Приёмы работы с исторической картой

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Г.Верещагино Пермский край









ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ











Руппель И.Ю. учитель истории и обществознания













ВЕРЕЩАГИНО 2017







ПРИЁМЫ РАБОТЫ С КАРТАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Необходимы ли современному человеку картографические представления, знания и умения, или их вполне могут заменить навигаторы и другие «интеллектуальные» технические новшества? Полагаем, что все-таки не содержание ЕГЭ, а общественный запрос на образованную личность, умеющую ориентироваться в многогранном современном мире, обуславливает необходимость формирования картографических умений у школьников в процессе обучения.

Эта точка зрения отражает необходимость владения картографическими навыками с позиции метапредметности. Одной из выделенных метатем является «Время и пространство». Не каждая школа может ввести метапредмет в школьное расписание. Поэтому целесообразным считается работа по формированию метапредметных навыков с помощью различных педагогических приемов на уроках. Одним из главных понятий в истории является историческое пространство, представление о котором формируется с помощью исторических карт. Кроме этого умение работать с картами необходимо на уроках географии. Поскольку карту мы можем считать вариантом текста с использованием символов, умение работать с символами необходимо учащимся на протяжении всей жизни и не только в школе. Нельзя не сказать о ЕГЭ, по истории, в котором сложнейшими для учащихся заданиями являются задания с исторической картой. Конечно, их нужно запоминать. Карта ученику зачастую непонятна, а значит- неинтересна. Как заинтересовать? На мой взгляд, для этого целесообразно использовать не репродуктивные задания, а компетентностно-ориентированные, которые и являются основой формирования метапредметных навыков

Приёмов работы с картами огромное множество. Хотелось бы представить те, которые использую в своей практической деятельности:

1.Модификация

5 класс. «Древний Египет.» Помимо упражнений, уже имеющихся в контурных картах, учащиеся получают дополнительное задание создать свою легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе. Если в атласе территория Египта в XXIII в. до н. э. обозначена зеленым цветом, то они должны выбрать другой цвет, изменить цвет и форму стрелок, обозначающих основные направления походов египетских фараонов, отличным цветом от карты в атласе отметить морские и сухопутные торговые пути и т

2.От общего к частному. Прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, предложить им найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события на общей карте Затем перейти к тематической карте. Например, найти дельту Нила на карте мира, определить, что это за материк, какие моря вокруг, а затем изучить тематическую карту в атласе или учебнике

3.Систематизация объектов. Знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте

4.Путешествие по карте: передвигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах (Путешествие Одиссея

5.задание на отыскание родины привычных для нас предметов, продуктов питания, одежды и др Усложняя задания такого типа, можно предложить ребятам объяснить, как эти вещи попали с Востока в Западную Европу, из Европы в Россию, из Америки в Европу.

6.Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекала торговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которой можно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийского океанов.

Подводя итоги необходимо отметить, что работа к картами важна для понимания истории, кроме этого картографические навыки и навыки работы с символами пригодятся для изучения других предметов школьной программы и в реальной жизни. Поэтому работа с картой на уроках истории является вариантом деятельности по развитию метапредметных навыков.





























© 2010-2022