- Преподавателю
- История
- Рабочая программа дистанционного курса внеурочной деятельности Наш край родной
Рабочая программа дистанционного курса внеурочной деятельности Наш край родной
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Г.Н. |
Дата | 03.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Верхнемазинская средняя школа им.Д,В.Давыдова»
Радищевского района
Ульяновской области
Методический проект
Рабочая программа
Наименование курса: внеурочная деятельность «Наш край родной»
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Волкова Галина Николаевна
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 час в неделю (дистанционно)
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класс «Наш край родной» (реализуется в условиях применения дистанционного оборудования)
Автор:
Волкова Галина Николаевна,учитель истории и обществознания МОУ «Верхнемазинская СШ имени Д.В.Давыдова» Радищевского района Ульяновской области
Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образовательных организаций Ульяновской области.
Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит формировать региональную идентичность школьников среднего возраста Ульяновской области на основе изучения историко-культурных, природных, национальных особенностей населенных пунктов Радищевского района и Ульяновской области , проведенной проектной и исследовательской деятельности.
Программа внеурочной деятельности предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу, учителей основной школы, педагогов дополнительного образования детей, педагогов-исследователей, студентов.
Программа реализуется в условиях организации дистанционного образования, что позволяет широкой консолидации педагогов и учащихся в изучении истории и культуры родного края, а так же расширяет возможности школьников и педагогов в этом направлении.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
-
Закон Российской Федерации «Об образовании».
-
Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
-
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
-
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Историко-культурный стандарт. минобрнауки.рф .
-
Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации
-
Учебный план образовательной организации
-
Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
-
Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения. Особенностью программы является ее реализация в форме виртуального путешествия по Радищевскому району и Ульяновской области, организация встреч с интересными и известными людьми нашего края ( поэты, писатели, художники и краеведы) в дистанционном режиме (используя оборудование для дистанционного образования). Так же возможна организация экскурсий в каникулярное время в ранее изученные населенный пункты, заповедники и заказники, закрепление краеведческих знаний в условиях реального путешествия.
Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год - 34 часа.
Рабочая программа
Вводное занятие
1час
Путешествие по населенным пунктам Радищевского района
( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина)
10 часов
Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области
14 часов
Я-исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение
4 часа
Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания
5 часов
Итого
34 часа
Таким образом, рабочая программа рассчитана на один год обучения 1 час в неделю, за год 34 часа.
Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей 10-11 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориенти-рованная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции. Так же программа позволяет формировать устойчивые патриотические чувства в условиях использования потенциала регионального краеведения.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы - в подборе тем, отражающих историю, культуру, традиции, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью поселка Радищево и близлежащих сел и поселков, а также достопримечательных мест Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра-путешествие, викторина, наблюдение, встречи с интересными и известными людьми, мастер-классы в дистанционном режиме и так далее.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
-
Программа помогает закрепить основы краеведения, усовершенствовать навыки по исследованию родного края, полученные на ступени начального общего образования.
-
Благодаря реализации программы у обучающихся 5 класса формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
-
Программа учит быть не просто пассивными слушателем, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать открытия, делать находки, делиться своими знаниями с окружающими.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
репродуктивный;
-
частично-поисковый;
-
проектный;
-
исследовательский.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Наш край родной»: игра-путешествие по родному краю в дистанционном режиме, сопровождающая встречами с творческими и известными людьми (местными поэтами, писателями, художниками, краеведами), показом мастер-классов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности школьника среднего возраста на основе краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
1. Образовательные
- расширение и углубление знания учащихся об истории, культуре, природе родного края;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно - исторических источников, применять их в новой ситуации;
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, любви к истории и природе родного края;
- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за судьбу малой родины;
- воспитание инициативы, ответственности;
- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
3.Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше об истории, культуре и природе родного края, повышение интереса к краеведению;
- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения;
-
развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
-
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Структура программы обучения
Программа включает Вводное занятие и 4 раздела:
-
Путешествие по населенным пунктам Радищевского района ( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина, Дмитриевка)
-
Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области
-
Я- исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение
-
Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания
.
Результаты изучения программы
«Наш край родной»
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание программы
-
Вводное занятие
Цель: Знакомство с целями и задачами курса, формами и методами работы. Карта Ульяновской области как ориентир предполагаемого путешествия по родному краю.(проводится по усмотрению учителя очно)
2. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района
Цель: познакомить с историей, культурой, природой ,традициями известными людьми Радищевского края. Познакомить школьников с достопримечательностями малой родины.
2.1. Тема: Верхняя Маза -жемчужина культурно-исторического наследия России.
Теория: История и легенды о возникновении села. Жизнь и творчество героя Отечественной войны 1812 года, поэта Д.В.Давыдова. Виртуальная экскурсия в музей Дениса Давыдова в Верхней Мазе.
Практика: Знакомство с произведениями Д.В.Давыдова. Конкурс чтецов стихов о родине. Знакомство с творческой интеллигенцией населенного пункта( В.Инчин - поэт , композитор).
Методы и формы: Рассказ, виртуальное путешествие, фрагменты интерактивного музейного часа, творческая встреча в дистанционном режиме.
2.2.-2.3. Тема: Радищево - прошлое и настоящее
Теория: История возникновения посёлка. Известные люди поселка. Достопримечательности поселка.
Практика: Ролевая игра «Я-туроператор», разработка туристического маршрута для гостей родного поселка (творческий проект)
2.4. Тема: Поселок Октябрьский - имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой
Теория: Поселок Октябрьский, его прошлое и настоящее. Бывшее имение правнучки Д.Давыдова - С.Н.Буторовой.
Практика: виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей поселка Октябрьский. Творческая встреча и мастер -класс от местного художника А.Е.Андреева.
2.5. Тема: Село Софьино - творческий исток Радищевского края
Теория: Знакомство с историей возникновения села, его названия. Софьино -родина талантов ( жизнь и творчество поэта Панова).
Практика: творческая встреча и мастер- класс от Ермаковой Н.А.
2.6. Тема:Село Дмитриевка -родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.
Теория: село Дмитриевка -родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.
История подвига Лёвина Д.П.
Практика: Мини-сочинение на тему « Что такое подвиг?», «Каждый ли может совершить подвиг?», «Кто такой герой?»
2.7. Тема: Село Ореховка - героические истоки мужества и героизма наших современников.
Теория: История села. Воин-интернационалист Анатолий Карпухин -истоки героизма современника.
Практика: виртуальная экскурсий в школьный музей
2.8. Тема:Село Вязовка - родина поэта А.М.Никифорова
Теория: Возникновение села как форпоста для защиты Русского государства от набегов кочевников. Храмы в Вязовке. Жизнь и творчество поэта А.М.Никифорова.
Практика:Чтение и обсуждение произведений А.М. Никифорова.
2.9. Тема:село Адоевщина -самый древний населенный пункт на территории Радищевского района
Теория:Князь Одоевкий -основатель Адоевщины. Закревские.
Практика:Мастер -класс от краеведа Качалиной М.А.
2.10. Тема:Мои путевые заметки.
Практическое занятие: обработка материалов путевых заметок, которые вели школьники. Составление рекламных буклетов для туристов, желающих приехать в Радищевский район и познакомиться с его историей, культурой и природой.
3.Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области
Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями, природным богатством Ульяновска и Ульяновской области.Организация виртуальных путешествий по Ульяновской области.
3.1. Тема: Никольская гора.
Теория: Белая гора - возвышенность Сурского района.
Практика: видео-пушествие на Никольскую гору, осуждение увиденного.
Работа по путевым заметкам.
3.2. Тема: Языково.
Теория: родовое имение дворян Языковых.
Практика:видео-пушествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений Н.М.Языкова,его жизнь и творчество.
3.3. Тема: Ундоровский источник.
Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи об Ундорах. Дегустация минеральной воды..
3.4.Тема: Останец «Гранное Ухо» Сенгилеевский район
Теория: Сведения о месте: Гранное ухо.Описание его уникальности. Работа с понятиями «Останец», «Памятник природы», «Диатомит».
Практика: фототур по Грангому уху. Составление путевых заметок.
3.5. Тема: Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района
Теория: 300-летняя история обители.
Практика: Виртуальное путешествие по монастырю. Знакомство с памяткой поломника.
3.6. Тема:Прислониха - родина замечательного художника Аркадия Пластова
Теория: живописец, график.
Практика: знакомство с творчеством А. Пластова.Виртуальное пушествие в музей им.Пластова.
3.7. Тема: Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.
Теория: Знакомство с жизнью и деятельностью В.Н.Поливанова.Работа с понятиями «Дендропарк». История создания Акшуатского дендропарка.
Практика:виртуальная экскурсия в Акшуатский дендропарк. Мастер-класс от биолога, краеведа Шибилист Л.М.
3.8. Тема :Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.
Практика: Теория: История и природа Белого озера. Работа с понятиями «Флора», «Фауна», «Экология», «Лимбай».
Практика: Путевые заметки путешественника.
3.9.Тема: Достопримечательности города Ульяновска.
Теория:10 достопримечательностей г.Ульяновска( памятник букве «Ё», памятник Богдану Хитрово,памятник Н.М.Карамзину,памятнику И.А.Гончарову, памятник Дмитрию Разумовскому, Спасо-Вознесенский кафедральный собор , музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» и др
Практика: Работа по карте г.Ульяновска. Виртуальное путешествие.
3.10. Тема: Известные люди города Ульяновска(групповая работа)
Теория:
1) Андрей Блаженный- юродивый, канонизация, святой. (Знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного).
2) Ленин (Ульянов) Владимир Ильич -политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.
3) Матросов Александр Матвеевич - герой Советского Союза, трудовая колония.
4) Разумовский Дмитрий Александрович- герой России, наш современник.
(террорист, героизм).
Практика: Творческие проекты учащихся «Из жизни известных людей Ульяновской области».
3.11.Тема:Промышленные и культурные объекты Ульяновска
Теория:
1)Авиастар -крупнейший производитель авиационной техники.
2)Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.
3)Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.
Практика: Путевые заметки
3.12.Красная Книга Ульяновской области
Теория: что такое Красная книга, история её возникновения. Виртуальная Красная книга Ульяновской области
Практика: Работа по Красной книге Ульяновской области.
3.13. Тема: Храмы Ульяновска
Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.
Практика: экскурсии по православному Симбирску- Ульяновску.
3.14.Тема : Река Волга - главная водная артерия России.
Теория: Теория: Волжское водохранилище, Президентский и Императорский мосты через Волгу..
Практика: Просмотр видеофильма о строительстве Президентского моста, обсуждение.
4.Я-исследователь. Исторические источники.Методики историко-культурных исследований и их применение
Теория: Разновидности исторических источников. Краеведческое и историко-культорологическое исследование учщегося. Методические рекомендации.
Практика: Разработка памятки Юного исследователя.
5.Подведем итоги.
Практические итоговые занятия в форме Краеведческой игры «Путешествие по родному краю», краеведческой викторины, демонстрацией собственного творчества( мини-сочинения, стихи, художественное творчество, презентации, проекты и др.)
Тематическое планирование:
тема
Фома организации
Вид деятельности
Количество часов
Дата по плану
Дата фактическая
1.
Вводное занятие. Наш край родной.
Теоретическое занятие
Виртуальное путешествие
1
06.09
2.
Путешествие по населенным пунктам Радищевского района
10
2.1.
Верхняя Маза -жемчужина культурно-исторического наследия России.
Теоретическое и практическое занятие
Рассказ, виртуальное путешествие, фрагменты интерактивного музейного часа, творческая встреча в дистанционном режиме
1
2.2.
Радищево - прошлое и настоящее
Теоретическое и практическое занятие
Ролевая игра «Я-туроператор»
1
2.3.
Радищево - прошлое и настоящее
Теоретическое и практическое занятие
творческое пректирование
1
2.4.
Поселок Октябрьский - имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой
Теоретическое и практическое занятие
виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей поселка Октябрьский. Творческая встреча и мастер -класс от местного художника А.Е.Андреева
1
2.5.
Село Софьино - творческий исток Радищевского края
Теоретическое и практическое занятие
Презентационный проект,творческая встреча и мастер- класс от Ермаковой Н.А.
1
2.6.
Село Дмитриевка -родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.
Теоретическое и практическое занятие
Виртуальное путешествие, Мини-сочинение на тему « Что такое подвиг?», «Каждый ли может совершить подвиг?», «Кто такой герой?»
1
2.7.
Село Ореховка - героические истоки мужества и героизма наших современников.
Теоретическое и практическое занятие
виртуальная экскурсий в школьный музей
1
2.8.
Село Вязовка - родина поэта А.М.Никифорова
Теоретическое и практическое занятие
Виртуальная экскурсия .
Чтение и обсуждение произведений А.М. Никифорова
1
2.9.
село Адоевщина -самый древний населенный пункт на территории Радищевского района
Теоретическое и практическое занятие
Мастер -класс от краеведа Качалиной М.А.
1
2.10
Мои путевые заметки.
практическое занятие
обработка материалов путевых заметок, которые вели школьники. Составление рекламных буклетов для туристов, желающих приехать в Радищевский район и познакомиться с его историей, культурой и природой.
1
3
Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области
14
3.1
Никольская гора.
Теоретическое и практическое занятие
видео-пушествие на Никольскую гору, осуждение увиденного.
Работа по путевым заметкам.
1
3.2
Языково.
Теоретическое и практическое занятие
видео-пушествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений Н.М.Языкова,его жизнь и творчество.
1
3.3.
Ундоровский источник.
Теоретическое и практическое занятие
работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи об Ундорах. Дегустация минеральной воды..
1
3.4.
Останец «Гранное Ухо» Сенгилеевский район
Теоретическое и практическое занятие
фототур по Грангому уху. Составление путевых заметок.
1
3.5.
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района
Теоретическое и практическое занятие
Виртуальное путешествие по монастырю. Знакомство с памяткой поломника.
1
3.6.
Прислониха - родина замечательного художника Аркадия Пластова
Теоретическое и практическое занятие
знакомство с творчеством А. Пластова.Виртуальное пушествие в музей им.Пластова.
1
3.7.
Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.
Теоретическое и практическое занятие
Виртуальное путешествие, Путевые заметки путешественника.
1
3.8.
Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.
Теоретическое и практическое занятие
Знакомство с жизнью и деятельностью В.Н.Поливанова.Работа с понятиями «Дендропарк». Мастер-класс от биолога, краеведа Шибилист Л.М.
1
3.9.
Достопримечательности города Ульяновска.
Теоретическое и практическое занятие
Работа по карте г.Ульяновска. Виртуальное путешествие.
1
3.10.
Известные люди города Ульяновска
Теоретическое и практическое занятие
Творческие проекты учащихся «Из жизни известных людей Ульяновской области».
1
3.11.
Промышленные и культурные объекты Ульяновска
Теоретическое и практическое занятие
Виртуальное путешествие.
Путевые заметки
1
3.12.
Красная Книга Ульяновской области
Теоретическое и практическое занятие
Работа по Красной книге Ульяновской области.
1
3.13.
Храмы Ульяновска
Теоретическое и практическое занятие
экскурсии по православному Симбирску- Ульяновску.
1
3.14.
Река Волга - главная водная артерия России.
Теоретическое и практическое занятие
Теоретические сведения из прошлого и настоящего Волги.
Просмотр видеофильма о строительстве Президентского моста, обсуждение.
1
.4.
Я-исследователь. Исторические источники. Методики историко-культурных исследований и их применение
4
4.1.
Исторические источники-свидетели прошлых цивилизаций
Теоретическое и практическое занятие
Комбинорованное занятие
1
4.2.
Историко-культурные исследования
Теоретическое и практическое занятие
Комбинорованное занятие
1
4.3.
Памятка юного исследователя
Теоретическое и практическое занятие
Комбинорованное занятие
1
4.4.
Я-исследователь
практическое занятие
Представление творческих проектов
1
5.
Подведем итоги.
5
5.1.
Краеведческая игра « Путешествие по родному краю»
Теоретическое и практическое занятие
Игра-путешествие
1
5.2.
Краеведческая викторина «Ульяновская область - моя малая родина»
Теоретическое и практическое занятие
Урок-викторина
1
5.3.
Мое творчество в честь родного края
Теоретическое и практическое занятие
Творческие проекты
1
5.4.
«Венок родному краю» - творческий групповой проект
Теоретическое и практическое занятие
Творческие проекты
1
5.5.
Итоговое тестирование. Летние задания.
Теоретическое и практическое занятие
Тестирование и мониторинг
1
Итого
34
Список литературы для педагога
1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: - Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. - 80 с.
2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. - Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. - 48 с.
4. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. - 256 с.
5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. - Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. - 224 с.
6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УлГУ, 2008.
8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
9.Историческое краеведение, учебное пособие для 7 - 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.
10.«Симбирский - Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».
11.Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей….» Издю 2 - е Ульяновск: 1997г.
Список литературы для учащихся
-
Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. - М.: «Планета», 2013. - 128с.
-
Красная Книга Ульяновской области.
-
Ульяновск - Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 -х томах.
-
Ульяновск - Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 -х томах.
-
Энциклопедия Радищевского района.
Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова uobdu-aksakov.org/
3. Ульяновский туристический информационный центр simturinfo.ru/obinfo.htm
4. Виртуальное путешествие по симбирской-ульяновской энциклопедии : ul-sim-encyclopedia.zsuo.ru/