Технологическая карта урока на тему Северная война

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:



  • познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;

• познакомить с международной обстановкой и ее изменения в течении войны;

Задачи урока:

Образовательная -Сформировать представления о событиях начала Северной войны и реорганизации армии.

Развивающая - продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.

Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Оборудование урока: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война».

Учебник История России Конец XVI - XVII век А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент


Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку, слушают мотивацию.

Актуализайия знаний


Ребята сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о Северной войне. За время урока мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим начальные этапы войны, узнаем важные события каждого из них и подведем итог первой половине войны.



Новая тема



Вводная беседа.

























Сообщение учащихся







Рассказ учителя















Работа учащихся с документом





Физминутка



Работа учащихся с документом









Рассказ учителя








В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи - какие? (Слайд 10)

- Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)

- Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

- Когда и как закончилась эта война?

- Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)

- Его итоги?

- Каковы были причины войны России со Швецией?

- Абсолютно верно, после поездки сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Саксония .

- Давайте посмотрим на причины создания Северного союза - что было общего у этих стран?

- Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции.

Ученики рассказывают сообщение о русской и шведской армии.

Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны.

При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков - Семеновского и Преображенского - не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна.

Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

- Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?

- Считал ли он это поражение окончательным?

- Какие выводы были сделаны?

У До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление (Слайд 10). Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию.

Сейчас ребята вы поработаете самостоятельно открываете стр. 106 вашего учебника и читаете пункт Реорганизация армии и отвечаете на следующие вопросы: Какие меры предпринял Петр, что бы укрепить армию? Какое значение для армии имело строительство мануфактур? Как вы думаете, почему Петр придавал особое значение строительству флота? Где и как готовили будущих офицеров армии?

После проведенных реформ Петр продолжает боевые действия.

Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.

Первые победы не заставили себя ждать. В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек).

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург.

Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».

Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи - вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны.

Открывают тетради и записывают тему урока.



Отвечают на вопросы учителя.



Записывают в тетрадь Северный союз и входящие в него страны.

Выступление учащихся с сообщением о состоянии русской армии (выступление сопровождается презентацией)

Отвечают на вопрос учителя.



Рассказ учителя о начале войны и Нарвской битве.







Дети читают текст документа и отвечают на вопросы.





Ученики работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы.

Записывают военные реформы в тетрадь.





Запись учениками даты взятия Нотебурга, основания Санкт - Петербург, взятие Нарвы




Закрепление


Вывод по учебной задачи .

Отвечают на вопросы


Домашнее задание


§14 п1-3 Подготовить сообщение о основании Санкт - Петербурга

Записывают домашнее задание

Рефлексия.

Комментирую работу учеников



© 2010-2022