• Преподавателю
  • История
  • Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме: Борьба Руси с иноземными захватчиками

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме: Борьба Руси с иноземными захватчиками

Данная разработка содержит конспект открытого урока истории России в 6 классе по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке". Тип урока – урок новых знаний. Цели урока: рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского; продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события; воспитывать чувство патриотизма, любви и преда...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме: Борьба Руси с иноземными захватчиками

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме: Борьба Руси с иноземными захватчиками

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме: Борьба Руси с иноземными захватчиками





Учитель: Резникова Татьяна Ивановна


п. Новосуховый

2012 год


Тема: Борьба Руси с западными завоевателями (на доске)


Цели урока:

1. рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского;

2. продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события;

3. воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Основные понятия: (на доске) рыцарский орден, крестовый поход.

Важнейшие даты: (на доске)15 июля 1240 г. - Невская битва;

5 апреля 1242 г. - битва на Чудском озере

(Ледовое побоище)

Выдающиеся личности: (на доске) Александр Ярославович (Невский);

Ярл Биргер

Оборудование урока: карта «Русские княжества в XII-XIII вв.», аппликация-схема Невской битвы, магнитная доска, компьютер проектор, экран, CD - «Энциклопедия истории России (862-1917)», учебник - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, рабочая тетрадь к учебнику, интерактивная анимация карты «Ледовое побоище», аудиозапись 6-й части кантаты С. Прокофьева «Мертвое поле».

Опережающее задание: найти и подготовить небольшой рассказ об одном из рыцарских орденов (4 сообщения), составить историческую справку о Ярле Биргере (1 сообщение), об Александре Невском (1 сообщение), 1 сообщение об Александро-Невской лавре, 1 сообщение об ордене Александра Невского.


План урока: (на доске)

1. Походы шведов.

2. Походы крестоносцев.

3. Александр Невский.

4. Невская битва.

5. Ледовое побоище.





Ход урока:


  1. Организационный момент (каждый ученик получает анкету «Вопросы ученику» (см. приложение 1), лист ответа для проверки домашнего задания (см. приложение 2).


  1. Проверка домашнего задания

Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (Нашествие монголо-татар на Русь). Вы получили задание на дом, готовились, и сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденное. Проведём игру «Крестики-нолики».

Условия игры:

- составить 9 вопросов по ранее изученному материалу;

- раздать учащимся начерченную схему - лист ответа

(приложение 2):


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Х - да О - нет




- если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный - ставят нолик;

- подобную схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать её можно в конце игры, для проверки правильности выполнения задания учащимися.

Вопросы для игры:


  1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингизхана - Великого хана? (Да)

  2. Поставил ли он задачу перед монголами завоевать весь мир? (Да)

  3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами? (Нет)

  4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней Рязань была взята? (Да)

  5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)

  6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы? (Да)

  7. Александр Ярославович назвал Козельск «злым городом»? (Нет)

  8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)

  9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы? (Да)

Ответ: (см. приложение 3)


Х

Х

О

Х

О

Х

О

О

Х

Взаимопроверка (в парах). По итогам выполнения задания каждому ученику выставляются оценки:

8-9 правильных ответов - оценка «5»

6-7 правильных ответов - оценка «4»

4-5 правильных ответов - оценка «3»

менее 4 правильных ответов - оценка «2»

(Ассистент из числа учащихся заполняет сводную ведомость успеваемости учащихся за урок, размещённую у доски)


п/п

Фамилия, имя

учащегося

Оценка

за домашнее задание

Оценка за работу на уроке (устно)

Оценка за работу на уроке (письменно)

Итоговая оценка

1.

Агеев Иван





2.

Воротынцева Татьяна





3.

Жуков Сергей





4.

Кольцова Виктория





5.

Ларионова Маргарита





6.

Лиходед Татьяна





7.

Небоженко Яна





8.

Притыка Евгений





9.

Резникова Марина





10.

Хохлов Ярослав





11.

Юха Виктор






  1. Переход к изучению новой темы

Вводное слово учителя.

Откройте тетради, запишите тему урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, - вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей.

Вам предстоит узнать об одном и величайших полководцев Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. «Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?» - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.


  1. Изучение новой темы.

1. Учитель: Давайте представим Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и с запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках. Первый - это монголо-татары, а второй - рыцари-крестоносцы.

(Рассказ сопровождается показом по карте) В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Но он привлекал других завоевателей, пытавшихся воспользоваться бедой Русской земли. Получив известия о нашествии монголов на северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

2. Учитель: Но не только шведы угрожали русским землям с запада. В конце ХII века римский папа объявил крестовый поход против «язычников» - жителей прибалтийских земель (показать на карте): ливов, эстов и других. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшее о завоевании новых земель на востоке. Духовные рыцарские ордена захватили земли Прибалтики и обосновались здесь, заложив крепость Ригу, позже Ревель (Таллин). Ребята, давайте с вами вспомним:

- Кто такие крестоносцы? (Участники крестовых походов)

- Что такое рыцарский орден? (Объединение рыцарей- монахов)

- Чем рыцари - члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Обет безбрачия, служение церкви, подчинение папам, борьба с неверными).

Учитель: Заранее вам было дано задание найти и подготовить небольшой рассказ об одном из рыцарских орденов. (Ученики поочереди выступают с краткими сообщениями)

Учитель: Давайте обратимся к материалу учебника на стр. 108 и узнаем о том, как вели себя завоеватели в Прибалтике (работа с учебником).

- С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику? (Римский папа объявил поход против язычников)

- Что обещал за этот поход папа Римский? (Новые земли, богатство)

- Каковы основные итоги и результаты вторжения немецких рыцарей в данные земли? (Потерпели поражение и вынуждены были умерить свои планы).

3. Учитель: Ребята, сейчас мы с вами мысленно перенесемся в далёкий 1263 год (на экране слайд - Г. Семирадский. Смерть Александра Невского).

За окном лютует ноябрьская стужа, на дворе тьма непроглядная, а в монастырской келье тепло и светло: перед иконами горят лампады, вокруг со свечами в руках стоят понурые монахи и бояре. Лицом к образам лежит великий князь Александр. Впрочем, теперь уже не Александр, а схимонах Алексий: в преддверии смерти принял князь схиму и лежит теперь осунувшийся и торжественно-строгий в чёрном схимническом облачении. Глаза князя закрыты, но он слышит слова читаемых молитв, и душа его готовится к встрече с Богом. «С чем приду на Суд?» - думает умирающий, и словно бы в ответ на этот вопрос свиток жизни князя разворачивается пред его мысленным взором.

Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами «не в силе Бог, а в правде», разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя - Невский. Как это было?

Шведские корабли под командованием Ярла Биргера приплыли в устье реки Невы (далее рассказ сопровождается работой с аппликацией на магнитной доске)

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме: Борьба Руси с иноземными захватчиками

Историческая справка: (ответ учащегося) Биргер Ярл - полководец (? - 1266), зять короля Швеции Эрика Красивого. С 1248 по 1266 год - правитель Швеции. Возглавил поход против Новгорода с целью помешать торговле Новгорода на Балтийском побережье.

Учитель: Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил княживший там Александр Ярославович: «Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». Его конный отряд двинулся навстречу врагу по берегам Волхова и Ладоги. Параллельно ему по Волхову и Ладоге к Неве двинулась новгородская «судовая рать».

Шведы стали лагерем недалеко от устья реки Ижоры, где на них неожиданно и напал Александр. Сражение началось около 6 утра 15 июля 1240 г. Конная княжеская дружина громила лагерь шведов, пешее войско отрезало им путь к кораблям. Шведы были опытными воинами и, вероятно, на их стороне было численное преимущество. Однако русские воины проявили недюжинную силу и мужество. В «Житии Александра Невского» мы можем найти описание подвигов русских воинов.

В учебнике на стр. 113 приведен отрывок из этого исторического источника. Найдите в нем строки о Гавриле Алексиче (ученики зачитывают). Битва длилась весь день и завершилась лишь с наступлением темноты. Шведы отступили к кораблям, перенеся на них тела знатных воинов, павших в битве. Рядовых воинов похоронили в братской могиле. После этого весь уцелевший флот отчалил от берега и двинулся к морю.

Пройдут столетия, и прямой потомок Гаврилы Алексича вознесёт русское имя на небывалую высоту. Потомком этим будет Александр Сергеевич Пушкин.

Весть о победе разнеслась по всей поверженной Русской земле, и народ воспрял духом. Александр за бой на Неве и получил почетное прозвище «Невский». Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание воевать с Русью (выполнение задания № 4 в рабочей тетради на стр. 40, ответы проецируются на экран, в сводную ведомость выставляются оценки).

Историческая справка: Александр Невский (ответ учащегося)

4. Учитель: Вскоре он ещё раз доказал свою воинскую доблесть. Немецкие рыцари захватили Псков и двигались на Новгород. Собрав все силы воедино, Александр отвел войско на берег Чудского озера. Вероятно, уже тогда созрела у него дерзкая мысль - дать немцам сражение на льду. Идея сражения зародилась у Александра на основе воспоминаний о походе отца, Ярослава Всеволодовича, который в 1234 г. одержал победу на льду озера Эмбах. Несомненно, Ярослав рассказывал сыну, как

неуклюже держатся на льду закованные в броню рыцари

(показ интерактивной анимации карты «Ледовое побоище»).

- Ребята, постарайтесь по ходу рассказа записать в тетрадь итоги Ледового побоища».

(звучит 6-я часть кантаты С. Прокофьева «Мертвое поле»)

Закончилась битва, враг изгнан с Русской земли, дружина Александра Невского вернулась с победой домой. Это радость и горе: сколько бесстрашных воинов навсегда осталось лежать на поле боя. После этой битвы поле было усеяно телами погибших. Представьте себе на миг… Ночь, тишина, и только одинокая скорбная женская фигура движется по этому страшному полю. С факелом в руках она всматривается в лица павших, ищет среди них своего суженого, а чуть подальше от неё движется вторая, третья. Кто-то из них ищет сына, а может брата.

5 апреля 1242 г. закончилась битва на Чудском озере. Свыше 500 рыцарей полегли в ней, 50 было взято в плен. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на Русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородская и Псковская земли стали свободными и сохранили независимость, когда Русь стонала под гнетом монголо-татар.

Многое ещё вспомнилось умирающему князю и пронеслось перед его угасающим взором. А в это время во Владимире митрополит Кирилл, совершая в соборе богослужение, увидел вдруг, как ангелы возносят душу князя Александра на небо. Взволнованный митрополит вышел на амвон и сказал:

- Зашло солнце земли русской!

При отпевании князя-схимника святость его была открыта в чудесном явлении: когда митрополит хотел по обычаю вложить в руки почившего разрешительную грамоту, усопший вдруг протянул руку и взял её сам.

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Композитор Сергей Прокофьев написал кантату «Александр Невский». Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские!» часто звучал по радио. Музыка объединяла людей, звучащие в ней патриотические мотивы поднимали народ на борьбу. Картина художника Корина «Александр Невский» тоже была написана в годы Великой Отечественной войны (проецируется на экран). За несколько лет до Великой Отечественной войны была написана Константином Симоновым поэма «Ледовое побоище». Во время войны режиссером Эйзенштейном был поставлен фильм «Александр Невский» (демонстрируется фрагмент). После войны на месте Невской битвы был поставлен обелиск.

- Какой знаменитый монастырь носит имя великого полководца, героя Чудского сражения? (Ученик делает сообщение об Александро-Невской лавре)

Учитель: Петр I не только перенес мощи великого полководца в монастырь, но и учредил орден его имени (сообщение учащегося об ордене Александра Невского, изображение ордена проецируется на экран).

5. Учитель: Неразрывна связь времен: великий полководец Петр I увековечил память великого полководца Александра Невского. В лавре похоронен и великий полководец Суворов. Они наша память - наша слава. Будем же помнить и гордиться своей историей.

Россия!

Не искать иного слова,

Иной судьбы на целом свете нет.

Ты вся -

Сплошное поле Куликово

На протяженье многих сотен лет.

Россия!

Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

В холстах голубоглазого Рублева

И в тишине предгрозовых ночей.

На поле боя

Вызревали росы,

На пепелищах

Пели топоры -

Мы всё прощали.

Мы - великороссы -

Всегда великодушны и добры.

Россия!

Прозвучало это слово,

Вписав в бессмертье наши имена

От льдов Невы - до поля Куликова,

От Куликова -

До Бородина!

Тебя хотели сделать бездыханной,

Отнять твою печаль и озорство.

Ты столько лет терпела Чингисхана

И верных продолжателей его!

18 апреля исполняется 770 лет со дня победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Именно с этого дня зародилось русское единство, русская государственность, наше национальное самосознание, тогда мы впервые показали, что способны отстоять родную землю бить врагов, нападавших на Русь, а было их много во все времена.

V. Подведение итогов урока:

-Вот мы и рассмотрели с вами все пункты плана. Давайте подведем итог всему сказанному на уроке. Что вы повторили на уроке? Что нового сегодня вы узнали? О чем мы говорила на уроке? (ученики отвечают)

- Каковы итоги Ледового побоища? (ученики зачитывают записи в тетради)

- Почему русские смогли победить рыцарей? В чем заключался полководческий талант Александра Невского? (отвечают с использованием задания № 3 в рабочей тетради, стр. 39)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: (говорят ученики) Таким образом, в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

VI. Домашнее задание: § 13, в рабочей тетради зад. 1-3 (на доске)

Выставление оценок в соответствии со сводной ведомостью.

Учитель: Ребята, каждый из вас перед уроком получил анкету «Вопросы ученику» (см. приложение 1). Заполните её, пожалуйста, и сдайте (ученики заполняют анкету).

- Урок окончен. Благодарю всех за работу на уроке.


Приложение 1

Вопросы ученику

Дата _____________ Класс____________ Предмет ____________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке, и ответь на поставленные вопросы:


№ п/п


Вопросы


Ответы

1.

Какова была тема урока?

2.

Какова цель стояла перед тобой на уроке?

3.

На какие знания, полученные ранее по этому предмету, ты опирался на уроке?

4.

На какие знания, полученные ранее по другим предметам, ты опирался на уроке?

5.

Какие новые законы, идеи, формулы, правила ты усвоил на уроке?

6.

Какова главная мысль, вывод урока?

7.

Какие мысли, чувства вызвал у тебя этот урок?

8.

Как работали на уроке твои одноклассники?

9.

Как работал ты на уроке?

10.

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученным на этом уроке?




Приложение 2



Фамилия, имя ___________________



ЛИСТ ОТВЕТА


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Х - да О - нет







Проверь и оцени работу:


8-9 правильных ответов - оценка «5»

6-7 правильных ответов - оценка «4»

4-5 правильных ответов - оценка «3»

менее 4 правильных ответов - оценка «2»





© 2010-2022