Рабочая программа по истории Древнего мира ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое образовательное учреждение Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова Тюменцевского района Алтайского края


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 26 .08.2015 г.

Руководитель ШМО _________/Е.А.Адышева/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______ /И.Д. Рем/

28.08. 2015 г.


Утверждаю

Приказ № от 31.08.2015 г.

Директор школы _______/Г.И.Лучкина/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 5 класса (ФГОС)

основного общего образования на 2015/2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе:


  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 декабря 2009 года).

  2. Примерных программ основного общего образования. История. 5-9 классы, Москва, Просвещение, 2010

  3. Авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014

Составитель: Логиновская Татьяна Павловна

учитель истории и обществознания

первая квалификационная категория

2015 г.


Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета по истории Древнего мира составлена на основе авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Учебно-тематический план

Раздел III. Содержание учебного курса

Раздел IV. Тематический поурочный план

Раздел V. Планируемые образовательные результаты

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы

- Лист внесения изменений

Общая характеристика предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных

и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленные, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач

и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается

интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход

предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается

как ведущий принцип развивающего обучения.


Цели и задачи


Цели обучения: Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства); раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Задачи обучения:

• Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;

• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах

и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего

мира;

• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных

ситуациях;

• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима,

других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;

• формирование навыков пересказа материала учебника;

• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Содержание учебно-методического комплекта

Программа (авторская)

Авторская программа А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014

Учебник

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (ФГОС), под редакцией А.А.Искендерова, Москва, Просвещение, 2015

Рабочая тетрадь

Г.И.Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс, в 2-х частях, Москва, Просвещение, 2015

Пособие для учителя

Г.И.Годер История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс. Москва, Просвещение, 2015

Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план (БУП) для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 5 классе - 68 ч (2 ч в неделю). Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5-9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История России» с 6 по 11 класс.

Раздел II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов на тему

1

Ведение

1

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

2

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3

4

Тема 3. Счёт лет в истории

1

Раздел II. Древний Восток (20 часов)

5

Тема 4. Древний Египет.

8

6

Тема 5. Западная Азия в древности.

7

7

Тема 6. Индия и Китай в древности.

5

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

8

Тема 7. Древнейшая Греция.

5

9

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7

10

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5

11

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

Раздел IV. Древний Рим (17+2 часа)

12

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления Господства над Италией

3

13

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

14

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

15

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

16

Итоговое повторение

2+2

Итого

70

Раздел III. Содержание курса

Введение

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология - наука об измерении времени.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди. Представление о понятии первобытные люди. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях.Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

IV. Тематический поурочный план

№ урока

Тема урока

Характеристика

деятельности обучающихся

Ведение (1 час)

1.

Введение

- Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник.

- Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

2.

Древнейшие люди.

- Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда.

- Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

- Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

- Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.

- Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

- Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

- Выделять признаки родовой общины.

-характеризовать новые способы охоты.

4.

Возникновение искусства и религии

- Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

- Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

- Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

- охарактеризовать

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

- Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

- Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

- охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

- выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.

- обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общин.

- схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

- охарактеризовать религиозные верования человека.

6.

Появление неравенства и знати.

- Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д.

- находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия;

-выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ;

- характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

7

Значение эпохи первобытности для человечества

- Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;

-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Тема 3. Счёт лет в истории (1 час)

8.

Измерение времени по годам.

- Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени;

- уметь определять историческое время на ленте времени;

- осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Раздел II. Древний Восток (20 часов)

Тема 4. Древний Египет. (8 часов)

9.

Государство на берегах Нила.

- Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору;

- характеризовать местоположение Египта с помощью исторические карты и её легенды;,

- установить причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

- находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электронных изданий;

- комментировать понятия и самостоятельно формулировать их;

- оценивать достижения культуры

11.

Жизнь египетского вельможи.

- учиться работать в малой группе над общим заданием;

- выделять главное в части параграфа , во всем параграфе;

- выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12.

Военные походы фараонов.

- Работа с картой в малой группе по единому заданию;

- исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке;

- подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

13.

Религия древних египтян.

- Характеризовать религию древних египтян;

- устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян;

- творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа

14.

Искусство древних египтян.

- искать в сети интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов;

- подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями);

- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

15.

Письменность и знания древних египтян

-составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах;

- осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса;

- характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16.

Достижения древних египтян

-Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте)

-Анализировать достижения в земледелии

-Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца

Тема 5. Западная Азия в древности. (7 часов)

17.

Древнее Двуречье

- Использовать электронные издания с целью виртуального путешествия по музею;

- характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья;

- Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

- Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть;

- составлять кроссворд по теме урока;

- характеризовать свод законов Хаммурапи;

- объяснять , почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

19.

Финикийские мореплаватели

- рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей;

- подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников;

-использовать историческую карту;

20.

Библейские сказания

-Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен;

-объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами;

- проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям;

- объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

21.

Древнееврейское царство

- решать развивающие и проблемные задачи;

- выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;

- Уметь формулировать оценку поступка (Самсон, Давид);

- уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

22.

Ассирийская держава

- работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала;

- перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле;

- находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»;

- определять причины падения Ассирийской державы

23.

Персидская держава «царя царей»

- работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы;

- систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей;

- рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Тема 6. Индия и Китай в древности. (5 часов)

24.

Природа и люди Древней Индии.

- Рассказывать о местоположении индии, особенностях её ландшафта и климата;

- показывать на карте основные географические объекты Древней Индии;

-Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю;

- объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.

25.

Индийские касты.

- составлять простой план пунктов параграфа по выбору;

- рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний;

- сравнивать основные положения брахманизма и буддизма;

- подготовить сообщение о Будде;

-перечислить достижения древних индийцев.

26.

Чему учил китайский мудрей Конфуций.

- вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая;

- работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом;

- определять и формулировать особенности китайской религии;

- объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

27.

Первый властелин единого Китая.

- рассказывать об отношениях Китая с соседями;

- объяснить причины возведения Великой китайской стены;

- выделять своеобразие древней китайской цивилизации;

- составлять кроссворд по тематике урока.

28.

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

- выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётов просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов;

- показывать на карте известные города Древнего Востока и соотносить их местоположения с современной картой, объектами на их территории.

Раздел III. Древняя Греция. (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция. (5 часов)

29.

Греки и критяне.

-определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря

-называть отличительные признаки критской культуры.

- Работать с картой, заданиями рабочей тетради.

-Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

30.

Микены и Троя.

- Показывать по карте местоположение Микен.

- Выделять различия между микенской и критской культурой.

-Работать в малых группах по дифференцированным заданиям,

-на ленте времени обозначать разные события и даты. Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации.

31.

Поэма Гомера «Илиада»

-Рассказывать легенду о жизни Гомера.

-Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада».

- Характеризовать образы основных героев «Илиады».

32.

Поэма Гомера «Одиссея»

-В группах соотносить по карте путь Одиссея домой в Итаку.

- выделять основные вехи пути домой.

-последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

-читать текст с пометками на полях

33.

Религия древних греков.

-Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами.

-Давать нравственную оценку героическим поступкам героев древних мифов (групповая работа).

- Выполнять задание по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

- Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.( 7 часов)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

-Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения.

-Объяснять значение понятий: полис, демос.

-Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.

- Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским

35

Зарождение демократии в Афинах.

-Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.

-Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с напарником по

заданию, предложенному учителем.

-Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

36

Древняя Спарта.

-Показывать на карте местоположение Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение.

-Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и

Черного морей.

-Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

-Выделять общее, что связывало греческие колонии.

- Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать одежду грека.

38

Олимпийские игры в древности.

-Составлять развёрнутый план одной части параграфа.

-Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

-Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.

-Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

-Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

-Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

-Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

-Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

- Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

-Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

-Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

-Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций

42

В городе богини Афины

-Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

-Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

-Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока)

43

В афинских школах и гимнасиях.

-Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ.

-Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.

-Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

44

В афинском театре.

-Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

- Называть отличительные признаки

комедии и трагедии.

-Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

45

Афинская демократия при Перикле.

-Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору). Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

-Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, друзьях Перикла. Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)

46

Города Эллады подчиняются Македонии

-Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

-Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией.

-Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

47

Поход Александра Македонского на Восток

-Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

-Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.

-Оценивать поступки Александра Македонского, его противников.

48

В Александрии Египетской.

-Называть причины распада державы Александра Македонского.

-Показывать на карте государства,

образовавшиеся в ходе распада державы.

-Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира.

-Сравнивать Александрию и Афины.

49

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

-Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.

-Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. -Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел IV. Древний Рим (17 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления Господства над Италией (3 часа)

50

Древнейший Рим.

-Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

-Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

-Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

51

Завоевание Римом Италии.

-Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом.

- Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

-Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э.

52

Устройство Римской республики.

-Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.

-Объяснять, где население больше

участвовало во власти: в Греции или Риме.

-Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

-Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

-Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

-Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

-Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

-Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.

-Характеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима.

-Составлять простой план параграфа.

55

Рабство в Древнем Риме.

-Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

-Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56

Земельный закон братьев Гракхов.

-Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

-Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию.

-Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

57

Восстание Спартака.

-Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших.

-Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

-Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; Красс против Спартака».

58

Единовластие Цезаря.

-Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.

-Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря.

59

Установление империи.

-Определять причины поражения сторонников республики.

-Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

-Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа.

-Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

60

Соседи Римской империи.

-Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

-Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

61

В Риме при императоре Нероне.

-Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.

-Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

62

Первые христиане и их учение.

-Рассказывать об условиях появления христианского учения. Давать объяснение причинам распространения христианства.

- Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

-Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

-Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления

императора Траяна.

-Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э.

-Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века.

64

Вечный город и его жители.

-Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий).

-Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

-Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

65

Римская империя при Константине

-Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах

империи в I в. н. э. и при императоре Константине.

-Обосновывать факт переноса столицы империи.

-Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

-Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

66

Взятие Рима варварами.

-Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

-Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

-Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

Итоговое повторение (2+2 часа)

67-68

Признаки цивилизации Греции и Рима.

-Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

-Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

-Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.

-Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.

69-70

Повторительно-обобщающий урок по теме «История Древнего мира»

-Показывать на карте изученные государства. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

-Рассказывать и показывать о достижениях в разных областях жизни.

-Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории.

Раздел V. Планируемые образовательные результаты

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, миро-воззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и

религиозной принадлежности и др.).

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

·указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

·соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

·характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

·группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

·читать историческую карту с опорой на легенду;

·проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

·сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

·рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

·характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

·на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

·соотносить единичные исторические факты и общие явления;

·называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

·раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

·сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

·излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

·приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

·определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу

диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных

мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся


Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных и письменных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии и нормы оценки выполнения тестовых заданий

Число заданий в тесте

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

5

3 и менее

3

4

5

6

3 и менее

3

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7, 8

9

10

6 и менее

7

8

9, 10

11

6 и менее

7, 8

9

10, 11

12

7 и менее

8

9, 10

11, 12

13

8 и менее

9, 10

11, 12

13

14

9 и менее

10, 11

12, 13

14

15-16

9 и менее

10

11, 12, 13

14, 15, 16

18

11 и менее

12, 13

14, 15, 16

17, 18

24

15 и менее

16, 17, 18

19, 20, 21

22, 23, 24

30

19 и менее

20, 21, 22, 23

24, 25, 26, 27

28, 29, 30

- за выполнение тестовых заданий на 85-100 % ставится оценка «5»

- за выполнение тестовых заданий на 75-84 % ставится оценка «4»

- за выполнение тестовых заданий на 66-74 % ставится оценка «3»

- за выполнение тестовых заданий менее 66 % ставится оценка «2»

Раздел VII.Учебно-методическое обеспечение программы

1. Авторская программа А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014

2. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (ФГОС), под редакцией .А.Искендерова, Москва, Просвещение, 2015

3. Г.И.Годер История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс, в 2-х частях, Москва, Просвещение, 2015

4. Г.И.Годер История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс. Москва, Просвещение, 2015

















Лист внесения изменений



п/п

Внесенные изменения

число

1

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вместо 68 часов в год, предусмотренных авторской программой, запланировано 70 часов (35 учебных недель, 2 часа в неделю). 2 часа добавлены на итоговое повторение курса «Истории Древнего мира».

10.08.2015



















































































© 2010-2022