Рабочая программа по истории для 6 класса

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДМИНИСТРАЦИЯ города Подольск КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»


«Согласовано»

на заседании ШМО

Протокол № 1

«____»____________ 2015 г.

«Согласовано»

зам. директора по УВР

________ А.А. Воронина

«____»___________ 2015 г.

Рабочая программа

Наименования учебного предмета _____________________история____________________________

Класс _________________________6А,6Б_____________________________

Уровень общего образования _______________________основное__________________________

Учитель ______________Цыплакова Галина Александровна_____________

Срок реализации программы, учебный год _________________2015 - 2016 учебный год__________________

Уровень программы _______________________базовый___________________________

Количество часов по учебному плану ______________2 часа в неделю, 68 часов в году________________

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ

«История средних веков 6 класс», Бойцов М.А., Петрова Н.Г.,

«История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов

(Сборник программ по истории. Составитель Н.И. Чеботарева М .Русское слово.2010.)

Учебники М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: М.: «Русское

слово», 2013 г., Е.В. Пчелов. История России с древнейших времен до конца 16 века. М..:

«Русское слово», 2013г.

Рабочую программу составила ___________________________________ Цыплакова Г.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на основе примерной программы основного общего образования и авторских программ «История средних веков 6 класс», Бойцов М.А., Петрова Н.Г. М., « Русское слово» 2011 г. и « История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов « Русское слово» 2006 год, Учебного плана МОУ «СОШ №33» г.Подольска на 2015-2016 учебный год,в соответствии в соответствии со статьей 9, п.6,7 Закона об образовании в Российской Федерации, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004г.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 68 часов отводится для изучения курса «История». Согласно региональному базисному плану в 2015 - 2016 учебном году программа рассчитана в 6-ых классах на 34 учебные недели. На изучение истории средних веков (до XV в. включительно) 28 часов. Курс Истории России разделен на 6 разделов, 33 темы, в общей сложности - 40 часов.Соответственно 68 учебных часов в год в 6 классе для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования из расчета двух учебных часов в неделю.

Данная программа была выбрана для работы на данной ступени обучения, так как её содержание максимально отвечает требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Контроль знаний учащихся: предусмотрены тематические тестовые работы, письменные работы с развернутым ответом, практические и лабораторные работы.

В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».В курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Характеристика предмета «История»

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

«История» в основной школе опирается на пропедевтическую иторическую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» Полнота и глубина раскрытия содержания курса по истории на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста.

Учебники написаны простым, доступным языком, содержат разнообразные примеры, ориентирующие школьников в их повседневной жизни, хорошо иллюстрированы.

Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 г. и Примерной программе основного общего образования.

Главная цель курса «Истории Средних веков»:

-сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.

Главная цель курса «История России с древнейших времён до XVI века состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

- умения работать с исторической картой;

- умения самостоятельно анализировать исторические источники;

- умения самостоятельно давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

-умения составлять различные таблицы (хронологические, синхронистические, генеалогические) и работать сними;

-умения работать со справочной литературой и дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, таблицами.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

-формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

-овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

-формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

-формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Всеобщая история.

История Средних веков (не менее 28 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (не менее 30 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Прославена. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.


Тематическое планирование 6 класс

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

История Средних веков

Введение

1

Раздел 1

Раннее Средневековье

9

Раздел II

Вершина Средневековья

12

Раздел III

Мир за пределами Европы

3

Раздел IV

Европа накануне Нового времени

1

Урок обобщающего контроля

1

Урок итогового контроля

1

Итого

28

История России

Введение

1

Раздел 1

Древние жители нашей Родины

4

Раздел 2

Древняя Русь в IX - XII века

8

Раздел 3

Русские земли в XII - начале XIII века

6

Раздел 4

Русь между Востоком и Западом

5

Раздел 5

Объединение русских земель вокруг Москвы

6

Раздел 6

Создание Московского царства

7

Повторение и проверка знаний

3

Итого

40 (68ч.)




Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Личностные результаты :· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).









Календарно- тематическое планирование учебного материала по истории средних веков для 6 класса

2015-2016 уч. год

п/п

Тема

урока

Кол - во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

образования

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Д/з

Дата

план факт

Примеча-

ние

Введение (1 ч.)

Раздел 1. Раннее средневековье (9 ч.)

1

Введение

1

Вводный урок.

Знакомство со структурой учебника

Хронологические рамки Средневековья. Понятие Средние века

Знать понятия: Средневековье, эпоха, варвар, Великое переселение народов, исторические источники.

Уметь:Определять взаимосвязь между периодами. Показывать преемственность между Античностью и Средневековьем.

Ответы на вопросы стр. 4

Введение

стр. 3-4

2

Византийская империя

1

Рассказ с элементами беседы. Анализ документов

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Положение христианской церкви.

Знать понятия: Ойкумена, сенат, форум, приход, епископ, паства, церковный собор, ромеи.Уметь:Объяснять причины сохранения империи и переноса столицы. Характеризовать роль императорской власти.

Анализ документов на стр. 14, вопросы 1,2 стр. 13.

§ 1

3

Византийская империя

1

Изложение материала с элементами самостоятель -

ной деятельности. Работа с картой, документами

Византийская культура. Византийская торговля. Города Византии. Взаимоотноше-

Ния Византии и Ирана.

Знать понятия: Кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь «из варяг в греки». Базилика, крестово-купольный храм, мозаика, фреска, иконопись, икона.Уметь:Называть причины расцвета империи. Уметь анализировать предметы искусства, выделять особенное. Оценивать роль Византии в мире.

Практические задания, работа с картой, иллюстрациями, понятиями, документами.

§ 2

4

Великое переселение народов

1

Рассказ с элементами беседы. Анализ документов

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни. Основные занятия.

Знать понятия: Великое переселение народов, варварские королевства.

Уметь:Анализировать документ, оперировать понятиями, уметь работать с картой, анализировать исторические источники

Письменный опрос

Анализ документа на стр. 37, 38

§ 3,§ 4 стр. 38-39

5

Мир ислама

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника

Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Причина образования арабского халифата.

Знать понятия: Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин. Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат.

Уметь:Определять предпосылки, сущность и последствия события( возникновение новой религии; умение сравнивать ислам с христианством и язычеством)

Вопросы на сравнение

1.Сравнить пять основных обязанностей мусульманина с обязанностями христианина, 2.Образ жизни христиан и мусульман.

§ 4, вопросы на стр. 44

6

Мир ислама

1

Практикум. Практические задания, анализ документов

Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культура мусульманского мира

Знать понятия; халиф, халифат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмир.

Уметь:работать с картой, выделять причины успешных завоеваний арабов и причины распада халифата.

Практические задания, анализ документов на стр. 53-54

§ 5, вопросы и задания к главе на стр. 54

7

Империя франков и её соседи

1

Лекция с элементами беседы.

Беседа по ключевым вопросам темы

Расселение франков, занятия, общественное устройство. Образование государств в Западной Европе.

Знать понятия: Салическая правда, майордом.

Уметь: анализировать исторический документ (Салическая правда)

Устный опрос.

Беседа по ключевым вопросам темы

§ 6, письменно ответить на вопросы 3, 5, 6 стр. 60

8

Империя франков и её соседи

1

Практикум.

Работа с текстом учебника

Составление таблицы

Создание и распад империи Карла Великого. Завоевательные походы франков. Управление империей.

Знать понятия: империя, усобица

Уметь:решать познавательные задачи (вопросы 2, 3 на стр. 71), работать с картой.

Составить таблицу «Военные походы Карла Великого». Анализ документа на стр. 70

§ 7, вопросы к главам 1, 2. Подготовка к устному опросу

9

Империя франков и её соседи

1

Беседа с элементами дискуссии

Норманнские завоевания. Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств. Поход Вильгельма Завоевателя в Англию.

Знать понятия: норманны, конунг, викинги, сага. Бритты, англы, саксы, эрл.

Уметь:Определять причины норманнских завоеваний; решать познавательные задачи (вопросы 2,3 на стр. 77); составить схему «Завоевания территории Англии в 5-11 веках»

Письменный опрос, составление развёрнутого плана параграфа, работа с картой.

§ 8,9;

Подгото-

виться к письмен-ному опросу

10

Раннее Средневековье

1

Повторительно -обобщающий урок

Устный и письменный опрос по теме «Начало Средневековья»

11

Средневековые сословия

1

Лекция с элементами беседы. Работа с текстом учебника

Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Земля церкви.

Знать понятия: феод, сеньор, вассал, феодальная лестница.Рыцарство, турнир, герб, замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность.

Уметь:Решать познавательные задачи (вопрос 3 на стр. 97); выделять основные черты феодального общества; самостоятельно анализировать источники: письменные, вещественные и т.д.

Фронтальный опрос.

Составить перечень основных признаков феодализма.

§ 10, 12 вопрос 1.

12

Средневековые сословия

1

Урок с элементами лабораторной работы. Составление сравнительной таблицы

Сословное общество в средневековой Европе. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянский Фольклор

Знать понятия: сословие, повинности, барщина, десятина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Уметь:Определять роль общины в жизни крестьян.

Ответ на вопрос:

«Сравнить положение средневекового крестьянина и античного раба»

§ 11

13

Власть духовная и светская. Крестовые походы.

1

Практикум.

Составление таблицы.

Политическая раздробленность. Франция в X-XI веке. Германия в X- XI веке. Римская церковь.

Знать понятия: королевский домен.

Уметь:Работать с картой, документами, сравнивать процессы истории и делать выводы (вопрос3, на стр. 126)

Составление таблицы «Королевские династии во Франкской империи и во Франции»

§ 13, анализ документов на стр. 127

14

Власть духовная и светская. Крестовые походы

1

Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и картой

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Мусульмане и христиане в эпоху крестовых походов.

Знать понятия: Крестовый поход, простолюдин, сарацины, духовно-рыцарские ордены, сельджуки, православие, католицизм.

Уметь:выявлять причины, последовательность и синхронность событий и явлений

Составление таблицы «Крестовые походы». Работа с картой.

§ 14, 15, составить развёрнутый план пункта «Итоги крестовых походов»

15

Средневековые города

1

Рассказ с элементами беседы.

Участие в беседе, выполнение практических заданий

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи. Городской фольклор. Борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ярмарки.

Знать понятия: коммуна, ремесленник, цех, ярмарка.

Уметь: использовать карту, документы, иллюстрации как источник знаний; уметь работать со статистическим материалом ( стр. 148); выделять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; характеризовать и оценивать роль цехов в средневековом обществе.

Письменный опрос.

Практические задания: работа с текстом учебника, анализ документов на стр. 158-159.

§ 16

16

Средневековые города

1

Изложение материала с элементами самостоятель-

ной деятельности. Составление сравнительной таблицы

Внешний вид средневекового города. Рынок. Ратуша. Собор. Управление городом. Роль городского патрициата.

Знать понятия: ратуша, привилегия, гильдия, патрициат. Уметь:

Определять основные черты средневекового города, сравнивать цех и гильдию.

Работа с текстом учебника. Сравнить цех и гильдию

§ 17стр. 160-162

17

Могущество римско-католической церкви

1

Проблемное изложение материала. Работа с текстом учебника

Христианская Церковь. Еретики и борьба с ними. Учреждение инквизиции. Основные монашеские ордены.

Знать понятия: ересь, еретик, монашеские ордены, паломники, чистилище.

Уметь:Устанавливать причинно-следственные связи. Определять роль и место Церкви в жизни с/в общества

Письменный опрос. Работа с текстом учебника.

§ 19, вопросы стр. 187

18

Европейские государства в XII - XIV веках

1

Практикум. Работа с текстом учебника.

Практические задания

Возникновение сословно-представитель-

ных монархий в Европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в 14-15 веке.

Знать понятия: Централизация, сословно-представительная монархия, Великая хартия вольностей, парламент, палата лордов, палата общин, Генеральные штаты.

Уметь:на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в государствах Европы.

Практические и познавательные задания на стр. 197.

§ 20, документ на стр. 199

19

Кризис европейского средневекового общества

1

Урок с элементами лабораторной работы. Составление сравнительной таблицы

Кризис европейского сословного общества в 14-15 веках. Столетняя война: причины и итоги. Война Белой и Алой Розы.

Ранние славянские государства. Кирилл и Мефодий - просветители

Знать понятия:

Чёрная смерть, товарное производство, Жакерия, Авиньонскоепленение, реформирование церкви, славяне, балты.

Уметь: Определять причины, характер, значение феодальных войн. Выделять причины событий, оценивать влияние Византии на славянские народы.

Письменный опрос

Составить сравнительную таблицу «Крестьянские восстания»

§ 21, 22 вопросы на стр. 213.

§ 23

20

Средневековая культура

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений

Романские и готические соборы.

Знать понятия:

Готический и романский стиль, устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика

Решение познавательных заданий. Подготовка сообщений

§ 17, стр. 163-169

21

Средневековая культура

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений

Развитие науки и техники. Появление университета. Схоластика.

Знать понятия: устав, монастырская школа, риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика.

Уметь:Характеризовать роль церкви в сохранении и распространении знаний, использовать документы и иллюстрации как источники знаний.

Решение познавательных заданий. Подготовка сообщений

§ 18, вопросы 1-3 к главе 7 на стр. 177

22

Вершина Средневековья

1

Повторительно-обощающий урок

Устный и письменный опрос по теме «Вершина Средневековья»

23

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Лекция с элементами беседы. Составление конспекта темы урока.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголам. Походы Тимура

Знать понятия: монголы, татары, хан, раджа, султанат, индуизм, буддизм.

Уметь: Называть причины успеха монгольских завоеваний, распада монгольских государств, давать характеристику исторической личности (Тимура).

Письменный опрос

Работа с понятиями, картой, иллюстрациями, документами.

§ 24, вопросы 3, 5 (письменно)

§ 25, документ на стр. 242.

24

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Практикум

Практические и познавательные задания

Китай: распад и восстановление единой державы. Империя Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествие кочевников. Создание империи Мин. Особенности с/в культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Средневековая Япония: жизнь, быт, культура, верования населения.

Знать понятия: Синтоизм, сёгун, Ямато, самураи.Уметь:сравниватьгосударственный и общественный строй различных государств

( Китай и Япония), образ жизни европейцев и японцев. Уметь оценивать вклад китайской культуры в мировую

Практические и познавательные задания. Вопросы 1, 2 на стр. 249

§ 26, § 27, вопросы 1, 2 (письменно)

Индивидуаль-

ные сообщения по § 28§ 29.

25

Страны Азии, Африки и Америки в Средние века

1

Семинар. Подготовка сообщений

Страны и народы Африки в эпоху Средневековья.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки, и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни

Знать понятия:

индейцы, майя, ацтеки, инки.

Уметь:определять особенности развития стран Африки;выделять особенности. Сравнивать (культуру индейцев, архитектурные постройки), анализировать карту, документы, иллюстрации, используя их как источники.

Выступления с сообщениями

§ 28§ 29, вопросы 1, 2, 3 на стр. 276

26

Европа накануне Нового времени. Османская империя

1

Лекция с элементами беседы. Составление конспекта темы урока

Завоевание сельджуков и османов. Падения Византии. Османская империя. Рождение Испании. Начало книгопечатания в Европе

Знать понятия: каравелла, идальго, турки-османы, книгопечатание.

Уметь: Выделять и перечислять признаки нового времени, анализировать карту, документы, давать оценку событиям

Практические и познавательные задания. Составление конспекта

§ 30, 31

27

Европа накануне Нового времени

1

Посторительно-обобщающий урок

Устный и письменный опрос

28

Итоговое повторение по курсу Средних веков

1

Посторительно-обобщающий урок

Собеседование



Календарно- тематическое планирование учебного материала по по истории России для 6 класса

2015-2016 уч. год

п/п

Тема

урока

Кол - во

ча-сов

Педагогические средства

Виды деятельности обучаемых

Элементы

содержания

образования

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Д/з

Дата


план факт

Примеча-

ние

Введение (1 ч.)

Раздел 1 Древние жители нашей Родины (4 ч.)

1

Введение

1

Вводный урок

Знакомство со структурой учебника, с целями и задачами курса. Помощь иллюстративного ряда учебника, схем, карт, генеалогических таблиц, именных указателей при изучении истории.

З н а т ь:

- структуру учебника.

У м е т ь:-ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.

стр. 3

2

Первобытные жители нашей страны

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с картой и текстом учебника

Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение. Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотоводов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй.

Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.

Знать:- древнейшие поселения на территории нашей страны;

- основные занятия древних людей;

- типы хозяйств: присваивающее, производящее;

- процесс выделения языковых семей

Уметь:показывать на карте и рассказывать о местах расселения древних людей на территории нашей страны;

- описывать первые орудия труда древних людей;

- выполнять тестовое задание: выбор ответа.

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 1; вопросы и задания стр. 8; задания в рабочей тетради

3

На окраинах античного мира

1

Образное повествование с элементами беседы.

Работа с картой и текстом учебника

Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Боспорского царства и других эллинистических государств в этом регионе.

Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.

Знать:особенности развития греческих колоний: Херсонес,Пантикапей, Ольвия,Горгиппия, Фанагория;общественный строй античных городов-государств в Северном Причерноморье;общественный строй скифских племён живших в I в. до н. э.

Уметь: показывать на карте греческие колонии; определять взаимоотношения Греции с ее черноморскими колониями;описывать условия жизни и занятия скифов, их самобытную культуру;

- выполнять тестовые задания: выбор ответа; установление пропущенного слова

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 2, вопросы и задания стр. 13-14; задания в рабочей тетради

4

Кочевые племена на территории России в IV-V веках

1

Рассказ с элементами беседы. Работа с картой и с текстом учебника

Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.

Знать:о роли кочевых племен в древнейшей истории нашей страны;хронологические рамки Великого переселения народов;- смысл понятия «Великое переселение народов»; общественный строй государств, образовавшихся в период Великого переселения народов.

Уметь: показывать на карте основные направления Великого переселения народов.

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника.

§ 3; вопросы и задания стр. 19-20; задания в рабочей тетради

5

Восточные славяне в VI - XII веках.

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с иллюстрациями учебника

Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви. Появление славян на территории нашей страны. Восточнославянские племена по данным русских летописей. Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян. Языческая религия славян.

Знать: основные занятия восточных славян; особенности образа жизни и верование; общественный строй древних славян.

Уметь:показатьнаисторической карте территории; расселения восточнославянских племен;

- работать с картой; выполнять тестовое задание: выбор ответа

Фронтальный опрос. Работа с иллюстрациями учебника

§ 4; вопросы и задания стр. 27-28; задания в рабочей тетради



Раздел 2 . Древняя Русь в IX -XII веках( 8 ч.)

6

Образование Древнерус-

ского государства

1

Эвристическая беседа. Работа с картой и текстом учебника

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев - два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянских племён. Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».

Знать: хронологические рамки образования Древнерусского государства;о первых свидетельствах древних летописцев; о возникновении торгового пути «Из варяг в греки»; процесс превращения поселков восточных славян в города;особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства; - о версиях происхождения названия «Русь».

Уметь:показывать на карте торговый путь «Из варяг в греки»; рассказывать о первых русских князьях; выполнять тестовые задания: выбор ответа (знание дат, фактов, понятий)

Индивидуаль-

ный опрос. Работа с картой и текстом учебника

§ 5, вопросы и задания стр. 37-38; задания в рабочей тетради

7

Русские князья времён язычества

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с картой и текстом учебника

Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси. Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика - борьба с древлянами. Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян. Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.

З н а т ь:характерные особенности правления;

- о первых русских князьях времен язычества;

- особенности внешней политики русских князей;

- как было организовано управление Древнерусским государством;

- об отношениях князя и дружины;

- о походах русских князей.

Уметь:

- показывать на карте направление походов русских князей, территории, которые вошли в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе;

- выполнять тестовые задания

Фронтальный опрос. Работа с картой и текстом учебника

§ 6, вопросы и задания стр. 46-47; задания в рабочей тетради

8

Князь Владимир и крещение Руси

1

Беседа.

Решение познавательных заданий. Работа с документом.

Сыновья Святослава. Первая усобица. Владимир - объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира. Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого события для русской истории. Внутренняя политика князя. Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов. Отношения с соседними странами.

Знать:

- события первой княжеской усобицы;

- причины принятия христианства Русью;

- значение принятия христианства;

- о процессе распространении христианства на Руси.

Уметь: характеризовать внутреннюю и внешнюю политику князя Владимира;

Индивидуаль-

ный опрос. Ответы на вопросы к документу стр. 54

§ 7, вопросы и задания стр. 53-54; задания в рабочей тетради

9

Киевская Русь при Ярославе Мудром

1

Изложение нового материала с элементами самостоятельной деятельности.

Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого. Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и печенегами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси

Знать:

- последовательность событий междоусобицы сыновей князя Владимира; - даты правления Ярослава Мудрого;

- смысл основных законов «Русской правды»;

- главные направления внешней политики Ярослава Мудрого.

Уметь: показывать на карте города, в которых правили сыновья кн. Владимира; характеризовать внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

Письменный опрос. Работа с текстом учебника.

§ 8, вопросы и задания стр. 59; задания в рабочей тетради

10

Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

1

Беседа.

Участие в беседе по ключевым вопросам темы

Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей.Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.

Знать:систему престолонаследия
(лествица) на Руси; содержание завещание Ярослава Мудрого своим сыновьям; внутренние памятники Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого; о процессе роста самостоятельности отдельных княжеств;особенности новой системы престолонаследия;

- исторические заслуги Владимира Мономаха как государственного деятеля.

Уметь: опираясь на текст исторического документа, анализировать поучение Владимира Мономаха;

Фронтальный опрос. Участие в беседе по ключевым вопросам темы.

Работа с документом стр. 65

§ 9, вопросы и задания стр. 65-66; задания в рабочей тетради

11

Общественный строй Древней Руси

1

Практикум.

Составление таблицы. Работа с фрагментами документа

Древнерусская народность. Категории русского населения: общинники-земледельцы, вотчинники и др. Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.

Знать:факты, способствующие возникновению древнерусской народности; социальные слои русского населения;развитие внутренней и внешней торговли, ремесленного производства

Уметь:давать характеристику русским городам

Практические задания. Составление таблицы: «Категории населения Киевской Руси в X - XI веках».

Работа с документом.

§ 10, вопросы и задания стр. 71-72; задания в рабочей тетради

12

Православная церковь в Киевской Руси

1

Образное повествование с элементами беседы. Работа с текстом учебника

Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей. Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печерские.Киево-Печерский монастырь

Знать: причины принятия христианства Русью;значение принятия христианства;

- о процессе распространении христианства на Руси.

Уметь:выполнять тестовые задания: выбор ответа, заполнение пропущенных слов, словосочетаний

Индивидуаль-

ный опрос. Подготовка сообщений.

§ 11, вопросы и задания стр. 75-76; задания в тетради

13

Культура Киевской Руси

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме.

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков. Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты. Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.

Знать:основные направления развития древнерусской культуры;

- особенности культуры Древней Руси;

- характерные черты древнерусского национального самосознания;

- о культурном значении принятия христианства.

Уметь:описывать памятники древнерусской культуры

Представление презентаций по теме.

§ 12, вопросы и задания стр. 86; задания в рабочей тетради

14

Древняя Русь в IX - XII веках

1

Повторительно-обобщающий урок

Восточные славяне и их соседи. Формирование
древнерусского государства.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Владимир Святославович Принятие христианства и его значение. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Культура Древней Руси

У м е т ь:

Работать с историческими документами.

Составить сравнительную таблицу.

Тестовые задания на установление причинно-следственных связей;

на установление соответствия понятий, соответствий персоналий с их деятельностью, соответствия дат и событий.

Беседа по ранее подготовлен-

ным вопросам.

Тестовые задания с выбором ответа.


Раздел 3 Русские земли в XII - начале XIII века(6 ч.)

15

Удельный период русской истории

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа.

Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей. Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель. Последствия раздробленности.

Знать:

- хронологические рамки периода политической раздробленности русских земель;

- закономерность политической раздробленности- причины раздробленности Руси.

Уметь:отвечать на вопрос «Что такое удельная система»;называть последствия (отрицательные и положительные) раздробленности Руси;показывать на карте русские княжества удельного периода.

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 93

§ 13, вопросы и задания стр. 93; задания в рабочей тетради

16

Южная Русь

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха. Борьба за киевское княжение в XII - начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием. Черниговское

княжество.

Новгород - Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве». Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт.

Знать:

- причины упадка Киевского княжества;

- значимость Киевского престола в период политического раздела;

- особенности развития крупных русских княжеств.

Уметь:

- рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника.

§ 14, задания в рабочей тетради

17

Юго-Западная Русь

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл.

Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич - объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович - король Руси. Его наследники. Культура Галицко-Волынской Руси.

Знать:

- особенности развития Галицко-Волынской земли;

Уметь:

- рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

- показать на карте Галицко-Волынское княжество;

- по алгоритму дать характеристику крупным русским княжествам;

- по алгоритму составить политический портрет князей:

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 15, задания в рабочей тетради

18

Новгородское государство

1

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Территория, природные условия, население и хозяйство Новгородской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде. Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы. Культура Новгородской Руси.

Знать:

- особенности

политического строя Новгорода;

Уметь:

- рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

- показать на карте Новгородскую республику;

- сравнивать политическое устройство крупных русских княжеств;

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 16, задания в рабочей тетради

19-20

Владимиро-Суздальская Русь

2

Конспективное повествование. Работа с картой и материалом учебника

Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь.

Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов. Андрей Боголюбский - основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году. Укрепление княжеской власти. Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Культура Северо-Восточной Руси.

Знать:

- особенности развития Северо-Восточной Руси; Уметь:

- рассказывать о развитии крупных русских княжеств;

- показать на карте Владимиро-Суздальскую Русь;

- сравнивать политическое устройство крупных русских княжеств;

Письменный опрос. Работа с картой и материалом учебника

§ 17, задания в рабочей тетради

21-22

Монгольское нашествие на Русь

2

Рассказ с элементами беседы. Беседа по ключевым вопросам урока.

Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование государства. Чингисхан. Начало монгольских завоеваний. Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу. Последствия монгольского нашествия на Русь

Знать:

- даты сражений русского войска с иноземными завоевателями;

- завоевание

Руси монголами;

- причины и последствия ордынского ига;

- принципы устройства державы Чингисхана; - последствия зависимости Руси от Золотой Орды.

Уметь:

- выполнять тестовые задания: выбор ответа на знание фактов, событий, понятий

Участие в беседе. Выполнение разноуровне-

выхиндивидуаль-

ных заданий.

§ 18, вопросы и задания стр. 128; задания в рабочей тетради

23

Натиск с Запада

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Прибалтика в XI - XII веках. Природа, население, хозяйство, религия. Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден. Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр Ярославич. Ледовое побоище. Его значение для русской истории.

Знать: причины крестового похода в Прибалтику; - последствия нашествия крестоносцев на прибалтийские земли;значениеборьбы русского народа и народов Прибалтики с общим врагом;

- значение побед русского войска подпредводительством А. Невского в сражениях на р. Неве и Чудском озере.

Уметь:выполнять тестовые задания: выбор ответа, знание дат, понятий, персоналий

Участие в беседе. Выступление с сообщениями.

§ 19, вопросы и задания стр. 135; задания в рабочей тетради

24

Русские земли под властью Золотой Орды

1

Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности

Образование Золотой Орды. Территория. Население. Хозяйственный уклад. Государственный строй. Установление ордынской власти на Руси. Её формы. Сопротивление ордынской власти западных русских княжеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой. Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил черниговский. Северо-Восточная Русь под властью Орды.

Знать: образование

Золотой орды;сущность ордынского владычества на Руси; повинности русского населения;характеристика, черты взаимоотношений Золотой орды и Руси в XIII в.

Уметь:показывать на карте государство Золотая орда

Решение познаватель-

ных заданий. Выполнение разноуровне-

выхиндивидуаль-

ных заданий

§ 21, вопросы и задания стр.141; задания в рабочей тетради

25

Великое княжество Литовское и русские земли

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа

Литовские племена и образование Литовского государства. Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов. Великое княжество Литовское и Русское. Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.

Знать:

- хронологические рамки образования Великого княжества Литовского;

- управление Литовским княжеством.

Уметь:

- показывать на карте территорию Великого княжества Литовского;

- рассказывать о Грюнвальдской битве 1410 г. и определять ее значение

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 148

§ 21, вопросы и задания стр. 147-148

26

Русские земли в XII- начале XV века

1

Повторительно-обощающий урок

Закономерности процесса политической раздробленности Киевской Руси и стран Западной Европы.

Особенности государственного развития русских земель

Особенности экономического и культурного развития русских земель

Княжеские усобицы.

Русь накануне монгольского нашествия.

Последствия политической раздробленности Киевской Руси

Знать:

- предпосылки и причины распада Киевской Руси на отдельные княжества; - политическую историю крупных русских земель;

- особенности внешней политики русских княжеств в связи с историей половецкого народа.

Уметь:

- рассказывать о последствиях удельной системы на Руси;

Беседа по ранее подготовлен-

ным вопросам.

Тестовые задания с выбором ответа.


29

Москва на подъёме

1

Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий

Сыновья Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Усиление Москвы среди прочих русских земель.

Начало борьбы с Ордой. Битва на Боже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы.

Знать:

- имена князей Северо-Восточной Руси;

- политическую ситуацию на Руси в XIV-XV вв.;

- причины возвышения Москвы; основные сражения русского воинства против иноземных завоевателей;

- роль московских князей в дни объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Уметь:

- обозначать период становления Российского государства;

- показывать на карте основные центры объединения русских земель;

Фронтальный опрос. Работа с документом стр. 165.Решение познаватель-ных заданий.

§ 23, задания в рабочей тетради

30

Кризис Московской Руси

1

Практикум Самостоятельная работа с текстом учебника

Василий 1 и его политика. Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги. Закат ордынского могущества со второй половины XIV века. Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств. Отношения татарских ханств и Руси.

З н а т ь: какие произошли изменения в политике русских князей по отношению к Золотой орде;значение для Руси распада Золотой орды;причины и характер династических войн в Московской Руси;хронологические события периода распада Золотой орды.

Уметь: показывать на карте земли, вошедшие в состав Московского княжества при Василии I;показывать на карте ханства, на которые распалась Золотая орда;

Самостоятель-

ная работа с текстом учебника. Письменный контроль

§ 24, вопросы и задания стр. 173; задания в рабочей тетради

31

Русская православная церковь во второй половине XIII - середина XV века

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия. Монашество. Сергий Радонежский и его последователи. Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.

Знать:время возникновения первых каменных храмов на Руси;

- роль русской православной церкви в период раздробленности и ордынского ига;

- о духовном подвиге Сергия Радонежского;

хронологическую последовательность событий в обретении Русской православной церкви независимости;

- суть споров и разногласий между нестяжателями и иосифлянами.

Уметь: работать с картой; составлять рассказ с опорой на текст учебника

Участие в беседе. Выступление с сообщениями.


32

Русская культура церковь во второй половине XIII - середина XV века

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме.

Литература XIV - XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля. Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Знать:

- о роли Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания;

- значение начала книгопечатания;

- о развитии просвещения и книгопечатания;

- основные жанры и идеи русской литературы данного периода;

- о творчестве русских иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева Уметь:

- описывать

основные архитектурные памятники;

- называть архитектурные памятники Московского Кремля;

Представление проектов по теме

33

Конец удельной эпохи

1

Проблемное изложение материала. Анализ документа

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства. Ликвидация Тверского великого княжества. Присоединение Новгорода и Вятки. Конец ордынской власти. Стояние на реке Угре. Взятие Казани Иваном III. Присоединение Василием III Пскова и Рязани. Войны с Литвой за Смоленск и другие русские земли.

Знать:

- направления

внешней политики Ивана III;

- хронологическую последовательность событий, ликвидация на Руси ордынского владычества.

Уметь: характеризовать личность Ивана III, органически завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы; показывать на карте земли, которые вошли в состав Московского княжества при Иване

Решение познавательных заданий. Работа с документом стр. 196

§ 27, вопросы и задания стр. 195, задания в рабочей тетради

34

От великого княжества к царству

1

Рассказ с элементами беседы. Участие в обсуждении вопросов. Работа с текстом учебника.

Формирование единого русского народа. Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 года. Формирование новой системы государственного управления. Образование сословной культуры русского общества. Новые государственные символы. «Государь Всея Руси». Идея «Москва - Третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских».

Усиление международного престижа Московского государства.

Знать: особенности управления Московским государством;

- социальные слои общества Московского государства;

- суть идеи «Москва -

Третий Рим»;

- социальное положение основных групп населения России в XV в.;

- группы, на которые делилось Российское духовенство;

- символику Российского государства времен Ивана III

Фронтальный опрос. Участие в обсуждении вопросов. Работа с текстом учебника.

§ 28, вопросы и задания стр. 203; задания в рабочей тетради

35

Иван Грозный - первый русский царь

1

Образное повествование с элементами беседы. Составление конспекта

Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия. Личность Ивана Грозного, её противоречивость. Реформы «Избранной рады». Государственное управление:

земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.

Знать

-деятельность Ивана Грозного по укреплению государственной власти;

-методы достижения укрепления власти;

- суть реформ молодого царя;

Система приказов - центральных органов управления страной;

У м е т ь:Составить схему «Система приказов России 15 века»

- Дать характеристику основных положений Судебника 1550 года;Выявить причины того, что царь Иван вошёл в историю под прозвищем Грозный.

Фронтальный опрос. Составление конспекта

§ 29, вопросы и задания стр. 211-212, задания в рабочей тетради

36

Внешняя политика России при Иване Грозном

1

Изложение материала с элементами самостоятельной деятельности. Работа с документом

Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства. Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.

Знать:

- основные направления внешней политики;

- конкретные примеры увеличения территории Российского государства

- главные причины Ливонской войны;

- итоги внешнеполитической деятельности Ивана Грозного;

У м е т ь:Определить основные направления внешней политики и составить схему: « Покорение Сибири Ермаком».

Решение познаватель-

ных заданий. Работа с документом стр. 220

§ 30, вопросы стр. 220.; задания в рабочей тетради

37

Опричное лихолетье

1

Образное повествование с элементами беседы. Составление конспекта

Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный террор. Разорение Новгорода. Отмена опричнины, её результаты для русской истории. Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича

Знать:

- события второго этапа царствования Ивана Грозного;

- суть опричнины;

- последствия опричнины для страны;

- причины кризиса возникшего в конце 15 - начале 16 века;

У м е т ь:Составить схему: « Цели опричнины»;Составить схему: «Последствия опричнины».

Фронтальный опрос. Составление конспекта

§ 31, вопросы стр. 229-230; задания в рабочей тетради


38

Русская православная церковь в конце XV -XVI веке

1

Рассказ с элементами беседы.

Подготовка сообщений.

Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси. Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.

Знать:

- время возникновения первых каменных храмов на Руси;

- роль русской православной церкви в период раздробленности и ордынского ига;

- о духовном подвиге Сергия Радонежского;

хронологическую последовательность событий в обретении Русской православной церкви независимости;

- суть споров и разногласий между нестяжателями и иосифлянами.

Уметь:- работать с контурнойкартой; составлять рассказ с опорой на текст учебника

Участие в беседе. Выступление с сообщениями

§ 32, вопросы и задания стр. 235, задания в рабочей тетради

39

Русская культура в конце XV -XVI веке

1

Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме

Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Архитектура, иконопись, Дионисий. Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.

Знать: о роли Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания;

- значение начала книгопечатания;

- о развитии просвещения и книгопечатания;

- основные жанры и идеи русской литературы данного периода;- о творчестве русских иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева Уметь: - описыватьосновные архитектурные памятники;

- называть архитектурные памятники Московского Кремля;

Представление проектов по теме

§ 33, задания рабочей тетради

40

Создание Московского царства

1

Повторительно-обобщающий урок

Борьба и причины укрепления Московского и Тверского княжеств среди других северо-восточных русских земель.

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства.

Знать:- процессы централизации и образования единого Русского государства.

Уметь:- выполнять тестовое задание с выбором ответа, задание на описание, заполнение пропусков; определение хронологического порядка событий.






Перечень учебно- методического обеспечения

Класс

Предмет

Кол-во часов в нед.

Программа

Уровень программы

УМК

6

История Средних веков,

История России

2ч.

Учебная Рабочая программа

базовый

1) Учебник М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров Всеобщая история История средних веков, 6 класс, « Русское слово» М., 2014 г.

2) Программа курса «История средних веков 6 класс», Бойцов М.А., Петрова Н.Г., « Русское слово 2013 г.

3) Н.Г.Петрова Рабочая тетрадь к учебнику М.А.Бойцова, Р.М. Шукурова Всеобщая история. История средних веков, 6 класс, « Русское

слово» 2011г.

4) КИМы « История Средних веков» 6 класс, М., « Вако» 2011г.

5) Ю.И.Максимов Тесты по истории Средних веков 6 класс, М., Издательство « Экзамен» 2010 г.

6) Всемирная история. Справочник. М., ОЛМА Медиа Групп 2009 г.

7) Учебник Е.В.Пчелов История России с древнейших времён до конца XVI века, 6 класс, « Русское слово», М., 2014 год

8) Программа курса« История России с древнейших времён до конца XVIII века 6-7 класс», Е.В.Пчелов « Русское слово» 2006 год

9) Д.А.Фадеева История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебно-методические материалы для 6 класса, « Русское

слово», М., 2003 год

10) КИМы История России 6 класс, М., « Вако» 2011 год

11) К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова « История России» 6 класс, « Русское слово» М., 2010 год

Список дополнительной литературы

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2006

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2006 г

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

4.Григорьева Н.А.История и мировая художественная культура: интегрированные

5.Задания.10-11 классы/ Н.А. Григорьева.- М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2006 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления , М.,1990

6. История всемирной литературы т.1.- М.: Наука ,1983

7. .Шестаков В.А. История России, ХХ- начало ХХI века: учеб. для 11 кл. ОУ: профил. уровень - М.:Просвещение,2007

Интернет ресурсы по Истории России.

Учебно-методические материалы

библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

shpl.ru

history.ru

hist.msu.ru

lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

his.1september.ru/index.php

predania.ru/

bibliotekar.ru/muzeu.htm

исторические фотодокументы, репродукции

auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html

humanities.edu.ru/db/sect/44/6

sovr.ru/

исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

humanities.edu.ru/db/sect/219/6

карты

ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

справочные и дополнительные материалы по истории

исторические понятия, персоналии

vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-

rusarchives.ru











СОГЛАСОВАНО

на заседании Филолого-гуманитарного

ШМО

протокол № 1 от «28» августа 2015г СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Воронина А.А._________.

28 августа 2015г.

























Аннотация к рабочей программе по истории для 6 класса

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

4. Учебный план МАОУ Гимназия на 2013/2014 учебный год.

Рабочая программа основного общего образования для 6 классов составлена на основе модели концентрического изучения истории, в соответствии с Положением о рабочей программе, принятой в МАОУ Гимназия.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по (Всеобщей истории) Истории Средних веков и Истории России.

Программа по (Всеобщей истории) Истории Средних веков полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята авторская программа под редакцией В. А. Ведюшкина «История Средних веков». - М: Просвещение, 2009

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Ведюшкин В.А. История сред.веков. М.: Просвещение, 2004.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год и рекомендован МО РФ.

Данная рабочая программа предполагает 30 часов на изучение истории средних веков (2 часа в неделю).

Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе авторской программы Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6-7 классов и полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории (5-9 классы)

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Е.В.Пчелова издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год и рекомендован МО РФ.

Данная рабочая программа предполагает 40 часов на изучение истории России (2 часа в неделю), 28 часов на изучение зарубежной средневековой истории

Вид программы модифицированная

Краткая характеристика учебного курса

Основная цель курса истории в 6 классе - дать школьникам знания о средневековом прошлом России и зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени. Учащиеся, получают представление об истории средневековья, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, присваивают УУД в соответствии с ФГОС.

Используемые технологии обучения

Планируется использование коммуникативных интерактивных технологий (групповая работа, деловая игра, дискуссия, дебаты и т.п.), компетентностно-ориентированных заданий, вовлечение самого ученика в отбор и конструирование содержания урока. Методы обучения: проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый), исследовательский.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Требования к личностным результатам по истории, содержащимся во ФГОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Требования к метапредметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения истории Средних веков и Истории России ученики должны уметь и знать:

1. Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.

2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.

3. Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.

4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.

5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.

6. Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.

7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.

8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.

9. Анализировать фрагменты исторических источников.

10. Объяснять значение исторических понятий.

11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.

12. Образно воссоздавать исторические явления и события

13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.

14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи

15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.

16. Работать со справочной и дополнительной литературой.






















© 2010-2022