать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Текущий контроль.

Индивидуальная работа по карточкам

индивидуальная

13.


Религия древних египтян. Искусство древних египтян.

Урок «открытия» нового знания

+

Развитие морального сознания учащихся

Развитие эстетического сознания.

РУУД: Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном
богов и занятиями древних египтян.

КУУД: Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды

ПУУД: Искать информацию

о находках археологов

в гробницах древнеегипетских фараонов.

Анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты .

Текущий контроль

индивидуальная

14.


Письменность и знания древних
египтян.

Урок рефлексии

+

Формирование коммуникативной компетентности.

Развитие эстетического сознания.

КУУД: Составлять короткое сообщение о древних египетских иероглифах.

ПУУД: Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, анализировать факты на элементарном уровне.

Текущий контроль.

Сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов.

Тест.

групповая

Западная Азия в древности (6 часов)

15.


Древнее Двуречье.


Урок «открытия» нового знания

+

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку., его мнению.

РУУД: Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

ПУУД: Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой

Работа

с картой, понятиями и иллюстрациями учебника . Решение задач.

коллективная

16


Вавилонский царь Хаммурапи и
его законы.

Урок «открытия» нового знания

+

Формирование осознанного , уважительного отношения к другому человеку., его мнению.

РУУД: Характеризовать

свод законов Хаммурапи.
Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

ПУУД: Выделять основные понятия параграфа , раскрывающие его
суть.

Анализировать исторический документ, делать выводы, самостоятельно строить рассказ.

Текущий контроль.

Работа в рабочих тетрадях

групповая

17

Финикийские мореплаватели.

Урок рефлексии

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

КУУД: Рассказывать

с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

РУУД: Подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.

Текущий контроль.

Тестовая проверка д.з.

индивидуальная

18


Библейские сказания.

Древнееврейское царство.

Урок «открытия» нового знания

+

Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида

ПУУД: Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.


РУУД: Объяснять значение принятия единобожия
древнееврейскими племенами. Решать развивающие и проблемные задачи .Выделять тексте к параграфу главное и второстепенное.

Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду

Составлять рассказ, обобщать на основе текста учебника и исторических документов.

Текущий контроль.

Словарная работа. Творческая работа («Чем религия древних евреев отличалась от религии Древнего Египта?»)

Индивидуальная работа с учащимися.

групповая

19


Ассирийская держава.


Урок «открытия» нового знания

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

РУУД: Перечислять

достижения ассирийцев

в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

ПУУД: Определять причины падения Ассирийской державы КУУД: Работать в малых группах по заданиям на понимание и

осмысление нового материала.

Работать с исторической картой, историческими документами, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний

Текущий контроль. Индивидуальная работа с учащимися.

Работа в рабочих тетрадях.

коллективная

20


Персидская держава «царя царей».

Урок «открытия» нового знания

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

РУУД: Систематизировать
учебную информацию о достижениях

персидских царей

(по заданному плану).

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы

Работа в рабочих тетрадях.

Тестовая проверка.

индивидуальная

Индия и Китай в древности (3 часа)

21.


Природа и люди Древней Индии.

Индийские касты.

Урок «открытия» нового знания

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

КУУД: Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний

ПУУД: Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору

РУУД: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды.

Работать с исторической картой,

Сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ

Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.

Текущий контроль. Работа в рабочих тетрадях. Подготовить сообщение о Будде.

Словарная работа. Подготовить сообщение о Конфуции.

коллективная

22.


Чему учил китайский мудрец
Конфуций.

Урок рефлексии

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

КУУД: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

РУУД: Определять и формулировать особенности китайской религии.

Показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Текущий контроль.

Работа с документом, датами.

коллективная

23.


Первый властелин единого Китая.

Урок «открытия» нового знания

Рассказывать об отношениях Китая

с соседями

РУУД: Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

ПУУД: Выделять своеобразие древней китайской цивилизации,
проявившееся в ее достижениях.

Строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы

Текущий контроль.

Творческие задания.

групповая

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭЛЛИНИЗМ (19 часов)


Древнейшая Греция (3 часа)

24


Греки и критяне.

Микены и Троя.

Урок «открытия» нового знания

+

Рассказывать мифы и выявлять их нравственные

контексты.

Работать в малых группах

КУУД: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Показывать на карте местоположение Микен.

ПУУД: На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну.
РУУД: Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Выделять отличия между микенской и критской культурами.

Правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия р На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Работа в рабочих тетрадях, с исторической картой, иллюстр. Учебника

Текущий контроль.

Работа с датами понятиями.

коллективная

25.


Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».

Урок рефлексии

+

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Характеризовать образы основных
героев «Илиады». Выделять основные вехи пути Одиссея домой.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Развитие эстетического сознания.

ПУУД: Раскрывать кратко суть поэм Гомера
«Илиада» и «Одиссея»

РУУД: Читать текст

с пометками на полях: понятно, известно, непонятно,

неизвестно.

ПУУД: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой,

в Итаку.

Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

Текущий контроль.

Работа в рабочих тетрадях.

групповая

26

Религия древних греков.

Урок развивающего контроля

+

1) Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона
в жизни греков.

2) Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

ПУУД: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
РУУД: Выполнять задания по определённому плану

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Текущий контроль.

Работа в рабочих тетрадях.

Творческие задания.

групповая

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 часов)

27


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Урок «открытия» нового знания

+

Перечислять преимущества

греческого алфавита по сравнению

с финикийским

КУУД: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения
РУУД: Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Использовать исторические документы как источники знаний.

Текущий контроль.

Понятийный диктант.

индивидуальная

28


Зарождение демократии

в Афинах.

Урок «открытия» нового знания.

+

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа.

РУУД: Сравнивать законы Драконта и Солона.

КУУД: Уметь вести диалог с товарищем по задании предложенному учителем

На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Текущий контроль. Работа с вопросами для размышления.

групповая

29


Древняя Спарта. Повт.счет лет в истории.


Урок рефлексии

+

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

КУУД: Показывать на карте и рассказывать

о местоположении Спарты.

РУУД: Характеризовать

основные группы населения и их положение. Характеризовать

основные группы населения и их положение.

Правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.

Текущий контроль. Работа с исторической картой, с историческим документом.

коллективная

30


Греческие колонии

на берегах

Средиземного и Чёрного морей. Повт.историю Египта.

Урок систематизации знаний.

+

ПУУД: Объяснять причин греческой

колонизации, её географию.

РУУД: Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации.

Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ

Текущий контроль.

Творческие задания.

групповая

31


Победа греков над персами

в Марафонской битве.Пов.религия греков.

Урок «открытия» нового знания

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении, давать моральную оценку

РУУД: Использовать различную информацию для составления собственного рассказа
о Марафонской битве.

Составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы

Текущий контроль.

Работа с картой, датами, иллюстр. и вопросами для размышления.

коллективная

32


Нaшecтвие персидских войск

на Элладу.Повт.воз-ие ск-ва и земл-ия.


Урок рефлексии

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. 2) Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

ПУУД: Использовать

информацию , электронных изданий,
презентаций для составления собственного рассказа: о создании

военного флота; о Фермопильском

сражении; о Саламинской битве.

Показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Текущий контроль.

Работа с картой, датами, иллюстр. и вопросами для размышления.

Тестовая проверка.

индивидуальная

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (2 часа)

33


В гаванях афинского порта Пирей. Повт.поэмы Гомера.


Урок систематизации знаний

+

Характеризовать

положение граждан, переселенцев, рабов

в греческих полисах. Развитие эстетического сознания.

РУУД: Сравнивать военную и торговую гавани. Характеризовать

положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

ПУУД: Использовать информацию

для составления собственного рассказа о гаванях.

Обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать

с иллюстрациями учебника и историческими документами

Текущий контроль.

Понятийный диктант.

коллективная

34


Афинская демократия

при Перикле. Повт.историю греческих полисов.

Урок развивающего контроля

+

Самостоятельно подготавливать

тематические сообщения по выбору.

РУУД: Называть заслуги Перикла

в восстановлении и процветании Афин.

Группировать информацию о демократических преобразованиях

во время руководства полисом Перикла.

ПУУД: Поиск информации об единомышленниках, друзьях Перикла.

Работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Текущий контроль.

Работа с историческим документом.

Тестовая проверка.

групповая

Македонские завоевания в IV в. до н.э. (8 часов)

35


Города Эллады

подчиняются

Македонии.Повт.греко-перс.войны.



Урок «открытия» нового знания

+

Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан

РУУД: Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.

ПУУД: Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объяснять причины потери независимости Грецией.

Составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

Текущий контроль.

Решение исторических задач.

коллективная

36


Поход Александра Македонского
на Восток.Повт.

учение Конфуция.


Урок рефлексии

+

Оценивать поступки А.Македонского, его противников.

КУУД: Характеризовать ситуацию на Востоке,которая способствовала победам А.Македонского.

ПУУД: Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского

на Восток.

Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Текущий контроль.

Сообщение об Александре Македонском.

индивидуальная

37


В Александрии Египетской.Повт.

культура др.греков.

Урок рефлексии

Развитие эстетического сознания

ПУУД: Называть причины распада державы А.Македонского. показывать на карте возникшие государства.

РУУД: Сравнить Александрию и Афины.

Показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Текущий контроль.

Заочное путешествие.

коллективная

38


В афинских школах и гимнасиях. Повт.культура др.греков.


Урок рефлексии

Последовательно рассказывать

о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ.

ПУУД: Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

РУУД: Выполнять практическую работу с текстом по заданиям.

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ

Текущий контроль.

Работа в группах

групповая

39


В театре Диониса.Повт.

воз-ие религии.


Урок развивающего контроля

+

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона», давать моральную оценку

ПУУД: Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

РУУД: Называть

отличительные признаки комедии и трагедии.

На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Текущий контроль.

Работа в группах.

групповая

40


В городе богини Афины. Повт.

воз-ие религии

Урок рефлексии

+

Развитие эстетического сознания.

КУУД: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

РУУД: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план экскурсии по Акрополю.

ПУУД: Создавать короткую презентацию об одном

из храмов Акрополя

Составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия

Текущий контроль.

Работа с вопросами

размышления.

коллективная

41


Олимпийские игры в древности. Повт.

воз-ие религии

Урок развивающего контроля.

+

Оценивать значение
Олимпийских игр для общества того времени.

ПУУД: Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

РУУД: Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ.

Текущий контроль.

Работа с картой, датами, иллюстр. и вопросами для размышления.

групповая

42


Повторение.

Урок систематизации знаний

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта,

название храма, место сражения, имя стратега,

завоевателей

Греции.

ПУУД: Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор,

Спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения

Проверочная работа.

индивидуальная

ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

43


Древнейший Рим. . Повт.

воз-ие религии



Урок «открытия» нового знания

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

РУУД: Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения
Рима и событий, происходивших

в Греции.

ПУУД: Использовать карты,
другие источники информации

Для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

Сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

Работа в рабочих тетрадях,

над вопросами для размышления.

коллективная

44


Завоевание Римом Италии.Повт.греко-перс.войны.


Урок рефлексии

+

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

КУУД: Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

ПУУД: Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. ПУУД: Сравнивать территориальные приобретения Рима

во II и III вв. до н.э.

Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы

Текущий контроль.

Понятийный диктант. Работа с датами.

групповая

45


Устройство Римской республики.

Пов.устр-во греч.полисов.

Урок «открытия» нового знания

Формирование коммуникативной компетентности в общении.

ПУУД: Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Представлять сообщения и доклады в соответствии

с требованиями регламента.

РУУД: Сравнивать устройство римской республики

с греческим полисом.

Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Текущий контроль.

Работа с историческими документами.

групповая

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

46


Карфаген - преграда

на пути

к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Пов.устр-во греч.полисов.

Урок рефлексии

Характеризовать
цели, поступки Ганнибала.

РУУД: Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

ПУУД: Перечислять причины поражения Ганнибала в войне

с римлянами.

КУУД: Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Работать

с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, давать отзыв на ответы одноклассников, выделять главное из рассказа учителя

Текущий контроль. Решение задач

групповая

47


Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

Пов.историю Ассирии.

Урок систематизации знаний.

+

Развитие морального сознания и компетентности

КУУД: Работать с картой

в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье.

ПУУД: Охарактеризовать

способы подчинения государств власти Рима.

РУУД: Составлять простой план параграфа.

Обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

Текущий контроль.

Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках.

групповая

48


Рабство

в Древнем Риме.Пов.историю Персии.

Урок систематизации знаний

+

Доказывать бесправное положение рабов в Риме .Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

РУУД: Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян.

Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их

Текущий контроль.

Тестовая проверка.

индивидуальная

Гражданские войны в Риме (4 часа)

49


Земельный закон братьев Гракхов. Пов.полит.устр-во греч.полисов.

Урок «открытия» нового знания

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых

РУУД: Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить

в защиту бедняков.

ПУУД: Устанавливать причины гражданских войн в Риме

КУУД: Работать

в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.


Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Текущий контроль.

Решение исторических задач.

групповая

50


Восстание Спартака.Повт.положение рабов в Спарте.

Урок рефлексии

+

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

РУУД: Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

ПУУД: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

Составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

Текущий контроль.

Диспут

коллективная

51


Единовластие Цезаря.Повт. полит.устр-во Афин.

Урок «открытия» нового знания


  1. Анализировать

действия и поступки Ю. Цезаря.

2) Объяснять позиции

Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.

ПУУД: Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул,

верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

Текущий контроль.

Творческие задания, работа с историческими документами.

групповая

52


Установление империи. Повт. полит.устр-во Афин.


Урок рефлексии

Характеризовать правление Октавиана
Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых
греков.

ПУУД: Определять причины поражения сторонников республики.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор).
РУУД: Сопоставлять действия Антония и Октавианав борьбе за власть.

КУУД: Объяснять причины завершения гражданских войн

в Риме.

Пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Текущий контроль.

Сравнительная характеристика личностей.

коллективная

Римская империя в первые века нашей эры (3 часа)

53


Соседи Римской империи. Повт. полит.устр-во Афин.


Урок развивающего контроля

Рассказывать

о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях

РУУД: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
КУУД: Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы,
обмениваться ими.

Начать составлять сложный план параграфа.

Текущий контроль.

Тестовая работа.

индивидуальная

54


Первые христиане и их учение.Пов.возн-ие религии.


Урок «открытия» нового знания

+

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

КУУД: Рассказывать об условиях появления христианского учения.

ПУУД: Объяснять причины распространения христианства.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм

христиан.

Составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами.

Текущий контроль.

Комментированное чтение

коллективная

55


Расцвет Римской империи

во II в. Пов.возн-ие религии.


Урок рефлексии

+

Доказывать,
что римляне строили на века

ПУУД: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

КУУД: Характеризовать
период правления императора Траяна.
Рассказывать о достижениях империи во II в.

Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Текущий контроль.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

групповая

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа)

566

Римская империя при Константине.

Пов.возн-ие религии.



Урок «открытия» нового знания

+

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации

к параграфу .

ПУУД: Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине.

РУУД: Обосновывать факт переноса столицы империи.

Обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Работа с историческими документами.

Решение задач.

групповая

57


Взятие Рима варварами.Пов.историю греч.полисов.

Урок «открытия» нового знания

+

Аргументированно доказывать смысл различных
утверждений

РУУД: Обозначать причины раздела империи на
две части.

КУУД: Рассказывать об исторических

деятелях и их поступках.

ПУУД: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции
общечеловеческих ценностей.

Работать с исторической картой, историческими документами, делать выводы, составлять рассказ.

Текущий контроль. Понятийный диктант. Тестовая работа

индивидуальная

Культурное наследие Древнего Рима (2 часа)

58


Вечный город и его жители.

Пов.историю греч.полисов

Урок рефлексии

+

Аргументировано доказывать, что «все дороги ведут в Рим».

ПУУД: Составить экскурсию по Риму (с использованием презентации,

интернет ресурсов и др.)


КУУД: Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Работа с документами, с рабочими тетрадями.

Тестовый контроль

групповая

59


Повторение.

Урок систематизации знаний

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

РУУД: Показывать на карте этапы расширения границ Рима.

ПУУД: Показывать и рассказывать достижения Рима в разных областях.

Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

Проверочная работа.

индивидуальная

Историческое и культурное наследие Древнего мира (1 час)

60



61-70


Итоговое повторение.

Урок развивающего контроля


резерв

Развитие морального сознания в решении моральных проблем.

Приводить примеры гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

РУУД: Показывать на карте этапы расширения границ Рима.

КУУД: Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

ПУУД: Решать кроссворды проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.

Работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

Словарный и тестовый контроль,

работа

с картой, датами и понятиями.

групповая





Информационно-методическое обеспечение

ПЕРЕЧЕНЬ УМК:

1.История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2013

2. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. - 284 с.

3. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2009.

4. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2012-2015


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСОБИЙ для учащихся:


1.Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2010.

2. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе - М.: Творческий центр, 2009

3. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс - М.: Дрофа, 2008

4. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/ Сост. К.В.Волкова. - М.ВАКО, 2011

5. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» информационный источник сложной структуры СД -диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2008г

6. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. - М, Просвещение»



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основные Интернет-ресуры

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»

Дополнительные Интернет-ресурсы

historia.ru- электронный журнал «Мир истории»

historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.


© 2010-2022