- Преподавателю
- История
- Коммуникативная компетенция и ее формирование на уроках истории и обществознания
Коммуникативная компетенция и ее формирование на уроках истории и обществознания
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Беляева Л.Ю. |
Дата | 19.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Коммуникативная компетенция и ее формирование
на уроках истории и обществознания
(из опыта работы Л.Ю.Беляевой - учителя истории и обществознания, МБОУ «ООШ» с. Усть-Лыжа)
Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.
Работа по формированию коммуникативной компетентности требует теоретического осмысления этого процесса. А содержательная и другие составляющие предмета «обществознание» дают широкие возможности в сравнении с другими предметами (даже гуманитарного цикла) для формирования коммуникативных компетенций через включённость в необходимую деятельность за счёт изменения методов сотрудничества.
Что представляет собой этот термин? Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция - это владение определенными знаниями и умениями.
Список необходимых слагаемых для успешного общения зависит от ситуации. Например, взаимодействие с другими лицами в формальной обстановке представляет собой набор более строгих правил процесса обмена информацией, нежели разговор в неформальной обстановке. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формализованную и неформализованную. Каждая из них имеет свою систему требований и включает в себя ряд компонентов. Без них невозможно формирование коммуникативной компетенции. К ним относятся богатый лексикон, грамотная устная и письменная речь, знание и применение этики, стратегий общения, умение налаживать контакт с разными типами людей и анализировать их поведение. Также к этим компонентам относится способность улаживать конфликты, выслушать собеседника и проявить к нему интерес, уверенность в себе и даже актерское мастерство.
Определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для формирования коммуникативных компетенций на разных этапах урока предлагаю учащимся задания:
-
подготовь сообщение
-
работа со справочной литературой
-
составление плана
-
найти в тексте словосочетания, характеризующие состояние страны
-
прочти историческую карту
-
выдели признаки исторических явлений
-
проанализируй документ
-
сравни исторические явления
-
сопоставь этапы исторического развития
-
раскрыть причинно - следственные связи
-
обобщить факты
-
разыграть сценку по заданному сюжету
-
составь диалог
-
написать сочинение, эссе, письмо правителю
-
визитную карточку царя, эпохи
-
составь «синквейн»
-
подготовь реферат, доклад
-
подбери крылатые выражения, поговорки.
-
проведи опрос
На ступени общего образования учащиеся активно включаются в совместные занятия. Задача педагога - организовать специальное и эффективное сотрудничество. К числу основных составляющих успешного сотрудничества можно отнести:
а) разновозрастное сотрудничество
Особое место в развитии коммуникативных умений в УУД занимает разновозрастное сотрудничество. Работа в позиции учителя является мощным мотивационным резервом, так как создает условия для самостоятельного отбора содержания, анализа и обобщения способов и учебных действий, оценки полученного результата.
б) проектная деятельность
Средняя ступень - самая благоприятная пора для вхождения в проектную деятельность. Целесообразно использовать самые разные ситуации сотрудничества:
- сотрудничество со сверстниками с распределением функций,
- сотрудничество с педагогом с распределением функций,
- сотрудничество со сверстниками без четкого распределения функций,
- ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Установлено, что у учащегося, занимающегося проектной деятельностью учебная мотивация выше, но существенно снижена школьная тревожность.
в) дискуссия
На определенном этапе обучения эффективным средством обучения может стать письменная дискуссия. Она позволяет сформулировать свою точку зрения и скоординировать различные точки зрения для достижения общей цели. Это важно в письменных экзаменах при ответе на вопросы ЕГЭ в части 2, особенно при написании эссе.
Применение письменной дискуссии позволит:
- сформировать умение вести мысленный диалог с авторами научных и публицистических статей,
- сформировать умение формулировать свою мысль так, чтобы быть понятыми другими,
- развить письменную речь как средство развития теоретического мышления,
- предоставить возможность высказаться даже тем, кто не любит устных ответов и нечасто отвечает на уроках.
г) общий прием доказательств
Доказательства - особый способ организации усвоения знаний. Обучение доказательству в школе предполагает формирование умений по решению следующих задач:
- анализ и воспроизведение готовых доказательств, опровержение предложенных доказательств, самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательств.
Доказательство в широком смысле - это процедура. Алгоритм доказательства включает в себя
- тезис - утверждение, истинность которого доказывается,
- аргументы - факты, доводы, из которых вытекает истинность предположения,
- выводы - демонстрация умозаключения, вытекающего из логики аргументов.
д) рефлексия
Специфическая человеческая способность делать собственные мысли, эмоции, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения относится к рефлексии. Главная задача рефлексии - осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта. Сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии, в конкретно-практическом плане предполагает осознание всех компонентов учебной деятельности:
- осознание учебной задачи, понимание цели учебной деятельности,
- оценка способов действий, специфических и инвариантных по отношению к различным учебным предметам, особенно самостоятельный поиск недостающей информации.
Таким образом, условия и средства формирования универсальных учебных действий уже находятся на вооружении учителя. Необходимо изменить отношения педагога к этим образовательным инструментам, встраивая их в процесс освоения УУД.
Примерами формирования коммуникативных компетенций являются и задания в учебнике обществознания под редакцией Л. Н. Боголюбова
Тема «Загадка человека», 5 класс Индивидуальное формулирование (можно письменно в виде наброска), озвучивание и коллективное обсуждение по проблеме «Почему такая формулировка темы?», составление списка «загадок человека», которые может раскрыть предмет «обществознание». (Формируемые КУУД (согласно нумерации раздела 1.2 главы II) - 1-5, 9, 23 ,24).
Тема «Отрочество - особая пора жизни», 5 класс Урок-практикум «Учимся общаться». Выполнение заданий практикума 2,3,4 (стр. 24, Обществознание, учебник для 5 класса - Приложение 1.). Задания практикума дополнить - аргументируй ответ, придумай свой вариант ответа. После выполнения предложенных заданий работая в парах или группах составить задания по аналогии, предложить для решения другим. (Формируемые КУУД - 1- 9, 18, 19, 24).
Тема «Семья и семейные отношения», 5 класс Домашнее задание для выполнения на следующем уроке мини-проекта (групповая и коллективная работа) «Что такое счастливая семья?» - собрать как можно больше мнений разных людей по данному вопросу. При обсуждении домашнего задания либо дать список возможных статусов, характеристик, которые необходимо уточнять при проведении опроса, или обсудить с детьми этот список (Что может повлиять на ответ?) - в зависимости от подготовленности класса. Каждое мнение и основные характеристики должны быть записаны на отдельных листах удобного формата. Эти характеристики понадобятся для возможной классификации людей на группы в зависимости от данных ответов, запись на отдельных листах придаст мобильность составляемой классификации, схеме. Скорее всего работа приведёт к постановке проблемы неоднородности общества и необходимости дальнейшего поиска ответа на вопрос. (Формируемые КУУД - практически все).
Тема «Школа» (к итоговому уроку по теме), 5 класс. Выполнение задания 55 (стр. 26-27, Тематическая тренировочная тетрадь. О. А Чернышева. - Приложение 2) - обучение написанию обществоведческого эссе с использованием алгоритма. Высказывания всегда можно подобрать самостоятельно, могут подбирать сами дети в дальнейшем. Целесообразно выполнять по итогам изучения каждой темы. (Формируемые КУУД - 2, 3, 4, 8, 9, 23, 24).
Тема «Одноклассники, сверстники, друзья», 5 класс Выполнение задания 7 (стр. 6-7, Тематическая тренировочная тетрадь. О. А Чернышева. - Приложение 3) - индивидуальная работа с текстом с последующей организацией дискуссии, так как в тексте представлены разные точки зрения, а учащиеся выбирают одну и аргументируют выбор, сначала - письменно, затем представляют результаты в ходе дискуссии. (Формируемые КУУД - 1-9, 14, 19,23,24).
Тема «Труд - основа жизни», 5 класс Выполнение учебного проекта «Профессии моих родителей». Рекомендации для выполнения проектов можно взять в пособии Чернышевой О.А. «Обществознание. Проектная деятельность: методика, технологии, результаты» или использовать другие источники. (Формируемые КУУД - все).
Тема «Труд - основа жизни», 5 класс После изучения новой темы выполнение в парах итогового теста, выполненного в программе MyTestX. Тест содержит разноуровневые задания различного характера. В ходе парной работы учащиеся должны совместно выбирать правильные решения. Тест имеет функцию проверки с выставлением оценки, представлением правильных ответов и ошибок, что позволяет оценить результат и процесс работы, закрепить правильные ответы. (Формируемые КУУД - практически все).
Формирование коммуникативной компетенции невозможно без приложения совместных усилий педагогов, родителей и самих детей. И основой развития навыков взаимодействия с обществом является личный опыт общения учащихся с другими лицами. Это означает, что каждая связь учащегося с другими людьми делает его либо коммуникативным и компетентным, либо ухудшает его понятия о стиле разговора и поведении. Здесь большую роль играет окружение школьника. Его родители, родственники, друзья, знакомые, одноклассники, учителя - все они влияют на развитие коммуникативной компетенции ребенка. Он, словно губка, впитывает в себя слова, которые слышит, действия, совершающиеся перед ним. Очень важно вовремя объяснять школьникам, что приемлемо, а что недопустимо, чтобы у них не было ложного представления о коммуникативной компетенции. При этом необходимо умение доносить информацию до учащихся понятным, некритичным и не отталкивающим способом. Таким образом, взаимодействие с другими лицами будет положительным, а не отрицательным опытом для школьника.
Список литературы
1. Абзалова С.С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.//Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2012. (Электронный ресурс). Режим доступа: moluch.ru/conf/ped/archive/21/1611/
2. Белянкина О.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.// «Молодой учёный». - 2013. - № 4 (51)3. - с. 525-527. - (Электронный ресурс). Режим доступа: moluch.ru/archive/51/6559/
3. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/(Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2015.
4. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. (Серия «Стандарты второго поколения»). - М.: Просвещение, 2010.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение» 2010
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2014. (Серия «Стандарты второго поколения»).
7. Чернышева О.А., Горбань А.В. Обществознание. 5-6 классы. Тематическая тренировочная тетрадь: самостоятельные работы, творческие задания, проектные задачи: учебное пособие/О.А. Чернышева, А.В. Горбань. - Ростов н/Д: Легион, 2014.
8. Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно-методическое пособие/О.А. Чернышева. - Ростов н/Д: Легион, 2015.
9. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории.// «Молодой учёный». - 2015. - № 4 (84). - с. 653-656. - (Электронный ресурс). Режим доступа: moluch.ru/archive/84/15523/