- Преподавателю
- История
- Урок Московское княжество при Дмитрии Донском
Урок Московское княжество при Дмитрии Донском
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булкина М.С. |
Дата | 13.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Московское княжество при Дмитрии Донском
Класс: 6
Учитель: истории М.С.Булкина
Форма урока: комбинированный
Цель: дать представление о значении Куликовской битвы; рассказать о выдающихся деятелях эпохи - Дмитрии Донском, Сергии Радонежском, об изменении в облике Московского Кремля, произошедших при Дмитрии Ивановиче; объяснить, как вокруг города возникли слободы.
После глухой ночи монгольского нашествия наступила долгая ночь ордынского ига и новых междукняжеских усобиц. В этих усобицах среди множества равных выделился первый - Московский князь. Бережливые и осторожные в политике, расчётливо приветливые по отношению к союзникам и бессердечно жестокие к врагам, московские князья к середине XIV века смогли скопить силу. Имея такую силу, уже можно было потягаться с ордынцами, но лишь при одном условии: если никто из своих, из русских князей, не всадит нож в спину. Москва обладала уже достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды, а сама Орда стала гораздо слабее. Становилось понятно: любой ценой требовалось единение. Давайте вспомним как началось объединение русских земель.
Вопросы учащимся:
1. Какова была возможность и необходимость объединения русских земель?
2. Назовите возможные центры объединения.
Ответы учащихся на вопросы:
1.Необходимость - хотели жить мирно и благополучно.
2. Избавиться от ига монголов.
3. Восстановить торговые пути.
Возможность:
-
Общий язык
-
Общая культура.
-
Общая вера.
-
Одинаковое ведение хозяйства.
Возможные центры объединения:
1.Новгород
2. Литовско - русские княжества.
3. Тверь.
4. Москва.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение правильно оценивать выполнение учебной задачи;
-осуществлять самоконтроль и самооценку;
- давать оценку и выражать своё отношение к влиянию Куликовской битвы на историю страны;
- объяснять поведение русских людей с точки зрения исторической обусловленности.
Умение самостоятельно ставить учебные задачи;
- оперировать терминами и понятиями: слобода, темник, тактика ведения боя, Москва белокаменная;
- находить на карте места важнейших сражений;
- рассказывать об исторических событиях, опираясь на три важнейших вопроса историка ( Что произошло? Где произошло? Когда произошло?);
- объяснять, в чём выразился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича, используя схему сражения;
- осмысливать теоретический материал;
- выполнять познавательные и проблемные задания.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе;
- формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осуществлять взаимный контроль.
2. Введение в новый материал.
Вот таким центром объединения русских земель стало в результате борьбы Московское княжество. Единение Руси было достигнуто, хотя и после жёсткой и долгой борьбы. Очень большую роль в объединении русских земель сыграл один из московских князей. Вот как о нём пишут историки 20 века « Он спас своё княжество и другие земли от разорения. Он избавил Русь от баскаков, получив право самостоятельно собирать дань. Умелый дипломат, он несколько десятилетий ограждал русские земли от монгольских нашествий. Кончаловская в своей поэме пишет следующие строки об этом князе
Ребята о каком князе идёт речь?
« В этот памятный год москвичи неспроста
Дали прозвище князю:
Иван, ….
« Калита» это значит ……
( кошель) для монет,
И точнее для князя прозвания нет!
Дальнейшее объединение шло при приемниках Ивана Калиты. Давайте перенесёмся в далёкое прошлое и поближе познакомимся со страницами истории нашей страны, с историческими личностями.
Рассказ учителя о Симеоне Гордом и Иване Красном.
Но всё это время Русь оставалась под властью Золотой Орды. Однако
« время, исторический процесс, способствовал появлению на Руси личности, способной нейтрализовать губительные последствия Орды». Такой личностью стал Великий князь Московский Дмитрий Донской, который продолжил политику московских князей.
Вопрос:
- Давайте подумаем какая тема нашего урока? ( Слайд № 1)
- Что вы знаете о Дмитрии Донском?
- Что бы вы хотели о нём узнать на нашем уроке?
Ответ учащихся
Иван Калита
Ответ учащихся о теме урока
« Московское княжество при Дмитрии Донском»
Ответ учащихся о Дмитрии Донском
Что хотели узнать:
- Почему Дмитрий получил прозвание Донского?
- Чем он прославился?
- Какова его роль в истории России?
3. Новый материал
Историк Костомаров пишет
« Москва приобрела первенствующее значение среди других земель и городов на Руси; прежде её возвышало то, что её князь был по воле хана старейшим, а теперь наоборот, малолетний князь делался старейшим именно потому, что был московским князем». И это был князь Дмитрий Иванович.
Кто же такой Дмитрий Иванович? ( Слайд № 2)
Сообщение учащихся о биографии Дмитрия Донского
Давайте определим основные направления деятельности великого князя Дмитрия Ивановича.
Задание: составьте схему на основе текста учебника с. 204 абзац № 5 - с.206 до пункта 2
( Работа в группе, сверка с эталоном ) ( Слайд № 3)
Учащиеся составляют схему.
Главные направления политики Дмитрия Ивановича
Укрепление Московского княжества
Борьба за лидерство на Руси
Строительство нового Кремля
С Ордой: 1378 г. - победа на реке Воже
С Литвой: все атаки отбиты
С Тверью: 1375 г. -Тверь подчиняется Москве
Итак, после сражения на реке Воже стало понятно, что столкновение сил ордынцев и русских дружин неизбежно.
До наших дней дошло предание: перед походом князь Дмитрий ездил в Троице - Сергиев монастырь за благословением к Сергию Радонежскому.
Давайте вспомним о Сергии Радонежском.
( Слайд № 4. 5)
В августе 1380 года русские дружины двинулись на юг, к Дону. Как сообщают письменные источники, над шлемами и щитами, над остриями копий гордо реяли стяги и знамёна великого князя Дмитрия. Войско было так велико, что « не могло вместиться единою дорогою», а растекалось по нескольким. Зрелище было величественное и грозное. Когда войско переправилось через Дон, князь велел разрушить мосты, чтобы не возникло желания отступать. Перед войском открылось « поле чисто и велико». ( Слайд № 6)
Наступила ночь перед решающей битвой. Горели костры, русские воины готовили доспехи. На Руси был обычай: перед боем одеваться во всё чистое. Воины ожидали восхода солнца и начала битвы. И вот начало 8 сентября 1380 года. Перед битвой состоялся поединок богатыря Пересвета, которого благословил на бой Сергий Радонежский и монгольского богатыря Челубея. В этом поединке победу одержал Пересвет. Это вдохновило русское воинство. ( Слайд № 7)
( Стихотворение о Куликовской битве)
( Слайд № 8)
Задание: - представьте, что вы стали свидетелем событий далёкого 1380 года и вам необходимо рассказать о Куликовской битве сегодняшнему поколению. ( учебник с. 208 абзац 2 - до п.3; дополнительный материал; картосхема учебник с. 209) ( Слайд № 9)
Задание:
- Как вы думаете, каковы были последствия победы Руси над ордынцами в Куликовской битве?
Давайте составим кластер ответа на этот вопрос. ( учебник с. 210 п.3) ( центр на доске, ответы учащихся, соединение стрелками)
( Работа в группе, сверка с эталоном )
( Слайд № 10)
Сообщение учащихся о биографии Сергия Радонежского.
Стихотворение о Куликовской битве.
Рассказывают о Куликовской битве при помощи презентации.
( Слайд № 6)
Составление кластера
4.Закреплени