Рабочая программа по истории 6, 7, 10 класс ЗПР

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ:

Настоящая рабочая программа по истории для 10 специально-коррекционного класса (VII вида) к учебникам Н.В. Загладина, Н.А.Симонии «Всеобщая история» и А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России» в 2 ч. составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

  • Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г.

  • Программы: «История России 10 класс» Авторы: А.Н. Сахаров, С.И.Козленко // Программы образовательных учреждений. История «Академический школьный учебник». М. «Просвещение» 2008г.; Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история. 10 класс». М. «Русское слово» 2008г.;

  • Учебный план ФГБС Спец.ПУ г. Астрахани на 2016 - 2017 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885;

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом ФГБС Спец.ПУ конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по истории с учетом государственных стандартов; методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса; с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся с девиантным поведением, а также с учетом уровня подготовки и психофизических особенностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).

У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по истории, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования, адаптированных с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Курс истории 10 класса является частью второго концентра обучения системы общего исторического образования. Он призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков и Новой Истории. Его главная задача - сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях развития человечества на его различных этапах.

Курс истории в школе для детей с ОВЗ рассматривается как учебный предмет, в котором помимо освоения исторического материала, учащиеся получают возможность овладеть необходимыми метапредметными знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика формирует мировоззрение, личностные качества гражданина, толерантное сознание и поведение, подготавливает подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовой и правовой адаптации и интеграции.

Содержание курса определяется принципом преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Основные содержательные линии рабочей программы в 10 классе реализуются в рамках двух курсов - «История России» в 2 ч. и «Всеобщая история». С целью наиболее эффективного усвоения учебного материала, целостного его восприятия и в связи с рекомендациями, содержащимися в Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе синхронно-параллельно с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. В связи с количеством материала, подлежащего усвоению учащимися, некоторые темы по всеобщей истории в 10 классе включаются в соответствующие темы по истории России: (У истоков рода человеческого - Появление человека на территории Восточной Европы; Кризис Античной цивилизации - Появление славян; Византия и Восточная Европа в V-X вв. - Славяне в V-VII вв.; Культура Руси X- начала XIII вв. Духовная жизнь европейского средневековья; Азия Средние века - Монголо-татарское вторжение на Русь.) При изучении курса необходимо использовать уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА «ИСТОРИЯ».

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Интегративная связь истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного языка. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство»

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 10 классе. С учетом психологических особенностей и общеучебных навыков подростков с девиантным поведением, в основное содержание внесены следующие изменения: уменьшено количество часов на изучение раздела «История как наука» с 2 до 1 часа; уменьшено количество часов на изучение раздела «Человечество на заре своей истории» с 2 до 1 часа; увеличено количество часов с 4 часов до 5 часов на изучение раздела «Цивилизации Древнего мира»; уменьшено общее количество часов на изучение курса «История России в древнейших времен до конца XIX века» со 102 часов до 46 часов; уменьшено общее количество часов на изучение курса «Всеобщая история» до 24 часов в соответствии с ФБУП.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Основной целью исторического образования для детей с ОВЗ является социализация подростка, формирование личностных качеств гражданина, специально - трудовая и правовая адаптация ученика для жизни в обществе. Цель исторического образования в специальной (коррекционной) школе VII вида предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • рассмотрение мировой истории, как многофакторного процесса;

  • освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества,

  • формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • акцентирование на подход социальной антропологии, предусматривающей изучение человека как субъекта истории, истории повседневности;

  • выяснение условий формирования правовых, нравственных, культурных, экономических предпосылок возникновения интегрированных пространств

  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, к изучению персоналий;

  • изучение проблем развития гуманитарной, общественно-политической мыли в стремлении людей к свободе, равенству справедливости; попыток познания человеком самого себя, своей жизни средствами искусства.

  • понимание опасности распространения в обществе идей расовой, классовой, религиозной нетерпимости и попыток решения внутренних проблем за счет внешней экспансии, агрессии

  • изучение учащимися истории Отечества в контексте их знаний по мировой истории через: прямое сравнение России и других стран; хронологическую синхронизацию событий в России и в мире; анализ конкретных событий в отечественной истории и их влияния на мировую историю.

  • Воспитательныя:

  • воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • помощь в социализации учащихся, в формировании у них основ для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

  • Коррекционно - развивающие:

  • развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы.

  • развитие исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

  • овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;

  • формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

  • формирование у учащихся умения работать с различными историческими источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

«История России с древнейших времен до конца XIX века.» (46 часов). «Всеобщая История с древнейших времен до конца XIX века» (24 часа)

Интегрированный курс «История с древнейших времен до конца XIX века» (всего 70 часов)1

История как наука.

1

2

Человечество на заре своей истории.

1

3

Цивилизации Древнего мира.

5

4

Раннее средневековье. Русь и мир в V-XIII веках.

14

5

Расцвет Средневековья. Русь и мир в XIII - XV веках.

6

6

Раннее новое время: эпоха модернизации. Россия и мир в XV-XVII веках.

10

7

Новое время: эпоха модернизации. Россия и мир в конце XVII-XVIII вв.

11

8

Новое время: становление индустриального общества. Россия и мир в первой половине XIX века.

12

9

Новое время. Россия и мир во второй половине XIX века

7

Резерв

2

Всего: 70 часов.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. История как наука.

Возникновение и развитие исторической науки. Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Основы философии и методологии истории. Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 1. Человечество на заре своей истории (1 час).

У истоков рода человеческого. Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества. Первобытное общество Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ. Дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите. Неолитическая революция Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и патриархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность.

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира (5 часов).

Введение в историю Древнего мира. Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Первые цивилизации Азии и Африки. Архаичные цивилизации Африки и Азии - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Палестина, Финикия. Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жителей Древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Утверждение органического представления об обществе. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Эпоха античности. Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации й торговых коммуникаций. Древняя Греция и Древний Рим. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. Демократия и тирания. Афины и Спарта. Борьба за господство в Средиземноморье и Малой Азии. Греко-персидские, Пелопоннесские войны. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Экспансия эллинистической культуры. Возвышение Рима и Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье. Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Восстания рабов и их последствия. Тираническое правление в Риме и римское право. Особенности восприятия мира римлянами. Наука и искусство Древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Кризис античной цивилизации Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Римская империя: от золотого века к упадку. Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. «Солдатские» императоры Западной Римской империи и ее падение. Появление славян. Общеславянский европейский поток. Место предков славян среди индоевропейцев. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Первые нашествия: борьба славян с кочевыми племенами. Греческие колонии и скифы. Другие народы нашей страны в глубокой древности.

Раздел 4. Раннее средневековье. Русь и мир в V-XIII веках (14 часов).

Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки. Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки I - II тыс.до н.э.: особенности общественного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности. Исламская цивилизация. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Среденевековья. Складывание средневековой западноевропейской цивилизации. Великое переселение народов Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспечении единства западноевропейской культуры. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. .Византия. Социокультурное и политическое развитие Византии. Особенности социальной этики, отношение к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствии. Славяне в V-VII вв. Анты - первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды восточных славян. Восточнославянские племена, в VIII- IX вв. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Складывание племенных союзов. Усложнение структуры общества. Зарождение признаков государственности. Предпосылки образования Древнерусского государства. Особенности развития социально-политических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы. Появление государства у восточных славян. Государство Русь на Днепре. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Варяги. Норманнская теория, ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Происхождение слова «русь». Рюрик в Новгороде. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Создание единого государства Русь. Правление князя Олега. Русь в X - начале XI в Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Начало борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таманский полуостров. Русско-византийская война 941-944 гг. Княжение Игоря. Восстание древлян и смерть Игоря. Правление княгини Ольги. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение княгини Ольги. Правление Святослава. Святослав - «Александр Македонский Восточной Европы». Временное отступление христианства. Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Укрепление на Таманском полуострове. Перенесение завоеваний на Нижнее Подунавье и Балканы. Русско-византийское соперничество в конце 60-х - начале 70-х гг. X в. Дипломатическая и военная дуэль: Иоанн Цимисхий - Святослав. Борьба за восточных и европейских союзников. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах. Правление Владимира Святославича. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Продолжение восточной и балканской политики Святослава. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Дипломатическая борьба вокруг Крещения. Очаги христианства в языческом мире. Русь - страна двоеверия. Историческое значение Крещения Руси. Появление на Руси духовенства - мощной социально-экономической, духовной, культурной силы Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Богатырские заставы. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича. Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб - князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава, князя-воина. Смерть Мстислава и конец междоусобицы. Объединение Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие хозяйства страны. Совершенствование земледелия, развитие ремесла, появление светских и церковных вотчин. Русская Правда, как юридический па мятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами» Западной Европы. Строительство Киева и других русских городов. Святая София. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь. Первые подвижники Антоний и Феодосии Печерские. Стремление Руси к ликвидации церковной зависимости от Византии. Первый русский митрополит Иларион. Династические связи Ярославова дома. Успехи в борьбе с кочевниками. Разгром печенегов в 1036 г. Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры. Русское общество в XI в. Государственное управление. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия. Города. Торговля. Церковь. Монастыри. Народные движения. От языческих и племенных мятежей к социальному протесту. Восстание в русской земле в 1068 г. Правда Ярославичей - новый свод законов. Западная Европа в Средние века. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм: суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть. Причины распространения ересей. Романская и готическая эстетика как образы мироощущения. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Международные отношения в Средние века. Характер международных отношений в Средние века. Феномен крестовых походов - столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Признаки распада Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов. Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Крестовый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Удар Владимира Мономаха по новгородскому сепаратизму. Мстислав Великий - сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы. Политическая раздробленность Руси. Причины распада единого государства. Рост городов и земель, развитие городских сословий, становление вотчинного землевладения. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Борьба центробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие власти киевского князя, русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев. Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII - начале XIII в. Владимиро-Суздальская земля. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Культура Руси X - начала XIII в. Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Редактирование летописных сводов представителями различных политических группировок. Литература. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятельность. Народное творчество. Образование, развитие научных знаний. Искусство. Фольклор. Жизнь простых людей. Быт, жилища, орудия труда, традиции, обычаи крестьян, ремесленников, мелких торговцев, слуг, холопов. Духовная жизнь европейского Средневековья. Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки начала процесса модернизации.

Раздел 5. Расцвет Средневековья. Русь и мир в XIII - XV веках (6 часов).

Азия в Средние века. Китай в VIII-XIII вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские завоевания и образование Монгольской империи. Индия и Китай в период монгольских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские завоевания. Монголо-татарское вторжение на Русь. Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Сражение на реке Калке. «Батыево нахождение» на Русь. Натиск с северо-запада. Александр Невский. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Совместная борьба народов Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей. Ордынское владычество на Руси. Установление ордынского ига на Руси. Перепись населения, ордынская дань, баскаки и откупщики. Александр Невский и Орда. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия. Народные восстания. Восстания в Новгороде Великом (1250-е гг.), городах Северо-Восточной Руси (1260-е гг.). Тверское восстание 1327 г. Подвиг Михаила Тверского. Карательные экспедиции из Золотой Орды. Возрождение хозяйства и культуры. «Недоумение в людях» после Батыева нашествия. Постепенное возрождение городов и деревень, пашен и промыслов, каменного строительства, летописания и т. д. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы. Собирание Руси. Центры власти на Руси - княжества и боярские республики (Новгород Великий, Псков), Золотая Орда - верховный сюзерен русских князей, ханские ярлыки. Роль русской церкви, митрополиты и епископы, их отношения с русскими князьями и ханами. Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Перенесение митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его преемников. Сохранение европейских связей русских земель. Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель. Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социально-экономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в состав Золотой Орды. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Поход русского войска на Казань. Сражение на Пьяне (1377) и Воже (1378). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом поле (1380), ее отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках. Образование единого Русского государства. Национальный подъем после Куликовской победы. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времен феодальной вой ны второй четверти XV в. Политические и духовные лидеры, позиции сословий. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Иван III - первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии, системы финансов. Судебник 1497 г. Соперничество светской и церковной властей. Борьба с еретиками. Отношения с Западом, возрождение былых связей. Присоединение земель. Разрыв с Ордой - Стояние на Угре, освобождение от иноземного ига (1480). Великое княжество Литовское. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство. Сельское хозяйство и промыслы. Города и торговля. Русская культура и быт XIV-XV вв. Возрождение и развитие письменной традиции. Летописные своды, повести и сказания, жития святых. Церковное и гражданское строительство (монастырские комплексы-крепости, храмы в городах и селениях, дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески - Андрей Рублев, Феофан Грек и др. Прикладное искусство. Духовные искания. Церковь, ее роль в культурной жизни. Антицерковные настроения. Еретики-вольнодумцы: стригольники, жидовствующие - представители реформационной, гуманистической мысли на Руси. Повседневная жизнь русских людей - жилища и одежда, пища и развлечения, обряды и духовные запросы. Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений. Теория «Москва - Третий Рим». Кризис традиционного общества и начало Нового времени. Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки начала процесса модернизации. Понятие «Новое время». Принципы периодизации. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация - переход от традиционного к индустриальному обществу.

Раздел 6. Раннее новое время: эпоха модернизации. Россия и мир в XV-XVII веках (10 часов).

Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений. Великие географические открытия и начало европейской колонизации. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества. Социально-психологические, экономические и технологические факторы процесса модернизации. Эпоха меркантилизма. Изменение духовного облика Европы. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие. Россия при Иване Грозном. Личность Елены Глинской - регентши русского трона. Иван IV Грозный - первый царь всея Руси. Политика Избранной рады. Реформы. Царь и его соратники - Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр и др. Митрополит Макарий. Расправы с вольнодумцами (Феодосии Косой, Башкин, Артемий и др.). Внешняя политика - взятие Казанского и Астраханского ханств. Башкирия и Ногайская орда. Начало присоединения Сибири - поход Ермака. Нерусские народы в составе России. Опричнина. Ливонская война. Измена А. Курбского. Набеги крымцев. «Засечная черта». Полководец Иван Воротынский. Сожжение Москвы (1571). Молодинская битва 1572 г. - разгром Девлет-Гирея. Иван Грозный, его сторонники и противники. Опричные казни и погромы. Народные бедствия. Хозяйственное разорение, положение крестьян, холопов, посадских людей. Побеги, восстания. Иван Грозный и его время в российской историографии. Дискуссия о характере опричнины. Правление Федора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Кончина Федора Ивановича, воцарение Бориса Годунова. Личность Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр. Культура и быт конца XV-XVI в. Общерусские культурные традиции. Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Летописные своды, повести и сказания. Публицистика - царь Иван Грозный и его оппонент А. Курбский. Пересветов, Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский и др. Историческая и политическая мысль. Архитектура. Подъем строительного дела. Московский Кремль, храмы. Живопись - московская и новгородская школы, строгановское письмо. Прикладное искусство. Городская и сельская жизнь - труд и быт. Смутное время. Борис Годунов. Голодные годы и бунты (1601-1603). Первый самозванец. Личность Лжедмит-рия I. Подъем народного движения. Восстание И. И. Болотникова (1606-1607) - кульминация гражданской войны. Царь В. И. Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Полководец М. В. Скопин-Шуйский. Народный отпор интервентам. Семибоярщина и договор с польским королем Сигизмундом. Продолжение гражданской войны. Первое ополчение. П. П. Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. К. М. Минин и Д. М. Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты. Первые Романовы. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. Суд. Армия. «Священство» и «царство». Патриарх Филарет. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Падение Никона. Преследование старообрядцев. Соловецкое восстание. Хозяйство и сословия. Рост населения в городах и селениях, «росчисти» и «починки», промыслы и торговля. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. Появление мануфактур, наемного труда. Первые ростки буржуазных отношений. Появление «новых людей» - капиталистов-купцов (Шорины, Никитниковы, Калмыковы и др.), промышленников из купцов и дворян. Господство старых отношений и представлений. Колонизационные процессы. Освоение Сибири. Роль колонизации окраин в истории страны. Герои сибирской эпопеи.«Бунташный век». Московские восстания: 1648 г. (Соляной бунт), 1662 г. (Медный бунт). Восстания в других районах России. Крестьянское восстание во главе со С. Т. Разиным. Личность СТ. Разина. Внешняя политика России. Русско-польская (Смоленская) война 1632-1634 гг. Русско-польская война 1654-1667 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Федоре Алексеевиче. Восстание 1682 г. в Москве. Софья-регентша. Князь Василий Голицын. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи. Культура и быт. Влияние Смутного времени, народных восстаний на духовную жизнь человека, общества. Начало нового периода в истории русской культуры. Процесс секуляризации (обмирщения) культуры. Национальное самосознание. Повести и сказания о Смутном времени - герои и идеи. Сатирическая литература, воинские повести. Летописи. Обучение грамоте. Круг чтения. Школы и академия. Научные знания. Фольклор. Литература. Архитектура. Московское, или нарышкинское, барокко. Театр. Живопись. Прикладное искусство. Научные знания. Быт русских людей - бояр и дворян, крестьян и горожан; новые веяния (собрания рукописных и печатных книг, новая одежда и мебель, общение с иностранцами, поездки за границу).

Раздел 7. Новое время: эпоха модернизации. Россия и мир в конце XVII-XVIII вв. (11 часов).

Начало славных дел Петра. Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу. Первые петровские нововведения 1699-1700 гг. Северная война и преобразования. Начало Северной войны. Нарвская баталия. Новые преобразования и первые победы. Полтавская битва. Влияние победы под Полтавой на дальнейший ход Северной войны. Прутский поход. Гангут. Провозглашение Петра I императором. Россия - империя. Реформы Петра Великого. Петровские указы, охватывающие хозяйственную жизнь страны. Изменения в сословиях. Реформы государственного управления. Конец Северной войны. Ништадтский мир. Кончина Петра I. Личность Петра Великого. Российская историография об эпохе Петра и ее влиянии на дальнейший ход истории страны. Эпоха дворцовых переворотов. Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и достижений, с одной стороны, продолжение традиций Петра - с другой. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъем сельского хозяйства, торговли. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Миних и Ласси. Россия в Семилетней войне. С. Ф. Апраксин, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев и А. В. Суворов, Император Петр III Федорович. Просвещение. Философсжо-мирсвоззренческие основы Просвещения. Романо-гернианская и англосаксонская правовые традиции. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление гражданского общества Эпоха Екатерины II. Петр III Федорович и дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II. Фавориты и политики. Братья Орловы, Г. А. Потемкин и др. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767-1768 гг., «Наказ» Екатерины II. Полемика в журналах. Русское просвещение. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др. Проявление оппозиционной мысли. А. Н. Радищев и начало революционного направления в общественной жизни. Радищевцы. Реакция после Пугачевского восстания в России и революция во Франции. Просвещенный абсолютизм и буржуазные революции. От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности, ее идеологических и правовых основ. Формы абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв. в Европе: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Война за независимость в Северной Америке. Народные движения. Усиление гнета: налоги и поборы, рекрутчина и крепостнические законы 1760-х гг. Работные люди заявляют о своих правах (волнения и восстания на московском Суконном дворе и др. Чумной бунт 1771 г.). Крестьянская война 1773-1775 гг. Е. И. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Победы на суше и на море. Русско-турецкие войны. П. А. Румянцев и А. В. Суворов, Г. А. Спиридов и Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин и др. Великие победы русского оружия. Война со Швецией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская полководческая и флотоводческая школа XVIII в. Русская церковь в XVIII в. Начало синодального периода в истории Русской православной церкви. Сторонники и противники Петра Великого в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, старообрядцев, сектантов. Секуляризация церковных владений. Превращение духовенства в привилегированное сословие. Хозяйственное развитие России в XVIII в.Сословия и социальные группы. Город и промышленность. Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Народы России. Культура, духовная жизнь и быт в XVШ в. Просвещение. Академия наук. Первая печатная газета. Московский университет. Наука. М. В. Ломоносов. Общественно-политическая мысль. Фольклор. Литература. Архитектура. Скульптура. Живопись. Театр.

Раздел 8. Новое время: становление индустриального общества. Россия и мир в первой половине XIX века (12 часов).

Индустриальное общество. Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот в Англии. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Утверждение классовой модели социализации личности. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности в индустриальном обществе. Зарождение социальной политики. Основы теории модернизации. Предпосылки формирования в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динами» развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации» «Периферия» евроатлантического мира. Россия в начале XIX в. Страна и народы. Языки и религии. Города и села. Сословия и классы. Крепостные и свободные. Казаки. Малочисленные народы Севера и Сибири. Пути сообщения. Ярмарки. Размещение промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд в промышленности. Павел I на троне. Павел I и екатерининская Россия. Мероприятия Павла. Переворот 1801 г. Александр I и его «молодые друзья». Попытки реформ. Сопротивление консервативных сил. М. М. Сперанский. Внешняя политика России в начале XIX в. Присоединение Закавказья. Войны с Францией, Турцией и Швецией. Отечественная война 1812 г. Наполеоновская Франция и ее претензии на мировое господство. Тильзитский мир и континентальная блокада. Рост напряженности между Францией и Россией. Вторжение в Россию «Великой армии» Наполеона и начало Отечественной войны. Манифест о создании народного ополчения. Развертывание партизанской войны. Александр I и М. И. Кутузов. Бородинское сражение и московский пожар. Борьба в правящих верхах по вопросу о заключении мира. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. Разруха и жертвы в результате войны. Значение Отечественной войны для консолидации русской нации и сближения с ней других народов России. Народный характер войны 1812 г. Заграничный поход русской армии. Взятие Парижа. Венский конгресс. Россия и создание Священного союза. Александр I и декабристы. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о введении конституции и отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах. Деятельность М. М. Сперанского. Отход Александра I от реформаторских замыслов. А. А. Аракчеев, архимандрит Фотий. Реакционные меры в области просвещения. Военные поселения. Падение популярности Александра I. Движение декабристов. Конституционные проекты Н. М. Муравьева и П. И. Пестеля. Смерть Александра I. Междуцарствие. Выход заговорщиков на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г. Правление Николая I. Следствие и суд над декабристами. П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев. Жены декабристов. Декабристы в Сибири. Оценки движения декабристов в российской исторической науке. А. X. Бенкендорф. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. С. С. Уваров. Теория официальной народности. Разрастание бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. Е. Ф. Канк-рин и денежная реформа. Личность Николая I. Начало кризиса николаевской системы. Присоединение к России Кавказа и Кавказская война. А. П. Ермолов, имам Шамиль. Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В. Г. Белинский. А. И. Герцен. Т. Г. Шевченко. Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время. Развитие идеологического пространства индустриального общества: классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Мировосприятие человека индустриального общества. Становление классической научной картины мира - от научной революции XVII в. к торжеству позитивизма в XIX в Культурное и философское наследие Нового времени. Крымская война. Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Ход боевых действий. Слава и горечь Севастополя. В. А. Корнилов. П. С. Нахимов. Парижский мир. Азия в Новое время. Государства Азии в эпоху европейского Нового времени. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимы: странах. Русская православная церковь. Положение православной церкви в России. Серафим Саровский. Митрополит московский Филарет. Преследование старообрядцев. Образование и наука. Университеты, гимназии, школы. Русская наука. Русские путешественники. Золотой век русской культуры. Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка. Русская журналистика.

Раздел 9. Новое время. Россия и мир во второй половине XIX века (7 часов).

Эпоха освобождения. Историческая необходимость отмены крепостного права. Первые шаги на пути к Крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра П. Авторы реформ.Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.Международное положение России после Крымской войны. Канцлер А. М. Горчаков и восстановление прав России на Черном море. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русско-турецкая война 1877- 1878 гг. и освобождение Болгарии. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Присоединение Средней Азии к России. Конец «Союза трех императоров» и сближение России и Франции. Развитие хозяйства в пореформенной России.Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока. Появление новых промышленных центров. Капиталистический город - новое явление в России. Промышленный переворот. Сохранение помещичьих латифундий и крестьянской общины. Расслоение крестьянства. Замедленное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний. Быстрое развитие аграрного капитализма на Северном Кавказе и Южной Украине. Драма после освобождения. Вопрос о конституции в правительстве Александра II. Русский либерализм и движение за конституцию. И. И. Петрункевич. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятельность М. Т. Лорис-Меликова. Проект конституции. Семь покушений на царя. Убийство Александра II, организованное «Народной волей». Уроки и просчеты движения народников. На рубеже XIX-XX вв. Александр III. Первая всеобщая перепись населения. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность СЮ. Витте. Рабочий класс России. Ухудшение положения в деревне: демографический взрыв и мировой сельскохозяйственный кризис. Дискуссия историков о месте России в мировой экономике конца XIX - начала XX в. Переход правительства к политике консервации патриархально-общинных отношений в деревне при сохранении помещичьих латифундий. Политическая реакция. Александр III и К. П. Победоносцев. Внешняя политика России в конце XIX в. Россия в первые годы правления Николая П. Вступление на престол Николая II. Либеральное движение 80- 90-х гг. XIX в. «Третий элемент» в земстве. Н. Ф. Анненский. Либеральное народничество. Н. К. Михайловский. Российское рабочее движение. Группа «Освобождение труда» и возникновение марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности В. И. Ленина. Новый этап освободительного движения. Культура России в XIX в. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Старый Петербург - шедевр европейского зодчества. Архитектура периода эклектики. Живопись эпохи передвижников. Музыка народов России. Русская литература завоевывает Европу. Рост грамотности во второй половине XIX в. Создание национальной письменности у ряда народов Поволжья. Печать столичная, провинциальная. Книгоиздательское дело. Драматический театр в столицах и провинции. Выставки. Музеи. Храмы. Русская православная церковь в XIX в. Православие в системе самодержавия. Система церковного управления Обер-прокуроры и Синод. Церковь и освобождение крестьян. Н. А, Протасов и митрополит Филарет. Вопрос о церковных реформах в пореформенную эпоху. Зарождение либерального течения в духовенстве, появление священников-демократов. Христианизация народов Поволжья и Сибири и ее историческое значение. Монастырское старчество. Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Политика К. П. Победоносцева и нарастающий кризис Православной церкви в условиях развития капитализма. Международные отношения в Новое время. Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных: отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники:

  1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. «История России с древнейших времен до конца XIX века». В 2-х частях. М.: «Просвещение». 2010г.

  2. Н.В. Загладин, Н.А.Симония. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века». М.: «Русское слово». 2008г.

Методическая литература:

  1. Н.В.Зайцева. История 10 класс. Поурочные планы к учебнику Н.В. Загладин, Н.А.Симония. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века». Волгоград. «Учитель» 2012г.

  2. В.В.Кириллов, М.Н.Чернова. История России. Поурочные методические разработки и сценарии уроков. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2002г

Дидактические материалы:

  1. В.В. Кириллов. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо», 2013г.

  2. С.Л.Губина. Всемирная история в схемах, терминах, таблицах. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014г.

  3. А.А.Федосова. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера» 2013г.

  4. И.В.Папченкова. Уроки истории с применением информационных технологий. Средние века. Методическое пособие с электронным приложением.М.: «Планета» 2014г

  5. О.А.Мартьянова. Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. История России. М.: «Планета» 2011г.

Средства обучения:

Атласы по Новой истории.

Настенные карты по Новой истории.

Атласы по истории России.

Настенные карты по истории России.

Сравнительные хронологические таблицы.

Презентации по истории.Тема урока

История

10 класс

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Формы самостоятельной работы

Межпредмет-ные связи

Учебно-наглядные пособия.

Литература

Домаш-нее задание

Раздел 1. История как наука (1 час).

1.

Возникновение и развитие исторической науки.

1


Урок изучения нового материала

Работа с картой, учебником с. 13, составление таблицы

Литература география

Обществознание.

Учебник

Карта

Презентация


ВИ Введение, §1-3.


Раздел 2.Человечество на заре своей истории (1 час).

2.

У истоков рода человеческого. Появление человека на территории Восточной Европы.

1


Урок изучения нового материала

Работа с учебником, составление хронологической схемы, выполнение тестовых заданий

Литература

география

Обществознание.

Учебник

Карта

Презентация


ВИ § 4-5.

ИР с.5-14 §1-2

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира (5 часов).

3,

4.

Введение в историю Древнего мира. Первые цивилизации Азии и Африки.

2


Урок изучения нового материала

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §6-8

5, 6.

Эпоха Античности.

2


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §9-11

7.

Кризис Античной цивилизации. Появление славян.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §12-13

ИР §3

8.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Цивилизации Древнего мира»



Урок повторения и обобщения.

Выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация



Раздел 4. Раннее средневековье. Русь и мир в V-XIII веках (14 часов).

9.

Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §14

10.

Исламская цивилизация.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

Картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §15

11.

Складывание средневековой западноевропейской цивилизации.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

Картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §16-17

12.

Византия и Восточная Европа в V-X вв. Славяне в V-VII вв.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §18

ИР§4-5

13.

Появление государства у древних славян. Русь в X- начале XI вв.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ИР §6-7

14.

Правление Владимира Святославовича.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ИР §8

15.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром..

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ИР §9-11

16.

Западная Европа в Средние века.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ВИ §19-21

17.

Международные отношения в средние века.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация


ВИ §

23-24


18.

Междоусобица на Руси.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

Видеофильм.

ИР §12-13

19.

Политическая раздробленность на Руси

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация


ИР §14-16

20,21.

Культура Руси X- начала XIII вв. Духовная жизнь европейского средневековья.

2


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация

ИР §17-18

ВИ § 25


22.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь и мир в V-XIII веках».

1


Урок повторения и обобщения.

Выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.


Раздел 5. Расцвет Средневековья. Русь и мир в XIII - XV веках (6 часов).

23.

Азия Средние века.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ §22

ИР § 19

24.

Монголо-татарское вторжение на Русь. Натиск с северо-запада.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 20

25.

Собирание Руси. Противостояние Орде. Хозяйство и культура.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 21, 22

26.

Образование единого Русского государства. Русская культура и быт XIV-XV вв.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 23-24

27.

Кризис традиционного общества и начало Нового времени.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ §25


28.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь и мир в XIII - XV веках.».

1


Урок повторения и обобщения.

Выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.


Раздел 6. Раннее новое время: эпоха модернизации. Россия и мир в XV-XVII веках (10 часов).

29.

Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ §26-27


30.

Изменение духовного облика Европы

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ §28-29

31.

Россия при Иване Грозном.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

Картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм.

ИР § 25-26

32.

Культура и быт конца XV-XVI вв. В преддверии Смуты.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 27-29

33.

Смутное время.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

Картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 30-31

34.

Первые Романовы. «Священство» и «царство».

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 32-33

35.

«Бунташный век». Внешняя политика России.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 35-37

36.

Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 38

37.

Хозяйство и сословия. Культура и быт.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 34, 39-40

38.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в XV-XVII веках».

1


Урок повторения и обобщения.

Выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.



Раздел 7. Новое время: эпоха модернизации. Россия и мир в конце XVII-XVIII вв. (11 часов).

39,40.

Начало славных дел Петра. Реформы Петра Великого.

2


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР §41-45

41.

Эпоха дворцовых переворотов

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР §46

42.

Просвещение.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ § 33

43.

Эпоха Екатерины II

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 47

44.

Просвещенный абсолютизм и буржуазные революции.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.


ВИ § 32, 34-36

45.

Народные движения.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 52

46.

Победы на суше и на море.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 48-49

47.

Русская церковь в XVIII в.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 50

48.

Хозяйственное развитие России, культура, духовная жизнь и быт в XVШ в.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 51, 53-54

49.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в конце XVII-XVIII вв.».

1


Урок повторения и обобщения.

Выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.


Раздел 8. Новое время: становление индустриального общества. Россия и мир в первой половине XIX века (12 часов).

50.

Индустриальное общество.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ § 37-38

51.

Основы теории модернизации.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ §41-43

52.

Россия в начале XIX в. Павел I. Александр I.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 55-56

53.

Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись новых дат, определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 57-58

54.

Заграничный поход русской армии.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм


55,56.

Правление Николая I.

2


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 59-61

57.

Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.


ВИ § 39-40

58.

Крымская война.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 63

59.

Азия в Новое время.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ВИ § 44-47

60.

Русская православная церковь. Образование и наука.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 64-67

61.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в первой половине XIX века.».

1


Урок повторения и обобщения.

Выполнение тестовых заданий.

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.



Раздел 9. Новое время. Россия и мир во второй половине XIX века (7 часов).

62.

Эпоха освобождения. Реформы 60-70-х гг. XIX в.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 68-71


63.

Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 72-73

64.

Развитие хозяйства в пореформенной России.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 74-76

65

На рубеже XIX-XX вв. Александр III.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 77-78

66

Россия в первые годы правления Николая П.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

Видеофильм

ИР § 79-80

67

Русская православная церковь, культура, просвещение и наука России в конце XIX в

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.

ИР § 81-84

68

Международные отношения в Новое время.

1


Комбинированный урок.

Работа с учебником,

картой, составление таблицы, запись определений в тетрадь, выполнение тестовых заданий

Литература география

Обществознание

Учебник

Карта

Презентация.


ВИ § 48

69, 70.

Резерв

2


Урок повторения и обобщения.





ИСТОРИЯ РОССИИ - 46 часов,

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ - 24 часа,

ВСЕГО: 70 часов















© 2010-2022