Рабочая программа дистанционного курса внеурочной деятельности Наш край родной

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Верхнемазинская средняя школа им.Д,В.Давыдова»

Радищевского района

Ульяновской области



Методический проект

Рабочая программа

Наименование курса: внеурочная деятельность «Наш край родной»

Класс: 5

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Волкова Галина Николаевна

Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, 1 час в неделю (дистанционно)



















Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класс «Наш край родной» (реализуется в условиях применения дистанционного оборудования)

Автор:

Волкова Галина Николаевна,учитель истории и обществознания МОУ «Верхнемазинская СШ имени Д.В.Давыдова» Радищевского района Ульяновской области

Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образовательных организаций Ульяновской области.

Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит формировать региональную идентичность школьников среднего возраста Ульяновской области на основе изучения историко-культурных, природных, национальных особенностей населенных пунктов Радищевского района и Ульяновской области , проведенной проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу, учителей основной школы, педагогов дополнительного образования детей, педагогов-исследователей, студентов.

Программа реализуется в условиях организации дистанционного образования, что позволяет широкой консолидации педагогов и учащихся в изучении истории и культуры родного края, а так же расширяет возможности школьников и педагогов в этом направлении.

Пояснительная записка


Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Историко-культурный стандарт. минобрнауки.рф .

  • Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации

  • Учебный план образовательной организации

  • Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.

  • Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения. Особенностью программы является ее реализация в форме виртуального путешествия по Радищевскому району и Ульяновской области, организация встреч с интересными и известными людьми нашего края ( поэты, писатели, художники и краеведы) в дистанционном режиме (используя оборудование для дистанционного образования). Так же возможна организация экскурсий в каникулярное время в ранее изученные населенный пункты, заповедники и заказники, закрепление краеведческих знаний в условиях реального путешествия.

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год - 34 часа.


Разделы программы

Рабочая программа

Вводное занятие

1час

Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина)

10 часов

Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

14 часов

Я-исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение

4 часа

Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания

5 часов

Итого

34 часа

Таким образом, рабочая программа рассчитана на один год обучения 1 час в неделю, за год 34 часа.

Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей 10-11 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориенти-рованная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции. Так же программа позволяет формировать устойчивые патриотические чувства в условиях использования потенциала регионального краеведения.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Новизна программы - в подборе тем, отражающих историю, культуру, традиции, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью поселка Радищево и близлежащих сел и поселков, а также достопримечательных мест Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра-путешествие, викторина, наблюдение, встречи с интересными и известными людьми, мастер-классы в дистанционном режиме и так далее.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает закрепить основы краеведения, усовершенствовать навыки по исследованию родного края, полученные на ступени начального общего образования.

  2. Благодаря реализации программы у обучающихся 5 класса формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

  3. Программа учит быть не просто пассивными слушателем, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать открытия, делать находки, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • проектный;

  • исследовательский.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Наш край родной»: игра-путешествие по родному краю в дистанционном режиме, сопровождающая встречами с творческими и известными людьми (местными поэтами, писателями, художниками, краеведами), показом мастер-классов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности школьника среднего возраста на основе краеведческой деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. Образовательные

- расширение и углубление знания учащихся об истории, культуре, природе родного края;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно - исторических источников, применять их в новой ситуации;

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, любви к истории и природе родного края;

- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за судьбу малой родины;

- воспитание инициативы, ответственности;

- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

3.Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления учащихся знать как можно больше об истории, культуре и природе родного края, повышение интереса к краеведению;

- формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения;

  • развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Структура программы обучения


Программа включает Вводное занятие и 4 раздела:

  1. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района ( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина, Дмитриевка)

  2. Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

  3. Я- исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение

  4. Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания

.


Результаты изучения программы

«Наш край родной»

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Содержание программы

  1. Вводное занятие

Цель: Знакомство с целями и задачами курса, формами и методами работы. Карта Ульяновской области как ориентир предполагаемого путешествия по родному краю.(проводится по усмотрению учителя очно)

2. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

Цель: познакомить с историей, культурой, природой ,традициями известными людьми Радищевского края. Познакомить школьников с достопримечательностями малой родины.

2.1. Тема: Верхняя Маза -жемчужина культурно-исторического наследия России.

Теория: История и легенды о возникновении села. Жизнь и творчество героя Отечественной войны 1812 года, поэта Д.В.Давыдова. Виртуальная экскурсия в музей Дениса Давыдова в Верхней Мазе.

Практика: Знакомство с произведениями Д.В.Давыдова. Конкурс чтецов стихов о родине. Знакомство с творческой интеллигенцией населенного пункта( В.Инчин - поэт , композитор).

Методы и формы: Рассказ, виртуальное путешествие, фрагменты интерактивного музейного часа, творческая встреча в дистанционном режиме.

2.2.-2.3. Тема: Радищево - прошлое и настоящее

Теория: История возникновения посёлка. Известные люди поселка. Достопримечательности поселка.

Практика: Ролевая игра «Я-туроператор», разработка туристического маршрута для гостей родного поселка (творческий проект)

2.4. Тема: Поселок Октябрьский - имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой

Теория: Поселок Октябрьский, его прошлое и настоящее. Бывшее имение правнучки Д.Давыдова - С.Н.Буторовой.

Практика: виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей поселка Октябрьский. Творческая встреча и мастер -класс от местного художника А.Е.Андреева.

2.5. Тема: Село Софьино - творческий исток Радищевского края

Теория: Знакомство с историей возникновения села, его названия. Софьино -родина талантов ( жизнь и творчество поэта Панова).

Практика: творческая встреча и мастер- класс от Ермаковой Н.А.

2.6. Тема:Село Дмитриевка -родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

Теория: село Дмитриевка -родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

История подвига Лёвина Д.П.

Практика: Мини-сочинение на тему « Что такое подвиг?», «Каждый ли может совершить подвиг?», «Кто такой герой?»

2.7. Тема: Село Ореховка - героические истоки мужества и героизма наших современников.

Теория: История села. Воин-интернационалист Анатолий Карпухин -истоки героизма современника.

Практика: виртуальная экскурсий в школьный музей

2.8. Тема:Село Вязовка - родина поэта А.М.Никифорова

Теория: Возникновение села как форпоста для защиты Русского государства от набегов кочевников. Храмы в Вязовке. Жизнь и творчество поэта А.М.Никифорова.

Практика:Чтение и обсуждение произведений А.М. Никифорова.

2.9. Тема:село Адоевщина -самый древний населенный пункт на территории Радищевского района

Теория:Князь Одоевкий -основатель Адоевщины. Закревские.

Практика:Мастер -класс от краеведа Качалиной М.А.

2.10. Тема:Мои путевые заметки.

Практическое занятие: обработка материалов путевых заметок, которые вели школьники. Составление рекламных буклетов для туристов, желающих приехать в Радищевский район и познакомиться с его историей, культурой и природой.

3.Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями, природным богатством Ульяновска и Ульяновской области.Организация виртуальных путешествий по Ульяновской области.

3.1. Тема: Никольская гора.

Теория: Белая гора - возвышенность Сурского района.

Практика: видео-пушествие на Никольскую гору, осуждение увиденного.

Работа по путевым заметкам.

3.2. Тема: Языково.

Теория: родовое имение дворян Языковых.

Практика:видео-пушествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений Н.М.Языкова,его жизнь и творчество.

3.3. Тема: Ундоровский источник.

Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи об Ундорах. Дегустация минеральной воды..

3.4.Тема: Останец «Гранное Ухо» Сенгилеевский район

Теория: Сведения о месте: Гранное ухо.Описание его уникальности. Работа с понятиями «Останец», «Памятник природы», «Диатомит».

Практика: фототур по Грангому уху. Составление путевых заметок.

3.5. Тема: Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района

Теория: 300-летняя история обители.

Практика: Виртуальное путешествие по монастырю. Знакомство с памяткой поломника.

3.6. Тема:Прислониха - родина замечательного художника Аркадия Пластова

Теория: живописец, график.

Практика: знакомство с творчеством А. Пластова.Виртуальное пушествие в музей им.Пластова.

3.7. Тема: Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.

Теория: Знакомство с жизнью и деятельностью В.Н.Поливанова.Работа с понятиями «Дендропарк». История создания Акшуатского дендропарка.

Практика:виртуальная экскурсия в Акшуатский дендропарк. Мастер-класс от биолога, краеведа Шибилист Л.М.

3.8. Тема :Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.

Практика: Теория: История и природа Белого озера. Работа с понятиями «Флора», «Фауна», «Экология», «Лимбай».

Практика: Путевые заметки путешественника.

3.9.Тема: Достопримечательности города Ульяновска.

Теория:10 достопримечательностей г.Ульяновска( памятник букве «Ё», памятник Богдану Хитрово,памятник Н.М.Карамзину,памятнику И.А.Гончарову, памятник Дмитрию Разумовскому, Спасо-Вознесенский кафедральный собор , музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» и др

Практика: Работа по карте г.Ульяновска. Виртуальное путешествие.

3.10. Тема: Известные люди города Ульяновска(групповая работа)

Теория:

1) Андрей Блаженный- юродивый, канонизация, святой. (Знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного).

2) Ленин (Ульянов) Владимир Ильич -политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.

3) Матросов Александр Матвеевич - герой Советского Союза, трудовая колония.

4) Разумовский Дмитрий Александрович- герой России, наш современник.

(террорист, героизм).

Практика: Творческие проекты учащихся «Из жизни известных людей Ульяновской области».

3.11.Тема:Промышленные и культурные объекты Ульяновска

Теория:

1)Авиастар -крупнейший производитель авиационной техники.

2)Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.

3)Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.

Практика: Путевые заметки

3.12.Красная Книга Ульяновской области

Теория: что такое Красная книга, история её возникновения. Виртуальная Красная книга Ульяновской области

Практика: Работа по Красной книге Ульяновской области.

3.13. Тема: Храмы Ульяновска

Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.

Практика: экскурсии по православному Симбирску- Ульяновску.

3.14.Тема : Река Волга - главная водная артерия России.

Теория: Теория: Волжское водохранилище, Президентский и Императорский мосты через Волгу..

Практика: Просмотр видеофильма о строительстве Президентского моста, обсуждение.

4.Я-исследователь. Исторические источники.Методики историко-культурных исследований и их применение

Теория: Разновидности исторических источников. Краеведческое и историко-культорологическое исследование учщегося. Методические рекомендации.

Практика: Разработка памятки Юного исследователя.

5.Подведем итоги.

Практические итоговые занятия в форме Краеведческой игры «Путешествие по родному краю», краеведческой викторины, демонстрацией собственного творчества( мини-сочинения, стихи, художественное творчество, презентации, проекты и др.)

Тематическое планирование:


тема

Фома организации

Вид деятельности

Количество часов

Дата по плану

Дата фактическая

1.

Вводное занятие. Наш край родной.

Теоретическое занятие

Виртуальное путешествие

1

06.09

2.

Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

10

2.1.

Верхняя Маза -жемчужина культурно-исторического наследия России.

Теоретическое и практическое занятие

Рассказ, виртуальное путешествие, фрагменты интерактивного музейного часа, творческая встреча в дистанционном режиме

1

2.2.

Радищево - прошлое и настоящее

Теоретическое и практическое занятие

Ролевая игра «Я-туроператор»

1

2.3.

Радищево - прошлое и настоящее

Теоретическое и практическое занятие

творческое пректирование

1

2.4.

Поселок Октябрьский - имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой

Теоретическое и практическое занятие

виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей поселка Октябрьский. Творческая встреча и мастер -класс от местного художника А.Е.Андреева

1

2.5.

Село Софьино - творческий исток Радищевского края

Теоретическое и практическое занятие

Презентационный проект,творческая встреча и мастер- класс от Ермаковой Н.А.

1

2.6.

Село Дмитриевка -родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

Теоретическое и практическое занятие

Виртуальное путешествие, Мини-сочинение на тему « Что такое подвиг?», «Каждый ли может совершить подвиг?», «Кто такой герой?»

1

2.7.

Село Ореховка - героические истоки мужества и героизма наших современников.

Теоретическое и практическое занятие

виртуальная экскурсий в школьный музей

1

2.8.

Село Вязовка - родина поэта А.М.Никифорова

Теоретическое и практическое занятие

Виртуальная экскурсия .

Чтение и обсуждение произведений А.М. Никифорова

1

2.9.

село Адоевщина -самый древний населенный пункт на территории Радищевского района

Теоретическое и практическое занятие

Мастер -класс от краеведа Качалиной М.А.

1

2.10

Мои путевые заметки.

практическое занятие

обработка материалов путевых заметок, которые вели школьники. Составление рекламных буклетов для туристов, желающих приехать в Радищевский район и познакомиться с его историей, культурой и природой.

1

3

Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

14

3.1

Никольская гора.

Теоретическое и практическое занятие

видео-пушествие на Никольскую гору, осуждение увиденного.

Работа по путевым заметкам.

1

3.2

Языково.

Теоретическое и практическое занятие

видео-пушествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений Н.М.Языкова,его жизнь и творчество.

1

3.3.

Ундоровский источник.

Теоретическое и практическое занятие

работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи об Ундорах. Дегустация минеральной воды..

1

3.4.

Останец «Гранное Ухо» Сенгилеевский район

Теоретическое и практическое занятие

фототур по Грангому уху. Составление путевых заметок.

1

3.5.

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района

Теоретическое и практическое занятие

Виртуальное путешествие по монастырю. Знакомство с памяткой поломника.

1

3.6.

Прислониха - родина замечательного художника Аркадия Пластова

Теоретическое и практическое занятие

знакомство с творчеством А. Пластова.Виртуальное пушествие в музей им.Пластова.

1

3.7.

Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.

Теоретическое и практическое занятие

Виртуальное путешествие, Путевые заметки путешественника.

1

3.8.

Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.

Теоретическое и практическое занятие

Знакомство с жизнью и деятельностью В.Н.Поливанова.Работа с понятиями «Дендропарк». Мастер-класс от биолога, краеведа Шибилист Л.М.

1

3.9.

Достопримечательности города Ульяновска.

Теоретическое и практическое занятие

Работа по карте г.Ульяновска. Виртуальное путешествие.

1

3.10.

Известные люди города Ульяновска

Теоретическое и практическое занятие

Творческие проекты учащихся «Из жизни известных людей Ульяновской области».

1

3.11.

Промышленные и культурные объекты Ульяновска

Теоретическое и практическое занятие

Виртуальное путешествие.

Путевые заметки

1

3.12.

Красная Книга Ульяновской области

Теоретическое и практическое занятие

Работа по Красной книге Ульяновской области.

1

3.13.

Храмы Ульяновска

Теоретическое и практическое занятие

экскурсии по православному Симбирску- Ульяновску.

1

3.14.

Река Волга - главная водная артерия России.

Теоретическое и практическое занятие

Теоретические сведения из прошлого и настоящего Волги.

Просмотр видеофильма о строительстве Президентского моста, обсуждение.

1

.4.

Я-исследователь. Исторические источники. Методики историко-культурных исследований и их применение

4

4.1.

Исторические источники-свидетели прошлых цивилизаций

Теоретическое и практическое занятие

Комбинорованное занятие

1

4.2.

Историко-культурные исследования

Теоретическое и практическое занятие

Комбинорованное занятие

1

4.3.

Памятка юного исследователя

Теоретическое и практическое занятие

Комбинорованное занятие

1

4.4.

Я-исследователь

практическое занятие

Представление творческих проектов

1

5.

Подведем итоги.

5

5.1.

Краеведческая игра « Путешествие по родному краю»

Теоретическое и практическое занятие

Игра-путешествие

1

5.2.

Краеведческая викторина «Ульяновская область - моя малая родина»

Теоретическое и практическое занятие

Урок-викторина

1

5.3.

Мое творчество в честь родного края

Теоретическое и практическое занятие

Творческие проекты

1

5.4.

«Венок родному краю» - творческий групповой проект

Теоретическое и практическое занятие

Творческие проекты

1

5.5.

Итоговое тестирование. Летние задания.

Теоретическое и практическое занятие

Тестирование и мониторинг

1

Итого

34


Список литературы для педагога

1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: - Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. - 80 с.

2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. - Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. - 48 с.

4. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. - 256 с.

5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. - Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. - 224 с.

6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск: УлГУ, 2008.

8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.

9.Историческое краеведение, учебное пособие для 7 - 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.

10.«Симбирский - Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».

11.Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей….» Издю 2 - е Ульяновск: 1997г.

Список литературы для учащихся


  1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. - М.: «Планета», 2013. - 128с.

  2. Красная Книга Ульяновской области.

  3. Ульяновск - Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 -х томах.

  4. Ульяновск - Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 -х томах.

  5. Энциклопедия Радищевского района.

Интернет-ресурсы


1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова uobdu-aksakov.org/

3. Ульяновский туристический информационный центр simturinfo.ru/obinfo.htm

4. Виртуальное путешествие по симбирской-ульяновской энциклопедии : ul-sim-encyclopedia.zsuo.ru/



© 2010-2022