Урок Московское княжество при Дмитрии Донском

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Московское княжество при Дмитрии Донском

Класс: 6

Учитель: истории М.С.Булкина

Форма урока: комбинированный

Цель: дать представление о значении Куликовской битвы; рассказать о выдающихся деятелях эпохи - Дмитрии Донском, Сергии Радонежском, об изменении в облике Московского Кремля, произошедших при Дмитрии Ивановиче; объяснить, как вокруг города возникли слободы.


После глухой ночи монгольского нашествия наступила долгая ночь ордынского ига и новых междукняжеских усобиц. В этих усобицах среди множества равных выделился первый - Московский князь. Бережливые и осторожные в политике, расчётливо приветливые по отношению к союзникам и бессердечно жестокие к врагам, московские князья к середине XIV века смогли скопить силу. Имея такую силу, уже можно было потягаться с ордынцами, но лишь при одном условии: если никто из своих, из русских князей, не всадит нож в спину. Москва обладала уже достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды, а сама Орда стала гораздо слабее. Становилось понятно: любой ценой требовалось единение. Давайте вспомним как началось объединение русских земель.

Вопросы учащимся:

1. Какова была возможность и необходимость объединения русских земель?

2. Назовите возможные центры объединения.

Ответы учащихся на вопросы:

1.Необходимость - хотели жить мирно и благополучно.

2. Избавиться от ига монголов.

3. Восстановить торговые пути.

Возможность:

  1. Общий язык

  2. Общая культура.

  3. Общая вера.

  4. Одинаковое ведение хозяйства.

Возможные центры объединения:

1.Новгород

2. Литовско - русские княжества.

3. Тверь.

4. Москва.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение правильно оценивать выполнение учебной задачи;

-осуществлять самоконтроль и самооценку;

- давать оценку и выражать своё отношение к влиянию Куликовской битвы на историю страны;

- объяснять поведение русских людей с точки зрения исторической обусловленности.

Умение самостоятельно ставить учебные задачи;

- оперировать терминами и понятиями: слобода, темник, тактика ведения боя, Москва белокаменная;

- находить на карте места важнейших сражений;

- рассказывать об исторических событиях, опираясь на три важнейших вопроса историка ( Что произошло? Где произошло? Когда произошло?);

- объяснять, в чём выразился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича, используя схему сражения;

- осмысливать теоретический материал;

- выполнять познавательные и проблемные задания.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе;

- формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- осуществлять взаимный контроль.

2. Введение в новый материал.

Вот таким центром объединения русских земель стало в результате борьбы Московское княжество. Единение Руси было достигнуто, хотя и после жёсткой и долгой борьбы. Очень большую роль в объединении русских земель сыграл один из московских князей. Вот как о нём пишут историки 20 века « Он спас своё княжество и другие земли от разорения. Он избавил Русь от баскаков, получив право самостоятельно собирать дань. Умелый дипломат, он несколько десятилетий ограждал русские земли от монгольских нашествий. Кончаловская в своей поэме пишет следующие строки об этом князе

Ребята о каком князе идёт речь?

« В этот памятный год москвичи неспроста

Дали прозвище князю:

Иван, ….

« Калита» это значит ……

( кошель) для монет,

И точнее для князя прозвания нет!

Дальнейшее объединение шло при приемниках Ивана Калиты. Давайте перенесёмся в далёкое прошлое и поближе познакомимся со страницами истории нашей страны, с историческими личностями.

Рассказ учителя о Симеоне Гордом и Иване Красном.

Но всё это время Русь оставалась под властью Золотой Орды. Однако

« время, исторический процесс, способствовал появлению на Руси личности, способной нейтрализовать губительные последствия Орды». Такой личностью стал Великий князь Московский Дмитрий Донской, который продолжил политику московских князей.

Вопрос:

- Давайте подумаем какая тема нашего урока? ( Слайд № 1)

- Что вы знаете о Дмитрии Донском?

- Что бы вы хотели о нём узнать на нашем уроке?

Ответ учащихся

Иван Калита

Ответ учащихся о теме урока

« Московское княжество при Дмитрии Донском»

Ответ учащихся о Дмитрии Донском

Что хотели узнать:

- Почему Дмитрий получил прозвание Донского?

- Чем он прославился?

- Какова его роль в истории России?

3. Новый материал

Историк Костомаров пишет

« Москва приобрела первенствующее значение среди других земель и городов на Руси; прежде её возвышало то, что её князь был по воле хана старейшим, а теперь наоборот, малолетний князь делался старейшим именно потому, что был московским князем». И это был князь Дмитрий Иванович.

Кто же такой Дмитрий Иванович? ( Слайд № 2)

Сообщение учащихся о биографии Дмитрия Донского


Давайте определим основные направления деятельности великого князя Дмитрия Ивановича.

Задание: составьте схему на основе текста учебника с. 204 абзац № 5 - с.206 до пункта 2

( Работа в группе, сверка с эталоном ) ( Слайд № 3)

Учащиеся составляют схему.

Главные направления политики Дмитрия ИвановичаУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии Донском

Укрепление Московского княжества

Борьба за лидерство на РусиУрок Московское княжество при Дмитрии Донском

Строительство нового КремляУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии Донском

С Ордой: 1378 г. - победа на реке Воже


Урок Московское княжество при Дмитрии Донском

С Литвой: все атаки отбиты

С Тверью: 1375 г. -Тверь подчиняется Москве


Итак, после сражения на реке Воже стало понятно, что столкновение сил ордынцев и русских дружин неизбежно.

До наших дней дошло предание: перед походом князь Дмитрий ездил в Троице - Сергиев монастырь за благословением к Сергию Радонежскому.

Давайте вспомним о Сергии Радонежском.

( Слайд № 4. 5)

В августе 1380 года русские дружины двинулись на юг, к Дону. Как сообщают письменные источники, над шлемами и щитами, над остриями копий гордо реяли стяги и знамёна великого князя Дмитрия. Войско было так велико, что « не могло вместиться единою дорогою», а растекалось по нескольким. Зрелище было величественное и грозное. Когда войско переправилось через Дон, князь велел разрушить мосты, чтобы не возникло желания отступать. Перед войском открылось « поле чисто и велико». ( Слайд № 6)

Урок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомНаступила ночь перед решающей битвой. Горели костры, русские воины готовили доспехи. На Руси был обычай: перед боем одеваться во всё чистое. Воины ожидали восхода солнца и начала битвы. И вот начало 8 сентября 1380 года. Перед битвой состоялся поединок богатыря Пересвета, которого благословил на бой Сергий Радонежский и монгольского богатыря Челубея. В этом поединке победу одержал Пересвет. Это вдохновило русское воинство. ( Слайд № 7)

(Урок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии ДонскомУрок Московское княжество при Дмитрии Донском Стихотворение о Куликовской битве)

( Слайд № 8)


Задание: - представьте, что вы стали свидетелем событий далёкого 1380 года и вам необходимо рассказать о Куликовской битве сегодняшнему поколению. ( учебник с. 208 абзац 2 - до п.3; дополнительный материал; картосхема учебник с. 209) ( Слайд № 9)

Задание:

- Как вы думаете, каковы были последствия победы Руси над ордынцами в Куликовской битве?

Давайте составим кластер ответа на этот вопрос. ( учебник с. 210 п.3) ( центр на доске, ответы учащихся, соединение стрелками)

( Работа в группе, сверка с эталоном )

( Слайд № 10)

Сообщение учащихся о биографии Сергия Радонежского.

Стихотворение о Куликовской битве.

Рассказывают о Куликовской битве при помощи презентации.

( Слайд № 6)

Составление кластера



4.Закреплени

© 2010-2022