- Преподавателю
- История
- Конспект урока Внутренняя политика Александра I
Конспект урока Внутренняя политика Александра I
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пекпулатова А.В. |
Дата | 16.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сегодня мы совершим путешествие по России в 1801-1806, в годы правления Александра I.
В первый год 19 века на российский престол вступил новый император - сын Павла первого- Александр первый. Он родился в 1777г. и был любимым внуком Екатерины 2.
Он был золотым мальчиком. Его детство прошло в окружении великих царедворцев Екатерины.
Он очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. У Александра формировались отрицательные черты характера :лицемерие, скрытность. Отец, видя это, отдал Александра воспитывать щвейцарцу Ф.С. Лагарпу. О его воспитании Крылов написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка.
Чему научил Лагарп Александра(А.)?
Лагарп дал наследнику европейское образование и с юных лет прививал идеи либерализма. Но что же такое либерализм - течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запишем).
С самых ранних лет А. усвоил отрицательное отношение к крепост праву и необходимость введения в гос-ве Конституции. Идеи были таковы:
-
Отрицательное отношение к крепостничеству
-
Введение конституции:
-
Управление на основе законов
-
Участие выборных учреждений в принятии законов
-
Предоставление гражданских свобод
Однако жизнь его изменилась, когда на престол вступил его отец Павел 1. При Павле Александру вбивали в голову совершенно иные представления. Он был вынужден следовать за отцовскими фактически диктаторскими требованиями.Его жизнь была подчинена военному распорядку, он стал любителем парадов и маневров, А. слушался, хотя наставления Лагарпа и мысли либеральные он не оставил, а таил глубоко в душе. С этого времени он и получил прозвище - очаровательный сфинкс. Да, А. был обаятелен, он был умен, образован, он легко умел подстроиться под любого собеседника, под человека любых политических представений.Однако, что было на уме у этого юноши никто не знал.. К началу 19 века росло недовольство широких слоев дворянства политикой Павла. Александр оказался причастен к заговору, который готовился против отца, но не предупредил его. Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Он согласился на переворот, при условии, что отца не убъют, а лишь сместят. Но,11 марта 1801г. произошел дворцовый переворот, Павел первый был убит, и Александр до последних дней считал себя виноватым в смерти отца.
после переворота 11 марта 1801 года А. СТАЛ РОССИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ. При восшествии на престол издал манифест -торжественное письменное обращение верховной власти к населению (запишем).
В котором говорилось о том, что он обещал управлять « по законам и сердцу бабки своей - Екатерины Великой»
Александр I правил с 1801 года по 1825 год.
Запишем годы правления Александра I.
С ПЕРВЫХ же дней А показал себя как человек деятельный и готовый к великим преобразованиям. Помочь ему в этих преобразованиях были призваны его сверсники, также люди молодые, горячие, также воспитанные на идеях либерализма и мечтающие сделать Россию великой и прерасной. Эти люди были объединены Александром в небольшой орган, который получи название Негласный комитет. В него вошли П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей личные друзья императора. Они не имели какой-то законодательной власти, но по причине близости к императору могли принимать участие в делах гос-ва и начались первые преобразования.
Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом - ограничение самодержавия. (запишем)
Будет - объявлена амнистия, для людей попавших в заключение при Павле Первом (амнистия - частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.) (запишем определение)
- вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары.
Еще какие указы были изданы в 1801 году?
3. Указ - пропуск российских произведений за границу
4. Указ - улучшение содержания заключенных
Последний, пятый, передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Все эти реформы будут симпатичны, приятны рос обществу.
-
Зато менее приятны будут след деяния Александра:деяния, связанные с крепостным правом в России. Что же сделал юный император в этой области: издает закон, запрещавший публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли. Ну казалось бы что за мелочь, однако эта мелочь вызывает огромное недовольство в среде рос дворян. Император покусился на незыблемые права рос помещиков. По их мнению такой указ - вмешательство в личную жизнь. Общество негативно отзывается на эту реформу. Еще большее недовольство вызывает указ о «вольных хлебопашцах» от 20 фев 1803г. , по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, который давал возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его значение было невелико. ЗА 25 ЛЕТ ЦАРСТВОВАНИЯ а ЛИШЬ 47 ТЫС КРЕСТЬЯН СМОГЛИ КУПИТЬ СЕБЕ СВОБОДУ. Для масштабов России это практически ничего. (Дано право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли, Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян)
Столкнувшийся с сопротивлением в вопросе крестьянском, Ал 1 обращает внимание на устройство дел в государстве. Одна из важных его реформ- Создание восьми министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Раньше коллегиальная форма резко тормозила принятие решений. Теперь когда в министерствах были верные А-у люди, решения принимались быстро. Для обсуждения общих вопросов управления страной учрежден Комитет министров, где были представители всех 8 министерств. Все члены «Негласного комитета» вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов - его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).
-
Создание восьми министерств
-
Сенат - высший судебный орган
-
Создание Комитета министров-для обсуждения общих вопросов управления страной.
В 1803 году была реформа народного просвещения, которая давала право обучаться в высших учебных заведениях «Низшим слоям населения». Автономию получили университеты.
В 1804 году в Прибалтике сделан первый шаг к отмене крепост права: четко определены размеры крестьянских повинностей, и крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков. Реформы в Прибалтике должны были показать пример всей России.
Таким образом, этими мерами Ал продемонстрировал твердую решимость кардинально изменить жизнь в России. Что из этого получится покажет время.
2