Разработка урока истории по теме: Египет-Дар Нила

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Египет-дар Нила

Цель: Формировать целостное представление о роли природных факторов в развитии государства

Как река способствовала появлению цивилизации?

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование познавательного интереса к истории

  • умение аргументировать свою позицию

  • воспитание эмоционально-целостного отношения к занятиям древних египтян и взаимоотношению между различными слоями населения

Метапредметные:

  • умение работать с картой, находить информацию в тексте, анализировать и оценивать информацию

  • умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения

  • умение взаимодействовать со сверстниками, сравнивать разные точки зрения

Предметные:

  • новые знания о причинах возникновения цивилизации Древнего Египта, письменности египтян, способность оценивать древних египтян в мировой культуре

  • усвоение понятийного аппарата: пороги, папирус, оазис, Мемфис, дельта, красная земля, черная земля, Синайский полуостров, дамбы, рельеф, фараон, иероглифы.


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок- путешествие с элементами театрального представления.

Ресурсы урока: Учебник Михайловский Ф.А.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс, учебная карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», современная политическая карта мира, атлас по истории Древнего мира, доска мел; Немировский А.В. Мифы и легенды Древнего Востока, презентация «Египет-дар Нила»,ПК, проектор, экран.

Ход урока:

Этапы урока, их цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, кон. карт, тетрадей. План изучения нового материала:

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.


Формируются знания морально -этических норм.(Л)

Умение концентрировать внимание (Р)

II.Проверка домашнего задания. (5-7 мин).

Цель:

Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания

-Какие затруднения возникли в процессе подготовки домашнего задания?

- Предлагаю одному из вас выйти к доске и ответить на вопросы домашнего задания, а остальные внимательно следят и справляют, если есть ошибки.

-Обратимся к Ленте времени, которую мы составляли на прошлом уроке и отметить на ней 3000г.

- Вспомните понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Обучающиеся открывают свои тетради и сравнивают свои ответы с ответами отвечающего у доски, исправляют его, если он допустил ошибки.

Выполняют работу на ленте времени, тем самым закрепляют навыки счета.

Называют понятия: наша эра, до нашей эры, цивилизация, государство и др.

Строят высказывания;

формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения(К, Л).

Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.(П)

Формируется умение работать у доски и взаимодействовать с учителем и всем классом.

(К)

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

-На предыдущих уроках мы изучали понятия цивилизация и государство, сегодня мы рассмотрим эти понятия на конкретном примере, совершив заочное путешествие.

- Как вы думаете, где могла возникнуть первая цивилизация?

-Почему именно здесь?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Называют части света и показывают их на физической карте.

Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов(карт)(П).

Установление целевых приоритетов (Р).

Владение устной речью (К).

IV.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

План изучения новой темы:

1.Природа Египта.

2.Возникновение неравенства между людьми.

3.Объединение Египта.

4.Письменность египтян.

-Давайте познакомимся с мифом о Боге Хапи и гимном в честь него.

-Откройте с. 48 и прочтите миф и гимн.

-О чем говорится в тексте мифа и в гимне?

-Найдите описание природы в мифе.

-Почему Египет называют «Даром Нила»?






- Самостоятельная работа обучающихся с первым пунктом § 7. Природа Древнего Египта. При чтении обратите внимание на новые термины, которые вам встретятся и выпишите их в тетрадь.

Работа с картой

-Где находится Египет?

Найдите в атласе и покажите его на настенной карте

«Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

- Чем защищен Египет с запада? (работа с картой)

-чем защищена восточная часть страны?(работа с картой)

Каким морем омывается северная часть страны?

-Где берет начало Нил?

- Куда впадает Нил? работа с картой

-Что такое дельта реки?

-Какие новые понятия вы встретили и выписали в тетради?

- Вспомните, что такое неравенство? Как оно возникло?

Дополняя ответы обучающихся предлагает рассмотреть как оно появилось в Египте.

2.- Сегодня к нам на урок попросились необычные гости, они хотят поведать нам свою историю( заранее дается задание 2 обучающимся подготовить рассказ сценку)

- о чем вы узнали из рассказа гостей?

-Как вы думаете, откуда мы узнали о событиях, которые вам изобразили ребята?

Предлагают обучающимся прочитать слова написанные на доске необычными буквами, в виде рисунков.

-Какое слово написано?

- Что это за знаки?

-Как они называются?

-Подумайте легко ли было научиться читать и писать в Древнем Египте?



Обучающиеся читают текст мифа и гимна

-О боге Хапи и природе

Обучающиеся находят описание в мифе.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения, почему Египет называют «Даром Нила», а затем сравнивают свою точку зрения с текстом параграфа

Обучающиеся работают с текстом параграфа и выписывают понятия в словари





-В северо- восточной части Африки

-Ливийской пустыней

-Рекой и пустыней болотистыми местами, или «безднами»

- Средиземным морем

Обучающиеся читают записи из словарей

Обучающиеся читают с. 44-45.


В класс входят 2 ученика одетых наподобие фараонов в красной и белой короне и рассказывают о том , что произошло в итоге, а затем записывается в тетради дату объединения Египта.

- Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, среди которых будет письменность

-Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с документами, картами, текстом учебника, понятиями; (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

Учет разных мнений (К)

Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему(Л)


















V.Первичное применение новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление нового знания

Рассмотрите иллюстрации на с. 43- 47, какие из истории моменты Египта на них отражены.

-Какие понятия мы используем при их характеристике.

-Обучающиеся рассматривают иллюстрации при работе с ними применяют новые понятия

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, как составление целого из частей;

Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их обоснование(П)

VI.Первичное

закрепление .

Цель:выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

Организует обучающихся на работу с вопросами после каждого пункта §.

На контурной карте нужно отметить: Территорию Египта, пороги Нила, Ливийскую пустыню, города

Фивы и Мемфис.

Обучающиеся кратко отвечают на вопросы и выполняют работу с контурной картой.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и

аргументация своего мнения(К)

Оценивание изучаемого содержания(Л)

VII. Подведение итогов урока

Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

-С какими понятиями познакомились, изучая новую тему?

-Могут ли они нам пригодиться на последующих уроках и вашей повседневной жизни?

-Как вы оцениваете свое понимание изученной темы?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы


Анализируют деятельность свою и всего класса

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка результатов деятельности(П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К)

VIII.Инструктаж домашнего задания

Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

Дает дифференцированные и индивидуальные задания к §7.Предлагает составить кроссворд из новых понятий.

Обращает внимание на вопрос 2 к §7 на с.48 -заполнение таблицы, разъясняя какие заполнить.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование и координация деятельности учеников (Р)





© 2010-2022